Сближение Белоруссии и НАТО: Минск пугает Москву? - «ДНР и ЛНР»

  • 12:01, 16-дек-2019
  • ДНР и ЛНР
  • Ефросиния
  • 0

Последняя встреча лидеров Белоруссии и России Александра Лукашенко и Владимира Путина, как известно, окончилась без достижения каких-либо соглашений. Белорусский руководитель улетел из Сочи, так и не решив поставленные перед республикой задачи.
Уже тогда ряд аналитиков заявляли, что в период перед назначенным на 20 декабря новым раундом переговоров президентов в Санкт-Петербурге власти Белоруссии попытаются сделать что-то, что позволит им заставить Кремль стать менее принципиальным. Правда, отмечалось, что выбор действий у официального Минска был и остается достаточно ограниченным.


Например, белорусская сторона могла в очередной раз обвинить Москву в нарушении всех подписанных ранее договоренностей и назвать ее причиной грядущего экономического кризиса в стране. При этом такая тактика вряд ли смогла бы серьезным образом повлиять на переговорную позицию России, где давно перестали обращать внимание на критику из Белоруссии. Также Минск мог вновь заговорить о нормализации отношений с Западом, непрозрачно намекая, что в случае отказа от интеграции на белорусских условиях власти республики пойдут искать помощи у ЕС и США.
Такое уже происходило в белорусско-российских отношениях и каждый раз так или иначе приносило белорусской стороне определенные выгоды. Третьим вариантом мог стать отказ подписывать какие-либо дополнительные соглашения по интеграции с РФ. Правда, такой вариант большинство экспертов рассматривали как самый крайний и неправдоподобный, так как после стольких лет заявлений о братстве с Россией накануне президентских выборов электорат Лукашенко мог воспринять такую информацию крайне негативно.

По всей видимости, оказались правы те, кто заявлял, что белорусская сторона вновь попытается использовать существующие противоречия между Россией и Западом. В данном случае речь идет уже не столько об интенсификации процесса нормализации отношений Минска и Брюсселя, о котором не говорит сегодня только ленивый, сколько о наметившихся в последнее время внешних изменениях сотрудничества Белоруссии и НАТО.
В этом отношении совершенно неслучайным выглядит сделанное буквально сразу же после переговоров в Сочи заявление тогда еще начальника Генерального штаба Вооруженных сил Белоруссии Олега Белоконева. По его словам, Минск сегодня не только готов участвовать в совместных учениях с силами Североатлантического альянса, но и ведет переговоры с его представителями о возможных форматах военных маневров.

Несмотря на то, что Белоконев четко обозначил возможность проведения учений с НАТО лишь при условии, что блок «будет понимать: наш стратегический союзник — это Россия», его заявление вызвало серьезный резонанс. Лейтмотивом последовавших позже материалов в телеграм-каналах, социальных сетях и российских СМИ стало обвинение Белоруссии в том, что она, являясь военно-политическим партнером России, а также членом Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), готова предать своих союзников.
Масла в огонь подлила и отставка Белоконева, случившаяся на следующий день. Несмотря на то, что, по официальной версии, он был уволен с военной службы в запас в связи с избранием его депутатом Палаты представителей, многие связали произошедшее с высказыванием генерала о НАТО. Однако стоит заметить, что для большинства аналитиков, знакомых с ситуацией, заявление бывшего замминистра обороны Белоруссии не стало сенсацией. Более того, как считают эксперты, его вряд ли можно рассматривать как начало разворота Белоруссии в сторону Североатлантического альянса.

Нынешний алармизм некоторых российских и белорусских СМИ, связанный с возможными переговорами Минска и НАТО о проведении совместных учений, в настоящее время не имеет под собой серьезного основания и вряд ли должен восприниматься всерьез. Тем более если вспомнить, что Белоруссия и альянс сотрудничают друг с другом уже не первое десятилетие, а наметившийся в последние годы рост числа их контактов до сих пор не привел ни к каким серьезным результатам.
Более того, в Минске, как и прежде, продолжают настаивать на том, что любое усиление блока в Восточной Европе может спровоцировать в регионе серьезный конфликт, вплоть до военных действий. Об этом неоднократно заявлял и сам Александр Лукашенко. И несмотря на то, что в его заявлениях сегодня уже нет той абсолютно негативной оценки НАТО, которая господствовала еще несколько лет назад, президент Белоруссии продолжает считать блок потенциальной опасностью как для своей страны, так и для Союзного государства. Например, об этом он в очередной раз заявил в сентябре 2018 года на заседании Совета глав государств СНГ в Душанбе.

Правда, стоит заметить, что — по мере нарастания числа нерешенных проблем с Россией — в последующем риторика Лукашенко начала меняться и он уже стал выступать за налаживание «взаимоуважительных отношений» с НАТО для недопущения эскалации напряженности в регионе и «укрепления безопасности нашей страны».
«Мы с ними должны разговаривать. Мы не должны на них смотреть, как на врагов», — сказал Лукашенко в марте 2019 года на совещании с руководством правительства и высших государственных органов. Однако, как считают эксперты, желание «взаимоуважительных отношений» с НАТО у Минска так и осталось желанием, особенно после того, как стало известно о проведении в странах Европы крупнейших за последние годы учений альянса.

Весной следующего года на территории 10 европейских стран, включая Германию, Польшу, Латвию, Литву, Эстонию и Грузию, пройдут военные учения Defender Europe — 2020 («Защитник Европы — 2020»). Планируется, что в них примут участие 37 тысяч военнослужащих из 18 государств, при этом 20 тысяч будут представлять США. Это будет самое масштабное перемещение американских солдат в Европу за последние 25 лет.
Кроме того, Пентагон уже разместил 30 танков и 25 БМП в непосредственной близости от белорусской границы, что вызвало в Минске негативную реакцию. Несмотря на все заявления представителей альянса о том, что данные учения не несут никакой угрозы Белоруссии, Александр Лукашенко посчитал происходящее вызовом и заявил о необходимости соразмерного ответа действиям блока.
В конце октября белорусский лидер провел встречу с госсекретарем Совета безопасности Станиславом Засем и министром обороны республики Андреем Равковым, где отметил, что уже предупредил литовских политиков и руководство Литвы о подготовке ответа на предстоящие маневры НАТО на их территории.
«Литовцы должны понимать, что адекватные ответы — это одно. Но у нас достаточно сил и средств для того, чтобы ответить асимметрично, как сегодня принято у политиков говорить», — подчеркнул он, добавив, что для белорусской армии 30 танков и 25 бронемашин альянса — «просто смешно».

В то же время в некоторых заявлениях руководства Белоруссии последних месяцев стали появляться фразы, которые многих экспертов ввели в определенное недоумение. Например, еще на саммите СНГ в Ашхабаде Александр Лукашенко подчеркивал, что ему вместе с российским президентом Владимиром Путиным нужно будет решить проблемы безопасности во время «непонятных» учений НАТО в Польше и странах Прибалтики.
Однако позже он уже отмечал, что его страна в случае опасности будет защищать себя самостоятельно и не планирует закупать какие-то новые вооружения или размещать на своей территории иностранные военные базы.

«Еще раз подчеркиваю: эта бригада не соперник нашим вооруженным силам. Мы, откровенно говоря, можем справиться с ними даже нашими мобильными десантно-штурмовыми подразделениями. У нас у самих достаточно сил и средств для того, чтобы реагировать на подобные вещи, и не только на подобные. Поэтому не надо тут призывать весь мир встать на защиту Белоруссии. Мы сами себя сможем защитить», — сказал Лукашенко в конце октября.

Данное заявление белорусского лидера показалось для многих контрастным на фоне слов главы Минобороны России Сергея Шойгу, прозвучавших несколькими днями раньше. По словам российского министра, Москва совместно с Минском принимает меры защиты в ответ на активность НАТО у границ Союзного государства. При этом Шойгу отметил, что приоритетами двух стран «должны стать сотрудничество в развитии вооруженных сил, согласованная политика в области обороны и взаимное использование военной инфраструктуры».
Тем более что Белоруссия, по словам министра, для России — «ближайший сосед и надежный военный союзник». Примечательно, что в ноябре глава белорусского внешнеполитического ведомства Владимир Макей в связи с наблюдающейся активизацией НАТО в Восточной Европе также отмечал, что «любое обсуждение проблематики укрепления международной и европейской безопасности без вовлечения в этот процесс России бессмысленно».

«В этой связи Белоруссия готова и далее совместно с Россией продвигать линию на конструктивное взаимодействие с альянсом в русле „Открытого обращения министров иностранных дел государств — членов ОДКБ к министрам иностранных дел государств — членов НАТО об укреплении взаимного доверия и развитии сотрудничества“ от 22 мая 2019 года», — заявил он.

Как отмечают эксперты, видимые различия в прошлой и нынешней риторике белорусских властей относительно сотрудничества республики с НАТО сегодня все еще нельзя рассматривать как начало переориентации внешнеполитического и тем более военного курса Белоруссии. Тем более если учитывать, что белорусский военный потенциал достаточно невелик, особенно на фоне стран Североатлантического альянса.
Например, можно напомнить, что в 2020 году суммарные оборонные расходы НАТО вырастут на $ 130 млрд и составят около $ 1,4 трлн. При этом в Белоруссии в 2019 году расходы на национальную оборону составили $ 560 млн (около 1% ВВП), что значительно ниже чем у ее соседей — членов альянса. Так, несмотря на гораздо меньшую по численности армию, Литва тратит на оборону около $ 1 млрд и готова не позднее 2030 года выделять на нее 2,5% от ВВП.
В Польше в 2019 году на нужды Войска Польского было потрачено около $ 10 млрд. В таких условиях конкурировать и тем более грозить странам НАТО Минск по абсолютно объективным причинам не может. Это означает, что без военно-политического союза с Россией Белоруссия вряд ли сможет в случае необходимости защитить свою независимость.
По всей видимости, это прекрасно понимают и в Минске, и в Москве, где абсолютно спокойно реагируют на все высказывания белорусской стороны касательно НАТО. Тем более что официально две страны все еще одинаково оценивают угрозы региональной безопасности.

В целом можно отметить, что опасения ряда аналитиков о том, что Минск из-за существующих проблем в процессе интеграции в Союзном государстве может разрушить выстроенные за последние десятилетия военно-политические связи с Россией, на сегодняшний день не имеют под собой серьезных оснований. Однако это не означает, что в Белоруссии не продолжат использовать тематику противостояния Москвы и НАТО в собственных интересах.
Белорусская сторона вполне может продолжить искусственно подогревать спекуляции по поводу своих контактов с альянсом, чтобы в Кремле обратили на это особое внимание. При этом никаких практических действий в Минске предпринимать не будут. Власти республики неоднократно использовали такой прием во время прошлых кризисов в белорусско-российских отношениях, и зачастую он давал результат.
Правда, нынешняя сомнительная игра Белоруссии с НАТО, как считают эксперты, вряд ли принесет республике пользу. В Кремле все же не склонны считать, что Минск в реальности может стать близким партнером альянса, что означает, что белорусской стороне в продолжающемся споре с Москвой придется искать иные, более существенные инструменты.

Западная редакция EADaily

Последняя встреча лидеров Белоруссии и России Александра Лукашенко и Владимира Путина, как известно, окончилась без достижения каких-либо соглашений. Белорусский руководитель улетел из Сочи, так и не решив поставленные перед республикой задачи. Уже тогда ряд аналитиков заявляли, что в период перед назначенным на 20 декабря новым раундом переговоров президентов в Санкт-Петербурге власти Белоруссии попытаются сделать что-то, что позволит им заставить Кремль стать менее принципиальным. Правда, отмечалось, что выбор действий у официального Минска был и остается достаточно ограниченным. Например, белорусская сторона могла в очередной раз обвинить Москву в нарушении всех подписанных ранее договоренностей и назвать ее причиной грядущего экономического кризиса в стране. При этом такая тактика вряд ли смогла бы серьезным образом повлиять на переговорную позицию России, где давно перестали обращать внимание на критику из Белоруссии. Также Минск мог вновь заговорить о нормализации отношений с Западом, непрозрачно намекая, что в случае отказа от интеграции на белорусских условиях власти республики пойдут искать помощи у ЕС и США. Такое уже происходило в белорусско-российских отношениях и каждый раз так или иначе приносило белорусской стороне определенные выгоды. Третьим вариантом мог стать отказ подписывать какие-либо дополнительные соглашения по интеграции с РФ. Правда, такой вариант большинство экспертов рассматривали как самый крайний и неправдоподобный, так как после стольких лет заявлений о братстве с Россией накануне президентских выборов электорат Лукашенко мог воспринять такую информацию крайне негативно. По всей видимости, оказались правы те, кто заявлял, что белорусская сторона вновь попытается использовать существующие противоречия между Россией и Западом. В данном случае речь идет уже не столько об интенсификации процесса нормализации отношений Минска и Брюсселя, о котором не говорит сегодня только ленивый, сколько о наметившихся в последнее время внешних изменениях сотрудничества Белоруссии и НАТО. В этом отношении совершенно неслучайным выглядит сделанное буквально сразу же после переговоров в Сочи заявление тогда еще начальника Генерального штаба Вооруженных сил Белоруссии Олега Белоконева. По его словам, Минск сегодня не только готов участвовать в совместных учениях с силами Североатлантического альянса, но и ведет переговоры с его представителями о возможных форматах военных маневров. Несмотря на то, что Белоконев четко обозначил возможность проведения учений с НАТО лишь при условии, что блок «будет понимать: наш стратегический союзник — это Россия», его заявление вызвало серьезный резонанс. Лейтмотивом последовавших позже материалов в телеграм-каналах, социальных сетях и российских СМИ стало обвинение Белоруссии в том, что она, являясь военно-политическим партнером России, а также членом Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), готова предать своих союзников. Масла в огонь подлила и отставка Белоконева, случившаяся на следующий день. Несмотря на то, что, по официальной версии, он был уволен с военной службы в запас в связи с избранием его депутатом Палаты представителей, многие связали произошедшее с высказыванием генерала о НАТО. Однако стоит заметить, что для большинства аналитиков, знакомых с ситуацией, заявление бывшего замминистра обороны Белоруссии не стало сенсацией. Более того, как считают эксперты, его вряд ли можно рассматривать как начало разворота Белоруссии в сторону Североатлантического альянса. Нынешний алармизм некоторых российских и белорусских СМИ, связанный с возможными переговорами Минска и НАТО о проведении совместных учений, в настоящее время не имеет под собой серьезного основания и вряд ли должен восприниматься всерьез. Тем более если вспомнить, что Белоруссия и альянс сотрудничают друг с другом уже не первое десятилетие, а наметившийся в последние годы рост числа их контактов до сих пор не привел ни к каким серьезным результатам. Более того, в Минске, как и прежде, продолжают настаивать на том, что любое усиление блока в Восточной Европе может спровоцировать в регионе серьезный конфликт, вплоть до военных действий. Об этом неоднократно заявлял и сам Александр Лукашенко. И несмотря на то, что в его заявлениях сегодня уже нет той абсолютно негативной оценки НАТО, которая господствовала еще несколько лет назад, президент Белоруссии продолжает считать блок потенциальной опасностью как для своей страны, так и для Союзного государства. Например, об этом он в очередной раз заявил в сентябре 2018 года на заседании Совета глав государств СНГ в Душанбе. Правда, стоит заметить, что — по мере нарастания числа нерешенных проблем с Россией — в последующем риторика Лукашенко начала меняться и он уже стал выступать за налаживание «взаимоуважительных отношений» с НАТО для недопущения эскалации напряженности в регионе и «укрепления безопасности нашей страны». «Мы с ними должны разговаривать. Мы не должны на них смотреть, как на врагов», — сказал Лукашенко в марте 2019 года на совещании с руководством правительства и высших государственных органов. Однако, как считают эксперты, желание «взаимоуважительных отношений» с НАТО у Минска так и осталось желанием, особенно после того, как стало известно о проведении в странах Европы крупнейших за последние годы учений альянса. Весной следующего года на территории 10 европейских стран, включая Германию, Польшу, Латвию, Литву, Эстонию и Грузию, пройдут военные учения Defender Europe — 2020 («Защитник Европы — 2020»). Планируется, что в них примут участие 37 тысяч военнослужащих из 18 государств, при этом 20 тысяч будут представлять США. Это будет самое масштабное перемещение американских солдат в Европу за последние 25 лет. Кроме того, Пентагон уже разместил 30 танков и 25 БМП в непосредственной близости от белорусской границы, что вызвало в Минске негативную реакцию. Несмотря на все заявления представителей альянса о том, что данные учения не несут никакой угрозы Белоруссии, Александр Лукашенко посчитал происходящее вызовом и заявил о необходимости соразмерного ответа действиям блока. В конце октября белорусский лидер провел встречу с госсекретарем Совета безопасности Станиславом Засем и министром обороны республики Андреем Равковым, где отметил, что уже предупредил литовских политиков и руководство Литвы о подготовке ответа на предстоящие маневры НАТО на их территории. «Литовцы должны понимать, что адекватные ответы — это одно. Но у нас достаточно сил и средств для того, чтобы ответить асимметрично, как сегодня принято у политиков говорить», — подчеркнул он, добавив, что для белорусской армии 30 танков и 25 бронемашин альянса — «просто смешно». В то же время в некоторых заявлениях руководства Белоруссии последних месяцев стали появляться фразы, которые многих экспертов ввели в определенное недоумение. Например, еще на саммите СНГ в Ашхабаде Александр Лукашенко подчеркивал, что ему вместе с российским президентом Владимиром Путиным нужно будет решить проблемы безопасности во время «непонятных» учений НАТО в Польше и странах Прибалтики. Однако позже он уже отмечал, что его страна в случае опасности будет защищать себя самостоятельно и не планирует закупать какие-то новые вооружения или размещать на своей территории иностранные военные базы. «Еще раз подчеркиваю: эта бригада не соперник нашим вооруженным силам. Мы, откровенно говоря, можем справиться с ними даже нашими мобильными десантно-штурмовыми подразделениями. У нас у самих достаточно сил и средств для того, чтобы реагировать на подобные вещи, и не только на подобные. Поэтому не надо тут призывать весь мир встать на защиту Белоруссии. Мы сами себя сможем защитить», — сказал Лукашенко в конце октября. Данное заявление белорусского лидера показалось для многих контрастным на фоне слов главы Минобороны России Сергея Шойгу, прозвучавших несколькими днями раньше. По словам российского министра, Москва совместно с Минском принимает меры защиты в ответ на активность НАТО у границ Союзного государства. При этом Шойгу отметил, что приоритетами двух стран «должны стать сотрудничество в развитии вооруженных сил, согласованная политика в области обороны и взаимное использование военной инфраструктуры». Тем более что Белоруссия, по словам министра, для России — «ближайший сосед и надежный военный союзник». Примечательно, что в ноябре глава белорусского внешнеполитического ведомства Владимир Макей в связи с наблюдающейся активизацией НАТО в Восточной Европе также отмечал, что «любое обсуждение проблематики укрепления международной и европейской безопасности без вовлечения в этот процесс России бессмысленно». «В этой связи Белоруссия готова и далее совместно с Россией продвигать линию на конструктивное взаимодействие с альянсом в русле „Открытого обращения министров иностранных дел государств — членов ОДКБ к министрам иностранных дел государств — членов НАТО об укреплении взаимного доверия и развитии сотрудничества“ от 22 мая 2019 года», — заявил он. Как отмечают эксперты, видимые различия в прошлой и нынешней риторике белорусских властей относительно сотрудничества республики с НАТО сегодня все еще нельзя рассматривать как начало переориентации внешнеполитического и тем более военного курса Белоруссии. Тем более если учитывать, что белорусский военный потенциал достаточно невелик, особенно на фоне стран Североатлантического альянса. Например, можно напомнить, что в 2020 году суммарные оборонные расходы НАТО вырастут на $ 130 млрд и составят около $ 1,4 трлн. При этом в Белоруссии в 2019 году расходы на национальную оборону составили $ 560 млн (около 1% ВВП), что значительно ниже чем у ее соседей — членов альянса. Так, несмотря на гораздо меньшую по численности армию, Литва тратит на оборону около $ 1 млрд и готова не позднее 2030 года выделять на нее 2,5% от ВВП. В Польше в 2019 году на нужды Войска Польского было потрачено около $ 10 млрд. В таких условиях конкурировать и тем более грозить странам НАТО Минск по абсолютно объективным причинам не может. Это означает, что без военно-политического


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!