Зеленский и политическое наследство Порошенко - «ДНР и ЛНР»
- 08:00, 10-авг-2019
- ДНР и ЛНР
- Marlow
- 0
После президентских и парламентских выборов формально вся полнота власти в руках у Зеленского. И естественно, встает вопрос, как он распорядится наследством, доставшимся ему от режима Порошенко.
Мейнстримом внутренней и внешней политики Порошенко являлось утверждение, что Украина не Россия. Базировалось оно на четырех основополагающих принципах: евроатлантизме, русофобии, военной истерии и национализме, перешедшем в нацизм. На этих «китах» в стране зиждется полунацистский режим, который спустя пять лет был отвергнут населением в пользу далекого от политики Зеленского и еще более далеких от нее «слуг народа».
Учитывая, что Зеленский пришел к власти под лозунгами прекращения войны на Донбассе и повышения жизненного уровня населения, которые никак не стыкуются с ценностями предыдущего режима, ему придется решать вопрос принятия или отторжения порошенковского наследства.
Вопрос не такой простой, поскольку новый президент несамостоятелен в своих решениях. Ведь его к власти привели стоящие за его спиной «крестный отец» Коломойский и американские кураторы.
Вокруг Зеленского сложилось три центра силы: близкое окружение, Коломойский и американцы. У всех их свои интересы. Эти интересы разновекторные, и каждый из них стремится решить свои задачи за счет других. Зеленский видит в себе сильного и независимого президента, Коломойский видит его в качестве источника приумножения своих капиталов, а американцы - как марионетку, беспрекословно выполняющую их указания.
США – самый мощный центр силы на Украине, являющийся основным бенефициаром нового президента и преследующий после государственного переворота несколько целей. Главная из них – создание из Украины антироссийского плацдарма для давления на Россию. Вторая – создание военно-морской базы в Крыму для контроля над Ближним Востоком и Средиземноморьем. (Здесь не сложилось. Россия сработала на упреждение и Крым забрала.) Третья – создание очага военной напряженности на границах России для ее ослабления. Для этого была развязана гражданская война на Донбассе с обвинением России в агрессии, попыткой ее изоляции и усилением санкционного режима. Четвертая – создание из Украины анти-России как альтернативы России, второго влиятельного русского государства, отрицающего свои русские корни. Здесь также не сложилось: украинская элита оказалась неспособной построить крепкое государство и создала какого-то урода, который в любой момент может сдохнуть.
США далеко не всех своих целей добились на Украине, и их приоритеты начинают меняться. Украина не стала второй Россией ни в экономическом, ни в политическом плане. Вороватая власть требовала все больших расходов, а ненавидящее ее население готово было снести этот режим. К тому же администрация Трампа поставила задачу финансовой окупаемости политических действий, а американские корпорации давно уже хотят безнаказанно грабить Украину.
Для стабилизации власти на Украине американцы не возражали относительно отстранения презираемого всеми барыги Порошенко и замены власти нацистов на новое поколение прозападных политиков в лице Зеленского и его команды, воспитанных на западных ценностях и рассматривающих Россию как инструмент для закрепления движения в евроатлантические структуры. Им уже вбили в головы идеи о необходимости введения рынка земли и приватизации инфраструктурных транспортных объектов, таких как порты и железная дорога. Их руками готовят Украину к распотрошению американскими корпорациями.
Американцы не хотят делиться с украинскими олигархами доходами от предстоящего дерибана Украины, и поэтому они планируют убрать конкурентов.
Первым попал под зачистку Фирташ, сделавший себе миллиардное состояние на нефтегазовом бизнесе с Россией, которого уже готовят к экстрадиции в США. Там его ждет американский суд за финансовые махинации. Порошенко уже «раздевают» руками «кровожадного» Коломойского и его помощника Портнова. Следующими на очереди могут оказаться Пинчук и Ахметов. Коломойского прагматичные американцы пока используют в разжигании олигархической войны, он им еще может пригодиться, а потом разделаются и с ним.
Из олигархата Коломойский наиболее опытный, циничный и опасный игрок. Убрать его с политического поля Украины будет не так просто. С его финансами, медиаресурсом и опытом накопления и использования компромата он может серьезно влиять на Зеленского, а также быть полезным для американцев.
Москва сейчас пытается влиять на процессы на Украине через команду Медведчука, демонстративно показывая, с кем она хотела бы договариваться. Команда Зеленского, американцы и Коломойский воспринимают это в штыки и не скрывают, что не хотят видеть в этой роли Медведчука. Все его вояжи в Москву, встречи на высшем уровне и заявления о плане по прекращению войны на Донбассе и его реинтеграции в Украину ни к чему не привели, он как не пользовался, так и не пользуется поддержкой внутри Украины.
Ставка Москвы на Медведчука, его поездка в ЕС с планом реинтеграции Донбасса, встречи с Путиным, митинг в Донецке с призывом дать особый статус Донбассу - все это звенья одной цепи по «вталкиванию» Донбасса в Украину, который пока не находит отклика у оппонентов.
Зеленский и его окружение хотели бы быть самостоятельными и проводить свою политику, но кто ж им позволит, к тому же у них нет своего ресурса для реализации таких планов.
Политический расклад после выборов на Украине сложился довольно оригинально. После зачисток Порошенко здесь остались только прозападные политические силы. Левый спектр политических сил полностью ликвидирован, а те из левых, кто еще формально существует, низведены до уровня маргиналитета. Зеленский формирует центристскую партию «Слуга народа» прозападной направленности, которую массово поддержало население. Левый спектр как бы в насмешку заняла буржуазно-либеральная партия ОПЗЖ Медведчука, спекулирующая на пророссийских лозунгах, туда же пытается пристроиться «Оппозиционный блок» Ахметова.
На правом фланге сосредоточены националистические и нацистские партии Порошенко, Вакарчука, Тимошенко, Тягнибока и Билецкого, ведущие арьергардные бои за сохранение своей политической ниши. Учитывая, что партия Зеленского стала доминирующей, он мог бы проводить самостоятельную политику, но американцы такую роскошь ему не позволят. Их главный принцип – не отдавать власть в одни руки – будет действовать и на Украине. Они постараются навязать Зеленскому союз с Вакарчуком и создать общую фракцию в парламенте.
Из всех направлений деятельности у Зеленского наименее ресурсоемкое и эффективное – борьба с коррупцией. Поводов и клиентов для этого более чем достаточно. Здесь у Зеленского карт-бланш, и общество ждет от него решительных действий. Представителям старого режима Зеленский уже пригрозил люстрацией, за которой просматривается серьезная зачистка государственного аппарата. По Порошенко процесс уже запущен, по остальным нужен ресурс в прокуратуре, МВД и судах, который он получит с формированием парламентом управленческой вертикали. Чистка аппарата в этих структурах неизбежна, и Коломойский наверняка поможет ему в этом процессе, по ходу дела внедряя туда своих людей.
Во всех центрах силы внутри и вне Украины постепенно приходят к выводу о необходимости остановки войны на Донбассе, она стала многим мешать. Зеленский хочет вернуть Донбасс на своих условиях в сложившуюся Украину, не понимая, что это в принципе невозможно. Россия никогда не допустит своего геополитического поражения в борьбе с США. Коломойский и американцы это осознают и ищут компромиссные варианты прекращения войны.
Россия согласна на возвращение Донбасса, но в другую Украину – с особым статусом, который в ближайшей перспективе реализовать невозможно из-за сопротивления американцев и их ставленников на Украине.
На данном этапе реально только выполнение первой части соглашений – прекращение огня, разведение сторон, обмен пленными и замораживание конфликта с последующим снятием блокады с Донбасса, восстановлением товарооборота и работы промышленности, которые нужны как Украине, так и Донбассу.
На все остальное нужны годы согласований и уступок, без которых проблему Донбасса не решить, к тому времени многое может поменяться внутри и вне Украины. Возвращение Донбасса или признание его независимости – вопрос весьма далекого будущего.
Из четырех порошенковских «китов» Зеленский уже безоговорочно принял евроатлантизм, и это естественно. Он был прозападным обывателем, а теперь станет прозападным политиком. Новая власть неизбежно будет сохранять в своей политике евроатлантизм, поскольку ее представители убеждены, что только Запад защитит их от «агрессивной» России и заставит вернуть Крым и Донбасс путем политического и санкционного давления на Россию. К тому же кураторы из США подталкивают их именно к этому курсу как единственно возможному.
Русофобия также останется краеугольным камнем украинской политики, но в более сдержанной форме, поскольку по американским планам Украина должна как можно дальше отходить от России. Любые отношения между странами, кроме торговых, без которых Украине не выстоять, будут сворачиваться.
Национализм и нацизм, насаждаемый пять лет режимом Порошенко, свою функцию выполнил и ментально оторвал Украину от России, воспитал и пропустил через войну и кровь молодое поколение и привил значительной части общества ненависть ко всему русскому и агрессивный облик России, которая «захватила» Крым и Донбасс.
Выпущенные на улицы нацистские боевики, диктующие свои условия и безнаказанно терроризирующие население, достали уже всех, и они представляют серьезную угрозу новой власти. Зеленскому они абсолютно ни к чему, он ничем им не обязан. От этого наследства придется избавляться в силу политической целесообразности, этот товар уже не востребован на внешнем и внутреннем рынке. Без решения этого вопроса режиму Зеленского не устоять, и он наверняка это понимает. Без демонтажа нацистской надстройки и силовой зачистки боевиков Зеленскому власть не удержать.
Это функция МВД, и им должен руководить человек президента, которому он абсолютно доверяет. Сегодняшний ее глава Аваков – не тот человек, на которого Зеленский может положиться. Это идейный сторонник старого режима и одна из ключевых его фигур. У него были разногласия с Порошенко по вопросам разграбления государства, но это убежденный русофоб, ненавидящий Россию и эксплуатирующий украинский национализм в своих корыстных целях.
Аваков контролирует главный силовой ресурс внутри страны. И этот силовой ресурс (полиция, Нацгвардия и банды боевиков) не может у него оставаться. Насколько известно, в команде Зеленского идёт напряжённая работа по удалению Авакова. Это будет реперная точка: если Зеленский уберет Авакова, значит он серьёзно настроен избавиться от нацистов и создать подчиненный себе силовой блок.
Несмотря на русофобию и евроатлантизм, Зеленскому все рано придется устанавливать отношения с Россией, без которой не остановить войну на Донбассе и не выстоять экономике Украины. Пока что из-за политической неопытности он поет с чужого голоса об агрессивности России и необходимости санкционного давления на нее. Он еще не усвоил, что на равных с ним в Москве никогда разговаривать не будут: слишком разные весовые категории и ему к этому придется привыкать.
Он предпринимает действия по установлению взаимоотношений с руководством России и очень болезненно относится к посреднической миссии Медведчука, через которого российское руководство хотело бы иметь контакты. И дело здесь не в Медведчуке. Зеленский хочет напрямую, без посредников, вести переговоры с Россией. Такие контакты наверняка налаживаются, об этом говорит и разрешение наметившегося скандала с захватом российского танкера. По всей видимости, по неофициальным каналам удалось договориться.
Кураторы из США очень внимательно присматривают за такими контактами, так как любой неконтролируемый ими компромисс между Киевом и Москвой идет в ущерб США, и они стараются этого не допустить.
Зеленскому со временем придется усвоить, что США на Украине защищают американские национальные интересы, которые серьезно расходятся с украинскими. Поэтому во взаимоотношениях глобальных игроков он находится между молотом и наковальней, и ему надо искать компромисс, как это делает сейчас прагматичный Коломойский.
В ближайшей перспективе, по всей видимости, евроатлантизм на Украине будет укрепляться, русофобия трансформируется в подчеркивание украинской идентичности, а военная истерия и национализм с нацизмом будут изгоняться из политического лексикона.
Юрий Апухтин
Комментарии (0)