Главная мысль: Россия вкладывает средства в подготовку к конфликту между крупными державами.
В июле 2019 года Россия объявила о закупке крупной партии многофункциональных малозаметных истребителей пятого поколения Су-57. Поскольку контракт был заключен на поставку всего 76 истребителей к 2028 году, некоторые эксперты сомневаются в том, что в данном случае речь действительно идет о массовом производстве Су-57, учитывая постоянные отсрочки и внесение изменений в эту программу.
Западные конкуренты Су-57, такие как Ф-35, уже производятся сотнями. Однако, если посмотреть на современное производство и закупки российских военных самолетов, а также вспомнить советскую программу Су-27, становится понятно, что этот контракт на покупку 76 истребителей вполне может оказаться всего лишь первым шагом и что темпы производства могут существенно вырасти уже в ближайшем будущем.
Во многих смыслах Су-57 является наследником Су-27, истребителя обеспечения превосходства в воздухе, который в свое время был способен эффективно противостоять лучшим истребителям противников. В результате Су-57 под завязку начинен лучшими технологиями, которые только может предложить российская аэрокосмическая индустрия: мощные двигатели, блестящие характеристики маневренности, первоклассная авионика, включая РЛС с активной фазированной антенной решеткой.
Разработка этих технологий требует очень больших затрат, то есть истребитель, в котором они использованы, должен представлять собой тщательно проработанную модель, которая будет служить несколько десятилетий, как это было с Су-27. В рамках программы Су-27 разработчикам потребовалось 15 лет, чтобы полностью доработать этот истребитель. Процесс растянулся так надолго из-за постоянных доработок корпуса истребителя. Поскольку в конструкцию корпуса Су-57 тоже несколько раз вносили изменения, реализация этого проекта идет примерно по той же траектории, что и Су-27.
Однако, когда процесс разработки истребителя Су-27 был завершен, эти самолеты стали производить со скоростью более 60 единиц в год в течение первых нескольких лет. К началу 1990 годов на вооружении стояло уже более сотни таких истребителей. Однако планы России по закупкам Су-57, очевидно, не предполагают быстрого наращивания их количества, как только процесс разработки будет «завершен»: если учесть, что к 2028 году должно быть всего 76 таких истребителей, получается, что в год будут производить всего по девять самолетов, что резко контрастирует с темпами производства Су-27.
Хотя по современным меркам оборонный бюджет России достаточно большой, он все же не идет ни в какое сравнение с оборонным бюджетом Советского Союза. В то время как СССР мог позволить себе закупить несколько сотен Су-27 в течение всего нескольких лет, Россия не может позволить себе такого. Истребители Ф-35 производятся в таких больших количествах благодаря тому, что их закупают армии других стран, а также благодаря устойчиво высоким расходам Америки на ее вооруженные силы.
Если сравнить контракт на Су-57 с контрактами на другие современные российские истребители, цифры становятся понятными. К примеру, в 2011 году был заключен контракт на поставку 60 самолетов Су-30СМ, а в 2015 году — еще на 75 самолетов. Эти цифры вполне можно поставить в один ряд с 76 истребителями Су-57. Меньшее количество истребителей в каждом конкретном контракте дает российскому Министерству обороны возможность уменьшать или увеличивать число будущих самолетов в зависимости от изменений в бюджетах или от экономических показателей России, вместо того чтобы связывать себя одним крупным контрактом, которые предпочитают заключать на Западе — или когда-то в Советском Союзе.
Однако поставки Су-57 будут идти более медленными темпами, чем шли поставки других вариантов Су-27. Вероятнее всего, это объясняется необходимостью разработать новое оборудование, процессы и технологии, чтобы оптимизировать процесс производства Су-57, поскольку это первый российский по-настоящему «малозаметный истребитель». Как только это будет сделано и если Су-57 понравится тем подразделениям, которые его получат, Россия сможет внести изменения в свой контракт на поставку 76 истребителей.
Однако, чтобы это произошло, вероятно, Су-57 придется сначала найти какого-нибудь зарубежного покупателя. Министерство обороны России пытается найти компромисс, поскольку сейчас ведутся разработки множества систем вооружений «следующего поколения», и любой иностранный покупатель, скорее всего, захочет добиться снижения цены на Су-57 еще до окончания производства упомянутых выше 76 самолетов.
Возможно, сроки поставок этих 76 истребителей могут быть увеличены, чтобы у России была возможность найти иностранного покупателя и чтобы те самолеты, которые будут произведены ближе к концу партии, достались российской армии по более низкой цене. В любом случае, не стоит пренебрежительно относиться к контракту на закупку всего 76 истребителей. Хотя, возможно, такие цифры не соответствуют масштабам советских закупок, они вполне соответствуют характеру современных контрактов в российской аэрокосмической индустрии.
Чарли Гао изучал политические науки и информатику в Гриннеллском колледже. Он специализируется на вопросах обороны, национальной безопасности и военных технологий.
Арбитражный суд Москвы получил исковое требование Центробанка к бельгийскому депозитарию Euroclear на сумму в 18,17...
17-дек-2025
Новости дня / Россия / Политика / Европа / Бизнес / Большой Кавказ / Здоровье / Латинская Америка / Аналитика / ДНР и ЛНР / Мероприятия / ЖКХ / Украина / Судьи / Происшествия и криминал / Общество / Технологии / Законы / Власть
Новости дня / США / Россия / Политика / Украина / Экономика / Технологии / Здоровье / Видео / Бизнес / Европа / ЖКХ / Мир / Происшествия и криминал / Белоруссия / Мнения / Латинская Америка / Выборы / Большой Кавказ / Чемпионат / ДНР и ЛНР
Новости дня / Политика / Украина / США / Россия / Бизнес / Происшествия и криминал / Технологии / Чемпионат / Власть / Европа / Видео / Военные действия / Аналитика / Судьи / ДНР и ЛНР / Шоу-бизнес / Мнения / ЖКХ / Общество / Здоровье / Мир / Мобильные технологии / Латинская Америка / Статистика / Мероприятия
Россия / Новости дня / Политика / Мир / Бизнес / Здоровье / Общество / ЖКХ / Латинская Америка / Чемпионат
Захар
0
Вот и ещё один пробел в законодательстве нашей страны. С одной стороны, вроде как соблюдаются права свободного гражданина. С другой стороны, как-то стыдно… Итак,...
Новости дня / Россия / Политика / Европа / Бизнес / Большой Кавказ / Здоровье / Латинская Америка / Аналитика / ДНР и ЛНР / Мероприятия / ЖКХ / Украина / Судьи / Происшествия и криминал / Общество / Технологии / Законы / Власть
Мария
0
Арбитражный суд Москвы получил исковое требование Центробанка к бельгийскому депозитарию Euroclear на сумму в 18,17 трлн рублей. Поскольку это совершенно гигантская...
Новости дня / Политика / ДНР и ЛНР / Россия / Энергетика / Видео / Транспорт / Бизнес / Украина / Чемпионат / Военные действия / Технологии / Ростов-на-Дону / ЖКХ / Большой Кавказ / Общество
Pearcy
0
Восстановить энергообъекты, пораженные ранее, уже не получится. Комбинированные удары это продемонстрировали. Закономерно возникает вопрос: почему Москва ранее не...
В нигерийском штате Байелса состоялась церемония, которая затмила своей роскошью многие государственные похороны. Иеремия Фуфейин, основатель церкви Christ Mercyland и...
Комментарии (0)