МИД России: К вопросу свободы митингов в России, Франции и Германии - «ДНР и ЛНР»

  • 16:59, 28-авг-2019
  • ДНР и ЛНР
  • Ross
  • 0

После публикации в «Независимой газете» 21 августа с.г. статьи «О праве на протест и конфликте законов» к нам поступили обращения с просьбой разъяснить некоторые французские и немецкие законодательные реалии в сопоставлении с российскими якобы коллизиями относительно прав граждан на выражение протеста.




В этой связи обращаем внимание на моменты, принципиальные для правильного понимания законодательной базы всех трех стран.


Конституционное законодательство Франции и Германии построено на той же логике и принципах, что и российское. Конституциями устанавливается свобода выражения мнений и собраний, которая, тем не менее, может быть серьезно ограничена законом в целях защиты от злоупотреблений. Возможность такого ограничения зафиксирована в самих конституциях. Специальными законами предусматривается целый ряд условий организации и проведения публичных мероприятий, а также ответственность за соответствующие нарушения. И в Париже, и в Берлине такой порядок вещей считается отвечающим принципам демократического общества.


Если обратиться к более детальному анализу, то ситуация с законодательством выглядит следующим образом.


Конституция России (статья 31) гарантирует гражданам страны «право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование». При этом Конституция (часть 3 статьи 55) устанавливает, что права и свободы человека и гражданина (включая право, гарантированное статьей 31) «могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».


Для сравнения в Конституции Франции свобода собраний, хотя прямо и не предусмотрена, проистекает из свободы выражения, закрепленной в статье 11 Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 г. (неотъемлемая часть Конституции): «Свободное выражение мыслей и мнений есть одно из ценнейших прав человека; поэтому каждый гражданин может свободно высказываться, писать, печатать, отвечая лишь за злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законом». Таким образом, французским законом фиксируются ограничения этого права.


Действующий во Франции по настоящее время Закон о свободе собраний 1881 г. предусматривает, что публичные собрания проводятся свободно, без предварительного разрешения, но при соблюдении ряда условий, установленных законом.


Например, в соответствии со статьей 211-1 Кодекса внутренней безопасности, проведение собрания, парада или митинга на общественных дорогах должно сопровождаться предварительным уведомлением (за исключением случаев, когда проведение собраний на «общественных дорогах» соответствует местным обычаям). Согласно официальным разъяснениям МВД Франции, под «общественными дорогами» понимается любая проезжая часть и прилегающий к ней тротуар. Предварительное уведомление подается в срок не ранее 15 и не позднее 3 дней до проведения собрания на «общественных дорогах» и подписывается не менее чем тремя организаторами. Мероприятие может быть запрещено, если собрание создает чрезвычайную угрозу публичному порядку. Проведение таких собраний без предварительного уведомления, организация запрещенного собрания, подача уведомления о собрании, содержащего неполную или недостоверную информацию о его характере и цели, являются основанием для привлечения к ответственности по статье 431-9 Уголовного кодекса (шесть месяцев лишения свободы и штраф 7 500 евро).


Собрания не должны продолжаться после 23:00, однако, если в муниципалитетах публичные учреждения закрываются позже, они могут продолжаться до их закрытия. Кроме того, при проведении собраний может присутствовать представитель власти (административной или судебной).


В ФРГ свобода собраний также вытекает из нормы Основного закона (Конституции). На основании его статьи 8 «Все имеют право собираться мирно и без оружия без предварительного извещения или разрешения». При этом в части второй этой статьи опять же указано, что «для собраний под открытым небом это право может быть ограничено на основании закона».


Детально на федеральном уровне право на свободу собраний урегулировано Законом о собраниях и шествиях от 24 июля 1953 г., который предусматривает целый ряд ограничений (далее — Закон).


В нем установлен круг субъектов, лишенных данного права. К ним относятся: лица, использующие свободу собраний для борьбы против основ свободного демократического строя; партии, объявленные Конституционным судом ФРГ неконституционными; лица, ставящие целью митинга или собрания содействие таким партиям; объединения, цели или деятельность которых противоречат уголовному законодательству или направлены против конституционного строя или «идеи взаимопонимания народов».


В соответствии со статьей 3 Закона 1953 г. не допускаются собрания, участники которых облачены в униформу или иную сравнимую одежду. Некоторые исключения установлены для молодежных организаций.


На основании статьи 14 Закона организатор обязан уведомить компетентные органы, по меньшей мере, за 48 часов до объявления о собрании.


Компетентные органы вправе запретить его проведение либо поставить «в зависимость от определенных обстоятельств», когда проведение собрания может угрожать общественной безопасности или правопорядку (статья 15 Закона 1953 г.). Этой статьей отдельно оговорены запрет и ограничения на собрания и шествия в местах, увековечивающих память жертв нацизма. Запрещено также их проведение в пределах территорий, принадлежащих законодательным органам земель. Законом 1953 г. отдельно установлены обязанности организаторов и участников соблюдать законодательство и общественный порядок, а также ответственность за умышленное нарушение требования по непроведению запрещенного мероприятия и насильственные действия. Наказуемыми являются также ношение оружия, призыв к участию в запрещенных мероприятиях, проведение мероприятия в ином порядке, чем согласованный с компетентными органами.


Запрещенные законом или компетентным органом мероприятия подлежат роспуску, так же как и собрания, разрешенные при условии соблюдения тех или иных требований — в случае их нарушения. Например, 27 января 2018 г. в Кельне была разогнана демонстрация курдов. Причиной стал тот факт, что её участниками было нарушено требование о запрете демонстрации символики Курдской рабочей партии.


Источник: Фейсбук МИД России


Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен и Телеграм-канал FRONTовые заметки


После публикации в «Независимой газете» 21 августа с.г. статьи «О праве на протест и конфликте законов» к нам поступили обращения с просьбой разъяснить некоторые французские и немецкие законодательные реалии в сопоставлении с российскими якобы коллизиями относительно прав граждан на выражение протеста. В этой связи обращаем внимание на моменты, принципиальные для правильного понимания законодательной базы всех трех стран. Конституционное законодательство Франции и Германии построено на той же логике и принципах, что и российское. Конституциями устанавливается свобода выражения мнений и собраний, которая, тем не менее, может быть серьезно ограничена законом в целях защиты от злоупотреблений. Возможность такого ограничения зафиксирована в самих конституциях. Специальными законами предусматривается целый ряд условий организации и проведения публичных мероприятий, а также ответственность за соответствующие нарушения. И в Париже, и в Берлине такой порядок вещей считается отвечающим принципам демократического общества. Если обратиться к более детальному анализу, то ситуация с законодательством выглядит следующим образом. Конституция России (статья 31) гарантирует гражданам страны «право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование». При этом Конституция (часть 3 статьи 55) устанавливает, что права и свободы человека и гражданина (включая право, гарантированное статьей 31) «могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Для сравнения в Конституции Франции свобода собраний, хотя прямо и не предусмотрена, проистекает из свободы выражения, закрепленной в статье 11 Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 г. (неотъемлемая часть Конституции): «Свободное выражение мыслей и мнений есть одно из ценнейших прав человека; поэтому каждый гражданин может свободно высказываться, писать, печатать, отвечая лишь за злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законом». Таким образом, французским законом фиксируются ограничения этого права. Действующий во Франции по настоящее время Закон о свободе собраний 1881 г. предусматривает, что публичные собрания проводятся свободно, без предварительного разрешения, но при соблюдении ряда условий, установленных законом. Например, в соответствии со статьей 211-1 Кодекса внутренней безопасности, проведение собрания, парада или митинга на общественных дорогах должно сопровождаться предварительным уведомлением (за исключением случаев, когда проведение собраний на «общественных дорогах» соответствует местным обычаям). Согласно официальным разъяснениям МВД Франции, под «общественными дорогами» понимается любая проезжая часть и прилегающий к ней тротуар. Предварительное уведомление подается в срок не ранее 15 и не позднее 3 дней до проведения собрания на «общественных дорогах» и подписывается не менее чем тремя организаторами. Мероприятие может быть запрещено, если собрание создает чрезвычайную угрозу публичному порядку. Проведение таких собраний без предварительного уведомления, организация запрещенного собрания, подача уведомления о собрании, содержащего неполную или недостоверную информацию о его характере и цели, являются основанием для привлечения к ответственности по статье 431-9 Уголовного кодекса (шесть месяцев лишения свободы и штраф 7 500 евро). Собрания не должны продолжаться после 23:00, однако, если в муниципалитетах публичные учреждения закрываются позже, они могут продолжаться до их закрытия. Кроме того, при проведении собраний может присутствовать представитель власти (административной или судебной). В ФРГ свобода собраний также вытекает из нормы Основного закона (Конституции). На основании его статьи 8 «Все имеют право собираться мирно и без оружия без предварительного извещения или разрешения». При этом в части второй этой статьи опять же указано, что «для собраний под открытым небом это право может быть ограничено на основании закона». Детально на федеральном уровне право на свободу собраний урегулировано Законом о собраниях и шествиях от 24 июля 1953 г., который предусматривает целый ряд ограничений (далее — Закон). В нем установлен круг субъектов, лишенных данного права. К ним относятся: лица, использующие свободу собраний для борьбы против основ свободного демократического строя; партии, объявленные Конституционным судом ФРГ неконституционными; лица, ставящие целью митинга или собрания содействие таким партиям; объединения, цели или деятельность которых противоречат уголовному законодательству или направлены против конституционного строя или «идеи взаимопонимания народов». В соответствии со статьей 3 Закона 1953 г. не допускаются собрания, участники которых облачены в униформу или иную сравнимую одежду. Некоторые исключения установлены для молодежных организаций. На основании статьи 14 Закона организатор обязан уведомить компетентные органы, по меньшей мере, за 48 часов до объявления о собрании. Компетентные органы вправе запретить его проведение либо поставить «в зависимость от определенных обстоятельств», когда проведение собрания может угрожать общественной безопасности или правопорядку (статья 15 Закона 1953 г.). Этой статьей отдельно оговорены запрет и ограничения на собрания и шествия в местах, увековечивающих память жертв нацизма. Запрещено также их проведение в пределах территорий, принадлежащих законодательным органам земель. Законом 1953 г. отдельно установлены обязанности организаторов и участников соблюдать законодательство и общественный порядок, а также ответственность за умышленное нарушение требования по непроведению запрещенного мероприятия и насильственные действия. Наказуемыми являются также ношение оружия, призыв к участию в запрещенных мероприятиях, проведение мероприятия в ином порядке, чем согласованный с компетентными органами. Запрещенные законом или компетентным органом мероприятия подлежат роспуску, так же как и собрания, разрешенные при условии соблюдения тех или иных требований — в случае их нарушения. Например, 27 января 2018 г. в Кельне была разогнана демонстрация курдов. Причиной стал тот факт, что её участниками было нарушено требование о запрете демонстрации символики Курдской рабочей партии. Источник: Фейсбук МИД России Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен и Телеграм-канал FRONTовые заметки


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!