© РИА Новости, Рамиль Ситдиков | Перейти в фотобанкПоводом для беседы с польским политологом стала, судя по всему, публикация российским руководством архивных документов, относящихся к началу Второй мировой войны. Казалось бы, есть конкретный предмет для обсуждения, но весь разговор сводится к тому, чтобы в очередной раз продекларировать польский взгляд на историю, а заодно снова обвинить Россию в грехах — как прошлых, так и будущих.
Rzeczpospolita: Российское руководство опубликовало документы, которые призваны обосновать нападение на Польшу в сентябре 1939 года. Россия преподносит историю Второй мировой войны так же, как это делал СССР?
Казимеж Вуйчицкий (Kazimierz W?ycicki): Послание во многих отношениях идентично. Это и раньше, и сейчас, идеология Великой отечественной войны. Сегодня она служит легитимизации имперского статуса России, а в прошлом служила легитимизации СССР и его прав на сферу влияния. Владимир Путин до сих пор, говоря о жертвах войны, ссылается на цифру в 20 миллионов человек, что звучит так, будто это были в первую очередь русские. Но на самом деле погибли также 8-10 миллионов украинцев, 3 миллиона белорусов, примерно 500 тысяч узбеков, и эти обретшие независимость народы, а также их государства имеют право на собственную память о войне и ее жертвах.
— Как в СССР преподносилась Вторая мировая война?
— В первую очередь начиналась она не в 1939, а в 1941 году, что позволяло обойти неудобный период сотрудничества Сталина с Гитлером. Говорилось о том, что это была оборонительная война, ответ на нападение с запада. Победой СССР был обязан в первую очередь себе самому, а все, кого он поработил после войны, должны были испытывать к нему благодарность. Русифицированным народам Советского Союза также внушали мысль, что они были соавторами исторического триумфа, причастными к героической борьбе. На этой основе, расширяя концепцию великорусского национализма, СССР формировал свое самосознание. «Советский народ» должна была объединять гордость за победу над фашизмом.
— Сегодняшняя Россия предприняла наступление в исторической сфере?
— Наступление велось всегда: это неразрывная часть неоимперской идеологии, а в последнее время — элемент информационной войны. Российская политика опирается на специфическую интерпретацию истории, адаптированную к текущей политической ситуации и пропагандистским нуждам. Это, в свою очередь мешает исследованиям и критическому осмыслению прошлого.
— В чем еще видно сходство между Россией и СССР?
— Современная Россия осуществляет синтез большевизма с идеологией царизма. Запад изображается загнивающим, сотрудник НКВД Путин защищает христианство, а российский обскурантизм претендует на роль базы для самостоятельной цивилизации.
© РИА Новости, Рамиль Ситдиков | Перейти в фотобанкПоводом для беседы с польским политологом стала, судя по всему, публикация российским руководством архивных документов, относящихся к началу Второй мировой войны. Казалось бы, есть конкретный предмет для обсуждения, но весь разговор сводится к тому, чтобы в очередной раз продекларировать польский взгляд на историю, а заодно снова обвинить Россию в грехах — как прошлых, так и будущих. Rzeczpospolita: Российское руководство опубликовало документы, которые призваны обосновать нападение на Польшу в сентябре 1939 года. Россия преподносит историю Второй мировой войны так же, как это делал СССР? Казимеж Вуйчицкий (Kazimierz W?ycicki): Послание во многих отношениях идентично. Это и раньше, и сейчас, идеология Великой отечественной войны. Сегодня она служит легитимизации имперского статуса России, а в прошлом служила легитимизации СССР и его прав на сферу влияния. Владимир Путин до сих пор, говоря о жертвах войны, ссылается на цифру в 20 миллионов человек, что звучит так, будто это были в первую очередь русские. Но на самом деле погибли также 8-10 миллионов украинцев, 3 миллиона белорусов, примерно 500 тысяч узбеков, и эти обретшие независимость народы, а также их государства имеют право на собственную память о войне и ее жертвах. — Как в СССР преподносилась Вторая мировая война? — В первую очередь начиналась она не в 1939, а в 1941 году, что позволяло обойти неудобный период сотрудничества Сталина с Гитлером. Говорилось о том, что это была оборонительная война, ответ на нападение с запада. Победой СССР был обязан в первую очередь себе самому, а все, кого он поработил после войны, должны были испытывать к нему благодарность. Русифицированным народам Советского Союза также внушали мысль, что они были соавторами исторического триумфа, причастными к героической борьбе. На этой основе, расширяя концепцию великорусского национализма, СССР формировал свое самосознание. «Советский народ» должна была объединять гордость за победу над фашизмом. — Сегодняшняя Россия предприняла наступление в исторической сфере? — Наступление велось всегда: это неразрывная часть неоимперской идеологии, а в последнее время — элемент информационной войны. Российская политика опирается на специфическую интерпретацию истории, адаптированную к текущей политической ситуации и пропагандистским нуждам. Это, в свою очередь мешает исследованиям и критическому осмыслению прошлого. — В чем еще видно сходство между Россией и СССР? — Современная Россия осуществляет синтез большевизма с идеологией царизма. Запад изображается загнивающим, сотрудник НКВД Путин защищает христианство, а российский обскурантизм претендует на роль базы для самостоятельной цивилизации.
Комментарии (0)