© AP Photo, Mindaugas KulbisАвтор представляет свое видение необходимости НАТО для Европы, аргументируя примерами из истории. Обе мировые войны показали, насколько важно было контролировать Северную Атлантику в море и в воздухе, чтобы противостоять немецкой угрозе. Потом место врага занял СССР, сейчас врагом считают Россию. По мысли автора, у Европы должна быть возможность получать ресурсы и помощь через океан, чтобы не оказаться под русской пятой.
Имя Элко ван Клеффенса большинству читателей, скорее всего, ни о чем не говорит, но именно этот нидерландский политик и дипломат первый назвал Североатлантическим альянсом только зарождающуюся военно-политическую организацию, будущие принципы которой в 1948 — 1949 году обсуждали американцы, канадцы и европейцы. Может показаться, что в этом названии нет ничего особенного, и что намного важнее были, есть и будут возможности, которыми располагает альянс, а также способность и готовность стран-членов выполнять свои обязательства. Тем не менее название тоже достойно внимания.
Почему? Потому что оно само понятно и однозначно отсылает к пространству, которое играло, играет и будет играть определяющую роль в обеспечении безопасности и свободы государств, входящих в альянс. Речь идет о Северной Атлантике. Нам в Центральной Европе может показаться (многие так и считают), что моря и океаны разделяют людей и страны, потому что сами мы далеки от морей. Но на самом деле все наоборот, поскольку моря и океаны объединяют удаленные друг от друга и разрозненные государства и народы намного лучше, чем суша.
Первым конфликтом в современную эпоху, в котором проявились все преимущества морских держав, была Крымская война. К тому моменту площадь России уже была огромна. Это страна с самой большой армией в Европе. 40 лет назад ее обширнейшая территория поглотила многотысячную армию Наполеона и тем самым внесла огромный вклад в его поражение. И теперь русские с удивлением наблюдали, как британцы и французы, значительно уступающие им по численности, но твердо решившие не допустить очередной российской экспансии в ущерб османцам, наступали на Россию не по суше с запада, а с моря на юге. Отсутствие современных путей сообщения и огромная территория вдруг не помогли России, так как противник не собирался захватывать и подчинять ее себе. Эти два фактора, напротив, привели к поражению русских, поскольку на протяжении всей войны, хотя Россия и вела ее у себя «дома», она так и не смогла эффективно сконцентрировать и обеспечить всем необходимым свои силы.
США два раза приходили на помощь по воде
Первая мировая война, которую немецкий генеральный штаб спланировал точно, как «по расписанию», показала, что новое оружие дает преимущество обороняющимся. Немцы не одержали ожидаемой победы на Рождество, и конфликт превратился в истощающую окопную войну. Также провалились британские попытки повлиять на конфликт операциями в окраинных европейских морях, ведь британские адмиралы поняли, что Королевский флот просто не пройдет в Балтийское и Черное море…
Наконец, после изнурительных боев исход конфликта решился не на поле брани. Просто экономика Германии и ее союзников совершенно истощилась, моральный дух народа иссяк, и ограниченные источники уже не позволяли им продолжать войну. Победы на востоке, где весной 1918 года под контролем Германии оказались сырьевые ресурсы современной Украины, к счастью, были одержаны слишком поздно для того, чтобы за счет них компенсировать намного большие запасы Антанты. Более того, в 1917 году ей на помощь пришли американцы с той стороны Атлантики.
Во время войны появились новые системы вооружений: танки, самолеты и подлодки, и их эффективность повысилась благодаря прогрессу, достигнутому в области радиосвязи и радаров. Через 20 лет эти системы уже в полной мере применялись в боях Второй мировой войны. Какое-то время Великобритания оставалась единственной страной, которая сопротивлялась натиску Германии и ее союзников. Очень большую роль тогда сыграли огромные поставки сырья из СССР. И Великобритании удалось устоять. Со временем ситуацию переломили, и Германия вновь потерпела поражение.
Но теперь ее нужно было сокрушить, и это получилось. Не только благодаря огромному количеству жертв и способности союзников координировать военные шаги, но и благодаря тому, что они сумели создать пути сообщения, по которым в СССР и Великобританию из США, Канады и других стран британской империи (к ним позже присоединились десятки стран «объединенных наций») поступало сырье, продовольствие, боеприпасы и подкрепление. Весь этот опыт пригодился, когда в 1945 — 1948 годах стало понятно, что послевоенное сотрудничество союзников не продлится долго и на смену ему придет конфронтация.
Когда есть куда отступать…
Исходная позиция тех, кто в апреле 1949 года объединился в альянс, была непростой. Красная армия все еще оставалась самой мощной военной силой в Европе, и ее части размещались в Центральной Европе. Кроме того, во всех западных странах существовали коммунистические партии, которые пользовались особой популярностью во Франции и Италии. Некоторые страны Европы, а также Ближнего Востока столкнулись с советским шантажом: им предлагали договоры «о добрососедских отношениях», подписав которые, они в лучшем случае превратились бы в государства, подчиненные советскому влиянию. От некоторых СССР просто требовал уступить территории.
Опыт Первой и Второй мировой войны учли и вскоре поняли, что важно не только пресечь притязания СССР на границе соприкосновения, но и сохранить морское и воздушное сообщение в Северной Атлантике, чтобы перебрасывать в Европу сырье и подкрепление. СССР, который занял место противника после Германии, обладал массой преимуществ, которых не было у немцев во время обеих войн. Его гигантская территория не только позволяла ему прекрасно амортизировать удары противника, но и обеспечивала его самыми большими запасами стратегически важных полезных ископаемых.
Поэтому СССР являлся не чем иным, как «миром в мире». Если Германия был вынуждена выигрывать войну быстро, а иначе ей грозил крайне неопределенный исход, СССР мог не опасаться истощения людских и материальных ресурсов. Более того, благодаря оккупации части Германии и Чехословакии СССР также получил доступ к квалифицированной рабочей силе и современной промышленной базе. По сравнению с советским территориальным, людским и материальным потенциалом государства Западной Европы выглядели весьма скромно. Однако с поддержкой США и Канады ситуация кардинально менялась. Тем не менее крайне важно было сохранить под своим полным контролем пространство необходимое для транспортного сообщения. Поэтому американцы пригласили на переговоры о создании альянса даже те страны, которые находились «в крыльях» Западной Европы, то есть те, которых Первая мировая война не коснулась совершенно, а Вторая мировая затронула лишь частично.
Вода и воздух — вот, что главное
Если бы мы взглянули на территорию, где сформировалось НАТО, то увидели бы на западе США и Канаду, которые так же, как и СССР, занимают значительную часть континентальной суши и располагают материальными ресурсами. А что касается США, то — еще и большим населением. Далее на пути из Северной Америки в Европу находится Гренландия (когда-то это была датская колония), а также Исландия, которая с 1944 года является независимым и суверенным государством. Ни на одном из этих островов не проживает многочисленное население, однако они обладают чрезвычайно выгодным расположением, которое позволяет отслеживать, а при необходимости и контролировать передвижение кораблей и самолетов в этой части мира.
Между Гренландией(G), Исландией (I) и Британскими островами (UK) находится так называемый GIUK gap (Фареро-Исландский рубеж), то есть пространство, где во время Второй мировой войны немецкий флот нападал на конвои союзников, когда те плыли в Великобританию и СССР. Далее на востоке простирается Норвегия. Во время войны ее длинное побережье служило прекрасным укрытием, где располагалась база немецких кораблей и самолетов. Мимо нее вынуждены были проплывать так называемые арктические конвои в советские порты Мурманск и Архангельск. А вот в случае конфронтации с НАТО из этих портов и других баз на севере СССР выходили бы советские корабли и поднимались бы в небо самолеты для нанесения ударов по морским и воздушным коридорам в Северной Атлантике.
© flickr.com, 7th Army Training CommandСолдат датской армии на ученияхЧерез Норвегию мы попадаем в Данию, которая вместе с Норвегией прикрывает подходы из Атлантики в Балтику. Если продвигаться далее на юг, то мы попадем в «традиционную» Западную Европу, образуемую Великобританией, странами Бенилюкса и Францией, территория которой в то время включала и часть противоположного побережья Средиземного моря (речь об Алжире). Так же, как Сена течет через Париж, до 1962 года Средиземное море плескалось «внутри» Франции… Далее на юг находится Португалия, которая, помимо собственной территории, контролирует важные острова, а значит, и авиационные базы на Азорских островах и Мадейре. Последним аванпостом НАТО в Атлантике (до вступления Испании в 80-х) был Гибралтар, который охранял вход в Средиземное море.
Все — для контроля над Северной Атлантикой
На протяжении всего времени существования альянса, точнее конфронтации с СССР, ни разу не случилось, чтобы морская или авиационная база, находящаяся на этом пространстве, хоть на один день перешла под советский контроль. НАТО определил свою операционную зону/зону ответственности как пространство, включающее территории стран-членов, которые находятся в Северной Америке, Европе и в Атлантике севернее от тропика Рака (вплоть до Северного полюса).
Еще в 1949 году членом альянса стала «только» средиземноморская Италия. Причем в Восточном Средиземноморье НАТО расширилось уже в 1952 году после принятия Греции и Турции. В 1954 году после сильнейшего давления американцев и огромного сопротивления французов в альянс приняли Германию, многолюдную и экономически сильную страну, чей потенциал союзники до тех пор не использовали для обеспечения безопасности. С принятием Германии НАТО надолго остановило свое территориальное расширение. До конца холодной войны в альянс приняли только Испанию в 1982 году. В 1999 году альянс снова начал расширяться за счет стран Центральной Европы.
Обе мировые войны показали, насколько важно контролировать Северную Атлантику в море и в воздухе, чтобы противостоять сначала немецкой, а потом советской угрозе. СССР приложил максимум усилий, создавая собственные морские и авиационные базы, однако в итоге оказалось, что СССР значительно уступает в материальных ресурсах союзникам.
Парадоксально, но самой серьезной угрозой для гегемонии НАТО в Северной Атлантике стали советские мирные планы, такие как идея Горбачева об Общем европейском доме, в котором, по «логике», для американцев и канадцев места не было… Но прежде чем началась закладка фундамента, СССР развалился. Современная Россия опять активно укрепляет свои морские и воздушные силы, и мы должны для себя уяснить, что если мы не хотим оказаться под русской пятой, то должны укреплять собственную мощь. А чтобы получить все, чего у нас нет в Европе, у нас должна быть возможность доставить это. Через Северную Атлантику.
© AP Photo, Mindaugas KulbisАвтор представляет свое видение необходимости НАТО для Европы, аргументируя примерами из истории. Обе мировые войны показали, насколько важно было контролировать Северную Атлантику в море и в воздухе, чтобы противостоять немецкой угрозе. Потом место врага занял СССР, сейчас врагом считают Россию. По мысли автора, у Европы должна быть возможность получать ресурсы и помощь через океан, чтобы не оказаться под русской пятой.Имя Элко ван Клеффенса большинству читателей, скорее всего, ни о чем не говорит, но именно этот нидерландский политик и дипломат первый назвал Североатлантическим альянсом только зарождающуюся военно-политическую организацию, будущие принципы которой в 1948 — 1949 году обсуждали американцы, канадцы и европейцы. Может показаться, что в этом названии нет ничего особенного, и что намного важнее были, есть и будут возможности, которыми располагает альянс, а также способность и готовность стран-членов выполнять свои обязательства. Тем не менее название тоже достойно внимания. Почему? Потому что оно само понятно и однозначно отсылает к пространству, которое играло, играет и будет играть определяющую роль в обеспечении безопасности и свободы государств, входящих в альянс. Речь идет о Северной Атлантике. Нам в Центральной Европе может показаться (многие так и считают), что моря и океаны разделяют людей и страны, потому что сами мы далеки от морей. Но на самом деле все наоборот, поскольку моря и океаны объединяют удаленные друг от друга и разрозненные государства и народы намного лучше, чем суша. Первым конфликтом в современную эпоху, в котором проявились все преимущества морских держав, была Крымская война. К тому моменту площадь России уже была огромна. Это страна с самой большой армией в Европе. 40 лет назад ее обширнейшая территория поглотила многотысячную армию Наполеона и тем самым внесла огромный вклад в его поражение. И теперь русские с удивлением наблюдали, как британцы и французы, значительно уступающие им по численности, но твердо решившие не допустить очередной российской экспансии в ущерб османцам, наступали на Россию не по суше с запада, а с моря на юге. Отсутствие современных путей сообщения и огромная территория вдруг не помогли России, так как противник не собирался захватывать и подчинять ее себе. Эти два фактора, напротив, привели к поражению русских, поскольку на протяжении всей войны, хотя Россия и вела ее у себя «дома», она так и не смогла эффективно сконцентрировать и обеспечить всем необходимым свои силы. США два раза приходили на помощь по воде Первая мировая война, которую немецкий генеральный штаб спланировал точно, как «по расписанию», показала, что новое оружие дает преимущество обороняющимся. Немцы не одержали ожидаемой победы на Рождество, и конфликт превратился в истощающую окопную войну. Также провалились британские попытки повлиять на конфликт операциями в окраинных европейских морях, ведь британские адмиралы поняли, что Королевский флот просто не пройдет в Балтийское и Черное море… Наконец, после изнурительных боев исход конфликта решился не на поле брани. Просто экономика Германии и ее союзников совершенно истощилась, моральный дух народа иссяк, и ограниченные источники уже не позволяли им продолжать войну. Победы на востоке, где весной 1918 года под контролем Германии оказались сырьевые ресурсы современной Украины, к счастью, были одержаны слишком поздно для того, чтобы за счет них компенсировать намного большие запасы Антанты. Более того, в 1917 году ей на помощь пришли американцы с той стороны Атлантики. Во время войны появились новые системы вооружений: танки, самолеты и подлодки, и их эффективность повысилась благодаря прогрессу, достигнутому в области радиосвязи и радаров. Через 20 лет эти системы уже в полной мере применялись в боях Второй мировой войны. Какое-то время Великобритания оставалась единственной страной, которая сопротивлялась натиску Германии и ее союзников. Очень большую роль тогда сыграли огромные поставки сырья из СССР. И Великобритании удалось устоять. Со временем ситуацию переломили, и Германия вновь потерпела поражение. Но теперь ее нужно было сокрушить, и это получилось. Не только благодаря огромному количеству жертв и способности союзников координировать военные шаги, но и благодаря тому, что они сумели создать пути сообщения, по которым в СССР и Великобританию из США, Канады и других стран британской империи (к ним позже присоединились десятки стран «объединенных наций») поступало сырье, продовольствие, боеприпасы и подкрепление. Весь этот опыт пригодился, когда в 1945 — 1948 годах стало понятно, что послевоенное сотрудничество союзников не продлится долго и на смену ему придет конфронтация. Когда есть куда отступать… Исходная позиция тех, кто в апреле 1949 года объединился в альянс, была непростой. Красная армия все еще оставалась самой мощной военной силой в Европе, и ее части размещались в Центральной Европе. Кроме того, во всех западных странах существовали коммунистические партии, которые пользовались особой популярностью во Франции и Италии. Некоторые страны Европы, а также Ближнего Востока столкнулись с советским шантажом: им предлагали договоры «о добрососедских отношениях», подписав которые, они в лучшем случае превратились бы в государства, подчиненные советскому влиянию. От некоторых СССР просто требовал уступить территории. Опыт Первой и Второй мировой войны учли и вскоре поняли, что важно не только пресечь притязания СССР на границе соприкосновения, но и сохранить морское и воздушное сообщение в Северной Атлантике, чтобы перебрасывать в Европу сырье и подкрепление. СССР, который занял место противника после Германии, обладал массой преимуществ, которых не было у немцев во время обеих войн. Его гигантская территория не только позволяла ему прекрасно амортизировать удары противника, но и обеспечивала его самыми большими запасами стратегически важных полезных ископаемых. Поэтому СССР являлся не чем иным, как «миром в мире». Если Германия был вынуждена выигрывать войну быстро, а иначе ей грозил крайне неопределенный исход, СССР мог не опасаться истощения людских и материальных ресурсов. Более того, благодаря оккупации части Германии и Чехословакии СССР также получил доступ к квалифицированной рабочей силе и современной промышленной базе. По сравнению с советским территориальным, людским и материальным потенциалом государства Западной Европы выглядели весьма скромно. Однако с поддержкой США и Канады ситуация кардинально менялась. Тем не менее крайне важно было сохранить под своим полным контролем пространство необходимое для транспортного сообщения. Поэтому американцы пригласили на переговоры о создании альянса даже те страны, которые находились «в крыльях» Западной Европы, то есть те, которых Первая мировая война не коснулась совершенно, а Вторая мировая затронула лишь частично. Вода и воздух — вот, что главное Если бы мы взглянули на территорию, где сформировалось НАТО, то увидели бы на западе США и Канаду, которые так же, как и СССР, занимают значительную часть континентальной суши и располагают материальными ресурсами. А что касается США, то — еще и большим населением. Далее на пути из Северной Америки в Европу находится Гренландия (когда-то это была датская колония), а также Исландия, которая с 1944 года является независимым и суверенным государством. Ни на одном из этих островов не проживает многочисленное население, однако они обладают чрезвычайно выгодным расположением, которое позволяет отслеживать, а при необходимости и контролировать передвижение кораблей и самолетов в этой части мира. Между Гренландией(G), Исландией (I) и Британскими островами (UK) находится так называемый GIUK gap (Фареро-Исландский рубеж), то есть пространство, где во время Второй мировой войны немецкий флот нападал на конвои союзников, когда те плыли в Великобританию и СССР. Далее на востоке простирается Норвегия. Во время войны ее длинное побережье служило прекрасным укрытием, где располагалась база немецких кораблей и самолетов. Мимо нее вынуждены были проплывать так называемые арктические конвои в советские порты Мурманск и Архангельск. А вот в случае конфронтации с НАТО из этих портов и других баз на севере СССР выходили бы советские корабли и поднимались бы в небо самолеты для нанесения ударов по морским и воздушным коридорам в Северной Атлантике. © flickr.com, 7th Army Training CommandСолдат датской армии на ученияхЧерез Норвегию мы попадаем в Данию, которая вместе с Норвегией прикрывает подходы из Атлантики в Балтику. Если продвигаться далее на юг, то мы попадем в «традиционную» Западную Европу, образуемую Великобританией, странами Бенилюкса и Францией, территория которой в то время включала и часть противоположного побережья Средиземного моря (речь об Алжире). Так же, как Сена течет через Париж, до 1962 года Средиземное море плескалось «внутри» Франции… Далее на юг находится Португалия, которая, помимо собственной территории, контролирует важные острова, а значит, и авиационные базы на Азорских островах и Мадейре. Последним аванпостом НАТО в Атлантике (до вступления Испании в 80-х) был Гибралтар, который охранял вход в Средиземное море. Все — для контроля над Северной Атлантикой На протяжении всего времени существования альянса, точнее конфронтации с СССР, ни разу не случилось, чтобы морская или авиационная база, находящаяся на этом пространстве, хоть на один день перешла под советский контроль. НАТО определил свою операционную зону/зону ответственности как пространство, включающее территории стран-членов, которые находятся в Северной Америке, Европе и в Атлантике севернее от тропика Рака (вплоть до Северного полюса). Еще в 1949 году членом альянса стала «только» средиземноморская Италия. Причем в Восточном Средиземноморье НАТО расширилось уже в 1952 году после принятия Греции и Турции. В 1954 году после сильнейшего давления американцев и огромного сопротивления французов в альянс приняли Германию, многолюдную и экономически сильную страну, чей потенциал союзники до тех пор не использовали для обеспечения
Комментарии (0)