Не все археологические открытия совершаются «в поле», со скребком и лопатой, – иногда достаточно хорошенько покопаться в музейных запасниках. Правда, не всем удается обнаружить в пыльном углу мраморную голову Александра Македонского.
Такую невероятную находку сделали совсем недавно в Греции, во время инвентаризации и генеральной уборки хранилища Археологического музея в городе Верия на севере страны.
Голова обнаружилась в дальней части хранилища – под грудой древнего строительного мусора, обломков керамики и обычной грязи. Изучение музейных архивов помогло выяснить, что «мусор» был найден во время раскопок в окрестностях Верии и с тех пор пылился на складе – его не разбирали несколько десятков лет.
«Несколько месяцев назад, когда мы освобождали музейное хранилище для новых поступлений, я увидела Его… Это лицо, обезображенное столетиями забвения и невежества, но по-прежнему прекрасное, эта львиная грива и глаза мечтателя – узнавание было мгновенным», – так поэтично описала свое открытие археолог Ангелики Коттариди (Aggeliki Kottaridi).
Скульптурный портрет Александра Македонского из Верии. Фото: Angeliki Kottaridi / Facebook
Фрагменты древней статуи, по всей видимости, использовали как строительный материал, – отсюда возмущение Коттариди «столетиями невежества». Удивительно, впрочем, что столь узнаваемый образ не узнали археологи ХХ века, переносившие «мусор» в хранилище после раскопок. Если бы не Ангелики Коттариди, безносая царская голова могла бы еще долго оставаться неопознанной. Но Александру повезло: его нашла любящая женщина. Буквально. Во многих интервью Коттариди признавалась, что с детства влюблена в героического царя, а в археологию ее привела романтическая мечта – отыскать легендарную гробницу Александра Великого.
В этом ракурсе Ангелики Коттариди представляется экзальтированной поклонницей главного секс-символа древности, а вся история с обнаружением забытой головы кажется подозрительным, почти «голливудским» совпадением. В конце концов, официального подтверждения находки еще не было – сообщение об открытии, как и «опознание личности» по безносой голове, содержатся только на личной страничке Коттариди в Facebook. Однако на самом деле всё гораздо интереснее.
Ангелики Коттариди повзрослела, выучилась на археолога и сделала впечатляющую научную карьеру, посвятив ее герою своего детства: почти все изыскания Коттариди связаны с Александром Македонским и его окружением. Детская влюбленность обрела официальный статус: в настоящее время Коттариди возглавляет Управление по делам древнего наследия района Иматия, а современная Иматия – это, по сути, ядро македонского царства. На подведомственной Коттариди территории находится Пелла, где Александр родился, здесь же – Вергина (Эги) с ее знаменитым царским дворцом и некрополем, где похоронен Филипп II, отец Александра. От Вергины до Верии – рукой подать, всего 12 километров.
Все эти земли буквально пропитаны наследием семейства Македонских: неудивительно, что мраморную голову Александра нашли где-то здесь, в окрестностях Верии. Не слишком удивляет и то, что ее перенесли с кучей других артефактов в местный музей, забыли на десятки лет и нашли заново: подобное случается чаще, чем кажется. Очень похожая история недавно произошла в Великобритании: там обнаружили второй прижизненный портрет Леонардо да Винчи, который оставался незамеченным 500 лет. И для опознания тоже понадобился человек, «влюбленный» в своего героя.
В том, что мраморного Александра нашла в темном музейном хранилище лично Ангелики Коттариди, тоже нет ничего удивительного: Коттариди – директор этого Археологического музея. Она также директор второго музея Верии, а также директор музея в Пелле, а также директор музея в Вергине. Итого «восторженная поклонница» Александра Македонского возглавляет четыре ключевых музея и целое археологическое управление региона.
Поэтому, если на своей личной страничке в Facebook Коттариди поэтично сообщает, что нашла «Его» и что узнавание было мгновенным, ей можно верить – больше, чем греческому Минкульту и некоторым СМИ, в прошлом году бодро размножившим историю про найденный «древнейший фрагмент "Одиссеи"».
Скульптурный портрет Александра Коттариди назвала «совершенно новым» – в том смысле, что ни археологам, ни историкам он прежде не был известен и теперь предстоит его тщательное изучение. Сохранилось довольно много изображений Александра Македонского, но до сих пор наиболее достоверным считается т.н. герма Азара – римская копия с (предположительно) прижизненной статуи работы Лисиппа, придворного скульптора Александра.
"Герма Азара", римская копия скульптурного портрета Александра Македонского. Фото: Musee du Louvre
Найденная в Верии мраморная голова очевидно древняя, но насколько древняя и можно ли ее считать прижизненным портретом молодого царя – предстоит выяснить в лабораторных условиях. Однако Коттариди уже объявила, что уникальная находка будет представлена на крупной выставке в музее Вергины (Эги), запланированной на 2020 год. Значит, так и будет: никто не может помешать директору музея в Вергине, директору всего местного наследия Македонских и просто очень целеустремленной любящей женщине. Источник
Не все археологические открытия совершаются «в поле», со скребком и лопатой, – иногда достаточно хорошенько покопаться в музейных запасниках. Правда, не всем удается обнаружить в пыльном углу мраморную голову Александра Македонского. Такую невероятную находку сделали совсем недавно в Греции, во время инвентаризации и генеральной уборки хранилища Археологического музея в городе Верия на севере страны. Голова обнаружилась в дальней части хранилища – под грудой древнего строительного мусора, обломков керамики и обычной грязи. Изучение музейных архивов помогло выяснить, что «мусор» был найден во время раскопок в окрестностях Верии и с тех пор пылился на складе – его не разбирали несколько десятков лет. «Несколько месяцев назад, когда мы освобождали музейное хранилище для новых поступлений, я увидела Его… Это лицо, обезображенное столетиями забвения и невежества, но по-прежнему прекрасное, эта львиная грива и глаза мечтателя – узнавание было мгновенным», – так поэтично описала свое открытие археолог Ангелики Коттариди (Aggeliki Kottaridi). Скульптурный портрет Александра Македонского из Верии. Фото: Angeliki Kottaridi / Facebook Фрагменты древней статуи, по всей видимости, использовали как строительный материал, – отсюда возмущение Коттариди «столетиями невежества». Удивительно, впрочем, что столь узнаваемый образ не узнали археологи ХХ века, переносившие «мусор» в хранилище после раскопок. Если бы не Ангелики Коттариди, безносая царская голова могла бы еще долго оставаться неопознанной. Но Александру повезло: его нашла любящая женщина. Буквально. Во многих интервью Коттариди признавалась, что с детства влюблена в героического царя, а в археологию ее привела романтическая мечта – отыскать легендарную гробницу Александра Великого. В этом ракурсе Ангелики Коттариди представляется экзальтированной поклонницей главного секс-символа древности, а вся история с обнаружением забытой головы кажется подозрительным, почти «голливудским» совпадением. В конце концов, официального подтверждения находки еще не было – сообщение об открытии, как и «опознание личности» по безносой голове, содержатся только на личной страничке Коттариди в Facebook. Однако на самом деле всё гораздо интереснее. Ангелики Коттариди повзрослела, выучилась на археолога и сделала впечатляющую научную карьеру, посвятив ее герою своего детства: почти все изыскания Коттариди связаны с Александром Македонским и его окружением. Детская влюбленность обрела официальный статус: в настоящее время Коттариди возглавляет Управление по делам древнего наследия района Иматия, а современная Иматия – это, по сути, ядро македонского царства. На подведомственной Коттариди территории находится Пелла, где Александр родился, здесь же – Вергина (Эги) с ее знаменитым царским дворцом и некрополем, где похоронен Филипп II, отец Александра. От Вергины до Верии – рукой подать, всего 12 километров. Все эти земли буквально пропитаны наследием семейства Македонских: неудивительно, что мраморную голову Александра нашли где-то здесь, в окрестностях Верии. Не слишком удивляет и то, что ее перенесли с кучей других артефактов в местный музей, забыли на десятки лет и нашли заново: подобное случается чаще, чем кажется. Очень похожая история недавно произошла в Великобритании: там обнаружили второй прижизненный портрет Леонардо да Винчи, который оставался незамеченным 500 лет. И для опознания тоже понадобился человек, «влюбленный» в своего героя. В том, что мраморного Александра нашла в темном музейном хранилище лично Ангелики Коттариди, тоже нет ничего удивительного: Коттариди – директор этого Археологического музея. Она также директор второго музея Верии, а также директор музея в Пелле, а также директор музея в Вергине. Итого «восторженная поклонница» Александра Македонского возглавляет четыре ключевых музея и целое археологическое управление региона. Поэтому, если на своей личной страничке в Facebook Коттариди поэтично сообщает, что нашла «Его» и что узнавание было мгновенным, ей можно верить – больше, чем греческому Минкульту и некоторым СМИ, в прошлом году бодро размножившим историю про найденный «древнейший фрагмент "Одиссеи"». Скульптурный портрет Александра Коттариди назвала «совершенно новым» – в том смысле, что ни археологам, ни историкам он прежде не был известен и теперь предстоит его тщательное изучение. Сохранилось довольно много изображений Александра Македонского, но до сих пор наиболее достоверным считается т.н. герма Азара – римская копия с (предположительно) прижизненной статуи работы Лисиппа, придворного скульптора Александра. "Герма Азара", римская копия скульптурного портрета Александра Македонского. Фото: Musee du Louvre Найденная в Верии мраморная голова очевидно древняя, но насколько древняя и можно ли ее считать прижизненным портретом молодого царя – предстоит выяснить в лабораторных условиях. Однако Коттариди уже объявила, что уникальная находка будет представлена на крупной выставке в музее Вергины (Эги), запланированной на 2020 год. Значит, так и будет: никто не может помешать директору музея в Вергине, директору всего местного наследия Македонских и просто очень целеустремленной любящей женщине. Источник
Комментарии (0)