Quartz (США): Путин перезагружает отношения с Африкой, создавая противовес США и Китаю - «Новости»

  • 16:05, 22-окт-2019
  • Россия / Военные действия / Большой Кавказ / Энергетика / Политика / Новости дня / Выборы / Финансы / Власть / Ростов-на-Дону / Культура / Мир
  • Novosti-Dny
  • 0

© РИА Новости, Артур Лебедев | Перейти в фотобанкАвтор хоть и использует в отношении Москвы «антимпериалистическую» риторику — «пропаганда», «наемники» — тем не менее по сути с уважением пишет о «возвращении» России в Африку. Экспорт в 3 миллиарда долларов, новые университеты и проекты — русским есть что предъявить на саммите «Россия-Африка» в Сочи.

23-24 октября в российском городе Сочи состоится первый в истории саммит «Россия-Африка». Это будет кульминационный момент, знаменующий собой возвращение России на африканский континент. На форум приглашено более 50 африканских лидеров и 3 000 делегатов. Эта встреча станет еще одной иллюстрацией развития отношений между Россией и Африкой в сфере экономики, безопасности, политики и дипломатии, которое имеет место в последнее время.


За последние десять лет появилось множество российско-африканских двусторонних комитетов, экономических форумов и конференций по экономическому сотрудничеству. В 2011 году было создано Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР), чтобы облегчить работу российских компаний и защитить инвестиции.


Прошедший в июне 2018 года Петербургский международный экономический форум вновь объединил Россию и Африку, и дал африканским странам шанс встретиться с российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым. В феврале в Москве прошел бизнес-форум Россия — САДК (Сообщество развития Юга Африки), ставший очередным примером укрепления связей между Россией и Африкой по широкому кругу экономических вопросов.


Предстоящий экономический форум «Россия-Африка», на котором будут председательствовать российский президент Владимир Путин и президент Египта Абдель-Фаттах ас-Сиси, соберет в одном зале российских и африканских официальных лиц и руководителей бизнеса, которые проведут дискуссии и подпишут торговые, экономические и инвестиционные соглашения.


Экономический прагматизм


Эти возобновленные связи строятся на основе прагматичного экономического сотрудничества, военно-технического партнерства и тихого продвижения Россией своей мягкой силы в регионе («мягкой силой» в последние годы принято называть те формы влияния страны, которые не связаны с силовым или экономическим принуждением, — позитивный культурный имидж, представление о стране как о выгодном и надежном партнере, привлекательность для поездок и т.д. — прим. ред.). Все это проводится в контексте соперничества с Соединенными Штатами, Евросоюзом. Китаем и другими странами.


Объем торговли между Россией и странами Африки к югу от Сахары начался с низкого уровня, но быстро увеличился. Если в 2010 году он составлял 1,8 миллиарда долларов, то в прошлом году вырос до 4,8 миллиарда. Торговые отношения между Россией и Африкой характеризуются тем, что Россия в основном выступает в роли экспортера. В 2018 году объем российского экспорта в страны Африки к югу от Сахары составил 3 миллиарда долларов, в то время как импорт из этих стран был равен 1,7 миллиарда долларов. В 2015 году 80 процентов африканского экспорта в Россию приходилось на долю Алжира, Египта, Марокко, Гвинеи, Кот-д'Ивуара и ЮАР. В 2018 году произошел резкий скачок двусторонней торговли между Кот-д'Ивуаром и Россией, особенно в области сельскохозяйственной продукции и энергетики. На прошлогодней встрече БРИКС в Йоханнесбурге президент Путин подчеркнул, что торговля России с Африкой в 2017 году увеличилась более чем на четверть, особенно что касается поставок продовольствия, металлов, станков и оборудования.


Энергетика стала главным сектором для вложения российских инвестиций. Вместе с капиталовложениями в газ, нефть и атомную энергетику появилось такое понятие как энергетическая дипломатия. Российские геологи активно работают в таких странах как Гана, Мадагаскар и Ливия, а крупные нефтяные компании типа «Роснефти» и «Лукойла» борются за господство на рынке нефтяных инвестиций путем оборудования нефтяных и газовых промыслов в самых разных странах, включая Египет и Мозамбик.


Идут переговоры о создании центра ядерных технологий, а Россия недавно объявила о своей готовности построить Африканский центр передового опыта и атомной энергетики в Эфиопии.


Военно-техническое сотрудничество


Россия занимает второе место в мире по продажам оружия и является крупным поставщиком вооружений в африканские страны. Объемы таких поставок постоянно увеличиваются. По данным Стокгольмского института исследования проблем мира, объем продаж российского оружия в страны Африки с 2012 по 2017 год вырос в два раза. Китай и США также являются важными поставщиками вооружений и военной техники, но в Африке они отстают от России, на долю которой в период с 2013 по 2017 годы пришлось 39% от общего объема импорта оружия в африканские страны.


Данные Стокгольмского института исследования проблем мира показывают, что в 2016-2017 годах Россия в основном поставляла бывшую в употреблении военную технику, — чаще всего боевые и транспортные вертолеты, самолеты и зенитно-ракетные комплексы.


Кроме оружия, Россия направляет в Африку своих военных. Российские частные военные компании (ЧВК) на Западе называют наемниками (для своих ЧВК западная пресса предпочитает более приличное название «частных военных контрактников» — прим. ред.), и использование этих «наемников» является широко распространенной форма сотрудничества России с африканскими странами, о чем свидетельствуют масштабные действия этих вооруженных сил в Центральноафриканской Республике. Но военные подрядчики также активно работают и в других странах континента.


Миротворческие действия ООН — это еще один пример участия России в африканских делах. Вместе Китай и Россия направили в миссии ООН больше военнослужащих, чем все остальные постоянные члены Совета Безопасности.


Во многих африканских странах Москва известна своей очень специфической моделью деловых отношений по принципу «сначала оружие, потом уступки в бизнесе». А еще она использует военную помощь для получения доступа к стратегическим секторам экономики. На самом деле, военная помощь дает России доступ к энергетике и горнодобывающей промышленности африканских стран, о чем свидетельствует опыт Мозамбика и Анголы.


Например, в 2018 году Россия подарила свое оружие Центральноафриканской Республике, чтобы обойти Францию и получить монополию на стратегический доступ к этой стране. Министр иностранных дел Лавров планирует создать логистические центры в Эритрее, чтобы получить такой же стратегический доступ к ресурсам.


В последнее время Россия использует военную помощь для оказания влияния на местную политику. В июне произошла утечка документов, которая показала, что Москва вместе с Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами помогала суданским военным в свержении бывшего президента Омара аль-Башира. Она также направляет военных инструкторов для подготовки президентской охраны и помогает авторитарным правителям вырабатывать стратегию победы на выборах в различных странах, таких как Мадагаскар и ЦАР. Цель такой деятельности состоит в налаживании прочных отношений с руководителями и кандидатами на выборах, чтобы после прихода к власти они сотрудничали с Россией, обеспечивая рост российского влияния в африканских странах.


Дипломатия мягкой силы


Россия предлагает свой вариант дипломатии, в котором Запад больше не является центром планеты, а также свой вариант финансовой поддержки. В 2015 году она сформировала альтернативное кредитно-рейтинговое агентство, чтобы создать противовес влиянию западных агентств на принятие решений о доступе к финансам развивающегося мира. Россия использует свои методы «мягкой силы» — скажем, безвизовый въезд для южноафриканцев, чтобы продемонстрировать свое отличие от Запада.


Образование вновь становится ключевым элементом российского влияния на африканские страны, как это уже было в советские времена, особенно в 1960-е годы. У России в этом плане богатый инструментарий: помощь в проведении исследований, стипендии, языковые школы и научное партнерство.


Например, в ноябре прошлого года в столице Намибии Виндхуке открылся Российско-намибийский культурно-образовательный центр по поддержке высшего образования. В том же месяце замбийский Коппербелтский университет и Российский университет дружбы народов (РУДН) подписали соглашение о создании регионального центра преподавания русского языка студентам в Ботсване, Намибии, Танзании, Зимбабве, Мозамбике и Анголе.


Россия также создает языковые образовательные центры в африканских странах под названием «русские кабинеты», и использует их для пропаганды русской культуры и языка.


Россия предоставляет африканским студентам стипендии для обучения. По словам министра иностранных дел Лаврова, в 2017 году в российских вузах за государственный счет училось более 1 800 африканцев, а всего в России проходят обучение 15 000 человек из стран Африки. В основном это студенты из Нигерии, Анголы, Марокко, Намибии и Туниса.


Конечная цель Путина в Африке заключается в восстановлении российской сферы влияния, российского присутствия и рычагов воздействия на континент, — всего, чем в недавнем прошлом обладала Москва. Для этого Россия использует сочетание жесткой и мягкой силы, сформировав взаимодополняющую, но вполне конкурентоспособную стратегию по созданию нового блока власти, который будет способен сопротивляться влиянию глобальных сил в Африке — прежде всего глобалистов из Китая и США.


© РИА Новости, Артур Лебедев | Перейти в фотобанкАвтор хоть и использует в отношении Москвы «антимпериалистическую» риторику — «пропаганда», «наемники» — тем не менее по сути с уважением пишет о «возвращении» России в Африку. Экспорт в 3 миллиарда долларов, новые университеты и проекты — русским есть что предъявить на саммите «Россия-Африка» в Сочи.23-24 октября в российском городе Сочи состоится первый в истории саммит «Россия-Африка». Это будет кульминационный момент, знаменующий собой возвращение России на африканский континент. На форум приглашено более 50 африканских лидеров и 3 000 делегатов. Эта встреча станет еще одной иллюстрацией развития отношений между Россией и Африкой в сфере экономики, безопасности, политики и дипломатии, которое имеет место в последнее время. За последние десять лет появилось множество российско-африканских двусторонних комитетов, экономических форумов и конференций по экономическому сотрудничеству. В 2011 году было создано Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР), чтобы облегчить работу российских компаний и защитить инвестиции. Прошедший в июне 2018 года Петербургский международный экономический форум вновь объединил Россию и Африку, и дал африканским странам шанс встретиться с российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым. В феврале в Москве прошел бизнес-форум Россия — САДК (Сообщество развития Юга Африки), ставший очередным примером укрепления связей между Россией и Африкой по широкому кругу экономических вопросов. Предстоящий экономический форум «Россия-Африка», на котором будут председательствовать российский президент Владимир Путин и президент Египта Абдель-Фаттах ас-Сиси, соберет в одном зале российских и африканских официальных лиц и руководителей бизнеса, которые проведут дискуссии и подпишут торговые, экономические и инвестиционные соглашения. Экономический прагматизм Эти возобновленные связи строятся на основе прагматичного экономического сотрудничества, военно-технического партнерства и тихого продвижения Россией своей мягкой силы в регионе («мягкой силой» в последние годы принято называть те формы влияния страны, которые не связаны с силовым или экономическим принуждением, — позитивный культурный имидж, представление о стране как о выгодном и надежном партнере, привлекательность для поездок и т.д. — прим. ред.). Все это проводится в контексте соперничества с Соединенными Штатами, Евросоюзом. Китаем и другими странами. Объем торговли между Россией и странами Африки к югу от Сахары начался с низкого уровня, но быстро увеличился. Если в 2010 году он составлял 1,8 миллиарда долларов, то в прошлом году вырос до 4,8 миллиарда. Торговые отношения между Россией и Африкой характеризуются тем, что Россия в основном выступает в роли экспортера. В 2018 году объем российского экспорта в страны Африки к югу от Сахары составил 3 миллиарда долларов, в то время как импорт из этих стран был равен 1,7 миллиарда долларов. В 2015 году 80 процентов африканского экспорта в Россию приходилось на долю Алжира, Египта, Марокко, Гвинеи, Кот-д'Ивуара и ЮАР. В 2018 году произошел резкий скачок двусторонней торговли между Кот-д'Ивуаром и Россией, особенно в области сельскохозяйственной продукции и энергетики. На прошлогодней встрече БРИКС в Йоханнесбурге президент Путин подчеркнул, что торговля России с Африкой в 2017 году увеличилась более чем на четверть, особенно что касается поставок продовольствия, металлов, станков и оборудования. Энергетика стала главным сектором для вложения российских инвестиций. Вместе с капиталовложениями в газ, нефть и атомную энергетику появилось такое понятие как энергетическая дипломатия. Российские геологи активно работают в таких странах как Гана, Мадагаскар и Ливия, а крупные нефтяные компании типа «Роснефти» и «Лукойла» борются за господство на рынке нефтяных инвестиций путем оборудования нефтяных и газовых промыслов в самых разных странах, включая Египет и Мозамбик. Идут переговоры о создании центра ядерных технологий, а Россия недавно объявила о своей готовности построить Африканский центр передового опыта и атомной энергетики в Эфиопии. Военно-техническое сотрудничество Россия занимает второе место в мире по продажам оружия и является крупным поставщиком вооружений в африканские страны. Объемы таких поставок постоянно увеличиваются. По данным Стокгольмского института исследования проблем мира, объем продаж российского оружия в страны Африки с 2012 по 2017 год вырос в два раза. Китай и США также являются важными поставщиками вооружений и военной техники, но в Африке они отстают от России, на долю которой в период с 2013 по 2017 годы пришлось 39% от общего объема импорта оружия в африканские страны. Данные Стокгольмского института исследования проблем мира показывают, что в 2016-2017 годах Россия в основном поставляла бывшую в употреблении военную технику, — чаще всего боевые и транспортные вертолеты, самолеты и зенитно-ракетные комплексы. Кроме оружия, Россия направляет в Африку своих военных. Российские частные военные компании (ЧВК) на Западе называют наемниками (для своих ЧВК западная пресса предпочитает более приличное название «частных военных контрактников» — прим. ред.), и использование этих «наемников» является широко распространенной форма сотрудничества России с африканскими странами, о чем свидетельствуют масштабные действия этих вооруженных сил в Центральноафриканской Республике. Но военные подрядчики также активно работают и в других странах континента. Миротворческие действия ООН — это еще один пример участия России в африканских делах. Вместе Китай и Россия направили в миссии ООН больше военнослужащих, чем все остальные постоянные члены Совета Безопасности. Во многих африканских странах Москва известна своей очень специфической моделью деловых отношений по принципу «сначала оружие, потом уступки в бизнесе». А еще она использует военную помощь для получения доступа к стратегическим секторам экономики. На самом деле, военная помощь дает России доступ к энергетике и горнодобывающей промышленности африканских стран, о чем свидетельствует опыт Мозамбика и Анголы. Например, в 2018 году Россия подарила свое оружие Центральноафриканской Республике, чтобы обойти Францию и получить монополию на стратегический доступ к этой стране. Министр иностранных дел Лавров планирует создать логистические центры в Эритрее, чтобы получить такой же стратегический доступ к ресурсам. В последнее время Россия использует военную помощь для оказания влияния на местную политику. В июне произошла утечка документов, которая показала, что Москва вместе с Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами помогала суданским военным в свержении бывшего президента Омара аль-Башира. Она также направляет военных инструкторов для подготовки президентской охраны и помогает авторитарным правителям вырабатывать стратегию победы на выборах в различных странах, таких как Мадагаскар и ЦАР. Цель такой деятельности состоит в налаживании прочных отношений с руководителями и кандидатами на выборах, чтобы после прихода к власти они сотрудничали с Россией, обеспечивая рост российского влияния в африканских странах. Дипломатия мягкой силы Россия предлагает свой вариант дипломатии, в котором Запад больше не является центром планеты, а также свой вариант финансовой поддержки. В 2015 году она сформировала альтернативное кредитно-рейтинговое агентство, чтобы создать противовес влиянию западных агентств на принятие решений о доступе к финансам развивающегося мира. Россия использует свои методы «мягкой силы» — скажем, безвизовый въезд для южноафриканцев, чтобы продемонстрировать свое отличие от Запада. Образование вновь становится ключевым элементом российского влияния на африканские страны, как это уже было в советские времена, особенно в 1960-е годы. У России в этом плане богатый инструментарий: помощь в проведении исследований, стипендии, языковые школы и научное партнерство. Например, в ноябре прошлого года в столице Намибии Виндхуке открылся Российско-намибийский культурно-образовательный центр по поддержке высшего образования. В том же месяце замбийский Коппербелтский университет и Российский университет дружбы народов (РУДН) подписали соглашение о создании регионального центра преподавания русского языка студентам в Ботсване, Намибии, Танзании, Зимбабве, Мозамбике и Анголе. Россия также создает языковые образовательные центры в африканских странах под названием «русские кабинеты», и использует их для пропаганды русской культуры и языка. Россия предоставляет африканским студентам стипендии для обучения. По словам министра иностранных дел Лаврова, в 2017 году в российских вузах за государственный счет училось более 1 800 африканцев, а всего в России проходят обучение 15 000 человек из стран Африки. В основном это студенты из Нигерии, Анголы, Марокко, Намибии и Туниса. Конечная цель Путина в Африке заключается в восстановлении российской сферы влияния, российского присутствия и рычагов воздействия на континент, — всего, чем в недавнем прошлом обладала Москва. Для этого Россия использует сочетание жесткой и мягкой силы, сформировав взаимодополняющую, но вполне конкурентоспособную стратегию по созданию нового блока власти, который будет способен сопротивляться влиянию глобальных сил в Африке — прежде всего глобалистов из Китая и США.


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!