© REUTERS, Maxim Shipenkov/Pool via ReutersАмериканские экономические и политические действия против Китая и России способствуют сближению этих двух стран, считают аналитики. Существование общего противника является ключевым фактором возобновления экономического сотрудничества между Пекином и Москвой. А это приведет к образованию «неформального альянса» и к глубокому взаимодействию в области высоких технологий.
Гонконг, Китай. — Большая часть западных средств массовой информации на этой неделе подвергает тщательному анализу так называемые особые отношения между Соединенными Штатами и Соединенным Королевством во время встречи их лидеров в Лондоне, тогда как близкие — и расширяющиеся — геополитические и экономические связи между другими государствами привлекают к себе относительно мало внимания.
Председатель КНР Си Цзиньпин в настоящее время находится в России с визитом для встречи с коллегой Владимиром Путиным, и все это происходит именно в тот момент, когда длинная руки Америки, действующая в области торговли и внешней политики, наносит вред их интересам.
Создается впечатление, что на личном уровне у Си Цзиньпина и Путина действительно очень особые отношения. В интервью российскому новостному агентству ТАСС Си Цзиньпин сказал: «У меня с президентом Путиным складываются более тесные отношения, чем с другими иностранными коллегами. Он мой лучший и близкий друг. Я очень дорожу нашей глубокой дружбой».
Китай и Россия уже давно поддерживают друг друга на международной политической арене — в Организации Объединенных Наций, например, по Сирии и Ираку. Визит Си Цзиньпина приурочен к 70-ой годовщине установления дипломатических отношений между двумя странами.
Однако большая часть нынешнего визита Си Цзиньпина в Россию сфокусирована на растущих китайско-российских экономических отношениях. Председатель Си будет участвовать в работе 23-го Петербургского международного экономического форума. В этом году он проходит под лозунгом «Формируя повестку устойчивого развития» и, как ожидается, китайский лидер выступит с речью на тему «Важные китайские предложения в области устойчивого развития», в котором акцент будет сделан на поддержку мультилатерализма и улучшения глобального управления.
Агата Дамаре (Agathe Demarais), директор отдела глобального прогнозирования Компании «Экономист интеллидженс юнит» (Economist Intelligence Unit), считает, что главное место на встречах Си Цзиньпина в России, скорее всего, будет уделено трем вопросам, и вот каким: «Северная Корея, с которой и Россия, и Китай поддерживают партнерские отношения; российский энергетический экспорт в Китай, в частности, по газопроводу „Сила Сибири", который в настоящее время строится в Западной Сибири; и перспективы отношений России и Китая с Соединенными Штатами».
И Россия, и Китай сталкиваются с экономическими вызовами.
Во вторник Всемирный банк понизил свой прогноз роста экономики России на 2019 год с 1,4% до 1,2%. Соединенные Штаты осуществляют руководство международными санкциями, введенными в отношении России за ее военные действия на Украине. Однако, по мнению экспертов Всемирного банка, сокращающаяся добыча нефти и замедление банковского кредитования оказывают самое значительное воздействие на ее экономику.
Тем временем обмен карательными тарифами между Китаем и Соединенными Штатами подрывает доверие к бизнесу и к потребителям в Китае.
Общий соперник
По мнению некоторых аналитиков, предпринимаемые Соединенными Штатами действия, вероятно, еще больше сближают Китай и Россию.
«Влиятельные политики в обеих странах в последние годы активно пытаются укрепить торговые связи между этими странами. Не является совпадением, что значительный рост российско-китайской торговли совпадает по времени с ужесточением американских санкций в отношении России, а также усилением американо-китайской торговой войны», — отметил в беседе с корреспондентом телеканала «Аль Джазира» Лиам Карсон (Liam Carson), специалист по развивающимся экономикам Европы компании «Кэпитал экономикс» (Capital Economics).
«В последние несколько лет заметно увеличился торговый оборот между Россией и Китаем. Объем российского экспорта в Китай удвоился в период с 2016 года по 2018 год. Хотя частично это связано с более высокими ценами на нефть, которые несколько приукрасили показатели экспорта, ненефтяной экспорт тоже вырос почти на 50% в последний период», — подчеркнул Карсон.
Объем двусторонней торговли в прошлом году составил 108 миллиардов долларов, и это рекордный показатель, причина которого частично связна с тем, что Китаю нужно искать новые рынки для своих товаров на фоне обострения торговой войны с Соединенными Штатами.
По данным Национального бюро статистики Китая, китайский экспорт в Россию увеличился на 9,1% в 2018 году и составил 316,7 миллиарда китайских юаней (45,8 миллиарда долларов), тогда как импорт из России вырос на 39,4% и составил 390,9 миллиарда юаней (56,5 миллиарда долларов).
Общий объем китайского импорта из России в 2018 году рос быстрее, чем импорт главных торговых партнеров Китая.
Тем не менее торговый оборот между Россией и Китаем составляет лишь малую часть в торговле друг друга.
В целом, в 2018 году на Россию пришлось 1,9% китайского экспорта, а экспорт из России в Китай составил 2,8% от общего китайского импорта.
Для сравнения: китайский импорт из Соединенных Штатов понизился на 2,3% до 1019,5 миллиарда юаней (147 миллиардов долларов), тогда как экспорт в Соединенные Штаты увеличился в 2018 году по сравнению с предыдущим годом на 8,6% и составил 3160,3 миллиарда юаней (456,5 миллиарда долларов).
Бруно Серджи (Bruno Sergi), профессор кафедры российской и китайской политической экономии Гарвардского университета и автор многочисленных публикаций, считает, что укрепление торговых отношений между этими странами приведет к образованию «неформального альянса» и к более глубокому сотрудничеству в области высоких технологий, а также к новому стратегическому союзу.
«Можно предположить, что ключевыми темами обсуждения будут вопросы, связанные с сохранением стабильности и увеличением объема внешней торговли России и Китая, реализация совместных топливных и энергетических проектов и т. д. Вероятно, будет проводиться поиск стандартных решений и возможностей сотрудничества, а также будут обсуждаться перспективы сотрудничества в области зеленой экономики и защиты окружающей среды», — подчеркнул Серджи в интервью телеканалу «Аль Джазира».
Хотя Серджи полагает, что нефтегазовая промышленность является частью этой истории, в ближайшее время, по его мнению, это не приведет к заключению между Си Цзиньпином и Путиным какого-то международного договора.
Общие позиции
У Китая и России были сложные отношения в прошлом — достаточно вспомнить короткую войну в 1969 году, — однако в последние годы Пекин и Москва сближаются, поскольку их интересы совпадают.
По словам Серджи, «нет сомнений в том», что сегодня эти две страны имеют более тесные отношения, чем в последние несколько десятилетий. Он указывает на достигнутую недавно договоренность относительно облегчения транспортировки грузов через границу, что является значительным достижением.
Россия и Китай, судя по всему, будут активно развивать сотрудничество в области высоких технологий, а также использовать возможности китайской инициативы «Один пояс, один путь», — речь идет о целом ряде наземных и морских инфраструктурных проектов, соединяющих Азию и Европу, которые в будущем будут способствовать укреплению отношений, считает Серджи.
Существование общего противника является ключевым фактором возобновления экономического сотрудничества между Пекином и Москвой, считают аналитики.
«Я думаю, что ухудшение американо-китайских отношений объективно подталкивает Россию и (Китай) к более тесному сотрудничеству друг с другом, и в условиях нынешней конфронтации Китай и Россия имеют возможность укрепить экономические связи», — подчеркнула в интервью телеканалу «Альджазира» София Бахта (Sofya Bakhta), стратегический аналитик в области маркетинга компании «Даксу консалтинг» (Daxue Consulting).
Бахта считает, что торговая война бросает вызов китайскому развитию в области экономики, энергетики и продовольственной безопасности. А именно в этих области Москва и Пекин могут укрепить сотрудничество.
Однако не все убеждены в том, что проблемы Китая и России в отношениях с Соединенными Штатами сближают этих союзников времен холодной войны.
«Несмотря на заголовки, широко разрекламированный поворот России в сторону Азии пока не состоялся, при этом Россия поставляет небольшое количество энергоносителей в азиатские страны, а объем российского экспорта в Китай остается незначительным (поставки в Китай составляют 10,9% российского экспорта, что значительно меньше, чем поставки в страны Евросоюза), — отметила Агата Демаре. — Соответственно, Китай, похоже, не считает своим приоритетом цементирование отношений с Россией, которую рассматривает как младшего партнера, опасаясь, в том числе, дальнейшего обострения отношений с Соединенными Штатами».
Тем не менее, Демаре считает, что их отношения развиваются в области транзакций в иностранной валюте.
«Россия в 2014 году стала одной из первых стран, подписавших соглашение о валютных обменах с Китаем, объем которого составляет 24,5 миллиарда долларов. Такого рода соглашение позволяет России и Китаю осуществлять торговлю непосредственно в юанях и в рублях, не использую валюту третьих стран, включая доллары США. Кроме того, оно позволяет обходить потенциальные американские санкции, которые могут вводиться в отношении платежей в долларах», — подчеркнула Демаре.
Ядерная энергетика — еще одна отрасль, где Москва и Пекин помогают друг другу.
«Это было подчеркнуто на китайско-российском саммите в начале июня 2018 года, когда Росатом, российская государственная атомная энергетическая компания, подписал четыре новых договора о строительстве атомных реакторов, и это одна из крупнейших китайско-российских сделок в области использования мирного атома», — отметила Демаре.
© REUTERS, Maxim Shipenkov/Pool via ReutersАмериканские экономические и политические действия против Китая и России способствуют сближению этих двух стран, считают аналитики. Существование общего противника является ключевым фактором возобновления экономического сотрудничества между Пекином и Москвой. А это приведет к образованию «неформального альянса» и к глубокому взаимодействию в области высоких технологий. Гонконг, Китай. — Большая часть западных средств массовой информации на этой неделе подвергает тщательному анализу так называемые особые отношения между Соединенными Штатами и Соединенным Королевством во время встречи их лидеров в Лондоне, тогда как близкие — и расширяющиеся — геополитические и экономические связи между другими государствами привлекают к себе относительно мало внимания. Председатель КНР Си Цзиньпин в настоящее время находится в России с визитом для встречи с коллегой Владимиром Путиным, и все это происходит именно в тот момент, когда длинная руки Америки, действующая в области торговли и внешней политики, наносит вред их интересам. Создается впечатление, что на личном уровне у Си Цзиньпина и Путина действительно очень особые отношения. В интервью российскому новостному агентству ТАСС Си Цзиньпин сказал: «У меня с президентом Путиным складываются более тесные отношения, чем с другими иностранными коллегами. Он мой лучший и близкий друг. Я очень дорожу нашей глубокой дружбой». Китай и Россия уже давно поддерживают друг друга на международной политической арене — в Организации Объединенных Наций, например, по Сирии и Ираку. Визит Си Цзиньпина приурочен к 70-ой годовщине установления дипломатических отношений между двумя странами. Однако большая часть нынешнего визита Си Цзиньпина в Россию сфокусирована на растущих китайско-российских экономических отношениях. Председатель Си будет участвовать в работе 23-го Петербургского международного экономического форума. В этом году он проходит под лозунгом «Формируя повестку устойчивого развития» и, как ожидается, китайский лидер выступит с речью на тему «Важные китайские предложения в области устойчивого развития», в котором акцент будет сделан на поддержку мультилатерализма и улучшения глобального управления. Агата Дамаре (Agathe Demarais), директор отдела глобального прогнозирования Компании «Экономист интеллидженс юнит» (Economist Intelligence Unit), считает, что главное место на встречах Си Цзиньпина в России, скорее всего, будет уделено трем вопросам, и вот каким: «Северная Корея, с которой и Россия, и Китай поддерживают партнерские отношения; российский энергетический экспорт в Китай, в частности, по газопроводу „Сила Сибири", который в настоящее время строится в Западной Сибири; и перспективы отношений России и Китая с Соединенными Штатами». И Россия, и Китай сталкиваются с экономическими вызовами. Во вторник Всемирный банк понизил свой прогноз роста экономики России на 2019 год с 1,4% до 1,2%. Соединенные Штаты осуществляют руководство международными санкциями, введенными в отношении России за ее военные действия на Украине. Однако, по мнению экспертов Всемирного банка, сокращающаяся добыча нефти и замедление банковского кредитования оказывают самое значительное воздействие на ее экономику. Тем временем обмен карательными тарифами между Китаем и Соединенными Штатами подрывает доверие к бизнесу и к потребителям в Китае. Общий соперник По мнению некоторых аналитиков, предпринимаемые Соединенными Штатами действия, вероятно, еще больше сближают Китай и Россию. «Влиятельные политики в обеих странах в последние годы активно пытаются укрепить торговые связи между этими странами. Не является совпадением, что значительный рост российско-китайской торговли совпадает по времени с ужесточением американских санкций в отношении России, а также усилением американо-китайской торговой войны», — отметил в беседе с корреспондентом телеканала «Аль Джазира» Лиам Карсон (Liam Carson), специалист по развивающимся экономикам Европы компании «Кэпитал экономикс» (Capital Economics). «В последние несколько лет заметно увеличился торговый оборот между Россией и Китаем. Объем российского экспорта в Китай удвоился в период с 2016 года по 2018 год. Хотя частично это связано с более высокими ценами на нефть, которые несколько приукрасили показатели экспорта, ненефтяной экспорт тоже вырос почти на 50% в последний период», — подчеркнул Карсон. Объем двусторонней торговли в прошлом году составил 108 миллиардов долларов, и это рекордный показатель, причина которого частично связна с тем, что Китаю нужно искать новые рынки для своих товаров на фоне обострения торговой войны с Соединенными Штатами. По данным Национального бюро статистики Китая, китайский экспорт в Россию увеличился на 9,1% в 2018 году и составил 316,7 миллиарда китайских юаней (45,8 миллиарда долларов), тогда как импорт из России вырос на 39,4% и составил 390,9 миллиарда юаней (56,5 миллиарда долларов). Общий объем китайского импорта из России в 2018 году рос быстрее, чем импорт главных торговых партнеров Китая. Тем не менее торговый оборот между Россией и Китаем составляет лишь малую часть в торговле друг друга. В целом, в 2018 году на Россию пришлось 1,9% китайского экспорта, а экспорт из России в Китай составил 2,8% от общего китайского импорта. Для сравнения: китайский импорт из Соединенных Штатов понизился на 2,3% до 1019,5 миллиарда юаней (147 миллиардов долларов), тогда как экспорт в Соединенные Штаты увеличился в 2018 году по сравнению с предыдущим годом на 8,6% и составил 3160,3 миллиарда юаней (456,5 миллиарда долларов). Бруно Серджи (Bruno Sergi), профессор кафедры российской и китайской политической экономии Гарвардского университета и автор многочисленных публикаций, считает, что укрепление торговых отношений между этими странами приведет к образованию «неформального альянса» и к более глубокому сотрудничеству в области высоких технологий, а также к новому стратегическому союзу. «Можно предположить, что ключевыми темами обсуждения будут вопросы, связанные с сохранением стабильности и увеличением объема внешней торговли России и Китая, реализация совместных топливных и энергетических проектов и т. д. Вероятно, будет проводиться поиск стандартных решений и возможностей сотрудничества, а также будут обсуждаться перспективы сотрудничества в области зеленой экономики и защиты окружающей среды», — подчеркнул Серджи в интервью телеканалу «Аль Джазира». Хотя Серджи полагает, что нефтегазовая промышленность является частью этой истории, в ближайшее время, по его мнению, это не приведет к заключению между Си Цзиньпином и Путиным какого-то международного договора. Общие позиции У Китая и России были сложные отношения в прошлом — достаточно вспомнить короткую войну в 1969 году, — однако в последние годы Пекин и Москва сближаются, поскольку их интересы совпадают. По словам Серджи, «нет сомнений в том», что сегодня эти две страны имеют более тесные отношения, чем в последние несколько десятилетий. Он указывает на достигнутую недавно договоренность относительно облегчения транспортировки грузов через границу, что является значительным достижением. Россия и Китай, судя по всему, будут активно развивать сотрудничество в области высоких технологий, а также использовать возможности китайской инициативы «Один пояс, один путь», — речь идет о целом ряде наземных и морских инфраструктурных проектов, соединяющих Азию и Европу, которые в будущем будут способствовать укреплению отношений, считает Серджи. Существование общего противника является ключевым фактором возобновления экономического сотрудничества между Пекином и Москвой, считают аналитики. «Я думаю, что ухудшение американо-китайских отношений объективно подталкивает Россию и (Китай) к более тесному сотрудничеству друг с другом, и в условиях нынешней конфронтации Китай и Россия имеют возможность укрепить экономические связи», — подчеркнула в интервью телеканалу «Альджазира» София Бахта (Sofya Bakhta), стратегический аналитик в области маркетинга компании «Даксу консалтинг» (Daxue Consulting). Бахта считает, что торговая война бросает вызов китайскому развитию в области экономики, энергетики и продовольственной безопасности. А именно в этих области Москва и Пекин могут укрепить сотрудничество. Однако не все убеждены в том, что проблемы Китая и России в отношениях с Соединенными Штатами сближают этих союзников времен холодной войны. «Несмотря на заголовки, широко разрекламированный поворот России в сторону Азии пока не состоялся, при этом Россия поставляет небольшое количество энергоносителей в азиатские страны, а объем российского экспорта в Китай остается незначительным (поставки в Китай составляют 10,9% российского экспорта, что значительно меньше, чем поставки в страны Евросоюза), — отметила Агата Демаре. — Соответственно, Китай, похоже, не считает своим приоритетом цементирование отношений с Россией, которую рассматривает как младшего партнера, опасаясь, в том числе, дальнейшего обострения отношений с Соединенными Штатами». Тем не менее, Демаре считает, что их отношения развиваются в области транзакций в иностранной валюте. «Россия в 2014 году стала одной из первых стран, подписавших соглашение о валютных обменах с Китаем, объем которого составляет 24,5 миллиарда долларов. Такого рода соглашение позволяет России и Китаю осуществлять торговлю непосредственно в юанях и в рублях, не использую валюту третьих стран, включая доллары США. Кроме того, оно позволяет обходить потенциальные американские санкции, которые могут вводиться в отношении платежей в долларах», — подчеркнула Демаре. Ядерная энергетика — еще одна отрасль, где Москва и Пекин помогают друг другу. «Это было подчеркнуто на китайско-российском саммите в начале июня 2018 года, когда Росатом, российская государственная атомная энергетическая компания, подписал четыре новых договора о строительстве атомных реакторов, и это одна из крупнейших китайско-российских сделок в области использования мирного атома», — отметила Демаре.
Комментарии (0)