© РИА Новости, Александр Кондратюк | Перейти в фотобанкВ Японии ждали улучшения отношений с Россией, однако этого так и не произошло. Причина – зависимость японо-российских связей от отношений Москвы и Вашингтона, союзником которого является Япония. Однако все можно изменить, считает автор, необходимо активно развивать сотрудничество в сфере СПГ-проектов.
Из-за ухудшения отношений между РФ и США в застое оказались и японо-российские связи
«Владимир, ты и я, мы смотрим в одно будущее. Пойдем, президент Путин. Ради российской молодежи. И ради людей, которые отвечают за будущее Японии», — это выдержка из речи премьер-министра Японии Синдзо Абэ на ВЭФ, прошедшем во Владивостоке в сентябре. В сети появились ехидные комментарии, сравнивая речь японского премьера с «целой поэмой». Забуксовавшая японо-российская дипломатия находится под очень пристальным вниманием.
После того как заработал второй кабинет Абэ, ожидалось серьезное улучшение японо-российских отношений, в том числе и по территориальной проблеме, однако никаких изменений не последовало.
И во время 27 встречи президента России Владимира Путина с японским лидером 5 мая не произошло значимых подвижек.
Главная причина — ухудшение отношений между Россией и США. Иными словами, японо-российские связи зависят от отношений Москвы и Вашингтона.
Вкратце вспомним взаимодействие России и США в последние годы.
Президент Барак Обама, пришедший к власти в 2009 году, стремился «перезагрузить» ухудшившиеся отношения с Россией.
Предполагается, что США нуждались в помощи России на Ближнем Востоке: хаос в Афганистане и Ираке, в дела которых вмешалась администрация президента Буша, укрепление Ирана из-за ослабления Ирака и многое другое.
Россия также пыталась отреагировать на это, воспользовавшись сотрудничеством с Ираном в военной и ядерной сферах.
В результате российско-американские отношения стабилизировались до 2013 года. Это способствовало улучшению и японо-российских связей сразу же после того, как стартовал второй кабинет Абэ.
Тем не менее, когда в марте 2013 года Россия присоединила Крым в связи с украинским кризисом, разрыв отношений между США и Россией стал неизбежен.
В 2017 году США возглавил Дональд Трамп. Он делал пророссийские заявления еще во время предвыборной кампании, и многие стали надеяться на исправление отношений между Россией и США.
Тем не менее чем сильнее Трамп укреплял пророссийскую позицию, тем мощнее становилось противодействие со стороны Демократической партии и антироссийсикх сил. В конечном итоге российско-американские связи стали еще хуже, чем при Обаме.
Из-за этого Россия стала проявлять повышенную бдительность в отношении Японии, которая является американским союзником, в результате чего охладились отношения и между Россией и Японией. Я думаю, это вполне отражает реальность.
Ключ в руках «той страны»
Итак, можно ли как-то добиться развития контактов между Россией и Японией? Намек на это спрятан в речи Абэ, которую я упомянул выше.
«В географии нашего присутствия здесь мне видится одна непрерывная линия — этакий стремительный поток, который соединяет Северный Ледовитый океан, Японское море, Южно-Китайское и Индийский океан».
«Проект „Арктик СПГ — 2". Уже в июне этого года об инвестировании в этот масштабнейший СПГ-проект с объемом производства около 20 миллионов тонн в год приняли решение компания Mitsui и японская национальная корпорация по нефти, газу и металлам JOGMEC. Таким образом, Япония становится одним из основных участников проекта, и в итоге, скорее всего, станет покупателем СПГ оттуда. После того как танкеры будут проходить Камчатку, борьба со льдами уже больше не потребуется, поэтому здесь можно будет перегружать СПГ на обычные танкеры. И вот именно в этих проектах и видится та самая единая непрерывная линия, о которой я уже говорил: свободный открытый Индийский океан, Северный Ледовитый океан, который осваивает сейчас активно Россия, — все соединяются в ней. И получается, что впервые в истории человечества эти два морских региона соединяются в один, и возникает огромный логистический хайвей». Понимаете? Другими словами, стратегия Абэ заключается в том, чтобы Индия, входящая в союз с США и Японией, укрепила сотрудничество с Россией. Благодаря этому Россия сблизится с союзом США-Япония-Индия.
Тактика, на которой основана эта стратегия, — следующая: Япония примет финансовое и технологическое участие в экспорте российского СПГ в Индию. Эта стратегия важна не только для Японии, Россия также проявляет заинтересованность.
Российская «Новатэк» заключала меморандум о намерениях с индийской СПГ-компанией Petronet по поводу будущего сотрудничества в газовой сфере.
Кроме того, 17 сентября глава «Роснефти» Игорь Сечин заявил в Нью-Дели об увеличении поставок нефти в Индию.
Ухудшение ситуации на Ближнем Востоке — благоприятствующий фактор
Есть три благоприятствующих фактора для идеи Япония-США-Индия-Россия.
Во-первых, союз Япония-США-Индия основан на демократических принципах. При этом Россия находится в дружеских отношениях с Индией еще с советских времен.
В 1990-е годы я жил в одном из провинциальных городов России, и в политехническом институте этого города обучалось много индусов. На летних каникулах мы вместе снимались в кино.
Кроме того, в последнее время Россия и Индия укрепляют связи в рамках БРИКС и G20. Также главным гостем ВЭФ в этом году был премьер-министр Индии Нарендра Моди.
После ВЭФ-2018 уже в октябре Путин пригласил его в качестве главного гостя 2019 года. Это говорит о заинтересованности российского президента в Индии.
Во-вторых, международная обстановка. В последние годы дестабилизировался Ближний Восток, на который приходится большая часть мировой нефтяной промышленности, и это — благоприятствующий фактор для СПГ, который в сравнительно большом количестве производится вне ближневосточного региона.
Кроме того, на фоне усложнения украинской проблемы и других геополитических задач возможность гибко менять получателя СПГ крайне своевременна.
В-третьих, Япония — крупнейший в мире импортер и пользователь СПГ.
26 сентября в Токио прошла Международная конференция производителей и потребителей СПГ.
В ходе мероприятия министр экономики, промышленности и торговли Японии Иссю Сугавара выразил намерение выделить на развитие отрасли десять миллиардов долларов (за счет Японского банка для международного сотрудничества, Экспортно-кредитного агентства Японии, Японской национальной корпорации по нефти, газу и металлам, финансовых фондов и торговых компаний), а также подготовить 500 специалистов. Таким образом, Япония ясно дала понять, что она мобилизует государственный и частный потенциал для развития СПГ.
Она придерживается следующей СПГ-стратегии: принимать финансовое и технологическое участие в расширении предложения и спроса на СПГ в третьих странах.
Японское финансирование проекта Арктик СПГ-2, отмеченное премьером Абэ в ходе выступления, а также экспорт в Индию произведенного там СПГ соответствуют этой стратегии.
Высокозатратные арктические проекты
Между тем идея сотрудничества США-Япония-Индия-Россия кроет в себе также некоторые факторы беспокойства. Во-первых, громадные расходы на разработку арктических месторождений и транспортировку.
В 2017 году министр энергетики России Александр Новак подчеркнул, что производство одного барреля в Арктике будет обходиться в 70 — 100 долларов. Это намного больше показателя на Ближнем Востоке, который составляет несколько долларов за баррель.
В настоящее время большинство арктических проектов реализуется за счет стратегических субсидий правительства России (меры в отношении сокращения добычи нефти и зависимости от экспорта нефти в Европу). Вопрос в том, могут ли субсидии выделяться вечно.
Во-вторых, экономические санкции западных стран.
На данный момент производство СПГ не является объектом американских санкций, однако предприятия, связанные с этой отраслью, и производственное оборудование уже было включено в список финансовых и торговых санкций. Нельзя отрицать возможность того, что против самого производства СПГ будут введены дополнительные санкции.
В-третьих, отношения между США и Индией.
В XXI веке США и Индия придерживаются демократического курса. Они укрепляли сотрудничество, исходя из общей цели, которая состоит в противодействии Китаю.
Тем не менее после того, как к власти пришла администрация Трампа, провозгласившая «США превыше всего», начали возникать конфликты вокруг торговых проблем и выдачи виз.
Кроме того, в Индии начали проявляться опасные симптомы.
В августе индийский парламент отменил особый статус для штата Джамму и Кашмир.
Правительство Индии заявило, что цель в развитии региона, которое будет возможно благодаря устранению юридических и экономических преград, однако, на самом деле, власти хотят сильнее интегрировать его в Индию (увеличение доли последователей индуизма, а также тотализация контроля индийского правительства). В этом проявился индуистский шовинизм администрации президента Нарендра Моди, которая крупно победила на парламентских выборах, прошедших в марте.
После того, как Индия стала независимой, она проводила политику отделения религии от государства, однако, по всей видимости, сейчас для этой национальной политики настал поворотный момент.
Итак, у идеи сотрудничества США-Индия-Япония-Россия есть как благоприятствующие, так и негативные факторы. В центре — СПГ-проекты. Не будет преувеличением сказать, что результаты в этой сфере серьезно повлияют на отношения между Россией и Японией.
© РИА Новости, Александр Кондратюк | Перейти в фотобанкВ Японии ждали улучшения отношений с Россией, однако этого так и не произошло. Причина – зависимость японо-российских связей от отношений Москвы и Вашингтона, союзником которого является Япония. Однако все можно изменить, считает автор, необходимо активно развивать сотрудничество в сфере СПГ-проектов. Из-за ухудшения отношений между РФ и США в застое оказались и японо-российские связи «Владимир, ты и я, мы смотрим в одно будущее. Пойдем, президент Путин. Ради российской молодежи. И ради людей, которые отвечают за будущее Японии», — это выдержка из речи премьер-министра Японии Синдзо Абэ на ВЭФ, прошедшем во Владивостоке в сентябре. В сети появились ехидные комментарии, сравнивая речь японского премьера с «целой поэмой». Забуксовавшая японо-российская дипломатия находится под очень пристальным вниманием. После того как заработал второй кабинет Абэ, ожидалось серьезное улучшение японо-российских отношений, в том числе и по территориальной проблеме, однако никаких изменений не последовало. И во время 27 встречи президента России Владимира Путина с японским лидером 5 мая не произошло значимых подвижек. Главная причина — ухудшение отношений между Россией и США. Иными словами, японо-российские связи зависят от отношений Москвы и Вашингтона. Вкратце вспомним взаимодействие России и США в последние годы. Президент Барак Обама, пришедший к власти в 2009 году, стремился «перезагрузить» ухудшившиеся отношения с Россией. Предполагается, что США нуждались в помощи России на Ближнем Востоке: хаос в Афганистане и Ираке, в дела которых вмешалась администрация президента Буша, укрепление Ирана из-за ослабления Ирака и многое другое. Россия также пыталась отреагировать на это, воспользовавшись сотрудничеством с Ираном в военной и ядерной сферах. В результате российско-американские отношения стабилизировались до 2013 года. Это способствовало улучшению и японо-российских связей сразу же после того, как стартовал второй кабинет Абэ. Тем не менее, когда в марте 2013 года Россия присоединила Крым в связи с украинским кризисом, разрыв отношений между США и Россией стал неизбежен. В 2017 году США возглавил Дональд Трамп. Он делал пророссийские заявления еще во время предвыборной кампании, и многие стали надеяться на исправление отношений между Россией и США. Тем не менее чем сильнее Трамп укреплял пророссийскую позицию, тем мощнее становилось противодействие со стороны Демократической партии и антироссийсикх сил. В конечном итоге российско-американские связи стали еще хуже, чем при Обаме. Из-за этого Россия стала проявлять повышенную бдительность в отношении Японии, которая является американским союзником, в результате чего охладились отношения и между Россией и Японией. Я думаю, это вполне отражает реальность. Ключ в руках «той страны» Итак, можно ли как-то добиться развития контактов между Россией и Японией? Намек на это спрятан в речи Абэ, которую я упомянул выше. «В географии нашего присутствия здесь мне видится одна непрерывная линия — этакий стремительный поток, который соединяет Северный Ледовитый океан, Японское море, Южно-Китайское и Индийский океан». «Проект „Арктик СПГ — 2". Уже в июне этого года об инвестировании в этот масштабнейший СПГ-проект с объемом производства около 20 миллионов тонн в год приняли решение компания Mitsui и японская национальная корпорация по нефти, газу и металлам JOGMEC. Таким образом, Япония становится одним из основных участников проекта, и в итоге, скорее всего, станет покупателем СПГ оттуда. После того как танкеры будут проходить Камчатку, борьба со льдами уже больше не потребуется, поэтому здесь можно будет перегружать СПГ на обычные танкеры. И вот именно в этих проектах и видится та самая единая непрерывная линия, о которой я уже говорил: свободный открытый Индийский океан, Северный Ледовитый океан, который осваивает сейчас активно Россия, — все соединяются в ней. И получается, что впервые в истории человечества эти два морских региона соединяются в один, и возникает огромный логистический хайвей». Понимаете? Другими словами, стратегия Абэ заключается в том, чтобы Индия, входящая в союз с США и Японией, укрепила сотрудничество с Россией. Благодаря этому Россия сблизится с союзом США-Япония-Индия. Тактика, на которой основана эта стратегия, — следующая: Япония примет финансовое и технологическое участие в экспорте российского СПГ в Индию. Эта стратегия важна не только для Японии, Россия также проявляет заинтересованность. Российская «Новатэк» заключала меморандум о намерениях с индийской СПГ-компанией Petronet по поводу будущего сотрудничества в газовой сфере. Кроме того, 17 сентября глава «Роснефти» Игорь Сечин заявил в Нью-Дели об увеличении поставок нефти в Индию. Ухудшение ситуации на Ближнем Востоке — благоприятствующий фактор Есть три благоприятствующих фактора для идеи Япония-США-Индия-Россия. Во-первых, союз Япония-США-Индия основан на демократических принципах. При этом Россия находится в дружеских отношениях с Индией еще с советских времен. В 1990-е годы я жил в одном из провинциальных городов России, и в политехническом институте этого города обучалось много индусов. На летних каникулах мы вместе снимались в кино. Кроме того, в последнее время Россия и Индия укрепляют связи в рамках БРИКС и G20. Также главным гостем ВЭФ в этом году был премьер-министр Индии Нарендра Моди. После ВЭФ-2018 уже в октябре Путин пригласил его в качестве главного гостя 2019 года. Это говорит о заинтересованности российского президента в Индии. Во-вторых, международная обстановка. В последние годы дестабилизировался Ближний Восток, на который приходится большая часть мировой нефтяной промышленности, и это — благоприятствующий фактор для СПГ, который в сравнительно большом количестве производится вне ближневосточного региона. Кроме того, на фоне усложнения украинской проблемы и других геополитических задач возможность гибко менять получателя СПГ крайне своевременна. В-третьих, Япония — крупнейший в мире импортер и пользователь СПГ. 26 сентября в Токио прошла Международная конференция производителей и потребителей СПГ. В ходе мероприятия министр экономики, промышленности и торговли Японии Иссю Сугавара выразил намерение выделить на развитие отрасли десять миллиардов долларов (за счет Японского банка для международного сотрудничества, Экспортно-кредитного агентства Японии, Японской национальной корпорации по нефти, газу и металлам, финансовых фондов и торговых компаний), а также подготовить 500 специалистов. Таким образом, Япония ясно дала понять, что она мобилизует государственный и частный потенциал для развития СПГ. Она придерживается следующей СПГ-стратегии: принимать финансовое и технологическое участие в расширении предложения и спроса на СПГ в третьих странах. Японское финансирование проекта Арктик СПГ-2, отмеченное премьером Абэ в ходе выступления, а также экспорт в Индию произведенного там СПГ соответствуют этой стратегии. Высокозатратные арктические проекты Между тем идея сотрудничества США-Япония-Индия-Россия кроет в себе также некоторые факторы беспокойства. Во-первых, громадные расходы на разработку арктических месторождений и транспортировку. В 2017 году министр энергетики России Александр Новак подчеркнул, что производство одного барреля в Арктике будет обходиться в 70 — 100 долларов. Это намного больше показателя на Ближнем Востоке, который составляет несколько долларов за баррель. В настоящее время большинство арктических проектов реализуется за счет стратегических субсидий правительства России (меры в отношении сокращения добычи нефти и зависимости от экспорта нефти в Европу). Вопрос в том, могут ли субсидии выделяться вечно. Во-вторых, экономические санкции западных стран. На данный момент производство СПГ не является объектом американских санкций, однако предприятия, связанные с этой отраслью, и производственное оборудование уже было включено в список финансовых и торговых санкций. Нельзя отрицать возможность того, что против самого производства СПГ будут введены дополнительные санкции. В-третьих, отношения между США и Индией. В XXI веке США и Индия придерживаются демократического курса. Они укрепляли сотрудничество, исходя из общей цели, которая состоит в противодействии Китаю. Тем не менее после того, как к власти пришла администрация Трампа, провозгласившая «США превыше всего», начали возникать конфликты вокруг торговых проблем и выдачи виз. Кроме того, в Индии начали проявляться опасные симптомы. В августе индийский парламент отменил особый статус для штата Джамму и Кашмир. Правительство Индии заявило, что цель в развитии региона, которое будет возможно благодаря устранению юридических и экономических преград, однако, на самом деле, власти хотят сильнее интегрировать его в Индию (увеличение доли последователей индуизма, а также тотализация контроля индийского правительства). В этом проявился индуистский шовинизм администрации президента Нарендра Моди, которая крупно победила на парламентских выборах, прошедших в марте. После того, как Индия стала независимой, она проводила политику отделения религии от государства, однако, по всей видимости, сейчас для этой национальной политики настал поворотный момент. Итак, у идеи сотрудничества США-Индия-Япония-Россия есть как благоприятствующие, так и негативные факторы. В центре — СПГ-проекты. Не будет преувеличением сказать, что результаты в этой сфере серьезно повлияют на отношения между Россией и Японией.
Комментарии (0)