© AP Photo, Ronen Zvulun/Pool via APИзраиль хочет оставить Сирию без поддержки Ирана и надеется, что Россия сможет ему в этом помочь. Израильский премьер Нетаньяху хвалится тем, что Путин позволяет Израилю совершать налеты на Сирию. Если так, пишет хорватская "Адванс", то вывод может быть только один: Россия видит какую-то пользу в израильском ослаблении иранских сил в Сирии. Но насколько эффективны израильские нападения, остается вопросом.
У израильского премьер-министра Биньямина Нетаньяху возникли серьезные проблемы из-за обвинений в коррупции, а совсем скоро, 9 апреля, состоятся новые трудные для него выборы. В то же время он по-прежнему крайне сосредоточен на внешней политике, и во время недавнего визита в Россию беседовал с российским президентом Владимиром Путиным о ситуации в регионе. Как сообщают российские источники, тогда Нетаньяху отдельно подчеркнул, что Иран и его союзники представляют собой «самую большую угрозу для безопасности Ближнего Востока».
Но разве Россия в каком-то смысле не союзник Ирана? Нетаньяху явно считает, что это не так. А вот что касается Сирии, то Иран, как и Россия, без сомнений, является ее союзником. Тем не менее Нетаньяху не боится говорить, что думает, да еще и нахваливает российско-израильское сотрудничество, отмечая, что оно поддерживает региональную стабильность.
Как минимум интересный подход, хотя в нем много нелогичного и сопровождается он массой двояких заявлений. Пресс-служба израильского премьера сообщает, что во время беседы с Путиным Нетаньяху сказал, что «вывод иностранных сил из Сирии — это общая цель России и Израиля».
Конечно, вопрос в том, кого израильский премьер подразумевает под «иностранными силами»? Например, трудно поверить, что он против американского военного присутствия в Сирии. Нет, говоря об «иностранных силах», Нетаньяху имеет в виду того же игрока, которого считает самой большой угрозой для региона — это, разумеется, Иран. Возможно, в каком-то смысле честнее было бы, если бы кто-нибудь призвал к выводу «всех» иностранных сил из Сирии, ведь сегодня их список по-прежнему велик: американцы, турки, россияне, иранцы, а также в меньшем числе европейцы, прежде всего французы. В этот перечень можно добавить также иностранных джихадистов, которые продолжают воевать в Идлибе.
Да, Израиль хочет оставить Сирию без поддержки Ирана. Это совершенно понятно. Но, как я уже писал в одном из предыдущих текстов на эту тему, именно Израиль своими действиями поспособствовал сложившейся сегодня ситуации, в которой Иран значительно укрепил свою позицию на территории Сирии.
И что теперь Израиль собирается с этим делать? Похоже, он по-прежнему надеется, что Россия может ему помочь. После возвращения из Москвы Нетаньяху заявил: «Президент Путин и я обсудили нашу общую цель — вывод иностранных сил, которые пребывают в Сирии с начала гражданской войны. Мы договорились о формировании единой группы для достижения этой цели при участии других сторон».
Израильско-российские отношения подвергаются весьма серьезным испытаниям на протяжении всех восьми лет войны в Сирии. Одно из таких испытаний — инцидент, который произошел в сентябре прошлого года, когда был сбит российский военный самолет Ил-20. Технически его сбили сирийские ПВО, однако Россия считает единственным виновником Израиль. Его истребители F-16 в тот момент наносили авиаудар по западной сирийской провинции Латакия (сирийские силы целились в израильские самолеты и по ошибке сбили российский). Тогда погибли 15 российских военнослужащих.
Россия была крайне возмущена произошедшим, однако ответ не был жестким. Вскоре Россия доставила в Сирию свои передовые зенитно-ракетные комплексы С-300, чтобы с их помощью сирийцы могли эффективно защититься от Израиля. Тем не менее эти системы, о которых говорят уже много лет, по крайней мере по доступной и проверенной информации, еще ни разу не применялись. Их вообще не видно и не слышно. (С тех пор Израиль не раз нападал на Сирию, хотя, как и ожидалось, он держится подальше от российской военной базы в Латакии.)
В связи с визитом Нетаньяху в Москву высокопоставленный анонимный израильский руководитель заявил в интервью местной газете, что Россия и Израиль успешно преодолели кризис, который возник в их двусторонних отношениях из-за сбитого российского самолета.
Что это означает? Что все по-старому? Более или менее да, и в первую очередь если говорить о Нетаньяху. Более того, после возвращения из Москвы он похвалился тем, что именно благодаря его близким отношениям с российским президентом Владимиром Путиным Израиль располагает «системой», которая позволяет ему совершать налеты на Сирию, не сталкиваясь при этом с сопротивлением россиян. Иными словами, Нетаньяху заявил, что это Путин позволяет Израилю совершать агрессию против Сирии.
Если это так (а все говорит о том, что так оно и есть), то вывод может быть только один: Россия видит какую-то пользу в израильском ослаблении иранских сил в Сирии. Насколько эффективны израильские нападения, остается вопросом, как и то, насколько эффективно они предотвращают «укоренение» Ирана в Сирии. А может, они только осложняют переправку оружия для «Хезболлы» в Ливан?
Что касается России, то чем ей может мешать иранское присутствие в Сирии, если учесть, что на протяжении нескольких лет Россия и Иран вместе воевали с одним врагом? Да, сейчас боевые действия подходят к концу, и будущая «война» может развернуться за влияние на послевоенную Сирию и, собственно, Дамаск. Возможно, Москва и Тегеран не готовы «по-братски поделить» это влияние? Ведь у вынужденных альянсов и тактики балансирования есть свои пределы. Что такое Иран для Израиля (и наоборот) совершенно понятно. Поэтому когда Нетаньяху говорит, что Россия, а точнее его дружба с Путиным, позволяет израильским вооруженным силам атаковать иранские цели в Сирии, Тегеран просто не может не заметить этого.
Конечно, всегда есть альтернативное объяснение. Например, Израиль позволяет себе что-то только потому, что это Израиль. Возможно, тут есть доля правды, но только доля. Вспомните дни непосредственно перед и после инцидента со сбитым российским Ил-20. До инцидента Израиль интенсивно бомбардировал Сирию всюду, где ему заблагорассудилось. Тогда тоже звучали слова о российском разрешении. Но после ошибки в небе над восточной частью Средиземного моря израильские военно-воздушные силы отовсюду исчезли. Они не появлялись даже в небе над Ливаном, чье воздушное пространство прежде будто присвоили себе. Израильская военная машина замолчала, затаилась и выжидала несколько недель, пытаясь угадать, зол ли Путин по-настоящему или его гнев скоро пройдет. Если бы Израиль позволял себе что-то только потому, что «это Израиль», то израильтяне дерзко ответили бы России, что не виновны в инциденте с Ил-20. В конце концов, это не они его сбили. И тогда уже на следующий день Израиль продолжил бы нападения на иранские и проиранские силы в Сирии. Однако этого не произошло. Факт в том, что израильтяне ждали, когда Москва «поостынет». И это говорит о том, что одобрение от нее все же требуется, и поступки Москвы связаны с некими элементами российской стратегии в Сирии, которая воспринимается как геополитическая арена.
© AP Photo, Ronen Zvulun/Pool via APИзраиль хочет оставить Сирию без поддержки Ирана и надеется, что Россия сможет ему в этом помочь. Израильский премьер Нетаньяху хвалится тем, что Путин позволяет Израилю совершать налеты на Сирию. Если так, пишет хорватская "Адванс", то вывод может быть только один: Россия видит какую-то пользу в израильском ослаблении иранских сил в Сирии. Но насколько эффективны израильские нападения, остается вопросом. У израильского премьер-министра Биньямина Нетаньяху возникли серьезные проблемы из-за обвинений в коррупции, а совсем скоро, 9 апреля, состоятся новые трудные для него выборы. В то же время он по-прежнему крайне сосредоточен на внешней политике, и во время недавнего визита в Россию беседовал с российским президентом Владимиром Путиным о ситуации в регионе. Как сообщают российские источники, тогда Нетаньяху отдельно подчеркнул, что Иран и его союзники представляют собой «самую большую угрозу для безопасности Ближнего Востока». Но разве Россия в каком-то смысле не союзник Ирана? Нетаньяху явно считает, что это не так. А вот что касается Сирии, то Иран, как и Россия, без сомнений, является ее союзником. Тем не менее Нетаньяху не боится говорить, что думает, да еще и нахваливает российско-израильское сотрудничество, отмечая, что оно поддерживает региональную стабильность. Как минимум интересный подход, хотя в нем много нелогичного и сопровождается он массой двояких заявлений. Пресс-служба израильского премьера сообщает, что во время беседы с Путиным Нетаньяху сказал, что «вывод иностранных сил из Сирии — это общая цель России и Израиля». Конечно, вопрос в том, кого израильский премьер подразумевает под «иностранными силами»? Например, трудно поверить, что он против американского военного присутствия в Сирии. Нет, говоря об «иностранных силах», Нетаньяху имеет в виду того же игрока, которого считает самой большой угрозой для региона — это, разумеется, Иран. Возможно, в каком-то смысле честнее было бы, если бы кто-нибудь призвал к выводу «всех» иностранных сил из Сирии, ведь сегодня их список по-прежнему велик: американцы, турки, россияне, иранцы, а также в меньшем числе европейцы, прежде всего французы. В этот перечень можно добавить также иностранных джихадистов, которые продолжают воевать в Идлибе. Да, Израиль хочет оставить Сирию без поддержки Ирана. Это совершенно понятно. Но, как я уже писал в одном из предыдущих текстов на эту тему, именно Израиль своими действиями поспособствовал сложившейся сегодня ситуации, в которой Иран значительно укрепил свою позицию на территории Сирии. И что теперь Израиль собирается с этим делать? Похоже, он по-прежнему надеется, что Россия может ему помочь. После возвращения из Москвы Нетаньяху заявил: «Президент Путин и я обсудили нашу общую цель — вывод иностранных сил, которые пребывают в Сирии с начала гражданской войны. Мы договорились о формировании единой группы для достижения этой цели при участии других сторон». Израильско-российские отношения подвергаются весьма серьезным испытаниям на протяжении всех восьми лет войны в Сирии. Одно из таких испытаний — инцидент, который произошел в сентябре прошлого года, когда был сбит российский военный самолет Ил-20. Технически его сбили сирийские ПВО, однако Россия считает единственным виновником Израиль. Его истребители F-16 в тот момент наносили авиаудар по западной сирийской провинции Латакия (сирийские силы целились в израильские самолеты и по ошибке сбили российский). Тогда погибли 15 российских военнослужащих. Россия была крайне возмущена произошедшим, однако ответ не был жестким. Вскоре Россия доставила в Сирию свои передовые зенитно-ракетные комплексы С-300, чтобы с их помощью сирийцы могли эффективно защититься от Израиля. Тем не менее эти системы, о которых говорят уже много лет, по крайней мере по доступной и проверенной информации, еще ни разу не применялись. Их вообще не видно и не слышно. (С тех пор Израиль не раз нападал на Сирию, хотя, как и ожидалось, он держится подальше от российской военной базы в Латакии.) В связи с визитом Нетаньяху в Москву высокопоставленный анонимный израильский руководитель заявил в интервью местной газете, что Россия и Израиль успешно преодолели кризис, который возник в их двусторонних отношениях из-за сбитого российского самолета. Что это означает? Что все по-старому? Более или менее да, и в первую очередь если говорить о Нетаньяху. Более того, после возвращения из Москвы он похвалился тем, что именно благодаря его близким отношениям с российским президентом Владимиром Путиным Израиль располагает «системой», которая позволяет ему совершать налеты на Сирию, не сталкиваясь при этом с сопротивлением россиян. Иными словами, Нетаньяху заявил, что это Путин позволяет Израилю совершать агрессию против Сирии. Если это так (а все говорит о том, что так оно и есть), то вывод может быть только один: Россия видит какую-то пользу в израильском ослаблении иранских сил в Сирии. Насколько эффективны израильские нападения, остается вопросом, как и то, насколько эффективно они предотвращают «укоренение» Ирана в Сирии. А может, они только осложняют переправку оружия для «Хезболлы» в Ливан? Что касается России, то чем ей может мешать иранское присутствие в Сирии, если учесть, что на протяжении нескольких лет Россия и Иран вместе воевали с одним врагом? Да, сейчас боевые действия подходят к концу, и будущая «война» может развернуться за влияние на послевоенную Сирию и, собственно, Дамаск. Возможно, Москва и Тегеран не готовы «по-братски поделить» это влияние? Ведь у вынужденных альянсов и тактики балансирования есть свои пределы. Что такое Иран для Израиля (и наоборот) совершенно понятно. Поэтому когда Нетаньяху говорит, что Россия, а точнее его дружба с Путиным, позволяет израильским вооруженным силам атаковать иранские цели в Сирии, Тегеран просто не может не заметить этого. Конечно, всегда есть альтернативное объяснение. Например, Израиль позволяет себе что-то только потому, что это Израиль. Возможно, тут есть доля правды, но только доля. Вспомните дни непосредственно перед и после инцидента со сбитым российским Ил-20. До инцидента Израиль интенсивно бомбардировал Сирию всюду, где ему заблагорассудилось. Тогда тоже звучали слова о российском разрешении. Но после ошибки в небе над восточной частью Средиземного моря израильские военно-воздушные силы отовсюду исчезли. Они не появлялись даже в небе над Ливаном, чье воздушное пространство прежде будто присвоили себе. Израильская военная машина замолчала, затаилась и выжидала несколько недель, пытаясь угадать, зол ли Путин по-настоящему или его гнев скоро пройдет. Если бы Израиль позволял себе что-то только потому, что «это Израиль», то израильтяне дерзко ответили бы России, что не виновны в инциденте с Ил-20. В конце концов, это не они его сбили. И тогда уже на следующий день Израиль продолжил бы нападения на иранские и проиранские силы в Сирии. Однако этого не произошло. Факт в том, что израильтяне ждали, когда Москва «поостынет». И это говорит о том, что одобрение от нее все же требуется, и поступки Москвы связаны с некими элементами российской стратегии в Сирии, которая воспринимается как геополитическая арена.
Комментарии (0)