Татарстан продолжает вести закулисную игру по языковому вопросу: мнения - «Россия»

  • 03:00, 08-июн-2018
  • Россия
  • Ульян
  • 0

Власти Татарстана не оставляют попыток навязать федеральному центру свое решение «языкового вопроса» — сохранить принудительное изучение родных и государственных языков нацреспублик. Для этого они пытаются продавить свой вариант поправок в законопроект № 438 863–7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», который закрепляет добровольность.
Безуспешно пытаясь создать впечатление, что будто бы все национальные республики выступают «единым фронтом», Казань все больше остается в политическом одиночестве. Тем не менее, в Казанском кремле разжигают ажиотаж вокруг языкового вопроса и пытаются саботировать принятие законопроекта.
Впрочем, несмотря на предпринятые усилия, снять документ с обсуждения в Госдуме РФ не получилось. Более того, его первое чтение в Госдуме форсировано — перенесено с сентября на 19 июня. На фоне этих событий депутатами от Татарстана была создана рабочая группа из парламентариев Госдумы, регионов, чиновников Рособрнадзора и Министерства просвещения РФ. Если верить публикациям в федеральных СМИ, на которые ссылаются татарстанские издания, близкие к Казанскому кремлю, депутатам от Татарстана удалось на заседании этой рабочей группы добиться сохранения нацязыков в обязательной части учебной программы школ, что полностью выхолащивает суть законопроекта.
Однако опрошенные «NOVOSTI-DNY.Ru» эксперты говорят, что даже частичная «победа татарского лобби» не соответствует действительности.
«Это какие-то фантазии, что где-то что-то кто-то слышал. Сейчас идут обсуждения, но еще ничего не принято и ничего не утверждено, а то, что появляются в СМИ разные утверждения, что будто бы депутаты от Татарстана о чем-то с кем-то договорились, это не более, чем домыслы журналистов, которые несколько „подогревают“ остроту языкового вопроса», — прокомментировала руководитель Центра этнокультурной стратегии образования Федерального института развития образования Ольга Артеменко. На вопрос «С чем был связан перенос рассмотрения законопроекта с сентября на 19 июня?» Артеменко ответила, что в этом была необходимость, поскольку принятие поправок в федеральный закон «Об образовании в РФ» следует сделать до начала учебного года, а не тогда, когда уже началась в сентябре учеба. «В идеале законопроект должен быть принят до начала августа, чтобы в школах уже могли утвердить расписание и часовую нагрузку на учителей», — считает эксперт.
Солидарна с Артеменко и председатель Родительского сообщества Республики Татарстан Раиса Демидова, которая предлагает внимательно анализировать публикации в СМИ, касающиеся обсуждения законопроекта о добровольности изучения родных и государственных языков республик, поскольку зачастую громкие заголовки построены на неверной интерпретации сказанных кем-то из спикеров комментариях. «Например, цитируемый RTVI заместитель председателя фракции партии „Единая Россия“ в Госдуме, депутат Андрей Исаев на самом деле говорил о том, что изучение языков будет в вариативной части учебного плана, которая является обязательной для изучения школьниками, если родители выбрали изучение этих языков. Однако его слова интерпретировали так, что будто бы он сказал, что изучение родных и госязыков республик будет в обязательной части учебного плана школы. Т. е. журналист не разобрался в этих тонкостях и неверно интерпретировал слова Исаева, а дальше это стали тиражировать другие СМИ со ссылкой на RTVI», — считает Демидова.
По ее мнению, если в результате лоббирования депутатам от Татарстана удастся добиться сохранения принудительного обучения родным языкам, при этом полностью игнорируя мнение русскоязычных родителей республики, то изучение родных языков перенесут в обязательную часть учебного плана в школах, как это де-факто происходит сейчас. Разрешив выбирать в качестве родного языка русский (исключительно после прямых поручений президента России ипрокурорских проверок), власти Татарстана схитрили — никакого русского языка на уроках «родного» дети так и не получают. «На практике изучение родного русского языка будет в том же виде, в каком это было весь прошедший учебный год в Татарстане: во-первых, на его уроках изучают все, что угодно — риторику, краеведение, „Наследие Татарстана“ и т. д., но не русский язык; во-вторых, занятия по этому предмету ведут почему-то учителя татарского языка, и сами представляете, как выглядит урок родного русского языка с педагогами совершенно другого профиля», — рассказывает Демидова. Поэтому единственный выход — это перевести предмет «Родной язык» в вариативную часть учебной программы, что и позволяет законопроект в случае его принятия. Тогда русскоязычные родители сами будут решать, хотят они изучать родной русский язык в том виде, в каком его преподавали в этом году в Татарстане, или предпочтут изучать другой предмет. Те же, кто хочет изучать татарский язык, получат такую возможность на основе их добровольного выбора.
Председатель Общества русской культуры Республики Татарстан Михаил Щеглов поведал «NOVOSTI-DNY.Ru» о том, что запланированное на 4 июня обсуждение общественностью законопроекта о добровольности изучения языков в Общественной палате России было неожиданно отменено. «Мы, представители русскоязычной общественности, собирались приехать в Москву, чтобы показать, что депутаты от Татарстана в Госдуме, которые любят заявлять, что они выступают от всего населения республики, сильно лукавят. Однако круглый стол в Общественной палате РФ внезапно был отменен. Подобное обсуждение должно было состояться и в Общественной палате Татарстана 1 июня, однако когда мы, русскоязычные родители, предупредили, что хотим прийти в ОП РТ, то и там его отменили», — рассказал лидер ОРК РТ. По его мнению, русскоязычные родители опасаются, что власти Татарстана сумеют каким-то способом добиться сохранения «принудиловки» по родным языкам, что на практике обернется для русскоязычного населения не изучением в школе родного русского языка, а «болтологией», которой бы наполнен прошедший учебный год.
Следует отметить, что президент республики Рустам Минниханов продолжает молчать по данному вопросу. Вся его деятельность показывает, что он стремится максимально дистанцироваться. Однако такая позиция очень шаткая: глава республики несет ответственность за все, что происходит и исходит от подведомственного ему региона. И то, что сейчас так активизировалась националистическая фронда, характеризует главу республики не лучшим образом.
Сергей Николаев, политолог

Власти Татарстана не оставляют попыток навязать федеральному центру свое решение «языкового вопроса» — сохранить принудительное изучение родных и государственных языков нацреспублик. Для этого они пытаются продавить свой вариант поправок в законопроект № 438 863–7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», который закрепляет добровольность. Безуспешно пытаясь создать впечатление, что будто бы все национальные республики выступают «единым фронтом», Казань все больше остается в политическом одиночестве. Тем не менее, в Казанском кремле разжигают ажиотаж вокруг языкового вопроса и пытаются саботировать принятие законопроекта. Впрочем, несмотря на предпринятые усилия, снять документ с обсуждения в Госдуме РФ не получилось. Более того, его первое чтение в Госдуме форсировано — перенесено с сентября на 19 июня. На фоне этих событий депутатами от Татарстана была создана рабочая группа из парламентариев Госдумы, регионов, чиновников Рособрнадзора и Министерства просвещения РФ. Если верить публикациям в федеральных СМИ, на которые ссылаются татарстанские издания, близкие к Казанскому кремлю, депутатам от Татарстана удалось на заседании этой рабочей группы добиться сохранения нацязыков в обязательной части учебной программы школ, что полностью выхолащивает суть законопроекта. Однако опрошенные «NOVOSTI-DNY.Ru» эксперты говорят, что даже частичная «победа татарского лобби» не соответствует действительности. «Это какие-то фантазии, что где-то что-то кто-то слышал. Сейчас идут обсуждения, но еще ничего не принято и ничего не утверждено, а то, что появляются в СМИ разные утверждения, что будто бы депутаты от Татарстана о чем-то с кем-то договорились, это не более, чем домыслы журналистов, которые несколько „подогревают“ остроту языкового вопроса», — прокомментировала руководитель Центра этнокультурной стратегии образования Федерального института развития образования Ольга Артеменко. На вопрос «С чем был связан перенос рассмотрения законопроекта с сентября на 19 июня?» Артеменко ответила, что в этом была необходимость, поскольку принятие поправок в федеральный закон «Об образовании в РФ» следует сделать до начала учебного года, а не тогда, когда уже началась в сентябре учеба. «В идеале законопроект должен быть принят до начала августа, чтобы в школах уже могли утвердить расписание и часовую нагрузку на учителей», — считает эксперт. Солидарна с Артеменко и председатель Родительского сообщества Республики Татарстан Раиса Демидова, которая предлагает внимательно анализировать публикации в СМИ, касающиеся обсуждения законопроекта о добровольности изучения родных и государственных языков республик, поскольку зачастую громкие заголовки построены на неверной интерпретации сказанных кем-то из спикеров комментариях. «Например, цитируемый RTVI заместитель председателя фракции партии „Единая Россия“ в Госдуме, депутат Андрей Исаев на самом деле говорил о том, что изучение языков будет в вариативной части учебного плана, которая является обязательной для изучения школьниками, если родители выбрали изучение этих языков. Однако его слова интерпретировали так, что будто бы он сказал, что изучение родных и госязыков республик будет в обязательной части учебного плана школы. Т. е. журналист не разобрался в этих тонкостях и неверно интерпретировал слова Исаева, а дальше это стали тиражировать другие СМИ со ссылкой на RTVI», — считает Демидова. По ее мнению, если в результате лоббирования депутатам от Татарстана удастся добиться сохранения принудительного обучения родным языкам, при этом полностью игнорируя мнение русскоязычных родителей республики, то изучение родных языков перенесут в обязательную часть учебного плана в школах, как это де-факто происходит сейчас. Разрешив выбирать в качестве родного языка русский (исключительно после прямых поручений президента России ипрокурорских проверок), власти Татарстана схитрили — никакого русского языка на уроках «родного» дети так и не получают. «На практике изучение родного русского языка будет в том же виде, в каком это было весь прошедший учебный год в Татарстане: во-первых, на его уроках изучают все, что угодно — риторику, краеведение, „Наследие Татарстана“ и т. д., но не русский язык; во-вторых, занятия по этому предмету ведут почему-то учителя татарского языка, и сами представляете, как выглядит урок родного русского языка с педагогами совершенно другого профиля», — рассказывает Демидова. Поэтому единственный выход — это перевести предмет «Родной язык» в вариативную часть учебной программы, что и позволяет законопроект в случае его принятия. Тогда русскоязычные родители сами будут решать, хотят они изучать родной русский язык в том виде, в каком его преподавали в этом году в Татарстане, или предпочтут изучать другой предмет. Те же, кто хочет изучать татарский язык, получат такую возможность на основе их добровольного выбора. Председатель Общества русской культуры Республики Татарстан Михаил Щеглов поведал «NOVOSTI-DNY.Ru» о том, что запланированное на 4 июня обсуждение общественностью законопроекта о добровольности изучения языков в Общественной палате России было неожиданно отменено. «Мы, представители русскоязычной общественности, собирались приехать в Москву, чтобы показать, что депутаты от Татарстана в Госдуме, которые любят заявлять, что они выступают от всего населения республики, сильно лукавят. Однако круглый стол в Общественной палате РФ внезапно был отменен. Подобное обсуждение должно было состояться и в Общественной палате Татарстана 1 июня, однако когда мы, русскоязычные родители, предупредили, что хотим прийти в ОП РТ, то и там его отменили», — рассказал лидер ОРК РТ. По его мнению, русскоязычные родители опасаются, что власти Татарстана сумеют каким-то способом добиться сохранения «принудиловки» по родным языкам, что на практике обернется для русскоязычного населения не изучением в школе родного русского языка, а «болтологией», которой бы наполнен прошедший учебный год. Следует отметить, что президент республики Рустам Минниханов продолжает молчать по данному вопросу. Вся его деятельность показывает, что он стремится максимально дистанцироваться. Однако такая позиция очень шаткая: глава республики несет ответственность за все, что происходит и исходит от подведомственного ему региона. И то, что сейчас так активизировалась националистическая фронда, характеризует главу республики не лучшим образом. Сергей Николаев, политолог


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!