Сколько будет стоить Литве энергетическая независимость - «ДНР и ЛНР»
- 08:12, 14-авг-2019
- ДНР и ЛНР
- Лидия
- 0
Республика уходит из энергокольца БРЭЛЛ под давлением Брюсселя
Официальный Вильнюс рассчитывает, что достигнет полной энергетической независимости от России, когда выйдет из единой системы БРЭЛЛ – энергокольца Белоруссии, России, Эстонии, Латвии и Литвы. Чиновники литовского Минэнерго повторяют вслед за политиками: «…рубильник БРЭЛЛ установлен в московской диспетчерской»…
Данная аббревиатура – название части северо-западного региона Единой энергетической системы СССР. А для официального Вильнюса эта аббревиатура ещё и символ «энергетической оккупации». Страховочный энергомост со Швецией NordBalt мощностью в 400 мегаватт (стоимость проекта 580 млн евро) уже функционирует. Договор о строительстве смычки с Польшей LitPolLink (цена вопроса 370 млн евро) находится в завершающей стадии, работы по реализации проекта синхронизации литовских электропередающих сетей с европейскими идут.
В октябре 2018 года было объявлено, что странам Балтии, в их числе Литве, разрешено присоединиться к сетям континентальной Европы. Официальный Вильнюс планировал перестать быть «энергетическим островом» в 2020 году, но Брюссель передвинул срок на 2025-й. Литовское министерство энергетики распространило пресс-релиз, из которого следует: у министра Жигимантаса Вайчюнаса лежит письмо, уведомляющее, что заявка на финансирование синхронизации уже поступила в Еврокомиссию. Первый этап оценен в 432,5 млн евро, а всего для выхода из БРЭЛЛ Литве понадобится 1,5 млрд евро. Кстати, в 2015 году тот же Вайчюнас говорил о сумме до 1 млрд евро. За четыре года расходы выросли на 50%. 1,5 млрд евро – деньги для Литвы колоссальные. Для сравнения: госбюджет на 2020 год верстается в коридоре 10,5-11,5 млрд евро.
Официальный Вильнюс блефует. Не по своей инициативе страна уходит из БРЭЛЛ, а по решению из Брюсселя. Однако об этом предпочитают не говорить, как и о гигантских расходах. Когда речь идёт о противостоянии с Москвой, литовские власти с расходами не считаются. Достаточно помнить судьбу Игналинской АЭС. Вильнюс променял генерацию самой дешёвой в Европе электроэнергии на членство в Европейском союзе. В ночь с 31 декабря 2009 года на 1 января 2010-го «игналинку» окончательно остановили. Литва из экспортёра электроэнергии превратилась в энергодефицитную страну-импортёра и вынуждена покупать у РФ до 75% нужного ей электричества. До 2016 года все поставки электроэнергии шли по кольцу БРЭЛЛ из Белоруссии, России, Латвии и Эстонии.
Тем не менее при Дале Грибаускайте страна с упорством обречённого стремилась к независимости от российских энергетиков. Директивы ЕС не позволяют субсидировать из бюджета энергетические проекты, если эти проекты не являются региональными. СПГ-терминал в Клайпеде – не региональный проект. Поэтому Литва в одиночку выплачивает арендные платежи. Это 60 млн евро в год. Самостоятельно пришлось литовцам строить и магистраль от Клайпеды до подземного газохранилища в латвийском Инчукалнсе, что обошлось ещё в 250 млн евро.
Нечто похожее было при утверждении проекта электросмычки Литва – Швеция. Власти убеждали людей в том, что цена на электричество для бытовых потребителей упадёт на 20%. Харольд Кломп, скандинавский консультант в области энергетики, предупреждал: кабель NordBalt снизит цену максимум на 7% и только в краткосрочной перспективе. «В зимний период южная часть Швеции, из которой и будет идти кабель, сталкивается с дефицитом электроэнергии в 6 гигаватт. С юга в Северную Швецию может перейти 6,5 гигаватт. В 2020 году атомные электростанции EON и Vattenfall решили закрыть реакторы мощностью 3 гВт. Суммарные потери в 9 гигаватт объективно поднимают цены в Южной Швеции, из которой Литва и надеется получать более дешевую электроэнергию», – рассказал Кломп в интервью литовской газете Lietuvos rytas.
«Импорт через кабель NordBalt может быть хорошим выходом для Швеции, чтобы устранить дефицит. Даже если шведы только иногда будут импортировать по кабелю электроэнергию из России или Белоруссии, это автоматически поднимет ее стоимость в Литве», – резюмировал скандинавский эксперт.
Тем не менее даже с учётом такого сценария NordBalt был построен. А в 2009 году началась синхронизация электросетей Балтийских стран с сетями континентальной Европы. Литовская электропередающая компания Litgrid с благословения госпожи Грибаускайте приступила к реализации проекта стоимостью почти 30 млн евро. Предстояло реконструировать две подстанции в северо-восточной части страны и демонтировать ЛЭП 750 киловольт в Белоруссию, чтобы исключить вероятность поставок с АЭС под Островцом. Как сказал один из патриархов энергетики академик Юргис Вилимас, «прагматичной стратегией здесь не пахнет».
Не случайно депутат парламента Линас Бальсис в беседе с автором этой статьи сказал, что «существует стойкое убеждение о присутствии личных интересов экс-президента Грибаускайте в энергетике». Такого же мнения придерживается депутат Сейма Артурас Скарджюс, обнаруживший немало махинаций в энергетическом секторе.
Косвенно эти предположения подтвердила сама Грибаускайте, когда назвала министра Арвидаса Секмокаса, развалившего энергетическое хозяйство, включая удушение проекта новой Висагинской АЭС, «лучшим министром среди всех министров всех правительств». Управляемый Секмокас всегда послушно следовал командам Грибаускайте.
Посол РФ в Литве Александр Удальцов заметил по поводу борьбы Вильнюса за энергонезависимость: «С 1 января 2019 года цена электроэнергии в Литве в три раза выше цены в Калининградской области». И это вызывает всё больше вопросов уже у специалистов не только по энергетике.
В плане выхода Литвы из БРЭЛЛ. 29 мая был подписан договор об условиях синхронизации литовских электросетей с Европой. До 2021 года национальные электропередающие сети необходимо обновить и усилить. В Минэнерго Литвы утверждают, что «на эти цели выделено максимальное финансирование из структурных фондов Европейского союза», но конкретные цифры не называются. Значит, литовским налогоплательщикам вновь предстоит раскошелиться.
И вот что пишет по этому поводу главный редактор журнала «Геоэнергетика.ru» Борис Марцинкевич:
«Крупнейший инженерный проект Европы нашего времени – создание единой энергетической системы от Пиренеев до полярных регионов Финляндии и Норвегии, получивший название ENTSO-E. Энергосистемы Прибалтики географически расположены между UCTE, в состав которой входит Польша, и NORDEL, участниками которой являются Финляндия и Швеция. Синхронизация энергетических систем Европы для создания ENTSO-E без решения проблемы территории Прибалтики невозможна технически… ENTSO-E – огромный, сложнейший проект, для реализации которого Брюссель продолжает вести энергодиалог Россия – ЕС, поскольку вопрос о том, будет ли достаточно Европе собственной базовой генерации или нет, остается открытым».
То есть выход Литвы и других стран Прибалтики из энергокольца БРЭЛЛ напрашивается, исходя из интересов европейского проекта ENTSO-E. При этом неясно, «достаточно Европе собственной базовой генерации или нет» (!). И неясно, чем такая ситуация грозит прибалтийским республикам в плане их энергобезопасности.
Анатолий Иванов, ФСК
Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен и Телеграм-канал FRONTовые заметки
Комментарии (0)