Defence 24 (Польша): Украина возобновляет импорт электроэнергии из России - «Новости»

  • 12:00, 07-фев-2020
  • Россия / Белоруссия / Украина / Энергетика / Власть / Мнения / Законы / Политика / Новости дня / Ростов-на-Дону / Реформы / Мероприятия
  • Edgarpo
  • 0

© AP Photo, Efrem LukatskyПосле почти пятилетнего перерыва Украина возобновила импорт электроэнергии из России и Белоруссии. Это вызвало бурю в украинскмих СМИ. Какова сейчас ситуация в украинской энергетике и есть ли подводные камни у решения о возобновлении импорта из России? Почему Украина берет российскую энергию, но громко кричит о запрете это делать?

Возобновленный в октябре прошлого года после почти пятилетнего перерыва импорт электроэнергии из России и Белоруссии вызвал много шума в украинских СМИ. С экономической точки зрения небольшие по объему поставки не кажутся важным фактором для украинского рынка, однако, ситуация может измениться, если в долгосрочной перспективе импорт будет сохраняться или если его объем будет увеличиваться. Основные угрозы связаны с тем, что со сделками в этой сфере тесно связаны политики и олигархи.


Много шума из ничего?


В сентябре 2019 года украинская Верховная рада утвердила законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины в сфере использования ядерной энергии», который разрешал с 1 октября начать импорт электроэнергии из России и Белоруссии. В последний раз украинцы покупали российскую электроэнергию в декабре 2015 года, после осуществлялся только технологический импорт в небольших объемах («технологические перетоки»).


В украинских СМИ разразилась буря. Критики обращали внимание, что возобновление поставок электроэнергии из государства-агрессора недопустимо, тем более если это происходит на фоне наблюдающегося в последние месяцы на Днепре перепроизводства электроэнергии. Они отмечали, что законодательная инициатива может оказаться первым шагом на пути к «нормализации» отношений с Москвой или даже началом нового российско-украинского сближения. Сторонники и противники импорта при этом манипулировали данными. Первые подчеркивали, что покупка российской и белорусской энергии будет способствовать росту конкуренции и снижению цен, а вторые преувеличивали последствия, к которым может привести такая деятельность, изображая перспективу катастрофы.



Критика не стихала в течение нескольких месяцев, и парламент частично отменил собственные поправки. 27 декабря вступил в силу закон, вводящий запрет на импорт электроэнергии из РФ по двусторонним договорам (63% рынка в 2019 году) и на внутрисуточном рынке (1%), однако, была сохранена возможность импортировать электроэнергию из РФ на рынке «на сутки вперед» (34% рынка в 2019 году). Изменения не затронули белорусскую электроэнергию, фактически оставив российским производителям пространство для маневра.


Каков масштаб импорта из России и Белоруссии, показывают данные «Укрэнерго» — оператора украинских сетей. В период с 1 июля до 30 ноября 2019 года, то есть после запуска новой модели рынка электроэнергии, доля импортированного электричества не превышала 3,5%, причем для России и Белоруссии этот показатель составлял 1,7% (0,3% и 1,4% соответственно). На первый взгляд, эти цифры выглядят доказательством того, что пресса подняла шум безосновательно. Следует, однако, внимательнее приглядеться к контексту и проанализировать уже появившиеся и потенциальные последствия этого явления, поскольку оно выглядит серьезнее, чем кажется.


Подводные камни


Отнестись к делу серьезнее заставляет несколько моментов. Во-первых, возобновление импорта совпало с появлением излишков электроэнергии в украинской системе, возникших на фоне теплой погоды и снижения объемов промышленного производства (в последнем квартале прошлого года предприятиям понадобилось меньше энергии, чем обычно).


Во-вторых, Украина внедрила новую модель рынка электроэнергии всего за три месяца до возобновления импорта из РФ. В этот период не все шло гладко. По мнению одного из лучших украинских экспертов в сфере электроэнергетики Сергея Дьяченко, рынок (а в первую очередь оператор транспортной сети) не готов к конкуренции, предполагающей, в частности, большую гибкость сетей. Поступление дополнительных объемов электроэнергии из-за границы лишь усугубляет проблемы. О рисках, связанных с импортом энергии из России и Белоруссии, предупреждала компания «Укрэнерго», для которой управление избыточными мощностями оказалось непростой задачей. Хотя в современной структуре рынка доля российского и белорусского электричества невелика, даже такое количество создает для оператора сложности.


Интересно, что он и так в 2019 году значительно ограничил импорт: из России и Белоруссии было поставлено примерно в три раза меньше энергии, чем планировалось. Неудивительно, что министр энергетики Алексей Оржель объявил о появлении политического решения сменить руководство «Укрэнерго» и «Нафтогаза». Позже он отказывался от своих слов, но осадок остался: стремление провести кадровые перестановки в кампании-операторе сетей намекает на намерение ограничить ее независимость, хотя именно та должна служить фундаментом реформ сектора в соответствии с третьим энергетическим пакетом ЕС. Два упомянутых выше фактора (снижение спроса и специфика рынка) делают последствия даже небольших по объему закупок электроэнергии из РФ и Белоруссии ощутимыми.


В-третьих, особому риску подвергаются атомные электростанции, которые не могут свободно управлять своими мощностями. Даже небольшие колебания в системе могут привести к необходимости отключать на них целые энергоблоки. При этом электроэнергия из РФ и Белоруссии может поступать как днем, так и ночью, что дополнительно ограничивает пространство маневра «негибких» АЭС. Ограничения на их доступ к Объединенной энергетической системе Украины (ОЭС) вводились несколько раз. Например, в ночь с 21 на 22 декабря атомным электростанциям пришлось снизить мощность на 400 МВт. Хотя следует добавить, что импорт электроэнергии был лишь одной из причин этого шага.


Масла в огонь подлило высказывание министра Оржеля о планах закупки электроэнергии с АЭС в Островце. Дьяченко говорит, что импорт электричества, которое будет производиться на этой белорусской электростанции, перспектива вполне реальная, однако, оценить объем возможных поставок сложно. При этом он убежден, что украинское руководство решительно настроено на то, чтобы открыть это направление импорта.


В-четвертых, российские импортеры демпингуют, снижая цены для украинских покупателей, что наносит удар по интересам производителей электроэнергии на Днепре. Очевидно, что россиян интересует не только прибыль, но и возможность искусственным образом связать украинских партнеров с российским рынком. Как полагает Дьяченко, в перспективе при помощи российской и белорусской энергии будет покрываться до 15% спроса. Открытым одновременно остается вопрос, где находится верхняя граница объема импорта из России и Белоруссии.


В-пятых, сохранение импорта из этих стран или увеличение его объема в будущем может привести к проблемам в процессе синхронизации ОЭС Украины с Европейской сетью системных операторов передачи электроэнергии. В период с января до конца апреля прошлого года проводились проверки работы украинской ОЭС в условиях полного отсоединения от российской сети, на основании которых в феврале будет скорректирован План мероприятий по синхронизации. Продолжение поставок с восточного направления, а тем более наращивание их объема осложнит дальнейшее тестирование.


Пяти вышеприведенных факторов достаточно для того, чтобы не считать происходящие процессы не заслуживающими внимания. Украинские власти избрали курс на насыщение рынка товаром из разных источников, а намерение начать импорт с АЭС в Островце намекает на то, что останавливаться на этом пути они не собираются. Одновременно предпринимаются шаги, нацеленные на ограничение экспорта электроэнергии с Украины и призванные способствовать сохранению на внутреннем рынке низких цен (Киев, например, заявляет, что планирует отказаться от создания энергомоста Украина — ЕС). Все это говорит о том, что украинское руководство устраивают временные решения, которые позволяют смягчить последствия реформ, но не устраняют причины неудовлетворительного уровня развития украинского рынка электроэнергии.


В-шестых: олигархи и Россия


Наводит на размышления также процесс принятия решений, которые позволили возобновить импорт российской электроэнергии. За всеми усилиями по лоббированию этого шага стоял депутат и председатель комитета Верховной Рады по энергетике Андрей Геру. Большинство наблюдателей полагает, что он входит в орбиту влияния Игоря Коломойского. При этом способ проведения операции указывал на применение в украинском парламенте самых худших практик: поправки вносились в последний момент, чтобы часть депутатов о них даже не узнала. Реагируя на критику общественности, власти «запрещали» импорт электроэнергии из РФ, но на самом деле ничего не предпринимали, ограничиваясь заявлениями или приостанавливая его по рыночным причинам. В реальности объем импорта увеличивался, а структуры Коломойского направляли его на свои промышленные предприятия.


Любопытно, что в аукционах по выкупу квот на импорт принимали участие компании, связанные с Ринатом Ахметовым, который выступает против закупки электроэнергии за восточной и северной границей. Можно предположить, что цель их действий состояла в блокировании импорта и исключении с рынка конкурентов. Одновременно принадлежащий богатейшему украинцу концерн ДТЭК объявил о том, что из-за поставок электричества из России и Белоруссии, ему пришлось отключить некоторые блоки своих теплоэлектростанций. Так что мы наблюдаем конфликт двух олигархов: Коломойского и Ахметова.


Разумеется, в таких ситуациях особое значение приобретают политические вопросы. Одна из основных причин стремления российских производителей поставлять энергию на Украину состоит в желании привязать к себе украинских покупателей, в первую очередь — владельцев крупных промышленных предприятий, которым товар предлагается по низкой (демпинговой) цене. Такие транзакции оказываются непрозрачными и позволяют выстраивать систему взаимозависимостей, распространяющуюся в том числе на политическую сферу.


Россия — это государство-агрессор, которое хочет закрепить свои достигнутые путем экспансии завоевания, (аннексия Крыма, попытка создания автономных ДНР и ЛНР в рамках Украины), одновременно нормализовав отношения с Киевом. Один из ее тактических шагов состоит в предложении украинской стороне привлекательных условий на покупку российской электроэнергии. О готовности увеличить объем поставок говорит министр энергетики РФ Александр Новак, заявивший в Москве, что он рассчитывает на отмену решения о запрете импорта по двусторонним договорам.



© AP Photo, Efrem LukatskyПосле почти пятилетнего перерыва Украина возобновила импорт электроэнергии из России и Белоруссии. Это вызвало бурю в украинскмих СМИ. Какова сейчас ситуация в украинской энергетике и есть ли подводные камни у решения о возобновлении импорта из России? Почему Украина берет российскую энергию, но громко кричит о запрете это делать?Возобновленный в октябре прошлого года после почти пятилетнего перерыва импорт электроэнергии из России и Белоруссии вызвал много шума в украинских СМИ. С экономической точки зрения небольшие по объему поставки не кажутся важным фактором для украинского рынка, однако, ситуация может измениться, если в долгосрочной перспективе импорт будет сохраняться или если его объем будет увеличиваться. Основные угрозы связаны с тем, что со сделками в этой сфере тесно связаны политики и олигархи. Много шума из ничего? В сентябре 2019 года украинская Верховная рада утвердила законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины в сфере использования ядерной энергии», который разрешал с 1 октября начать импорт электроэнергии из России и Белоруссии. В последний раз украинцы покупали российскую электроэнергию в декабре 2015 года, после осуществлялся только технологический импорт в небольших объемах («технологические перетоки»). В украинских СМИ разразилась буря. Критики обращали внимание, что возобновление поставок электроэнергии из государства-агрессора недопустимо, тем более если это происходит на фоне наблюдающегося в последние месяцы на Днепре перепроизводства электроэнергии. Они отмечали, что законодательная инициатива может оказаться первым шагом на пути к «нормализации» отношений с Москвой или даже началом нового российско-украинского сближения. Сторонники и противники импорта при этом манипулировали данными. Первые подчеркивали, что покупка российской и белорусской энергии будет способствовать росту конкуренции и снижению цен, а вторые преувеличивали последствия, к которым может привести такая деятельность, изображая перспективу катастрофы. Критика не стихала в течение нескольких месяцев, и парламент частично отменил собственные поправки. 27 декабря вступил в силу закон, вводящий запрет на импорт электроэнергии из РФ по двусторонним договорам (63% рынка в 2019 году) и на внутрисуточном рынке (1%), однако, была сохранена возможность импортировать электроэнергию из РФ на рынке «на сутки вперед» (34% рынка в 2019 году). Изменения не затронули белорусскую электроэнергию, фактически оставив российским производителям пространство для маневра. Каков масштаб импорта из России и Белоруссии, показывают данные «Укрэнерго» — оператора украинских сетей. В период с 1 июля до 30 ноября 2019 года, то есть после запуска новой модели рынка электроэнергии, доля импортированного электричества не превышала 3,5%, причем для России и Белоруссии этот показатель составлял 1,7% (0,3% и 1,4% соответственно). На первый взгляд, эти цифры выглядят доказательством того, что пресса подняла шум безосновательно. Следует, однако, внимательнее приглядеться к контексту и проанализировать уже появившиеся и потенциальные последствия этого явления, поскольку оно выглядит серьезнее, чем кажется. Подводные камни Отнестись к делу серьезнее заставляет несколько моментов. Во-первых, возобновление импорта совпало с появлением излишков электроэнергии в украинской системе, возникших на фоне теплой погоды и снижения объемов промышленного производства (в последнем квартале прошлого года предприятиям понадобилось меньше энергии, чем обычно). Во-вторых, Украина внедрила новую модель рынка электроэнергии всего за три месяца до возобновления импорта из РФ. В этот период не все шло гладко. По мнению одного из лучших украинских экспертов в сфере электроэнергетики Сергея Дьяченко, рынок (а в первую очередь оператор транспортной сети) не готов к конкуренции, предполагающей, в частности, большую гибкость сетей. Поступление дополнительных объемов электроэнергии из-за границы лишь усугубляет проблемы. О рисках, связанных с импортом энергии из России и Белоруссии, предупреждала компания «Укрэнерго», для которой управление избыточными мощностями оказалось непростой задачей. Хотя в современной структуре рынка доля российского и белорусского электричества невелика, даже такое количество создает для оператора сложности. Интересно, что он и так в 2019 году значительно ограничил импорт: из России и Белоруссии было поставлено примерно в три раза меньше энергии, чем планировалось. Неудивительно, что министр энергетики Алексей Оржель объявил о появлении политического решения сменить руководство «Укрэнерго» и «Нафтогаза». Позже он отказывался от своих слов, но осадок остался: стремление провести кадровые перестановки в кампании-операторе сетей намекает на намерение ограничить ее независимость, хотя именно та должна служить фундаментом реформ сектора в соответствии с третьим энергетическим пакетом ЕС. Два упомянутых выше фактора (снижение спроса и специфика рынка) делают последствия даже небольших по объему закупок электроэнергии из РФ и Белоруссии ощутимыми. В-третьих, особому риску подвергаются атомные электростанции, которые не могут свободно управлять своими мощностями. Даже небольшие колебания в системе могут привести к необходимости отключать на них целые энергоблоки. При этом электроэнергия из РФ и Белоруссии может поступать как днем, так и ночью, что дополнительно ограничивает пространство маневра «негибких» АЭС. Ограничения на их доступ к Объединенной энергетической системе Украины (ОЭС) вводились несколько раз. Например, в ночь с 21 на 22 декабря атомным электростанциям пришлось снизить мощность на 400 МВт. Хотя следует добавить, что импорт электроэнергии был лишь одной из причин этого шага. Масла в огонь подлило высказывание министра Оржеля о планах закупки электроэнергии с АЭС в Островце. Дьяченко говорит, что импорт электричества, которое будет производиться на этой белорусской электростанции, перспектива вполне реальная, однако, оценить объем возможных поставок сложно. При этом он убежден, что украинское руководство решительно настроено на то, чтобы открыть это направление импорта. В-четвертых, российские импортеры демпингуют, снижая цены для украинских покупателей, что наносит удар по интересам производителей электроэнергии на Днепре. Очевидно, что россиян интересует не только прибыль, но и возможность искусственным образом связать украинских партнеров с российским рынком. Как полагает Дьяченко, в перспективе при помощи российской и белорусской энергии будет покрываться до 15% спроса. Открытым одновременно остается вопрос, где находится верхняя граница объема импорта из России и Белоруссии. В-пятых, сохранение импорта из этих стран или увеличение его объема в будущем может привести к проблемам в процессе синхронизации ОЭС Украины с Европейской сетью системных операторов передачи электроэнергии. В период с января до конца апреля прошлого года проводились проверки работы украинской ОЭС в условиях полного отсоединения от российской сети, на основании которых в феврале будет скорректирован План мероприятий по синхронизации. Продолжение поставок с восточного направления, а тем более наращивание их объема осложнит дальнейшее тестирование. Пяти вышеприведенных факторов достаточно для того, чтобы не считать происходящие процессы не заслуживающими внимания. Украинские власти избрали курс на насыщение рынка товаром из разных источников, а намерение начать импорт с АЭС в Островце намекает на то, что останавливаться на этом пути они не собираются. Одновременно предпринимаются шаги, нацеленные на ограничение экспорта электроэнергии с Украины и призванные способствовать сохранению на внутреннем рынке низких цен (Киев, например, заявляет, что планирует отказаться от создания энергомоста Украина — ЕС). Все это говорит о том, что украинское руководство устраивают временные решения, которые позволяют смягчить последствия реформ, но не устраняют причины неудовлетворительного уровня развития украинского рынка электроэнергии. В-шестых: олигархи и Россия Наводит на размышления также процесс принятия решений, которые позволили возобновить импорт российской электроэнергии. За всеми усилиями по лоббированию этого шага стоял депутат и председатель комитета Верховной Рады по энергетике Андрей Геру. Большинство наблюдателей полагает, что он входит в орбиту влияния Игоря Коломойского. При этом способ проведения операции указывал на применение в украинском парламенте самых худших практик: поправки вносились в последний момент, чтобы часть депутатов о них даже не узнала. Реагируя на критику общественности, власти «запрещали» импорт электроэнергии из РФ, но на самом деле ничего не предпринимали, ограничиваясь заявлениями или приостанавливая его по рыночным причинам. В реальности объем импорта увеличивался, а структуры Коломойского направляли его на свои промышленные предприятия. Любопытно, что в аукционах по выкупу квот на импорт принимали участие компании, связанные с Ринатом Ахметовым, который выступает против закупки электроэнергии за восточной и северной границей. Можно предположить, что цель их действий состояла в блокировании импорта и исключении с рынка конкурентов. Одновременно принадлежащий богатейшему украинцу концерн ДТЭК объявил о том, что из-за поставок электричества из России и Белоруссии, ему пришлось отключить некоторые блоки своих теплоэлектростанций. Так что мы наблюдаем конфликт двух олигархов: Коломойского и Ахметова. Разумеется, в таких ситуациях особое значение приобретают политические вопросы. Одна из основных причин стремления российских производителей поставлять энергию на Украину состоит в желании привязать к себе украинских покупателей, в первую очередь — владельцев крупных промышленных предприятий, которым товар предлагается по низкой (демпинговой) цене. Такие транзакции оказываются непрозрачными и позволяют выстраивать систему взаимозависимостей, распространяющуюся в том числе на политическую сферу. Россия — это государство-агрессор, которое хочет закрепить свои достигнутые путем экспансии завоевания, (аннексия Крыма,


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!