«Мотор Сич»: умереть, продаться Китаю или вернуться на российский рынок? - «ДНР и ЛНР»

  • 08:10, 03-сен-2019
  • ДНР и ЛНР
  • Longman
  • 0

«Мотор Сич»: умереть, продаться Китаю или вернуться на российский рынок? - «ДНР и ЛНР»

Идёт ли к тому, что многострадальная компания «Мотор Сич» всё-таки может достаться Пекину? 24 августа директор предприятия по связям с общественностью Анатолий Малыш сообщил, что китайские компании Skyrizon и Xinwei Group приобрели свыше 50% акций завода и ждут согласования сделки Антимонопольным комитетом (АМКУ). Если всё пройдёт гладко, покупатели обещают сохранить рабочие места и зарплаты, обеспечить завод заказами и предоставить грантовое финансирование авиастроительной отрасли Украины на сумму $100 млн. Киев согласен, но на пути сделки стоят интересы Вашингтона.

Есть за что побороться

«Мотор Сич», без всякого преувеличения, одно из наиболее высокотехнологичных крупных украинских предприятий, а то и №1 в этом редеющем списке. Здесь производят авиадвигатели для вертолётов Ми-8, Ми-17, Ка-226, самолётов Ан-70, Ан-124, Ан-140, Ан-148, Як-130, агрегаты для перекачки газа, энергетическое оборудование, и поставляют их более чем в сто стран мира. Завод имеет в своём распоряжении «не только технологический цикл для двигателей для самолетов и вертолетов, но еще и для крылатых ракет. То есть речь идет о военных технологиях, за которыми Китай активно “охотится”», подчёркивает бывший глава «Укрспецэкспорта» Сергей Бондарчук.

Сейчас специалисты предприятия активно работают над новым гражданским коммерческим вертолётом МСБ-8, который получит более мощные двигатели и новый редуктор собственной разработки ВР-17 (проходит стендовые испытания). Металлические лопасти несущего винта заменят композитными (завод уже проводит пусконаладочные работы оборудования для их производства), будет разработана новая втулка несущего винта, а количество лопастей увеличат до шести.


Ещё одна перспективная разработка – это воздушно-турбинный привод ВТЭ-2,5МС, позволяющий производить электроэнергию из бытовых отходов, шахтного метана, синтетических газов и отходов сельскохозяйственной деятельности. Сейчас привод проходит очередной этап испытаний в городе Карчеве в составе польской энергетической установки. Словом, китайцам, которые «сейчас подбирают технологические “ошмётки” в области авиа- ракето- и судостроения по всему миру» и другие перспективные наработки, есть за что побороться, и совсем «неудивительно, что они заинтересовались «Мотор Сич», которая в том направлении достаточно сильна», подчёркивает эксперт аналитического центра «Оптима» Алексей Кущ.

Как убивали завод

В последние годы предприятие переживает не лучшие времена. Сначала Киев законодательно запретил военно-техническое сотрудничество с РФ, перекрыли компании доступ на российский рынок, куда в основном и шла её продукция. Затем СБУ пресекла обходные пути обслуживания российских заказчиков через белорусский авиаремонтный завод, которые пытался проложить руководитель АО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев.

Поскольку в ЕС и Штатах готовая украинская промышленная продукция не нужна, альтернативу российскому рынку пришлось искать в Китае. В Поднебесной компания «"Мотор Сич" должна была запустить совместное производство двигателей – с китайской стороны были инвестиции, с нашей – технологии и специалисты», объясняет А. Кущ, но осенью 2017 года суд арестовал 41% акций «Мотор-Сич» в рамках дела об «умышленном разрушении стратегического предприятия», а весной 2018 года – 56%.

СБУ квалифицировала сделку с китайской компанией Beijing Skyrizon Aviation Industry как «диверсию», которая осуществлялась с целью ликвидации завода, хотя более 25 лет «Мотор Сич» является частным предприятием, не относящимся к числу стратегических с точки зрения украинского законодательства. Одной из санкций по этой статье УК является конфискация имущества обвиняемого, т. е. итогом расследования могла стать национализация АО «Мотор Сич». Дальше СБУ взялась за завод ещё плотнее. В феврале 2018-го она запретила поставки двигателей Д-436 для гражданских самолетов в РФ, а в апреле устроила «маски-шоу» на предприятии с сопутствующими избиениями и выемкой документации.


Действия силовиков В. Богуслаев без обиняков назвал «рейдерским захватом», после чего получил ещё дело о финансировании терроризма и расследование американских грантоедов о поставке военной продукции в РФ. В первом случае речь идёт об обособленном подразделении «Мотор Сич», находящемся на территории ДНР (Снежнянский машиностроительный завод), в (о, ужас!) осуществлении бестоварных операций с украинскими предприятиями и уплате налогов в бюджет непризнанной республики. Во втором – о работе якобы принадлежащих В. Богуслаеву российских компаний «Борисфен», «Лосиный остров», «ЦИАМ», «Авиаремонт-МС», «ВКМС» и «ВК-МС».

На самом деле ларчик просто открывался. Ещё в 2005 году, пользуясь должностью главы СНБО, Пётр Порошенко попробовал завладеть 25% акций моторостроительного флагмана, а после того «как стал президентом, пытался давить на Богуслаева, чтобы заполучить «Мотор-Сич» [целиком]. Многочисленные дела СБУ, лишение предприятия оборонных госзаказов – это все звенья одной цепи», считает С. Бондарчук. В итоге в 2018 году чистая прибыль АО «Мотор Сич» снизилась в 2,1 раза (до 1,85 млрд грн), а в первом полугодии 2019-го завод получил убыток в 425,75 млн грн. В середине августа руководство подписало приказ о переходе на четырёхдневную рабочую неделю.

Внешнее давление

На этом фоне Пекин сделал вторую попытку получить завод. 27 апреля 2018 года группа компаний Skyrizon и Xinwei заключила договор о сотрудничестве с Украиной, а 7 июня 2019 китайцы и «Укроборонпром» подали запрос в АМКУ на концентрацию соответственно 50% и более 25% акций Мотор-Сич с целью совместного управления предприятием. При этом новый претендент на «Мотор Сич» (Skyrizon Aircraft Holdings Limited) является 100%-й внучкой предыдущего (Beijing Skyrizon Aviation Industry). Скорее всего, власть поняла, что в случае национализации придётся выплачивать серьёзную неустойку (от $500 млн до $2 млрд), а с другой – Пекин выложил на стол большой пряник.

19 инюя Skyrizon и Xinwei подписали с «Укроборонпромом» пакет договоров, согласно которому не только передают ему 25% акций АО «Мотор Сич», но и доплачивают $100 млн, вдобавок китайцы берут на себя ряд социальных и производственных обязательств (сохранение рабочих мест, зарплаты и обеспечение завода заказами). Договорённости вступят в силу после отмашки Антимонопольного комитета, который должен был принять решение по сделке ещё 22 июля, но до сих пор сохраняет стоическое молчание.

Двигатели Д-436 производства «Мотор Сич» используются на гражданских самолётах Ан-148 и Бе-200, с февраля 2018-го запрещены для поставок в РФ
Не в восторге от планов Пекина «получить выгоду от оборонных технологий, которые разработали другие страны» советник американского президента по вопросам национальной безопасности Джон Болтон. 29 августа он обсуждал вопрос продажи «Мотор Сич» с президентом Украины Владимиром Зеленским и рекомендовал ему «защитить те отрасли, которые касаются нацбезопасности». Другими словами, забрать завод у Пекина. Китайское посольство на Украине на слова Д. Болтона отреагировало буквально на следующий день. «В течение многих лет США не вкладывали значимых инвестиций в сферу оборонной промышленности Украины. Напротив, США еще и указывают, что делать. Неужели истинные намерения США – дать оборонной промышленности Украины умереть?» – задаются вопросом представители Поднебесной.

Джон Болтон срочно порекомендовал Владимиру Зеленскому не допустить сделки по «Мотор Сич» с Китаем
Видимо, именно так и есть. Даже если «Мотор Сич» и не закроется после негативного вердикта АМКУ, группе заводов придётся перебиваться на небольших заказах без инвестиций в новые разработки. В лучшем случае предприятие встроится в качестве низкорентабельных звеньев в международные производственные цепочки. Через 10-15 лет на промышленном потенциале компании, значит, и Украины в целом, «можно будет поставить крест, так как все технологии устареют, а старые кадры будут потеряны», считает А. Кущ. Идеальным вариантом для отечественного флагмана, конечно, стала бы кооперация с российской промышленностью, но в сложившихся условиях у В. Богуслаева не осталось лучшего выхода, чем отдать дело всей своей жизни китайским инвесторам.

Конечно, сопротивление внешних сил, как и их представителей внутри страны, будет серьёзным. 29 августа президент США Дональд Трамп распорядился провести аудит военной помощи Украине ($1,5 млрд с 2014 года), подвесив в воздухе вопрос дальнейшего выделения денег. И это только начало. «Мы являемся страной, которая обладает технологическими возможностями, являющимися “раздражителем” для всего мира. Для многих было бы проще, чтобы эти технологии вообще исчезли, чтобы фактор их распространения, в том числе в Китае, можно было бы не принимать в расчёт», – резюмирует С. Бондарчук.

Николай КОРИНЬ

Идёт ли к тому, что многострадальная компания «Мотор Сич» всё-таки может достаться Пекину? 24 августа директор предприятия по связям с общественностью Анатолий Малыш сообщил, что китайские компании Skyrizon и Xinwei Group приобрели свыше 50% акций завода и ждут согласования сделки Антимонопольным комитетом (АМКУ). Если всё пройдёт гладко, покупатели обещают сохранить рабочие места и зарплаты, обеспечить завод заказами и предоставить грантовое финансирование авиастроительной отрасли Украины на сумму $100 млн. Киев согласен, но на пути сделки стоят интересы Вашингтона. Есть за что побороться «Мотор Сич», без всякого преувеличения, одно из наиболее высокотехнологичных крупных украинских предприятий, а то и №1 в этом редеющем списке. Здесь производят авиадвигатели для вертолётов Ми-8, Ми-17, Ка-226, самолётов Ан-70, Ан-124, Ан-140, Ан-148, Як-130, агрегаты для перекачки газа, энергетическое оборудование, и поставляют их более чем в сто стран мира. Завод имеет в своём распоряжении «не только технологический цикл для двигателей для самолетов и вертолетов, но еще и для крылатых ракет. То есть речь идет о военных технологиях, за которыми Китай активно “охотится”», подчёркивает бывший глава «Укрспецэкспорта» Сергей Бондарчук. Сейчас специалисты предприятия активно работают над новым гражданским коммерческим вертолётом МСБ-8, который получит более мощные двигатели и новый редуктор собственной разработки ВР-17 (проходит стендовые испытания). Металлические лопасти несущего винта заменят композитными (завод уже проводит пусконаладочные работы оборудования для их производства), будет разработана новая втулка несущего винта, а количество лопастей увеличат до шести. Ещё одна перспективная разработка – это воздушно-турбинный привод ВТЭ-2,5МС, позволяющий производить электроэнергию из бытовых отходов, шахтного метана, синтетических газов и отходов сельскохозяйственной деятельности. Сейчас привод проходит очередной этап испытаний в городе Карчеве в составе польской энергетической установки. Словом, китайцам, которые «сейчас подбирают технологические “ошмётки” в области авиа- ракето- и судостроения по всему миру» и другие перспективные наработки, есть за что побороться, и совсем «неудивительно, что они заинтересовались «Мотор Сич», которая в том направлении достаточно сильна», подчёркивает эксперт аналитического центра «Оптима» Алексей Кущ. Как убивали завод В последние годы предприятие переживает не лучшие времена. Сначала Киев законодательно запретил военно-техническое сотрудничество с РФ, перекрыли компании доступ на российский рынок, куда в основном и шла её продукция. Затем СБУ пресекла обходные пути обслуживания российских заказчиков через белорусский авиаремонтный завод, которые пытался проложить руководитель АО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев. Поскольку в ЕС и Штатах готовая украинская промышленная продукция не нужна, альтернативу российскому рынку пришлось искать в Китае. В Поднебесной компания «"Мотор Сич" должна была запустить совместное производство двигателей – с китайской стороны были инвестиции, с нашей – технологии и специалисты», объясняет А. Кущ, но осенью 2017 года суд арестовал 41% акций «Мотор-Сич» в рамках дела об «умышленном разрушении стратегического предприятия», а весной 2018 года – 56%. СБУ квалифицировала сделку с китайской компанией Beijing Skyrizon Aviation Industry как «диверсию», которая осуществлялась с целью ликвидации завода, хотя более 25 лет «Мотор Сич» является частным предприятием, не относящимся к числу стратегических с точки зрения украинского законодательства. Одной из санкций по этой статье УК является конфискация имущества обвиняемого, т. е. итогом расследования могла стать национализация АО «Мотор Сич». Дальше СБУ взялась за завод ещё плотнее. В феврале 2018-го она запретила поставки двигателей Д-436 для гражданских самолетов в РФ, а в апреле устроила «маски-шоу» на предприятии с сопутствующими избиениями и выемкой документации. Действия силовиков В. Богуслаев без обиняков назвал «рейдерским захватом», после чего получил ещё дело о финансировании терроризма и расследование американских грантоедов о поставке военной продукции в РФ. В первом случае речь идёт об обособленном подразделении «Мотор Сич», находящемся на территории ДНР (Снежнянский машиностроительный завод), в (о, ужас!) осуществлении бестоварных операций с украинскими предприятиями и уплате налогов в бюджет непризнанной республики. Во втором – о работе якобы принадлежащих В. Богуслаеву российских компаний «Борисфен», «Лосиный остров», «ЦИАМ», «Авиаремонт-МС», «ВКМС» и «ВК-МС». На самом деле ларчик просто открывался. Ещё в 2005 году, пользуясь должностью главы СНБО, Пётр Порошенко попробовал завладеть 25% акций моторостроительного флагмана, а после того «как стал президентом, пытался давить на Богуслаева, чтобы заполучить «Мотор-Сич» _


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!