Футбольный вызов для регионов: мундиаль заставит думать завтрашним днем - «Россия»
- 23:00, 22-май-2018
- Россия
- Вячеслав
- 0
О том, что основной эффект от проведения ЧМ-2018 смещен в будущее, можно судить по результатам недавно опубликованного исследования правительства РФ и консалтинговой группы McKinsey «Оценка влияния Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России на экономическую, социальную и экологическую сферы». Суммарное влияние чемпионата за весь период активной подготовки (2013–2018 годы) авторы исследования определили в 867 млрд рублей, или около 1% годового значения ВВП страны. Утверждается, что это существенно выше, чем сопоставимые показатели для большинства из четырех предшествующих мундиалей. В Бразилии (2014 год) и Германии (2006 год), чемпионаты мира вообще отрицательно сказались на национальном ВВП, в Японии и Южной Корее (2002 год) эффект составил, соответственно, 0,3 и 0,7%, и только в ЮАР (2012 год) чемпионат дал прирост в 2%. В перспективе же ближайших пяти лет ежегодный эффект от чемпионата на ВВП России оценен в 150–210 млрд рублей, то есть при оптимальном сценарии мундиаль принесет российской экономике еще примерно триллион рублей.
Любопытно, что похожие оценки звучали в период подготовки к Олимпиаде в Сочи. В середине 2010 года новоназначенный глава Олимпийского комитета России Александр Жуков говорил, что проведение зимних игр в Сочи может дать прирост ВВП более чем на 1%. И хотя эффект от Олимпиады для национальной экономики получился несколько смазанным (в олимпийском 2014 году на фоне начавшегося падения цен на нефть и международных санкций ВВП России вырос всего на 0,6%), главный ее итог неоспорим: Сочи стал курортом мирового уровня. Спустя четыре года после Олимпиады этот уровень в целом сохраняется и задает планку для остальных курортов страны. Массового паломничества иностранных туристов в Сочи, правда, как не было, так и нет, но это более чем окупается внутренним турпотоком, который превышает совокупное количество российских туристов, отдыхающих в течение года в Турции.
В качестве стимула для развития туризма изначально рассматривался и ЧМ-2018. По прогнозу, в период проведения чемпионата приток туристов даст 121 млрд рублей, или 14% общего эффекта от проведения турнира, а в будущем эффекте на туризм, как ожидается, придется уже около трети. Однако этот результат не выглядит стопроцентно предопределенным. Дело в том, что при выборе городов для проведения Чемпионата мира по футболу в их числе оказались не только уже состоявшиеся туристические центры страны (Москва и Санкт-Петербург) и «восходящие звезды» наподобие Казани или Калининграда, но и города, где туризм либо вообще раньше не развивался, либо понимался как некий очень узкий сегмент экономики. Например, в Ростове-на-Дону и Екатеринбурге основным видом туризма традиционно были деловые поездки, в Волгограде продвигался прежде всего мемориальный туризм, а был ли хоть какой-то туризм в Саранске, сейчас уже, наверное, не стоит и вспоминать. Теперь же эти города получили принципиально новые возможности для развития туризма.
«За период подготовки к чемпионату во многих городах, где пройдут матчи, резко увеличился объем гостиничного предложения, — говорит футбольный эксперт, руководитель проекта „Фанзона“ на телеканале „Царьград“ Андрей Малосолов. — Если еще несколько лет назад в том же Волгограде можно было забронировать через интернет примерно 15 отелей, то теперь их около ста. Когда я первый раз побывал в Саранске лет семь назад, там было всего две гостиницы, одна из них еще советской постройки, куда даже стыдно было пускать людей на порог. Сейчас в Саранске появились отели, рестораны, торговые центры — все это стимулировал чемпионат мира. При этом цены во многих гостиницах вполне доступны, особенно для иностранцев, которые приедут на матчи. Не так давно израильские коллеги говорили мне: это чудо, что в России можно снять отель по цене в два-три раза меньше, чем в их стране. Важно и то, что подготовка к чемпионату не ограничилась только городами, где пройдут матчи. Некоторые сборные будут базироваться в других местах — скажем, Сенегал в Калуге, Испания в Краснодаре, Египет в Грозном, что пойдет на пользу этим городам. Появление в городе команды-участницы чемпионата мира само по себе означает внимание к нему журналистов и болельщиков, не говоря уже о футболистах».
«Чемпионат мира по футболу дал уникальный шанс заявить о себе на глобальном уровне для ряда территорий России, и этот шанс перевесил хорошо известные риски. Ряд регионов благодаря чемпионату получил возможность подтянуть инфраструктуру. Хороший пример здесь — Ростовская область: когда бы здесь был еще построен новый аэропорт, если бы не чемпионат?» — добавляет эксперт по маркетингу территорий, доцент РГПУ имени Герцена Наталия Белякова.
При этом, полагает управляющий партнер компании «ФОК (Финансовый и организационный консалтинг)» Моисей Фурщик, подготовка к Чемпионату мира по футболу отличалась от прошлых мегапроектов, таких как Сочинская олимпиада или Форум АТЭС на острове Русский, гораздо более прагматичным отношением к развитию инфраструктуры: «В этот раз строились и реконструировались почти исключительно те объекты, которые нужны крупным городам и в обычной жизни. Прежде всего это можно объяснить гораздо более жесткими бюджетными ограничениями, которые действовали в этот раз. Конечно, особняком стоит здесь Саранск, но тут сказалось особое лоббистское мастерство бывшего главы Мордовии Николая Меркушкина. Не исключено, что в каких-то еще городах-участниках чемпионата были созданы избыточные гостиничные мощности., но, возможно, такой локальный избыток будет дополнительным стимулом для развития туризма в этих городах, а такой потенциал у них есть».
Объем бюджетных вложений в подготовку к ЧМ-2018 действительно оказался меньше, чем стоимость олимпийской стройки в Сочи, которая обошлась в рекордную за всю историю сумму в 1,5 трлн рублей ($ 51 млрд по тогдашнему курсу), включая 100 млрд рублей на строительство спортивных объектов и более 400 млрд рублей на прочую инфраструктуру из федерального бюджета. Для сравнения, общие затраты на подготовки и проведение ЧМ-2018, по данным упомянутого выше исследования были равны 683 млрд рублей ($ 11,4 млрд по курсу 60 рублей за доллар), из которых 265 млрд пришлось на спортивную инфраструктуру, 228 млрд на транспортную инфраструктуру, 74 млрд на прочие капитальные затраты и 116 млрд на операционные расходы.
При этом все основные обязательства по чемпионату Россией были выполнены: до финальной части мундиаля дошли все города, обозначенные в первоначальной заявке, а это, в конечном итоге, демонстрирует всему миру, что Россия — надежный партнер, о чем уже не раз публично заявлял президент ФИФА Джанни Инфантино.
«Крупные международные спортивные события — это мероприятия-бренды, проведение которых на территории страны используется как элемент уже национального брендинга, — отмечает доцент НИУ ВШЭ Павел Родькин. — Они престижны, они востребованы, за право их проведения идет конкуренция, из этих мероприятий каждая страна хочет выжать для себя максимум имиджевых и репутационных выгод. Во многом эта нематериальная составляющая играет даже большее значение, чем традиционное экономическое обоснование их проведения в виде строительства инфраструктуры, туризма и прочего. Однако это не означает, что материальная составляющая не имеет значения: проведение и Олимпийских игр, и чемпионата мира по футболу означает способность страны построить инфраструктуру и организовать логистику, обеспечить безопасность, то есть маркирует организационно-управленческую дееспособность государства и степень развитости всего общества. Собственно, эта способность и является реальным содержанием национального бренда как в медийном пространстве, так и в реальности в рамках чемпионата мира, что уже скоро предстоит осуществить и России».
Без сложностей и скандалов, конечно, не обошлось — можно вспомнить недавнее уголовное дело против основателя группы «Сумма» Зиявудина Магомедова, расследование которого началось с крупных нарушений при строительстве нового стадиона в Калининграде. Но все это были сравнительно незначительные эпизоды в сравнении с теми трудностями, которыми сопровождалась подготовка к ряду предшествующих статусных футбольных турниров. В Бразилии, например, слабым звеном стал Сан-Паулу, где планировалось проводить матч открытия ЧМ-2014. После того, как местный стадион «Морумби» столкнулся с нехваткой средств на завершение реконструкции, пришлось спешно достраивать стадион клуба «Коринтианс», на котором в ноябре 2013 года, за несколько месяцев до начала турнира, произошла крупная авария с гибелью двух человек. С большими проблемами проходила и подготовка к Чемпионату Европы по футболу 2012 года, который проводился в Польше и Украине. Из-за отсутствия гарантий по финансированию реконструкции аэропортов и гостиниц за бортом этого турнира остались Днепропетровск и Одесса — города с хорошими футбольными традициями.
Вопреки скептическим ожиданиям, первые матчи на новых российских стадионах прошли при полном аншлаге — особенно стоит отметить финал Кубка России в Волгограде 9 мая, в котором встретились две провинциальные команды — «Тосно» из Ленинградской области и курский «Авангард». Но матчи такого уровня проходят всего несколько раз в год, а рассчитывать на высокую посещаемость стадионов, на которых будут играть команды Первого дивизиона, конечно, не приходится. С этой точки зрения, наибольшие риски посещаемости имеют Нижний Новгород, Волгоград, Калининград и Саранск, не представленные в российской Премьер-лиге собственными клубами.
«В том, что транспортная инфраструктура будет эффективно использоваться еще много лет, сомнений не возникает, — считает Наталия Белякова. — Больше вопросов вызывают новые стадионы. Если в Сочи стадион „Фишт“ удалось использовать для крупных неспортивных мероприятий, то в таких городах, как Волгоград и Саранск, будет очень сложно придать стадионам некие иные функции, а их содержание потребует значительных средств. В то же время в мировом спорте существует масса других регулярных событий не такого высокого статуса, как Чемпионат мира по футболу. Чтобы добиться права проводить их в России, тоже придется постараться, но новые стадионы по крайней мере обеспечивают для этого базовое входное условие».
По словам Андрея Малосолова, чтобы окупить большой классический стадион, потребуется в лучшем случае десяток лет, но стремиться к этому, безусловно, надо: «Это вызов для менеджерских способностей руководителей регионов и городов — все, что надо для успеха, они уже получили. Первые матчи на новых стадионах, например, в Волгограде, Калининграде и Саранске, показали, что их стопроцентная заполняемость возможна. Когда первый энтузиазм спадет, такой посещаемости матчей команд, играющих в Первом дивизионе, уже не будет, но ее надо подогревать и работать с публикой — то, чем многие наши клубы далеко не всегда занимаются. При грамотном распоряжении инфраструктурой, содержание которой взяло на себя государство, вполне возможно и получать прибыль от матчей, и наполнять новые стадионы событиями».
Но, помимо материальной инфраструктуры, к наследию ЧМ-2018, безусловно, относится и некая гуманитарная составляющая, без которой сложно представить себе туристическую привлекательность, особенно в условиях жесткой конкуренции в современной сфере гостеприимства. В этом смысле будущее построенных объектов в значительной степени будет решаться в дни проведения чемпионата, когда многие города, возможно, впервые в своей истории столкнутся с огромным наплывом гостей, в том числе зарубежных.
«Главная задача — обеспечить такой уровень гостеприимства, чтобы первое знакомство с Россией не стало для них последним, — считает Наталия Белякова. — Используем мы этот шанс или нет, пока сложно сказать, поскольку работа по приему гостей сводится далеко не только к тому, что делает оргкомитет чемпионата. Очень важно убедить жителей городов, где будут проходить матчи, что это важно для них, а это невозможно регламентировать. То, как люди будут относиться к приехавшим болельщикам, будет определять общий настрой чемпионата и, в конечном итоге, то, даст ли он ожидаемый долгосрочный эффект. Обычные люди живут сегодняшним днем, их типовая реакция на неудобства, связанные с такими событиями, как ЧМ: зачем нам это терпеть? Поэтому ЧМ — это не столько возможность, сколько вызов».
О том, что чемпионат мира по футболу не дает стопроцентных гарантий бурного роста туризма, свидетельствует недавний опыт Бразилии. В 2014 году, когда эта страна принимала мундиаль, ее посетили 6,43 млн иностранных гостей — почти на 11% больше, чем годом ранее. Однако спустя два года международный турпоток остался на том же уровне (6,578 млн иностранных туристов за 2016 год), причем в его структуре окончательно стали доминировать близлежащие страны Латинской Америки — доля европейцев и гостей из США в бразильском туризме постоянно снижается. С другой стороны, у другого участника группы БРИКС — ЮАР — после футбольного мундиаля 2010 года туризм быстро пошел вверх. За последние семь лет число иностранных гостей, побывавших в этой стране, выросло с 8,1 млн до 10,3 млн человек, хотя по транспортной доступности ЮАР существенно уступает той же Бразилии. Эти два примера стоило бы детально изучить в России.
Николай Проценко
Комментарии (0)