О продуктовых карточках в богатой Америке. Валентин Катасонов - «ДНР и ЛНР»

  • 08:00, 08-апр-2020
  • ДНР и ЛНР
  • Turner
  • 0


Опыт, который может быть востребован сегодня

Вирусно-экономический кризис захватил большую часть мира. Эксперты прогнозируют рост банкротств и нарастание безработицы. Не обошёл кризис и Россию. Согласно только что опубликованным оценкам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), из-за карантинных мер, введённых в крупных городах, и массовой остановки бизнеса 15,5 миллиона россиян лишатся работы временно или навсегда.

Общая численность рабочей силы в России, по данным Росстата, составляет 74,5 млн. человек. Если ЦМАКП не ошибся, безработными могут стать более 20 процентов людей, составляющих рабочую силу. По официальным данным, безработица в РФ на начало марта составляла 3,4 млн. человек, или 4,6% рабочей силы. То есть в ближайшее время как минимум четверть работоспособных граждан России могут оказаться безработными. Масштабы безработицы могут оказаться и больше, поскольку ни прогноз ЦМАКП, ни статистика Росстата не учитывают многомиллионную армию самозанятых, которые работают без трудовых договоров и находятся в тени. По ним вирусно-экономический кризис ударил в первую очередь. По моим оценкам, как минимум треть населения страны, относящегося к категории «рабочая сила», может быть поражена безработицей; люди могут остаться без средств к существованию, возникнет риск массового голода.

Что делать в этой ситуации? Опыт спасения населения от голода – как отечественный, так и зарубежный – наработан. Этот опыт применялся в периоды войн, экономических кризисов.

В первую очередь речь идёт о карточной системе. Это государственная система снабжения населения продовольствием и другими жизненно важными товарами в условиях дефицита, один из способов рационирования. Карточная система стара как мир. Ещё в Древнем Риме существовала бесплатная раздача хлеба людям, которая осуществлялась по предъявлении ими специальных знаков, изготавливавшихся из разных материалов (глины, слоновой кости, металла), которые назывались тессерами.

Современная карточная система появилась в Европе во время Первой мировой войны, в частности в США и Германии. В 1916 году она была введена даже в нейтральной Швеции. В том же году карточная система стала вводиться в отдельных губерниях Российской империи. Пришедшее к власти в России Временное правительство 25 марта (7 апреля) 1917 года ввело хлебную монополию (весь хлеб, всё зерно становилось собственностью государства) и хлебные карточки. В советской России карточная система существовала в период военного коммунизма и была отменена при переходе к НЭПу в 1921 году. В 1929 году в связи с началом индустриализации и необходимостью максимальной мобилизации всех ресурсов хлебные карточки были возобновлены. Появились двойные цены на продовольствие – обычные (на товары, отпускаемые по карточкам) и коммерческие (более высокие, использовавшиеся при купле-продаже без карточек). Постепенно карточки в 30-е годы стали исчезать, но осталось рационирование – ограничение на количество отпускаемого покупателю товара.

Карточные системы широко использовались в разных странах в годы Второй мировой войны, существовали некоторое время и после войны. В СССР такая система была введена в июле 1941 года и отменена в декабре 1947 года. А в Великобритании окончательная отмена карточек произошла лишь в 1954 году.

Особого внимания заслуживает изучение опыта карточного распределения в США. Во Вторую мировую войну Америка вступила в декабре 1941 года, а в январе 1942 года она ввела ограничения на покупку множества товаров, в частности сахара, мяса, шин, бензина, велосипедов и обуви. Нормы потребления сахара были установлены на уровне 0,5 фунта (227 г) на человека в неделю и к середине 1945 года были сокращены до 0,285 фунта (129 г) в неделю. Недельная норма бензина для владельцев частных автомашин колебалась от 11 до 15 литров. Сохранялись жёсткие ограничения на покупку автомобильных шин. Отменены карточки на большинство товаров были в 1945 году, на сахар – в 1947 году.

И вот что удивительно: США вводили нормированное потребление с помощью карточек не только в годы мировых войн. У них такая система стала применяться и в мирное время. Я имею в виду программу льготной покупки продуктов питания – SNAP (Supplemental Nutrition Assistance Program). Её ещё называют программой выдачи продуктовых талонов (food stamps). Эта программа была подготовлена в 30-е годы прошлого века министром сельского хозяйства Генри Уоллесом (Henry A. Wallace) и запущена в мае 1939 года. SNAP стала вынужденной реакцией правительства США на продолжавшуюся экономическую депрессию в стране. Число безработных в годы острой фазы кризиса (1929-1932 гг.) достигало 25%; в условиях последовавшей за кризисом депрессии безработица всё равно оставалась очень высокой (колебалась около планки в 10%). Хроническая безработица порождала недоедание и даже голод. Согласно оценкам американских экспертов, в период кризиса и депрессии в стране скончалось от голода 5-6 миллионов человек. Страшные картины 1930-х годов в Америке показаны в романе американского писателя Джона Стейнбека «Гроздья гнева» (1939 г.) Пособия по безработице были мизерными. Не менее мизерными были заработные платы, получаемые миллионами американцев, участвовавших в программах общественных работ, которые запустил президент Франклин Рузвельт.

И родилась программа SNAP, которая должна была обеспечить выживание миллионов простых американцев в условиях кризиса. Первый руководитель программы Мило Перкинс (Milo Perkins), чиновник министерства сельского хозяйства, так описал её смысл: «Страну разделяет пропасть. На одной её стороне фермеры, у которых избыток продуктов, на другой – недоедающие городские жители, ходящие с протянутой рукой». В 1939 году в рамках Минсельхоза была создана Федеральная корпорация по управлению товарными излишками (Federal Surplus Commodities Corporation, FSCC). Программа SNAP предоставляла самым неимущим денежные пособия, к ним прилагались бумажные продуктовые талоны (food stamps), которые позволяли приобретать продовольствие со скидкой в 50% от цены. Таким образом потребление продовольственных товаров за счёт государственной субсидии удваивалось. Первоначально получателями помощи в виде продуктовых талонов стало 4 миллиона человек. Потом количество получателей увеличилось. Из бюджета в 1939 году на программу было выделено 262 млн. долл. Программа действовала до весны 1943 года.

Возобновлена программа была через 18 лет – в мае 1961 года. Поначалу она действовала в пилотном режиме. С 1964 года SNAP получила статус постоянной, а с 1974 года – общенациональной программы. SNAP функционирует и по сей день. Если отсчитывать от мая 1939 года, скоро ей исполнится 81 год. Условия программы менялись, наиболее существенные изменения вносились в 1977, 1993, 1996 и 2002 годах.

Сегодня программа финансируется из федерального бюджета через Службу по продовольствию и питанию (Food and Nutrition Service) в Министерстве сельского хозяйства США. Ежемесячный доход претендующего на пособия должен составлять не более 130 процентов от официального прожиточного минимума. Сегодня это означает, что любая семья из четырёх человек с общим доходом не более 2,5 тыс. долларов в месяц имеет право на продуктовые талоны. Американец-одиночка может претендовать на помощь по линии SNAP, если его доход не превышает 1,2 тыс. долларов в месяц.

Программа обрела второе дыхание после финансового кризиса 2008-2009 гг. В 2013 году был установлен исторический рекорд: 47,6 миллиона американцев получили талонов на сумму в 76,1 миллиарда долларов. То есть в 2013 году примерно 15% жителей США были получателями помощи по линии SNAP. Наиболее высокий процент населения, охваченного программой (более 20%), был зафиксирован в таких штатах, как Джорджия, Кентукки, Луизиана, Нью-Мексико, Орегон и Теннесси. Рекордно высокий процент был отмечен в округе Колумбия (там, где находится город Вашингтон): помощь получали 23% жителей округа.

Американские экономисты отмечают, что программа SNAP не только спасает десятки миллионов человек от недоедания и голода, но и способствует оживлению экономики (сельского хозяйства и смежных отраслей). Каждый доллар, израсходованный из бюджета через продуктовые карточки, в конечном итоге даёт прирост ВНП страны на 1,7-1,8 доллара.

Талоны предназначены для приобретения чётко регламентированного набора продовольственных товаров: молочных продуктов, мяса, птицы, рыбы, фруктов и овощей, выпечки, прохладительных напитков, а также семян растений для выращивания фруктов, овощей и ягод в домашних условиях. С помощью талонов нельзя приобрести хозяйственные товары, алкогольные напитки, табачные изделия, медикаменты. В XXI веке на смену привычным бумажным талонам пришли пластиковые дебетовые карты.

После пиковых показателей 2013 года программа SNAP несколько сократилась. В 2018 году число получателей помощи составило 40,8 млн. человек, а бюджетное финансирование программы – 65,5 млрд. долл. В 2019 году число получателей помощи снизилось до 35,7 млн. человек, а бюджетное финансирование – до 60,4 млрд. долл..

Разгорающийся в США вирусно-экономический кризис вызвал резкий рост безработицы. В марте было зафиксировано значительное увеличение заявок американцев на продуктовые талоны. За период с начала года по 23 марта на получение продовольственной помощи получили право новые миллионы американцев. Число получателей такой помощи увеличилось на 15%; следовательно, в конце марта программой SNAP было охвачено около 41 миллиона человек. Если дело пойдет такими темпами, то до конца года число получателей помощи по программе SNAP может значительно превысить рекордный показатель 2013 года.

В России на сегодня нет аналога американской программы SNAP, но есть богатый собственный опыт использования продовольственных карточек в критические моменты истории. Есть смысл обратиться и к собственному, и к американскому опыту.

ВАЛЕНТИН КАТАСОНОВ

Опыт, который может быть востребован сегодня Вирусно-экономический кризис захватил большую часть мира. Эксперты прогнозируют рост банкротств и нарастание безработицы. Не обошёл кризис и Россию. Согласно только что опубликованным оценкам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), из-за карантинных мер, введённых в крупных городах, и массовой остановки бизнеса 15,5 миллиона россиян лишатся работы временно или навсегда. Общая численность рабочей силы в России, по данным Росстата, составляет 74,5 млн. человек. Если ЦМАКП не ошибся, безработными могут стать более 20 процентов людей, составляющих рабочую силу. По официальным данным, безработица в РФ на начало марта составляла 3,4 млн. человек, или 4,6% рабочей силы. То есть в ближайшее время как минимум четверть работоспособных граждан России могут оказаться безработными. Масштабы безработицы могут оказаться и больше, поскольку ни прогноз ЦМАКП, ни статистика Росстата не учитывают многомиллионную армию самозанятых, которые работают без трудовых договоров и находятся в тени. По ним вирусно-экономический кризис ударил в первую очередь. По моим оценкам, как минимум треть населения страны, относящегося к категории «рабочая сила», может быть поражена безработицей; люди могут остаться без средств к существованию, возникнет риск массового голода. Что делать в этой ситуации? Опыт спасения населения от голода – как отечественный, так и зарубежный – наработан. Этот опыт применялся в периоды войн, экономических кризисов. В первую очередь речь идёт о карточной системе. Это государственная система снабжения населения продовольствием и другими жизненно важными товарами в условиях дефицита, один из способов рационирования. Карточная система стара как мир. Ещё в Древнем Риме существовала бесплатная раздача хлеба людям, которая осуществлялась по предъявлении ими специальных знаков, изготавливавшихся из разных материалов (глины, слоновой кости, металла), которые назывались тессерами. Современная карточная система появилась в Европе во время Первой мировой войны, в частности в США и Германии. В 1916 году она была введена даже в нейтральной Швеции. В том же году карточная система стала вводиться в отдельных губерниях Российской империи. Пришедшее к власти в России Временное правительство 25 марта (7 апреля) 1917 года ввело хлебную монополию (весь хлеб, всё зерно становилось собственностью государства) и хлебные карточки. В советской России карточная система существовала в период военного коммунизма и была отменена при переходе к НЭПу в 1921 году. В 1929 году в связи с началом индустриализации и необходимостью максимальной мобилизации всех ресурсов хлебные карточки были возобновлены. Появились двойные цены на продовольствие – обычные (на товары, отпускаемые по карточкам) и коммерческие (более высокие, использовавшиеся при купле-продаже без карточек). Постепенно карточки в 30-е годы стали исчезать, но осталось рационирование – ограничение на количество отпускаемого покупателю товара. Карточные системы широко использовались в разных странах в годы Второй мировой войны, существовали некоторое время и после войны. В СССР такая система была введена в июле 1941 года и отменена в декабре 1947 года. А в Великобритании окончательная отмена карточек произошла лишь в 1954 году. Особого внимания заслуживает изучение опыта карточного распределения в США. Во Вторую мировую войну Америка вступила в декабре 1941 года, а в январе 1942 года она ввела ограничения на покупку множества товаров, в частности сахара, мяса, шин, бензина, велосипедов и обуви. Нормы потребления сахара были установлены на уровне 0,5 фунта (227 г) на человека в неделю и к середине 1945 года были сокращены до 0,285 фунта (129 г) в неделю. Недельная норма бензина для владельцев частных автомашин колебалась от 11 до 15 литров. Сохранялись жёсткие ограничения на покупку автомобильных шин. Отменены карточки на большинство товаров были в 1945 году, на сахар – в 1947 году. И вот что удивительно: США вводили нормированное потребление с помощью карточек не только в годы мировых войн. У них такая система стала применяться и в мирное время. Я имею в виду программу льготной покупки продуктов питания – SNAP (Supplemental Nutrition Assistance Program). Её ещё называют программой выдачи продуктовых талонов (food stamps). Эта программа была подготовлена в 30-е годы прошлого века министром сельского хозяйства Генри Уоллесом (Henry A. Wallace) и запущена в мае 1939 года. SNAP стала вынужденной реакцией правительства США на продолжавшуюся экономическую депрессию в стране. Число безработных в годы острой фазы кризиса (1929-1932 гг.) достигало 25%; в условиях последовавшей за кризисом депрессии безработица всё равно оставалась очень высокой (колебалась около планки в 10%). Хроническая безработица порождала недоедание и даже голод. Согласно оценкам американских экспертов, в период кризиса и депрессии в стране скончалось от голода 5-6 миллионов человек. Страшные картины 1930-х годов в Америке показаны в романе американского писателя Джона Стейнбека «Гроздья гнева» (1939 г.) Пособия по безработице были мизерными. Не менее мизерными были заработные платы, получаемые миллионами американцев, участвовавших в программах общественных работ, которые запустил президент Франклин Рузвельт. И родилась программа SNAP, которая должна была обеспечить выживание миллионов простых американцев в условиях кризиса. Первый руководитель программы Мило Перкинс (Milo Perkins), чиновник министерства сельского хозяйства, так описал её смысл: «Страну разделяет пропасть. На одной её стороне фермеры, у которых избыток продуктов, на другой – недоедающие городские жители, ходящие с протянутой рукой». В 1939 году в рамках Минсельхоза была создана Федеральная корпорация по управлению товарными излишками (Federal Surplus Commodities Corporation, FSCC). Программа SNAP предоставляла самым неимущим денежные пособия, к ним прилагались бумажные продуктовые талоны (food stamps), которые позволяли приобретать продовольствие со скидкой в 50% от цены. Таким образом потребление продовольственных товаров за счёт государственной субсидии удваивалось. Первоначально получателями помощи в виде продуктовых талонов стало 4 миллиона человек. Потом количество получателей увеличилось. Из бюджета в 1939 году на программу было выделено 262 млн. долл. Программа действовала до весны 1943 года. Возобновлена программа была через 18 лет – в мае 1961 года. Поначалу она действовала в пилотном режиме. С 1964 года SNAP получила статус постоянной, а с 1974 года – общенациональной программы. SNAP функционирует и по сей день. Если отсчитывать от мая 1939 года, скоро ей исполнится 81 год. Условия программы менялись, наиболее существенные изменения вносились в 1977, 1993, 1996 и 2002 годах. Сегодня программа финансируется из федерального бюджета через Службу по продовольствию и питанию (Food and Nutrition Service) в Министерстве сельского хозяйства США. Ежемесячный доход претендующего на пособия должен составлять не более 130 процентов от официального прожиточного минимума. Сегодня это означает, что любая семья из четырёх человек с общим доходом не более 2,5 тыс. долларов в месяц имеет право на продуктовые талоны. Американец-одиночка может претендовать на помощь по линии SNAP, если его доход не превышает 1,2 тыс. долларов в месяц. Программа обрела второе дыхание после финансового кризиса 2008-2009 гг. В 2013 году был установлен исторический рекорд: 47,6 миллиона американцев получили талонов на сумму в 76,1 миллиарда долларов. То есть в 2013 году примерно 15% жителей США были получателями помощи по линии SNAP. Наиболее высокий процент населения, охваченного программой (более 20%), был зафиксирован в таких штатах, как Джорджия, Кентукки, Луизиана, Нью-Мексико, Орегон и Теннесси. Рекордно высокий процент был отмечен в округе Колумбия (там, где находится город Вашингтон): помощь получали 23% жителей округа. Американские экономисты отмечают, что программа SNAP не только спасает десятки миллионов человек от недоедания и голода, но и способствует оживлению экономики (сельского хозяйства и смежных отраслей). Каждый доллар, израсходованный из бюджета через продуктовые карточки, в конечном итоге даёт прирост ВНП страны на 1,7-1,8 доллара. Талоны предназначены для приобретения чётко регламентированного набора продовольственных товаров: молочных продуктов, мяса, птицы, рыбы, фруктов и овощей, выпечки, прохладительных напитков, а также семян растений для выращивания фруктов, овощей и ягод в домашних условиях. С помощью талонов нельзя приобрести хозяйственные товары, алкогольные напитки, табачные изделия, медикаменты. В XXI веке на смену привычным бумажным талонам пришли пластиковые дебетовые карты. После пиковых показателей 2013 года программа SNAP несколько сократилась. В 2018 году число получателей помощи составило 40,8 млн. человек, а бюджетное финансирование программы – 65,5 млрд. долл. В 2019 году число получателей помощи снизилось до 35,7 млн. человек, а бюджетное финансирование – до 60,4 млрд. долл Разгорающийся в США вирусно-экономический кризис вызвал резкий рост безработицы. В марте было зафиксировано значительное увеличение заявок американцев на продуктовые талоны. За период с начала года по 23 марта на получение продовольственной помощи получили право новые миллионы американцев. Число получателей такой помощи увеличилось на 15%; следовательно, в конце марта программой SNAP было охвачено около 41 миллиона человек. Если дело пойдет такими темпами, то до конца года число получателей помощи по программе SNAP может значительно превысить рекордный показатель 2013 года. В России на сегодня нет аналога американской программы SNAP, но есть богатый собственный опыт использования продовольственных карточек в критические моменты истории. Есть смысл обратиться и к собственному, и к американскому опыту. ВАЛЕНТИН КАТАСОНОВ


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!