© flickr.com, Dino QuinzaniЗатонувшие российские атомные подлодки представляют скрытую угрозу — пока не для кораблей НАТО, а для окружающей среды, заявляет автор статьи. Он перечисляет, какие российские и советские атомные подлодки оказались в результате аварии или сознательного затопления на дне арктических морей, и пытается ответить на вопрос: насколько велика их опасность для экологии?
После трагедии на секретной российской подводной лодке, когда погибли 14 человек, прошло уже почти три недели. Что привело к аварии, все еще неясно. Точнее, общественность по-прежнему не знает, что произошло на подводной лодке. На основании обрывочной информации можно заключить, что авария могла привести к намного более масштабной катастрофе.
Как впоследствии признался российский министр обороны Сергей Шойгу на брифинге для президента Владимира Путина, глубоководная станция под обозначением АС-31 «Лошарик» была оснащена ядерным реактором. Во время аварии реактор, к счастью, не пострадал. Подлодка смогла вернуться в родной порт и после ремонта даже сможет в дальнейшем выполнять свои задачи.
О каких задачах идет речь, неизвестно. Говорят, что «Лошарик» мог участвовать в установке новой сети датчиков и гидролокаторов для предотвращения проникновения иностранных подлодок в российские воды или исследовал дно для эксплуатации российских подлодок нового класса.
Официально в задачи подводной лодки входило изучение дна Баренцева моря для российского военно-морского флота. Станция создавалась для подобных целей. Она якобы может опускаться на невообразимую глубину — шесть тысяч метров — и оснащена датчиками и механическими захватами в нижней части корпуса. Захваты используются для манипуляций с предметами на морском дне.
Учитывая, что эта подводная лодка находится в ведении Главного управления глубоководных исследований, которое напрямую подчиняется только российской военной разведке, выдвигаются предположения и о том, что подводная лодка может предназначаться для разведывательных и саботажных операций.
Вернулась ли подводная лодка в строй, неизвестно. Но российские СМИ выяснили, что недавно из больницы выписали всех пятерых членов экипажа, пострадавших, но выживших в аварии. Это четверо моряков и один научный сотрудник. Врачи обнаружили у них контузию, вызванную взрывом аккумулятора в передней части лодки.
Взрыв, как в «Самсунге»
Как случилась авария? По имеющимся ограниченным данным, на глубине около 280 метров произошло короткое замыкание в аккумуляторе, в результате чего якобы произошел взрыв и начался пожар. Моряки целых полтора часа боролись за жизнь, прежде чем им удалось подняться на поверхность. Петербургский информационный портал «Фонтанка», который ссылается на собственные независимые друг от друга источники в российском флоте, представил новую версию аварии.
Глубоководный аппарат «Лошарик» оснащен не только атомным реактором, но и электрическим двигателем, который работает от аккумулятора. Во время стыковки к атомной подводной лодке-носителю «Оренбург» произошло замыкание и взрыв аккумулятора. По сведениям «Фонтанки», в такую же ситуацию несколько лет назад попали несколько владельцев телефонов «Самсунг Галакси Ноут 7». На «Лошарике» взорвался литиевый аккумулятор, который установили на нем не так давно.
Часть экипажа, во время взрыва находившаяся в задней части, выжила. Прежде чем эвакуироваться на «Оренбург», моряки еще успели остановить атомный реактор. Опасаясь дальнейших взрывов, «Лошарик» заполнили водой и отбуксировали на секретную базу в Североморске.
По-прежнему неясно, повлияла ли авария каким-то образом на окружающую среду. Например, не попали ли радиоактивные или ядовитые элементы во время затопления подлодки в море. Корреспондент российского сервера «Открытые медиа», который присутствовал на похоронах 14 моряков с «Лошарика», заявил, что, по словам неназванного высокопоставленного российского офицера, экипаж спас мир от чудовищной катастрофы.
«Сегодня мы провожаем в последний путь экипаж научно-исследовательского глубоководного аппарата, погибшего при выполнении боевой задачи в холодных водах Баренцева моря. 14 погибших, 14 жизней. Ценой своей жизни — спасли жизни своих товарищей, спасли корабль, не допустили катастрофы планетарного масштаба», — так ситуацию описал в речи на похоронах офицер.
Неизвестно, имел ли он в виду, что взрыв мог повредить не только «Лошарика», но и подводную лодку «Оренбург» (оба с атомными реакторами).
Павший «Комсомолец»
На морском дне тикает радиоактивная бомба. И снова речь о подводных лодках с атомным реактором. Самую незначительную проблему, по крайней мере — по мнению норвежских ученых, представляет когда-то гордость советского флота К-278 «Комсомолец». Атомная подводная лодка использовалась для тестирования технологий нового поколения. К примеру, у нее был титановый корпус, чтобы она могла погружаться на огромные глубины.
В начале апреля 1989 года во время возвращения из очередного похода на палубе возник пожар. Подводной лодке удалось подняться на поверхность. После борьбы с пожаром экипажу пришлось справляться еще и с большим количеством воды, которая начала поступать в подводную лодку. После нескольких часов напрасных усилий «Комсомолец» пошел на дно. Таким образом, на дне Баренцева моря на глубине 1680 метров, приблизительно в 250 километрах от Медвежьего острова оказался не только атомный реактор, но и две торпеды с трехкилограммовыми боеголовками из плутония. Из 69 членов экипажа выжить удалось только 27 морякам.
В первой половине июля этого года норвежские и российские ученые осуществили очередной этап подводных исследований затонувшего «Комсомольца». Эксперты установили, что подводная лодка выделяет радиоактивные вещества. Беспилотный аппарат Aegir 6000 взял несколько образцов на остове лодки и вокруг него. Как выяснилось, уровень радиоактивности там превышает нормальный в 800 тысяч раз.
Но, по словам руководителя экспедиции Хильды Элизы Хелдаль, причин для беспокойства нет. На столь большой глубине очень мало живых существ, которым могла бы угрожать радиация. Она быстро рассеивается и не может сказаться на рыбацком промысле в этом районе.
Могильник реакторов
Больше опасений у норвежских экспертов вызывает советская подлодка К-159 полувековой давности. Затонула она 30 августа 2003 года в Баренцевом море на пути в док, где ее собирались демонтировать. Во время неудачной транспортировке погибли девять моряков, которые контролировали последний путь подводной лодки.
«Намного больше меня беспокоит подлодка К-159, которая лежит на небольшой глубине в важной для рыболовства области к северу от Кольского залива в Баренцевом море», — заявил Фредерик Хауге, глава экологической некоммерческой организации «Беллона».
Как отмечают экологи, на затонувшей подлодке остались два атомных реактора с отработанным топливом. По не подтвержденной официально информации, на палубе осталось до 800 килограммов радиоактивных материалов. Кроме того, перед аварией реакторы не подготовили к воздействию морской воды и давления. В ходе исследования подлодки выяснилось, что ее корпус поврежден.
Российские и норвежские эксперты предполагают, что рано или поздно К-159 придется поднять со дна, чтобы она не угрожала чувствительной экосистеме. Однако за прошедшие 16 лет российское правительство уже несколько раз откладывало операцию.
Сегодня по-прежнему нет уверенности в том, когда опасную советскую подлодку поднимут со дна. По некоторым данным, основная причина отсрочек в том, что у Москвы нет финансовых средств на проведение операции. Напомню, что единственной подводной лодкой, которую Россия подняла со дна, был печально известный «Курск». Российскому правительству это обошлось приблизительно в сто миллионов долларов.
Морские просторы в Северном Ледовитом океане, которые бороздили советские подводные лодки и которые теперь являются «вотчиной» российских подлодок, тоже скрывают атомные могильники. В 2012 году Россия признала, что на дне Карского моря лежит 17 тысяч контейнеров с радиоактивными отходами, 19 кораблей, полных радиоактивных отходов, и 14 атомных реакторов. Причем в пяти из них осталось отработанное топливо. Кроме того, на дне остается советская подводная лодка К-27, которую намеренно потопили в 1981 году.
Советский режим считал, что затопление атомных реакторов в море — безопасный способ избавиться от отработавшей или неисправной техники, и что океан до бесконечности может охлаждать реактор и защищать от радиоактивных утечек. Экология стояла на самом последнем месте.
© flickr.com, Dino QuinzaniЗатонувшие российские атомные подлодки представляют скрытую угрозу — пока не для кораблей НАТО, а для окружающей среды, заявляет автор статьи. Он перечисляет, какие российские и советские атомные подлодки оказались в результате аварии или сознательного затопления на дне арктических морей, и пытается ответить на вопрос: насколько велика их опасность для экологии?После трагедии на секретной российской подводной лодке, когда погибли 14 человек, прошло уже почти три недели. Что привело к аварии, все еще неясно. Точнее, общественность по-прежнему не знает, что произошло на подводной лодке. На основании обрывочной информации можно заключить, что авария могла привести к намного более масштабной катастрофе. Как впоследствии признался российский министр обороны Сергей Шойгу на брифинге для президента Владимира Путина, глубоководная станция под обозначением АС-31 «Лошарик» была оснащена ядерным реактором. Во время аварии реактор, к счастью, не пострадал. Подлодка смогла вернуться в родной порт и после ремонта даже сможет в дальнейшем выполнять свои задачи. О каких задачах идет речь, неизвестно. Говорят, что «Лошарик» мог участвовать в установке новой сети датчиков и гидролокаторов для предотвращения проникновения иностранных подлодок в российские воды или исследовал дно для эксплуатации российских подлодок нового класса. Официально в задачи подводной лодки входило изучение дна Баренцева моря для российского военно-морского флота. Станция создавалась для подобных целей. Она якобы может опускаться на невообразимую глубину — шесть тысяч метров — и оснащена датчиками и механическими захватами в нижней части корпуса. Захваты используются для манипуляций с предметами на морском дне. Учитывая, что эта подводная лодка находится в ведении Главного управления глубоководных исследований, которое напрямую подчиняется только российской военной разведке, выдвигаются предположения и о том, что подводная лодка может предназначаться для разведывательных и саботажных операций. Вернулась ли подводная лодка в строй, неизвестно. Но российские СМИ выяснили, что недавно из больницы выписали всех пятерых членов экипажа, пострадавших, но выживших в аварии. Это четверо моряков и один научный сотрудник. Врачи обнаружили у них контузию, вызванную взрывом аккумулятора в передней части лодки. Взрыв, как в «Самсунге» Как случилась авария? По имеющимся ограниченным данным, на глубине около 280 метров произошло короткое замыкание в аккумуляторе, в результате чего якобы произошел взрыв и начался пожар. Моряки целых полтора часа боролись за жизнь, прежде чем им удалось подняться на поверхность. Петербургский информационный портал «Фонтанка», который ссылается на собственные независимые друг от друга источники в российском флоте, представил новую версию аварии. Глубоководный аппарат «Лошарик» оснащен не только атомным реактором, но и электрическим двигателем, который работает от аккумулятора. Во время стыковки к атомной подводной лодке-носителю «Оренбург» произошло замыкание и взрыв аккумулятора. По сведениям «Фонтанки», в такую же ситуацию несколько лет назад попали несколько владельцев телефонов «Самсунг Галакси Ноут 7». На «Лошарике» взорвался литиевый аккумулятор, который установили на нем не так давно. Часть экипажа, во время взрыва находившаяся в задней части, выжила. Прежде чем эвакуироваться на «Оренбург», моряки еще успели остановить атомный реактор. Опасаясь дальнейших взрывов, «Лошарик» заполнили водой и отбуксировали на секретную базу в Североморске. По-прежнему неясно, повлияла ли авария каким-то образом на окружающую среду. Например, не попали ли радиоактивные или ядовитые элементы во время затопления подлодки в море. Корреспондент российского сервера «Открытые медиа», который присутствовал на похоронах 14 моряков с «Лошарика», заявил, что, по словам неназванного высокопоставленного российского офицера, экипаж спас мир от чудовищной катастрофы. «Сегодня мы провожаем в последний путь экипаж научно-исследовательского глубоководного аппарата, погибшего при выполнении боевой задачи в холодных водах Баренцева моря. 14 погибших, 14 жизней. Ценой своей жизни — спасли жизни своих товарищей, спасли корабль, не допустили катастрофы планетарного масштаба», — так ситуацию описал в речи на похоронах офицер. Неизвестно, имел ли он в виду, что взрыв мог повредить не только «Лошарика», но и подводную лодку «Оренбург» (оба с атомными реакторами). Павший «Комсомолец» На морском дне тикает радиоактивная бомба. И снова речь о подводных лодках с атомным реактором. Самую незначительную проблему, по крайней мере — по мнению норвежских ученых, представляет когда-то гордость советского флота К-278 «Комсомолец». Атомная подводная лодка использовалась для тестирования технологий нового поколения. К примеру, у нее был титановый корпус, чтобы она могла погружаться на огромные глубины. В начале апреля 1989 года во время возвращения из очередного похода на палубе возник пожар. Подводной лодке удалось подняться на поверхность. После борьбы с пожаром экипажу пришлось справляться еще и с большим количеством воды, которая начала поступать в подводную лодку. После нескольких часов напрасных усилий «Комсомолец» пошел на дно. Таким образом, на дне Баренцева моря на глубине 1680 метров, приблизительно в 250 километрах от Медвежьего острова оказался не только атомный реактор, но и две торпеды с трехкилограммовыми боеголовками из плутония. Из 69 членов экипажа выжить удалось только 27 морякам. В первой половине июля этого года норвежские и российские ученые осуществили очередной этап подводных исследований затонувшего «Комсомольца». Эксперты установили, что подводная лодка выделяет радиоактивные вещества. Беспилотный аппарат Aegir 6000 взял несколько образцов на остове лодки и вокруг него. Как выяснилось, уровень радиоактивности там превышает нормальный в 800 тысяч раз. Но, по словам руководителя экспедиции Хильды Элизы Хелдаль, причин для беспокойства нет. На столь большой глубине очень мало живых существ, которым могла бы угрожать радиация. Она быстро рассеивается и не может сказаться на рыбацком промысле в этом районе. Могильник реакторов Больше опасений у норвежских экспертов вызывает советская подлодка К-159 полувековой давности. Затонула она 30 августа 2003 года в Баренцевом море на пути в док, где ее собирались демонтировать. Во время неудачной транспортировке погибли девять моряков, которые контролировали последний путь подводной лодки. «Намного больше меня беспокоит подлодка К-159, которая лежит на небольшой глубине в важной для рыболовства области к северу от Кольского залива в Баренцевом море», — заявил Фредерик Хауге, глава экологической некоммерческой организации «Беллона». Как отмечают экологи, на затонувшей подлодке остались два атомных реактора с отработанным топливом. По не подтвержденной официально информации, на палубе осталось до 800 килограммов радиоактивных материалов. Кроме того, перед аварией реакторы не подготовили к воздействию морской воды и давления. В ходе исследования подлодки выяснилось, что ее корпус поврежден. Российские и норвежские эксперты предполагают, что рано или поздно К-159 придется поднять со дна, чтобы она не угрожала чувствительной экосистеме. Однако за прошедшие 16 лет российское правительство уже несколько раз откладывало операцию. Сегодня по-прежнему нет уверенности в том, когда опасную советскую подлодку поднимут со дна. По некоторым данным, основная причина отсрочек в том, что у Москвы нет финансовых средств на проведение операции. Напомню, что единственной подводной лодкой, которую Россия подняла со дна, был печально известный «Курск». Российскому правительству это обошлось приблизительно в сто миллионов долларов. Морские просторы в Северном Ледовитом океане, которые бороздили советские подводные лодки и которые теперь являются «вотчиной» российских подлодок, тоже скрывают атомные могильники. В 2012 году Россия признала, что на дне Карского моря лежит 17 тысяч контейнеров с радиоактивными отходами, 19 кораблей, полных радиоактивных отходов, и 14 атомных реакторов. Причем в пяти из них осталось отработанное топливо. Кроме того, на дне остается советская подводная лодка К-27, которую намеренно потопили в 1981 году. Советский режим считал, что затопление атомных реакторов в море — безопасный способ избавиться от отработавшей или неисправной техники, и что океан до бесконечности может охлаждать реактор и защищать от радиоактивных утечек. Экология стояла на самом последнем месте.
Комментарии (0)