«Укркосмос» и космическая эпопея Украины - «ДНР и ЛНР»

  • 08:04, 25-авг-2019
  • ДНР и ЛНР
  • Gimson
  • 0

«Укркосмос» и космическая эпопея Украины - «ДНР и ЛНР»

В ряду бюджетных организаций, ставших дойными коровами для незаконного обогащения украинской властной верхушки, далеко не последнее место занимает государственное предприятие «Укркосмос». Создана организация в 1996 году приказом Государственного космического агентства во исполнение указа президента Украины Л. Кучмы.

Поначалу «Укркосмос» как подразделение Государственного космического агентства Украины представлял собой маленькую фирмочку с крохотным штатом сотрудников, занимавшую трёхэтажное здание с громадной «тарелкой» на крыше, во дворе Национальной телекомпании Украины.

В начале нулевых он интенсивно стал развивать посредническую провайдерскую деятельность в сфере спутникового вещания – вначале для государственных телеканалов, а затем и для частных.

Первыми его клиентами были бюджетные «Всемирная служба "УТР"» и канал «Культура», входившие в структуру Гостелерадио Украины. Посредством имеющегося оборудования «Укркосмос» перебрасывал их сигнал зарубежным организациям, предоставлявшим услуги спутниковой связи. Иной возможности покрыть телесигналом различные регионы мира Украина тогда не имела. И это было бы неплохо, не будь посреднической наценки, которая составляла ни много ни мало 30 процентов.

Конечно, контрагенты Укркосмоса могли бы и напрямую заключать договоры на вещание с зарубежными партнерами, в основном российскими, никакой ведь войны тогда не было. Но в том-то и штука, что не могли. Во всяком случае, бюджетные и государственные компании не могли никак. Они были обязаны платить только «Укркосмосу» якобы с целью исключить угрозу нецелевого использования государственных средств.

Со временем «Укркосмос» стал заключать договоры и с приватными телеканалами.

Вполне обоснованно можно утверждать, что на сегодняшний день «Укркосмос», изначально предназначенный для трансляции на весь мир украинского ТВ и радио, стал инструментом для отмывания немалых финансов, которое оказалось почти невозможно проконтролировать.

Спутниковые трансляции требуют очень больших денежных средств. И в графе расходов на распространение спутникового сигнала часто фигурируют цифры, в несколько раз превышающие все остальные расходы телекомпаний.

На 2019 год, например, только для Национального общественного телевидения Украины, при поддержке Гостелерадио, запланированл «финансовую поддержку» в размере 1,8 млрд грн. Вроде канал общественный, который, согласно концепции, должен содержаться за счёт добровольных перечислений граждан, но, пока ни один потребитель за него платить не хочет, сей груз на себя взяло государство. И посему под видом поддержки свободы слова нищее государство позволяет себе швырять на НОТУ до 2 млрд грн. ежегодно.

Значительная доля этих средств идет «на ветер» – то бишь, на эфиры НОТУ, на распространение сигнала и оплату услуг трансляционных компаний, в том числе «Укркосмоса», направляющего телесигнал на спутники. Одним из первых клиентов УК, повторимся, стала гостелекомпания УТР, львиная доля бюджета которой уходила именно на спутниковые трансляции, охватывавшие примерно 200 стран. Все это прекрасно выглядело: Украина рекламировала себя в мире, но секрет этой рекламы в том, что прямые договоры с хозяевами спутников (российских и западных: Intelsat, Eutelsat, SES, Hellas-sat, Експресс-22АМ, Astra-1S ) позволили бы сэкономить до 30 процентов бюджетных средств. Оседавших, естественно, на счетах космической фирмы-посредника «Укркосмоса». И затем уходивших в карманы высших чинов государства, опекавших упомянутые структуры.

Гостелерадио было лишь передаточным звеном, но очень важным и надёжным.

Вслед за УТР клиентами «Укркосмоса» стали и другие гостелекомпании – «Первый канал», «Культура», областные вещатели. И никто из них даже не заикался о заключении прямых договоров с владельцами спутников и о 30-процентной экономии многих миллионов бюджетных долларов, поскольку «Укркосмос» являлся монополистом на территории Украины по предоставлению спутникового сигнала для государственных электронных медиа.
Официально было объявлено, что планируется изготовление собственного украинского сателлита, который позволит быть независимым от иностранных систем и сэкономить значительные деньги налогоплательщиков. Идея создания украинского спутника неоднократно обсуждалась и звучала в самых сладостных речах и в самых высоких инстанциях. Да только продвигалась со скрипом.

В 2009 году – при президенте Ющенко и премьере Тимошенко – Государственное космическое агентство Украины и канадская компания MDA подписали контракт на создание спутника национальной спутниковой системы связи (НССС) с красивым названием «Лыбидь».

MDA выступило главным подрядчиком по созданию этой системы. Финансирование проекта обеспечивалось за счет кредита Канадского экспортного агентства (EDS) объемом $254,6 млн., полученного в 2009 году под госгарантии.

Спустя несколько лет спутник «Лыбидь», созданный на платформе Express 1000HТ ОАО «Информационные спутниковые системы им. Решетнева» (ИСС, Россия), мог быть запущен на околоземную орбиту.

Первоначально «Лыбидь» планировали запустить в 2012 году, однако сроки запуска неоднократно смещались по различным причинам. MDA и ИСС собирались запустить спутник с космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя «Зенит-2SБ» и разгонного блока «Фрегат-СБ». Договор с канадцами был подписан еще в 2009 году, но затем, по ряду причин, то и дело запуск откладывался. С лета 2014 года спутник находится на ответственном хранении на российском предприятии-изготовителе. Таково было желание канадского генподрядчика. Гарантийный срок хранения «Лыбиди» истёк, о чём Россия Украину уведомляла.

Кроме того, разрыв отношений с РФ ударил и по космической отрасли Украины: с сентября 2017 года ракеты-носители семейства «Зенит» лишились российских комплектующих, украинские деятели засобирались привлекать к строительству ракет Штаты. Ну и центр управления полётами, который находился в Крыму, был безвозвратно утерян. Правда, здесь стоило бы сказать, что крымская космическая инфраструктура, доставшаяся Украине случайно после развала СССР, была в 2014 году в том же самом состоянии, что и весь полуостров. Поэтому оправдания затягивания полёта «Лыбиди» в космос утратой Крыма нельзя считать состоятельными.

Взяв на себя дополнительные финансовые обязательства, Украина построила на своей материковой части в 2014-2015 годах центр управления полётами и командно-измерительный пункт. Кабмин в октябре 2017 года поддержал предложение ГКАУ о дофинансировании проекта на $17 млн якобы в связи с его удорожанием в новых условиях. В ноябре 2017 года Госкосмагентство официально пообещало произвести запуск спутника в конце 2018 года.

Однако не тут-то было. От дальнейшего продвижения украинского космоса «вдруг» отказались канадцы. И понятно почему.

В заново намеченный срок не только спутник не взлетел, но были возбуждены уголовные дела в отношении руководителя «Укркосмоса» Сергея Капштыка, его заместителя и советника, чьи имена пока не разглашаются. Кстати, весьма интересно, почему. Конечно, в правовом государстве они и не должны разглашаться до определенного момента следствия. Но в самом правовом из всех правовых – Украине – тайны следствия всегда сливаются прессе сразу. Такое неразглашение наводит на мысль, что с подследственными ведутся переговоры особого рода то есть торговля. Речь-то о больших деньгах.

Детективы Национального антикоррупционного бюро (НАБУ) под процессуальным руководством прокуроров Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП) предъявили экс-главе «Укркосмоса» подозрение в злоупотреблении служебным положением. Ещё двоим фигурантам дела – бывшему внештатному советнику гендиректора Национального космического агентства Украины и некоему посреднику – было сообщено о подозрении в декабре 2018 года.

Согласно данным следствия, подозреваемые на протяжении 2011-2017 годов организовали схему, позволившую вывести за кордон и легализовать $8,245 млн, кои предназначались для производства ракеты-носителя на мощностях ГП «ПО Южмаш». Общая стоимость проекта «Лыбидь» составляет $292,4 миллиона ($254,6 млн плюс проценты за кредит).

«Для этого бывший генеральный директор ГП "Укркосмос" по указанию своего внештатного советника подписал и передал представителям генерального подрядчика проекта по созданию Национальной спутниковой системы связи Украины – канадской корпорации Macdonald, Dettwiler And Associates Corp – документы с требованием перечислить средства на счёт компании, подконтрольной внештатному советнику этого ГП. В результате $8,245 млн, полученных компанией внештатного советника, зарегистрированной в Республике Кипр, были использованы в его собственных интересах», – говорилось в сообщении НАБУ.

Внештатным советником и посредником в этом процессе перекачивания денег была офшорная сейшельская компания Briklin Limited, её возглавлял Михаил Гриншпон, в 2000-х якобы служивший советником руководителя НКАУ покойного Александра Зинченко. Сам Гриншпон утверждает, что деньги украинского космоса остались «на Кипре, когда все банки накрылись. И официально всё там».

В итоге запуск первого украинского телекоммукационного спутника «Лыбидь» был сорван. А правительство Гройсмана не перестало обслуживать полученный «космический» кредит.

Здесь надо сделать небольшое уточнение. 26 февраля 2018 года ГП «Укркосмос» направил иск в Лондонский международный арбитражный суд к генподрядчику – той самой компании MDA – в связи «с необоснованной попыткой» канадцев разорвать в одностороннем порядке заключенный в 2010 году контракт на создание и запуск спутника «Лыбидь».

Обычно так поступают организации, не желающие иметь претензий со стороны проверяющих органов, если последние вдруг обнаружат неисполнение контрагентом договорных обязательств и спросят, почему вы с ними не судились? С другой стороны, Украине сложно будет объяснить в суде, почему проект «Лыбидь» затянулся на семь лет и в конечном счёте государство не смогло достроить ракету-носитель из-за исчезнувших 8 млн, составляющих 2,7% от общей стоимости проекта.

Ясно же, что крылья «Лыбиди» подрезал вовсе не господин Гриншпон и шайка-лейка украинских чиновников, а украинская постмайданная политика, лишившая ещё в 2015 году российские предприятия, поставляющие комплектующие к «Зениту», таможенных и налоговых льгот. После этого «вдруг» оказалось, что денег на двигатель ракеты нет, а чтобы его достроить, нужно продать часть ретрансляционной ёмкости «Лыбиди». Интересно будет вспомнить, что говорил в том же 2015-м директор «Южмаша» Сергей Войт: «Если космический аппарат, как и планировалось изначально, запускать с помощью «Зенита» с Байконура, то для этого потребуется найти $15 млн для оплаты двигателя РД-171 и $150 тыс. для выкупа уже частично оплаченной системы управления. И через 2-2,5 месяца ракета будет готова к отправке на космодром для запуска. Если же подыскивать для «Лыбидя» альтернативный носитель и не российский космодром, тогда потребуется не менее $60 млн и вся операция займёт около двух лет».

Так что 8 млн, растворённых при помощи господина Гриншпона, – это капля в море. На самом деле в 2015 году украинское руководство осознанно обрубило возможности достроить и запустить «Лыбидь» с помощью России. А вся возня вокруг денег, уведённых Гриншпоном, нужна для того, чтобы скрыть масштаб проблемы: Украине потребуется отдать полученный кредит и проценты в полном объёме.

Уголовное преследование экс-гендиректора «Укркосмоса» (С. Капштык был уволен в 2018 году) продолжилось. Последние сведения о нём относятся к марту 2019 года. Тогда был наложен арест на его квартиру и имущество. Затем наступила тишина.

Что означает эта тишина? Закончилась ли подковёрная торговля взаимовыгодными договоренностями с властью Порошенко? Или у бывшего шефа «Укркосмоса» появились «весомые аргументы», испугавшие прежнюю власть? Ведь не исключено, что не только 8 млн перекочевали из проекта в частные карманы.

Георгий БОРОДИН

В ряду бюджетных организаций, ставших дойными коровами для незаконного обогащения украинской властной верхушки, далеко не последнее место занимает государственное предприятие «Укркосмос». Создана организация в 1996 году приказом Государственного космического агентства во исполнение указа президента Украины Л. Кучмы. Поначалу «Укркосмос» как подразделение Государственного космического агентства Украины представлял собой маленькую фирмочку с крохотным штатом сотрудников, занимавшую трёхэтажное здание с громадной «тарелкой» на крыше, во дворе Национальной телекомпании Украины. В начале нулевых он интенсивно стал развивать посредническую провайдерскую деятельность в сфере спутникового вещания – вначале для государственных телеканалов, а затем и для частных. Первыми его клиентами были бюджетные «Всемирная служба "УТР"» и канал «Культура», входившие в структуру Гостелерадио Украины. Посредством имеющегося оборудования «Укркосмос» перебрасывал их сигнал зарубежным организациям, предоставлявшим услуги спутниковой связи. Иной возможности покрыть телесигналом различные регионы мира Украина тогда не имела. И это было бы неплохо, не будь посреднической наценки, которая составляла ни много ни мало 30 процентов. Конечно, контрагенты Укркосмоса могли бы и напрямую заключать договоры на вещание с зарубежными партнерами, в основном российскими, никакой ведь войны тогда не было. Но в том-то и штука, что не могли. Во всяком случае, бюджетные и государственные компании не могли никак. Они были обязаны платить только «Укркосмосу» якобы с целью исключить угрозу нецелевого использования государственных средств. Со временем «Укркосмос» стал заключать договоры и с приватными телеканалами. Вполне обоснованно можно утверждать, что на сегодняшний день «Укркосмос», изначально предназначенный для трансляции на весь мир украинского ТВ и радио, стал инструментом для отмывания немалых финансов, которое оказалось почти невозможно проконтролировать. Спутниковые трансляции требуют очень больших денежных средств. И в графе расходов на распространение спутникового сигнала часто фигурируют цифры, в несколько раз превышающие все остальные расходы телекомпаний. На 2019 год, например, только для Национального общественного телевидения Украины, при поддержке Гостелерадио, запланированл «финансовую поддержку» в размере 1,8 млрд грн. Вроде канал общественный, который, согласно концепции, должен содержаться за счёт добровольных перечислений граждан, но, пока ни один потребитель за него платить не хочет, сей груз на себя взяло государство. И посему под видом поддержки свободы слова нищее государство позволяет себе швырять на НОТУ до 2 млрд грн. ежегодно. Значительная доля этих средств идет «на ветер» – то бишь, на эфиры НОТУ, на распространение сигнала и оплату услуг трансляционных компаний, в том числе «Укркосмоса», направляющего телесигнал на спутники. Одним из первых клиентов УК, повторимся, стала гостелекомпания УТР, львиная доля бюджета которой уходила именно на спутниковые трансляции, охватывавшие примерно 200 стран. Все это прекрасно выглядело: Украина рекламировала себя в мире, но секрет этой рекламы в том, что прямые договоры с хозяевами спутников (российских и западных: Intelsat, Eutelsat, SES, Hellas-sat, Експресс-22АМ, Astra-1S ) позволили бы сэкономить до 30 процентов бюджетных средств. Оседавших, естественно, на счетах космической фирмы-посредника «Укркосмоса». И затем уходивших в карманы высших чинов государства, опекавших упомянутые структуры. Гостелерадио было лишь передаточным звеном, но очень важным и надёжным. Вслед за УТР клиентами «Укркосмоса» стали и другие гостелекомпании – «Первый канал», «Культура», областные вещатели. И никто из них даже не заикался о заключении прямых договоров с владельцами спутников и о 30-процентной экономии многих миллионов бюджетных долларов, поскольку «Укркосмос» являлся монополистом на территории Украины по предоставлению спутникового сигнала для государственных электронных медиа. Официально было объявлено, что планируется изготовление собственного украинского сателлита, который позволит быть независимым от иностранных систем и сэкономить значительные деньги налогоплательщиков. Идея создания украинского спутника неоднократно обсуждалась и звучала в самых сладостных речах и в самых высоких инстанциях. Да только продвигалась со скрипом. В 2009 году – при президенте Ющенко и премьере Тимошенко – Государственное космическое агентство Украины и канадская компания MDA подписали контракт на создание спутника национальной спутниковой системы связи (НССС) с красивым названием «Лыбидь». MDA выступило главным подрядчиком по созданию этой системы. Финансирование проекта обеспечивалось за счет кредита Канадского экспортного агентства (EDS) объемом $254,6 млн., полученного в 2009 году под госгарантии. Спустя несколько лет спутник «Лыбидь», созданный на платформе Express 1000HТ ОАО «Информационные спутниковые системы им. Решетнева» (ИСС, Россия), мог быть запущен на околоземную орбиту. Первоначально «Лыбидь» планировали запустить в 2012 году, однако сроки запуска неоднократно смещались по различным причинам. MDA и ИСС собирались запустить спутник с космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя «Зенит-2SБ» и разгонного блока «Фрегат-СБ». Договор с канадцами был подписан еще в 2009 году, но затем, по ряду причин, то и дело запуск откладывался. С лета 2014 года спутник находится на ответственном хранении на российском предприятии-изготовителе. Таково было желание канадского генподрядчика. Гарантийный срок хранения «Лыбиди» истёк, о чём Россия Украину уведомляла. Кроме того, разрыв отношений с РФ ударил и по космической отрасли Украины: с сентября 2017 года ракеты-носители семейства «Зенит» лишились российских комплектующих, украинские деятели засобирались привлекать к строительству ракет Штаты. Ну и центр управления полётами, который находился в Крыму, был безвозвратно утерян. Правда, здесь стоило бы сказать, что крымская космическая инфраструктура, доставшаяся Украине случайно после развала СССР, была в 2014 году в том же самом состоянии, что и весь полуостров. Поэтому оправдания затягивания полёта «Лыбиди» в космос утратой Крыма нельзя считать состоятельными. Взяв на себя дополнительные финансовые обязательства, Украина построила на своей материковой части в 2014-2015 годах центр управления полётами и командно-измерительный пункт. Кабмин в октябре 2017 года поддержал предложение ГКАУ о дофинансировании проекта на $17 млн якобы в связи с его удорожанием в новых условиях. В ноябре 2017 года Госкосмагентство официально пообещало произвести запуск спутника в конце 2018 года. Однако не тут-то было. От дальнейшего продвижения украинского космоса «вдруг» отказались канадцы. И понятно почему. В заново намеченный срок не только спутник не взлетел, но были возбуждены уголовные дела в отношении руководителя «Укркосмоса» Сергея Капштыка, его заместителя и советника, чьи имена пока не разглашаются. Кстати, весьма интересно, почему. Конечно, в правовом государстве они и не должны разглашаться до определенного момента следствия. Но в самом правовом из всех правовых – Украине – тайны следствия всегда сливаются прессе сразу. Такое неразглашение наводит на мысль, что с подследственными ведутся переговоры особого рода то есть торговля. Речь-то о больших деньгах. Детективы Национального антикоррупционного бюро (НАБУ) под процессуальным руководством прокуроров Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП) предъявили экс-главе «Укркосмоса» подозрение в злоупотреблении служебным положением. Ещё двоим фигурантам дела – бывшему внештатному советнику гендиректора Национального космического агентства Украины и некоему посреднику – было сообщено о подозрении в декабре 2018 года. Согласно данным следствия, подозреваемые на протяжении 2011-2017 годов организовали схему, позволившую вывести за кордон и легализовать $8,245 млн, кои предназначались для производства ракеты-носителя на мощностях ГП «ПО Южмаш». Общая стоимость проекта «Лыбидь» составляет $292,4 миллиона ($254,6 млн плюс проценты за кредит). «Для этого бывший генеральный директор ГП "Укркосмос" по указанию своего внештатного советника подписал и передал представителям генерального подрядчика проекта по созданию Национальной спутниковой системы связи Украины – канадской корпорации Macdonald, Dettwiler And Associates Corp – документы с требованием перечислить средства на счёт компании, подконтрольной внештатному советнику этого ГП. В результате $8,245 млн, полученных компанией внештатного советника, зарегистрированной в Республике Кипр, были использованы в его собственных интересах», – говорилось в сообщении НАБУ. Внештатным советником и посредником в этом процессе перекачивания денег была офшорная сейшельская компания Briklin Limited, её возглавлял Михаил Гриншпон, в 2000-х якобы служивший советником руководителя НКАУ покойного Александра Зинченко. Сам Гриншпон утверждает, что деньги украинского космоса остались «на Кипре, когда все банки накрылись. И официально всё там». В итоге запуск первого украинского телекоммукационного спутника «Лыбидь» был сорван. А правительство Гройсмана не перестало обслуживать полученный «космический» кредит. Здесь надо сделать небольшое уточнение. 26 февраля 2018 года ГП «Укркосмос» направил иск в Лондонский международный арбитражный суд к генподрядчику – той самой компании MDA – в связи «с необоснованной попыткой» канадцев разорвать в одностороннем порядке заключенный в 2010 году контракт на создание и запуск спутника «Лыбидь». Обычно так поступают организации, не желающие иметь претензий со стороны проверяющих органов, если последние вдруг обнаружат неисполнение контрагентом договорных обязательств и спросят, почему вы с ними не судились? С другой стороны, Украине сложно будет объяснить в суде, почему проект «Лыбидь» затянулся на семь лет и в конечном счёте государство не смогло достроить ракету-носитель из-за исчезнувших 8 млн, составляющих 2,7% от общей стоимости проекта. Ясно же, что крылья «Лыбиди» подрезал вовсе не господин Гриншпон и


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!