Helsingin Sanomat (Финляндия): финский исследователь российской культуры восхищается смелостью русских - «Мир»

  • 08:00, 22-апр-2020
  • Россия / Культура / Мероприятия / Общество / Матчи / Мнения / Новости дня / Наука / Мир / Интернет
  • Edgarpo
  • 0

© РИА Новости, Евгений Одиноков | Перейти в фотобанкЭлина Кахла с молодости посвятила себя русской культуре и языку и сейчас продолжает изучать историю России и современность.

В семье культуролога Элины Кахла (Elina Kahla) с уважением относились к языкам и литературе, печатному слову.


Ее отец Мартти — литератор и лингвист, мать Сейя 30 лет проработала редактором в газете «Хельсингин саномат».


Элина была единственным ребенком и впитала атмосферу своей семьи — и уже в четыре года сама научилась читать.


«Отец любил разговаривать со мной о том, что его интересовало, и в шутку обращался ко мне на „вы" — но во время работы его нельзя было отвлекать», — вспоминает Элина Кахла.


«Мама была моим главным героем, и в семье она решала все практические вопросы. Я понимала, что для родителей я была очень важна».


Теоретические дисциплины стали любимыми спутниками девочки.


Она также увлекалась искусством, состояла в киноклубах, пробовала заниматься писательством.


Важнейшим общественным опытом Кахла считает свое участие в мероприятии экологического движения «Койярви» (Koij?rvi) весной 1979 года.


«Я провела на мероприятии один или два дня. Присоединилась к вегетарианству, начала выступать против ядерной энергетики».


Загадочной русской культуре Элина Кахла посвятила себя в ранней молодости.


Со временем это проявилось в любви к русскому языку и культуре, православной вере и отношении к народам, родственным финскому. В 20 лет она приняла православную веру.



Изучая русский в университете, Кахла познакомилась с увлеченными своим делом людьми. Например, в 1980-е годы появились новые исследования профессоров Пекки Песонена (Pekka Pesonen) и Наталии Башмакофф (Natalia Baschmakoff).


Своим главным вдохновителем она называет профессора Тартуского университета семиотика Юрия Лотмана.


«Мы все появились из рукава Лотмана», — подытоживает она.


У Кахла было много направлений работы, но все они так или иначе были связаны с Россией. Пожалуй, ее уже можно назвать опытным «ветераном» в исследованиях России. Страна и культурные явления были изучены вдоль и поперек.


Чем же русские отличаются от нас, финнов?


«Русских отличает сильная самодостаточность, им прививают мысль, что они всегда были и будут великими. Поэтому они всегда очень недовольны, если им пытаются привить что-то извне», — говорит исследователь.


«Это неоспоримая национальная гордость. Что великий Пушкин — наше все, как и Толстой, Лермонтов, Достоевский…»


В России столетиями господствовали сильные социальные различия и классовые границы, что и сейчас отражается на поведении русских.


«Грубо говоря, если будешь высовываться, то тебя так или иначе остановят. Это они усвоили четко», — говорит Кахла.


«В ином мнении признаются только в личных разговорах, за столом или на скамейке в парке».


Исследователя очень привлекает тот факт, что в России у всего есть две стороны, есть официальная и неофициальная культура.


«В русских много смелости — люди выходят на протест и не боятся смертельной опасности».


К главному направлению развития российского общества Кахла относится скептически.


«Боюсь, выбран довольно неудачный курс. Кажется, Путин закоснел, он считает цифры, меняет кадры. Беспокоит и то, что помощники Путина могут бояться рассказать ему правду».



Настоящим спасением на протяжении истории России были разные независимые сообщества. В современной России это, к примеру, организации для лечения наркозависимых, которые чаще всего создаются их же собственными силами.


Небольшое сообщество, которому Кахла уделяет в последнее время особое внимание — самый северный православный монастырь в мире, который находится в Печенге.


В своем новом исследовании она рассказывает о долгой истории монастыря, а также о его уничтожении в советское время после войн.


«На написание книги, конечно, ушло много сил, — признает Кахла. — К счастью, она уже готова».


Кто?


Элина Кахла


Родилась в 1960 году в финском городе Эспоо.


Окончила школу смешанного обучения в Хельсинки в 1979 году, стала кандидатом философских наук в 1985 году (Хельсинкский университет), получила степень доктора философии в 2007 году (Университет Восточной Финляндии).


Заведующая редакцией Александровского института при Хельсинкском университете и исследователь с 1996 по 2012 год, с 2016 года числится исследователем.


Руководитель проектов Бизнес-школы Алвара Аалто с 1991 по 1996 год, руководитель Института Финляндии в Санкт-Петербурге с 2012 по 2016 год.


Автор многих исследовательских работ и статей. На Пасху было опубликована работа Элины Кахла о самом северном в мире православном монастыре и печенегских мучениках.


Перевела на финский язык книги Людмилы Улицкой, Марины Цветаевой и Евгения Водолазкина.


Главный редактор журнала «Иконописец» (Ikonimaalari) с 2017 по 2019 год. Член руководства общества «Авторы научной литературы» (Tietokirjailijat).


Живет в Хельсинки, замужем, два взрослых сына.


24 апреля Элине Кахла исполняется 60 лет.


© РИА Новости, Евгений Одиноков | Перейти в фотобанкЭлина Кахла с молодости посвятила себя русской культуре и языку и сейчас продолжает изучать историю России и современность.В семье культуролога Элины Кахла (Elina Kahla) с уважением относились к языкам и литературе, печатному слову. Ее отец Мартти — литератор и лингвист, мать Сейя 30 лет проработала редактором в газете «Хельсингин саномат». Элина была единственным ребенком и впитала атмосферу своей семьи — и уже в четыре года сама научилась читать. «Отец любил разговаривать со мной о том, что его интересовало, и в шутку обращался ко мне на „вы" — но во время работы его нельзя было отвлекать», — вспоминает Элина Кахла. «Мама была моим главным героем, и в семье она решала все практические вопросы. Я понимала, что для родителей я была очень важна». Теоретические дисциплины стали любимыми спутниками девочки. Она также увлекалась искусством, состояла в киноклубах, пробовала заниматься писательством. Важнейшим общественным опытом Кахла считает свое участие в мероприятии экологического движения «Койярви» (Koij?rvi) весной 1979 года. «Я провела на мероприятии один или два дня. Присоединилась к вегетарианству, начала выступать против ядерной энергетики». Загадочной русской культуре Элина Кахла посвятила себя в ранней молодости. Со временем это проявилось в любви к русскому языку и культуре, православной вере и отношении к народам, родственным финскому. В 20 лет она приняла православную веру. Изучая русский в университете, Кахла познакомилась с увлеченными своим делом людьми. Например, в 1980-е годы появились новые исследования профессоров Пекки Песонена (Pekka Pesonen) и Наталии Башмакофф (Natalia Baschmakoff). Своим главным вдохновителем она называет профессора Тартуского университета семиотика Юрия Лотмана. «Мы все появились из рукава Лотмана», — подытоживает она. У Кахла было много направлений работы, но все они так или иначе были связаны с Россией. Пожалуй, ее уже можно назвать опытным «ветераном» в исследованиях России. Страна и культурные явления были изучены вдоль и поперек. Чем же русские отличаются от нас, финнов? «Русских отличает сильная самодостаточность, им прививают мысль, что они всегда были и будут великими. Поэтому они всегда очень недовольны, если им пытаются привить что-то извне», — говорит исследователь. «Это неоспоримая национальная гордость. Что великий Пушкин — наше все, как и Толстой, Лермонтов, Достоевский…» В России столетиями господствовали сильные социальные различия и классовые границы, что и сейчас отражается на поведении русских. «Грубо говоря, если будешь высовываться, то тебя так или иначе остановят. Это они усвоили четко», — говорит Кахла. «В ином мнении признаются только в личных разговорах, за столом или на скамейке в парке». Исследователя очень привлекает тот факт, что в России у всего есть две стороны, есть официальная и неофициальная культура. «В русских много смелости — люди выходят на протест и не боятся смертельной опасности». К главному направлению развития российского общества Кахла относится скептически. «Боюсь, выбран довольно неудачный курс. Кажется, Путин закоснел, он считает цифры, меняет кадры. Беспокоит и то, что помощники Путина могут бояться рассказать ему правду». Настоящим спасением на протяжении истории России были разные независимые сообщества. В современной России это, к примеру, организации для лечения наркозависимых, которые чаще всего создаются их же собственными силами. Небольшое сообщество, которому Кахла уделяет в последнее время особое внимание — самый северный православный монастырь в мире, который находится в Печенге. В своем новом исследовании она рассказывает о долгой истории монастыря, а также о его уничтожении в советское время после войн. «На написание книги, конечно, ушло много сил, — признает Кахла. — К счастью, она уже готова». Кто? Элина Кахла Родилась в 1960 году в финском городе Эспоо. Окончила школу смешанного обучения в Хельсинки в 1979 году, стала кандидатом философских наук в 1985 году (Хельсинкский университет), получила степень доктора философии в 2007 году (Университет Восточной Финляндии). Заведующая редакцией Александровского института при Хельсинкском университете и исследователь с 1996 по 2012 год, с 2016 года числится исследователем. Руководитель проектов Бизнес-школы Алвара Аалто с 1991 по 1996 год, руководитель Института Финляндии в Санкт-Петербурге с 2012 по 2016 год. Автор многих исследовательских работ и статей. На Пасху было опубликована работа Элины Кахла о самом северном в мире православном монастыре и печенегских мучениках. Перевела на финский язык книги Людмилы Улицкой, Марины Цветаевой и Евгения Водолазкина. Главный редактор журнала «Иконописец» (Ikonimaalari) с 2017 по 2019 год. Член руководства общества «Авторы научной литературы» (Tietokirjailijat). Живет в Хельсинки, замужем, два взрослых сына. 24 апреля Элине Кахла исполняется 60 лет.


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!