Экипаж гидросамолёта «Шорт Сандерленд» Дугласа Галла шутил, что немецких подлодок не существует — столько часов напряжённой охоты, и ни одной встречи с врагом. Но 31 мая 43-го долгожданное рандеву состоялось…
«Летающие дикобразы»
Перед Второй мировой войной Королевские ВВС Великобритании получили хороший подарок. Береговому командованию давно требовался гидросамолёт, способный выполнять функции морского разведчика, спасателя и охотника на подводные лодки. Как раз такой машиной стал гидросамолёт «Шорт Сандерленд».
Эта летающая лодка, получившая название от одного из портов Англии, вела своё начало от пассажирского самолёта «Эмпайрс». Четырёхмоторный «Сандерленд» вполне отвечал требованиям британских ВВС — мог покрывать свыше 1400 морских миль, находясь в воздухе до 18 часов.
Но были и недостатки. При своих внушительных размерах амфибия могла брать не более 900 кг бомб. Впрочем, она была хорошо защищена и могла дать отпор нападавшему. Изначально «Сандерленд» нёс семь пулемётов. Впоследствии их количество увеличили до двенадцати.
Из-за хорошей живучести и способности постоять за себя гидросамолёт получил необычное прозвище. Столкнувшиеся с ним в бою немецкие лётчики и моряки прозвали его «летающим дикобразом».
«Шорт Сандерленд» В начале войны амфибии никак не проявили себя в борьбе с субмаринами. Причиной тому было несовершенное противолодочное оружие и отсутствие радаров. Однако, несмотря на это, «сандерленды» исправно несли службу, подбирая экипажи торпедированных судов и сбитых самолётов. Они охраняли конвои, вели разведку и патрулировали воды на подходах к Великобритании.
201-я эскадрилья
Звёздный час «дикобразов» настал после 1942-го года, когда самолёты берегового командования наконец-то получили эффективные средства обнаружения и уничтожения подлодок. Особенно отличились экипажи «сандерлендов» из 201-й эскадрильи Королевских ВВС.
В течение Второй мировой эскадрилья входила в состав берегового командования и занималась охотой на немецкие подводные лодки. В 1940-м она была укомплектована «шорт сандерлендами». После того 201-ю перевели в Северную Ирландию, где её пилоты начали сопровождать конвои и патрулировать атлантические воды.
Это был нелёгкий труд. «Дикобразы» долго и напряжённо исследовали океан в поисках противника. В основном это были утомительные и бесплодные полёты. Но если вражескую подлодку удавалось обнаружить, ей приходилось несладко.
Свою первую победу «сандерленды» 201-й эскадрильи одержали 31 мая 1943 года. В тот день «дикобраз» потопил U-440 оберлейтенанта цур зее Вернера Швафа. Немецкая субмарина вышла в поход из Сен-Назера 26 мая и спустя четверо суток пошла на дно северо-западнее мыса Ортегаль.
Тонущая U 426, после атаки «Сандерленда» Вот, как это было.
Свой или чужой?
«Сандерленд» флайт-лейтенанта Дугласа Галла вылетел на патрулирование подходов к Бискайскому заливу утром 31 мая 1943-го. Галл был опытным пилотом-противолодочником. Он налетал над Атлантикой уже более 700 часов, но ему ещё ни разу не удавалось заметить немецкую субмарину.
Поэтому при вылете экипаж его «дикобраза» не особо верил, что в этот раз им удастся встретить противника.
Лётчики даже грустно шутили, что немецких подлодок и не существует вовсе.
Но на этот раз лётчикам улыбнулась удача. Перед шестью часами вечера, когда Галл уже собирался возвращаться на базу, пилоты заметили на поверхности неизвестную субмарину.
Дуглас так боялся её упустить, что рванул к лодке на самой большой скорости, снижаясь до высоты атаки. Он даже забыл о необходимости заходить со стороны солнца. Англичанам просто очень хотелось успеть сблизиться с субмариной до её погружения.
Одновременно командир приказал штурману проверить, не английская ли это лодка. Ведь субмарины Его Величества тоже караулили немцев в море после их выхода из Франции в Атлантику.
Лётчики были почти уверены, что перед ними «немка», но нужно было исключить любую ошибку. Штурман «Сандерленда» начал сигналить «незнакомке» прожектором. «Ответ» пришёл быстро. Кормовой стрелок крикнул в микрофон:
«Командир! Она не сигналит в ответ, она стреляет!»
Повезло так повезло!
«Дикобраз» ринулся в атаку, открыв огонь из пулемётов. Так уж вышло, что на самолёте в качестве гостя был оружейник 201-й эскадрильи унтер-офицер Мартин. Именно он сидел в передней башенке, прозванной «горохометалкой», с пулемётами Браунинга. Мартин подавил огонь зениток и смёл свинцовым шквалом немцев на мостике и рубке.
В это время командир летающей лодки снизился до 20 метров. Пролетая над U-440, он сбросил четыре глубинных бомбы. Сбросил на глазок — «бочки» легли бы не рядом с лодкой, а в отдалении… Но фортуна в тот день бессовестно благоволила англичанам.
Вышло так, что, когда «дикобраз» сбросил бомбы, немецкая субмарина начала поворот.
Галл был удивлён, с какой быстротой лодка совершила манёвр. Повернув, U-440 оказалась прямо под английскими бомбами. Экипаж Сандерленда видел, как её скрыло фонтанами взрывов, а когда они опали, подлодка начала тонуть.
Командование зачло экипажу Галла немецкую субмарину. Командир «Сандерленда» был награждён Крестом за выдающиеся заслуги. Послевоенный анализ потерь немецких подводных сил подтвердил его успех. Действительно, Галл потопил «семёрку» U-440.
Она стала последней подлодкой, потерянной в «чёрном» для кригсмарине мае 1943-го. За этот месяц гитлеровцы лишились свыше сорока субмарин.
Летающие лодки Его Величества внесли в это свой вклад. Так что иногда колючий дикобраз может оказаться опаснее хищных волков.
Экипаж гидросамолёта «Шорт Сандерленд» Дугласа Галла шутил, что немецких подлодок не существует — столько часов напряжённой охоты, и ни одной встречи с врагом. Но 31 мая 43-го долгожданное рандеву состоялось… «Летающие дикобразы» Перед Второй мировой войной Королевские ВВС Великобритании получили хороший подарок. Береговому командованию давно требовался гидросамолёт, способный выполнять функции морского разведчика, спасателя и охотника на подводные лодки. Как раз такой машиной стал гидросамолёт «Шорт Сандерленд». Эта летающая лодка, получившая название от одного из портов Англии, вела своё начало от пассажирского самолёта «Эмпайрс». Четырёхмоторный «Сандерленд» вполне отвечал требованиям британских ВВС — мог покрывать свыше 1400 морских миль, находясь в воздухе до 18 часов. Но были и недостатки. При своих внушительных размерах амфибия могла брать не более 900 кг бомб. Впрочем, она была хорошо защищена и могла дать отпор нападавшему. Изначально «Сандерленд» нёс семь пулемётов. Впоследствии их количество увеличили до двенадцати. Из-за хорошей живучести и способности постоять за себя гидросамолёт получил необычное прозвище. Столкнувшиеся с ним в бою немецкие лётчики и моряки прозвали его «летающим дикобразом». «Шорт Сандерленд» В начале войны амфибии никак не проявили себя в борьбе с субмаринами. Причиной тому было несовершенное противолодочное оружие и отсутствие радаров. Однако, несмотря на это, «сандерленды» исправно несли службу, подбирая экипажи торпедированных судов и сбитых самолётов. Они охраняли конвои, вели разведку и патрулировали воды на подходах к Великобритании. 201-я эскадрилья Звёздный час «дикобразов» настал после 1942-го года, когда самолёты берегового командования наконец-то получили эффективные средства обнаружения и уничтожения подлодок. Особенно отличились экипажи «сандерлендов» из 201-й эскадрильи Королевских ВВС. В течение Второй мировой эскадрилья входила в состав берегового командования и занималась охотой на немецкие подводные лодки. В 1940-м она была укомплектована «шорт сандерлендами». После того 201-ю перевели в Северную Ирландию, где её пилоты начали сопровождать конвои и патрулировать атлантические воды. Это был нелёгкий труд. «Дикобразы» долго и напряжённо исследовали океан в поисках противника. В основном это были утомительные и бесплодные полёты. Но если вражескую подлодку удавалось обнаружить, ей приходилось несладко. Свою первую победу «сандерленды» 201-й эскадрильи одержали 31 мая 1943 года. В тот день «дикобраз» потопил U-440 оберлейтенанта цур зее Вернера Швафа. Немецкая субмарина вышла в поход из Сен-Назера 26 мая и спустя четверо суток пошла на дно северо-западнее мыса Ортегаль. Тонущая U 426, после атаки «Сандерленда» Вот, как это было. Свой или чужой? «Сандерленд» флайт-лейтенанта Дугласа Галла вылетел на патрулирование подходов к Бискайскому заливу утром 31 мая 1943-го. Галл был опытным пилотом-противолодочником. Он налетал над Атлантикой уже более 700 часов, но ему ещё ни разу не удавалось заметить немецкую субмарину. Поэтому при вылете экипаж его «дикобраза» не особо верил, что в этот раз им удастся встретить противника. Лётчики даже грустно шутили, что немецких подлодок и не существует вовсе. Но на этот раз лётчикам улыбнулась удача. Перед шестью часами вечера, когда Галл уже собирался возвращаться на базу, пилоты заметили на поверхности неизвестную субмарину. Дуглас так боялся её упустить, что рванул к лодке на самой большой скорости, снижаясь до высоты атаки. Он даже забыл о необходимости заходить со стороны солнца. Англичанам просто очень хотелось успеть сблизиться с субмариной до её погружения. Одновременно командир приказал штурману проверить, не английская ли это лодка. Ведь субмарины Его Величества тоже караулили немцев в море после их выхода из Франции в Атлантику. Лётчики были почти уверены, что перед ними «немка», но нужно было исключить любую ошибку. Штурман «Сандерленда» начал сигналить «незнакомке» прожектором. «Ответ» пришёл быстро. Кормовой стрелок крикнул в микрофон: «Командир! Она не сигналит в ответ, она стреляет!» Повезло так повезло! «Дикобраз» ринулся в атаку, открыв огонь из пулемётов. Так уж вышло, что на самолёте в качестве гостя был оружейник 201-й эскадрильи унтер-офицер Мартин. Именно он сидел в передней башенке, прозванной «горохометалкой», с пулемётами Браунинга. Мартин подавил огонь зениток и смёл свинцовым шквалом немцев на мостике и рубке. В это время командир летающей лодки снизился до 20 метров. Пролетая над U-440, он сбросил четыре глубинных бомбы. Сбросил на глазок — «бочки» легли бы не рядом с лодкой, а в отдалении… Но фортуна в тот день бессовестно благоволила англичанам. Вышло так, что, когда «дикобраз» сбросил бомбы, немецкая субмарина начала поворот. Галл был удивлён, с какой быстротой лодка совершила манёвр. Повернув, U-440 оказалась прямо под английскими бомбами. Экипаж Сандерленда видел, как её скрыло фонтанами взрывов, а когда они опали, подлодка начала тонуть. Командование зачло экипажу Галла немецкую субмарину. Командир «Сандерленда» был награждён Крестом за выдающиеся заслуги. Послевоенный анализ потерь немецких подводных сил подтвердил его успех. Действительно, Галл потопил «семёрку» U-440. Она стала последней подлодкой, потерянной в «чёрном» для кригсмарине мае 1943-го. За этот месяц гитлеровцы лишились свыше сорока субмарин. Летающие лодки Его Величества внесли в это свой вклад. Так что иногда колючий дикобраз может оказаться опаснее хищных волков. Владимир Нагирняк
С началом СВО Чернобыльская зона, покинутая после аварии на АЭС, вновь стала обитаемой. Здесь ищут убежища те, кто...
05-окт-2025
Новости дня / Технологии / Политика / Европа / Видео / Интернет / Чемпионат / Большой Кавказ / Украина / Велоспорт / Теннис / Здоровье / Военные действия / Ростов-на-Дону
Украина несёт на фронте огромные, всё возрастающие потери, но Сырский бросает в бой всё, что удаётся наскрести: что...
05-окт-2025
Новости дня / ДНР и ЛНР / Здоровье / Политика / Россия / Бизнес / ЖКХ / Технологии / Украина / Чемпионат / Происшествия и криминал / Большой Кавказ / Военные действия / Выборы / Общество / Мероприятия / Европа / Видео / Нижний Новгород / Велоспорт / Ростов-на-Дону
Драма закрытого неба: «Мы катастрофически проигрываем конкуренцию Китаю» Как известно, 27 февраля 2022 года Европейский...
05-окт-2025
Новости дня / Латинская Америка / Россия / Здоровье / Спорт / Транспорт / Политика / Происшествия и криминал / Мероприятия / Видео / Большой Кавказ / Общество
Новости дня / Россия / Мнения / Законы / ЖКХ / Технологии / Спорт / Видео / Власть / Бизнес / ДНР и ЛНР / Происшествия и криминал / Чемпионат / Латинская Америка / Здоровье / Большой Кавказ / Мобильные технологии
Новости дня / Политика / ЖКХ / Россия / Здоровье / Крым / Власть / Видео / ДНР и ЛНР / Происшествия и криминал / Велоспорт / Технологии / Законы / Спорт
Новости дня / Технологии / Политика / Европа / Видео / Интернет / Чемпионат / Большой Кавказ / Украина / Велоспорт / Теннис / Здоровье / Военные действия / Ростов-на-Дону
Лидия
0
С началом СВО Чернобыльская зона, покинутая после аварии на АЭС, вновь стала обитаемой. Здесь ищут убежища те, кто желает избежать мобилизации. «Ухилянты» сейчас активно...
Новости дня / ДНР и ЛНР / Здоровье / Политика / Россия / Бизнес / ЖКХ / Технологии / Украина / Чемпионат / Происшествия и криминал / Большой Кавказ / Военные действия / Выборы / Общество / Мероприятия / Европа / Видео / Нижний Новгород / Велоспорт / Ростов-на-Дону
Меланья
0
Украина несёт на фронте огромные, всё возрастающие потери, но Сырский бросает в бой всё, что удаётся наскрести: что наловит ТЦК, что можно снять с других участков...
Новости дня / Латинская Америка / Россия / Здоровье / Спорт / Транспорт / Политика / Происшествия и криминал / Мероприятия / Видео / Большой Кавказ / Общество
Капитолина
0
Драма закрытого неба: «Мы катастрофически проигрываем конкуренцию Китаю» Как известно, 27 февраля 2022 года Европейский Союз полностью закрыл небо для российской...
Новости дня / Чемпионат / Авто / ДНР и ЛНР / Спорт / Большой Кавказ / Мнения / Видео / Политика
Харитина
0
Загадочный межзвёздный объект 3I/ATLAS, чья траектория вызывает всё больше вопросов у научного сообщества, стал эпицентром острых дебатов. Его аномальное ускорение,...
Комментарии (0)