На Украине начался дизельный кризис. «Страна», Украина - «ДНР и ЛНР»

  • 16:35, 08-авг-2019
  • ДНР и ЛНР
  • Нина
  • 0

В Украине намечается дефицит дизельного топлива. Причина — резкое снижение поставок из России, которая сейчас контролирует порядка 45% украинского дизельного рынка.




По данным представителя президента в Кабмине и советника по энергетике Андрея Геруса, в августе поставки дизеля из России сократятся вдвое — с 200 тысяч тонн до 100 тысяч тонн.


История очередной украинско-российской топливной войны вкратце такова: с 1 августа наша страна ввела специальные пошлины на дизель и сжиженный газ из РФ. Пошлина на трубопроводное дизельной топливо составляет 3,75%, а с 1 октября она вырастет до 4% от цены. За газ импортерам придется доплачивать 1,75%, а с октября — 3%.


Эти пошлины правительство ввело в ответ на ограничения Россией поставок нефтепродуктов в Украину с 1 июня этого года (отгрузки идут, но по квотам). Главный аргумент Кабмина — за счет спецпошлин бюджет сможет аккумулировать порядка 3,7 млрд гривен, которые будут направлены на диверсификацию зависимости от российских нефтепродуктов.


Впрочем, идею с пошлинами не оценили российские импортеры. Так, компания Wexler, которая поставляет в Украину дизель от российского государственного предприятия «Роснефть» и контролирует 41% нашего рынка, в конце июля заявила, что приостанавливает трубопроводные поставки, которые стали, по ее мнению, нерентабельными.


Власти успокаивают: коллапса на рынке не будет. По словам Андрея Геруса, одновременно с сокращением импорта российского дизеля, в 3-4 раза в августе вырастут поставки дизеля по морю. Плюс — увеличиваются отгрузки из Беларуси, Литвы и стран ЕС. Глава Мининфраструктуры Владимир Омелян заявил о создании антикризисного штаба, который будет держать ситуацию под контролем.


Впрочем, как пояснил «Стране» руководитель консалтинговой компании «А-95» Сергей Куюн, риски все же есть.


«По августу нет опасений, так как еще не израсходованы прежние внутренние запасы топлива. А вот в сентябре возможны сложности. Запасы к тому времени уже будут исчерпаны, а портам предстоит перевались порядка 150 тысяч тонн ресурса. Это рекордный объем — столько по морю мы еще никогда не принимали. Поэтому непонятно, как вся логистическая цепочка сработает на практике», — говорит Куюн.


«Любые сложности сразу же будут использованы как повод повысить цены», — предупреждает руководитель специальных проектов НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев.


«Страна» разбиралась хватит ли Украине дизельного топлива и почем его будут продавать на отечественных заправках.


Перекрыли краник


На недавней пресс-конференции по дизельному вопросу представитель президента в Кабмине и советник по энергетике Андрей Герус признал, что уже в этом месяце доля российского дизеля на нашем рынке упадет с 45% до 25%.


«Поставки российского ресурса в августе сократятся почти вдвое… То, что идет через трубопровод, сократится где-то с 200 тысяч тонн до 100 тысяч тонн. Кроме того, мы располагаем информацией о том, что российская компания «Лукойл» хотела поставлять в Украину 80 тысяч тонн, но пока не получила разрешение от российского министерства», — сказал Герус.


При этом он успокоил: параллельно с резким снижением импорта российского топлива идет его увеличение по другим каналам. Так, поставки по морю (из Греции, Италии и др.) должны вырасти в 3-4 раза. Также будут увеличены отгрузки дизеля из Беларуси, Литвы.


А с сентября, по прогнозам Геруса, будут восстановлены и трубопроводные поставки из России.


«Я думаю, и даже соответствующая компания – Wexler – заявляла, что они вероятно с первого сентября восстановят поставки трубопроводным транспортом. Я бы им рекомендовал делать это быстрее, пока еще не потеряли долю рынка до сентября. Они, я так понимаю, планируют восстановить. То есть такие поставки остаются рентабельными», – отметил Герус.


Напомним, что в конце июля компания Wexler заявила, что поставки дизеля в Украину по трубопроводу не интересны для нее по цене после введения спецпошлин. «Спецпошлины были рассчитаны так, чтобы снять дополнительную маржу с трубопроводного дизеля. Он получается примерно на 4% дешевле, чем топливо, поставляемое по другим каналам», — пояснил Рябцев.


В обозримом будущем Украина отменять пошлины не собирается. Цель государства — постепенно снижать долю российского топлива на нашем рынке. Так, по словам Геруса, в августе она может уменьшится до 25%, а уже в сентябре — до 10-15%.


Главный вопрос — чем заменят российский дизель и сколько новый ресурс будет стоить на наших заправках.


Беларусь и компания


План «Б», на который ориентируются украинские власти — поставки из различных «альтернативных источников».


Главную ставку делают на Беларусь. Тамошние производители, якобы, уже согласились в августе-сентябре нарастить поставки дизельного топлива в Украину.


Специализированная площадка enkorr, ссылаясь на свои источники в белорусских нефтяных кругах, сообщила, что поставки увеличат до 250–260 тысяч тонн  в месяц, что на 30-60 тысяч тонн больше обычных объемов.


О дополнительном импорте, якобы, Владимир Зеленский договорился с президентом Беларуси Лукашенко. И, чтобы выручить Украину, Мозырский НПЗ (а он уже обеспечивает почти 29% импорта дизеля в Украину) вроде даже готов перенести плановый ремонт с сентября на октябрь.


«В ходе двухсторонних переговоров также был поднят вопрос касательно стоимости дополнительных объемов ДТ, на что белорусская сторона заверила в стабильности ценового предложения на текущем уровне», — цитирует  enkorr свой  источник.


При этом, эксперты отмечают, что уже 6 августа наценка по спотовым контактам ДТ на площадке Белорусского нефтяного торгового дома (БНТД) повысилась с 19 до 22 долларов на тонне. А до введения Украиной пошлин против российского дизеля этот показатель не превышал 16 долларов.


«То есть, вместо зависимости от российского топлива, мы плавно перемещаемся к зависимости от белорусского», — иронизирует Рябцев. Но тут ситуация осложняется еще и тем, что белорусский дизель — это продукт переработки российской нефти. И в любой момент Россия при желании может включить рычаги давления на Беларусь и если не перекрыть, то, как минимум, прикрутить нам этот краник.


Более независимыми являются поставки из других стран — Италии, Греции и прочих. По данным Геруса, «поставки по морю уже увеличились в 3–4 раза, а поставки из стран ЕС — увеличатся в два раза. То есть у нас будет полностью сбалансированный рынок даже без работы трубы», — пообещал он.


По словам Рябцева, наш рынок является премиальным для поставщиков нефтепродуктов, так как позволяет хорошо зарабатывать. Поэтому недостатка в желающих импортировать дизель в Украину нет.


«Если ранее грязная прибыль на тонне нефтепродуктов составляла 160-180 долларов, то сейчас доходит до 400. Это на опте. В рознице в Восточной Европе рентабельность составляет 3%, а у нас — не меньше 10%», — отмечает Рябцев.


Испытание дизелем


Но возникает сразу несколько проблем.


«Первая — это время. Нельзя моментально отказаться от российского ресурса и перейти на другой. Понадобится время на заключение контрактов, поиск нужных объемов и прочее», — говорит Рябцев.


Вторая, куда более серьезная проблема — логистика.


«Наши слабые места — порты и железная дорога. Рассказы властей об огромных портовых мощностях — миф. Очень многие объекты портовой инфраструктуры государство уже не контролирует, основные перевалки — в частных руках. С ж/д транспортом та же история. «Укрзализниця» монополизировала локомотивную тягу и распределяет локомотивы в ручном режиме. Плюс — безалаберный график движения: составы с нефтепродуктами могут стоять на запасных путях не то что неделями, а месяцами», — говорит Рябцев.


С ним согласен и экономист Алексей Кущ. «Нефтепродукты — это не китайские тапочки, которые можно завозить фурами в любом объеме. Нефтепровод — самый дешевый и быстрый способ доставки топлива, тогда как портовая логистика может оказаться проблемной, как и ж/д транспортировка — у нас попросту не хватит подвижного состава», — отмечает он.


Как сообщил министр инфраструктуры Владимир Омелян, «Укрзализниця» получит порядка 400 дополнительных цистерн для перевозки нефтепродуктов.


«Сейчас постоянной работой оперативного штаба является определение потребностей рынка, планирование маршрутов, и путей снабжения от морских портов до нефтебаз. Сейчас ключевой вопрос – это разработка графиков, и наличие необходимой тяги. Мы сегодня в шутку пообещали, что на первый поезд … рядом с машинистом поедет руководитель «Укрзализници» и руководитель наблюдательного совета УЗ, чтобы пройти весь маршрут торжественно, если в этом есть потребность. Безусловно, я надеюсь, что до этого не дойдет», — попытался отделаться шуткой Омелян.


Впрочем, ситуация не такая веселая, как ее пытаются представить чиновники.


«В сентябре отечественным портам предстоит перевались порядка 150 тысяч тонн дизельного топлива. Это рекордный объем — столько по морю мы еще никогда не принимали. Поэтому непонятно, как вся логистическая цепочка сработает на практике», — говорит Сергей Куюн.


Что будет с ценами


Пока дизельный ажиотаж практически не сказался на ценниках на украинских заправках. Если на 15 июля, по данным «А-95», литр дизельного топлива в среднем по Украине стоил 28,36 гривен, то на 7 августа — 28,31 гривен.


Была попытка раскачать оптовые цены на угрозах российских импортеров перекрыть краник, однако до розницы всплеск так и не докатился.


Впрочем, такая ценовая стабильность — весьма обманчивая. Цены на нефтепродукты, в том числе дизельное топливо, в Украине зависят от стоимости ресурса на границе и курса доллара. Причем, рост (или снижение) курса на 1 гривню дает удорожание (или удешевление) топлива на 60 копеек за литр.


С учетом того, что гривня в этот период укреплялась (и даже ходила за психологический минимум в 25 гривен за доллар), а мировые цены на нефтепродукты особо не менялись, дизельное топливо в Украине должно было подешеветь, минимум, на гривню за литр.


Между тем, цены практически не меняются, что в нынешней ситуации уже можно считать скрытым подорожанием. То есть, если курс доллара пойдет вверх, что эксперты прогнозируют уже в конце августа-сентябре, заправщики тут же перепишут и цены на дизель.


«Любой информповод, как-то слухи о возможном дефиците и других проблемах на рынке тут же может быть использован как аргумент для повышения цен», — говорит Рябцев.


По словам Алексея Куща, новые логистические цепочки сделают дизель дороже на 10-15%.


«И это мы увидим в цене», — считает эксперт. В следующем году, по его мнению, украинским водителям стоит готовится к тому, что цены на наших заправках сравняются с европейскими, то есть, вырастут, минимум, до 1,1-1,2 евро за литр.


Людмила Ксенз, «Страна», Украина


Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен и Телеграм-канал FRONTовые заметки


В Украине намечается дефицит дизельного топлива. Причина — резкое снижение поставок из России, которая сейчас контролирует порядка 45% украинского дизельного рынка. По данным представителя президента в Кабмине и советника по энергетике Андрея Геруса, в августе поставки дизеля из России сократятся вдвое — с 200 тысяч тонн до 100 тысяч тонн. История очередной украинско-российской топливной войны вкратце такова: с 1 августа наша страна ввела специальные пошлины на дизель и сжиженный газ из РФ. Пошлина на трубопроводное дизельной топливо составляет 3,75%, а с 1 октября она вырастет до 4% от цены. За газ импортерам придется доплачивать 1,75%, а с октября — 3%. Эти пошлины правительство ввело в ответ на ограничения Россией поставок нефтепродуктов в Украину с 1 июня этого года (отгрузки идут, но по квотам). Главный аргумент Кабмина — за счет спецпошлин бюджет сможет аккумулировать порядка 3,7 млрд гривен, которые будут направлены на диверсификацию зависимости от российских нефтепродуктов. Впрочем, идею с пошлинами не оценили российские импортеры. Так, компания Wexler, которая поставляет в Украину дизель от российского государственного предприятия «Роснефть» и контролирует 41% нашего рынка, в конце июля заявила, что приостанавливает трубопроводные поставки, которые стали, по ее мнению, нерентабельными. Власти успокаивают: коллапса на рынке не будет. По словам Андрея Геруса, одновременно с сокращением импорта российского дизеля, в 3-4 раза в августе вырастут поставки дизеля по морю. Плюс — увеличиваются отгрузки из Беларуси, Литвы и стран ЕС. Глава Мининфраструктуры Владимир Омелян заявил о создании антикризисного штаба, который будет держать ситуацию под контролем. Впрочем, как пояснил «Стране» руководитель консалтинговой компании «А-95» Сергей Куюн, риски все же есть. «По августу нет опасений, так как еще не израсходованы прежние внутренние запасы топлива. А вот в сентябре возможны сложности. Запасы к тому времени уже будут исчерпаны, а портам предстоит перевались порядка 150 тысяч тонн ресурса. Это рекордный объем — столько по морю мы еще никогда не принимали. Поэтому непонятно, как вся логистическая цепочка сработает на практике», — говорит Куюн. «Любые сложности сразу же будут использованы как повод повысить цены», — предупреждает руководитель специальных проектов НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев. «Страна» разбиралась хватит ли Украине дизельного топлива и почем его будут продавать на отечественных заправках. Перекрыли краник На недавней пресс-конференции по дизельному вопросу представитель президента в Кабмине и советник по энергетике Андрей Герус признал, что уже в этом месяце доля российского дизеля на нашем рынке упадет с 45% до 25%. «Поставки российского ресурса в августе сократятся почти вдвое… То, что идет через трубопровод, сократится где-то с 200 тысяч тонн до 100 тысяч тонн. Кроме того, мы располагаем информацией о том, что российская компания «Лукойл» хотела поставлять в Украину 80 тысяч тонн, но пока не получила разрешение от российского министерства», — сказал Герус. При этом он успокоил: параллельно с резким снижением импорта российского топлива идет его увеличение по другим каналам. Так, поставки по морю (из Греции, Италии и др.) должны вырасти в 3-4 раза. Также будут увеличены отгрузки дизеля из Беларуси, Литвы. А с сентября, по прогнозам Геруса, будут восстановлены и трубопроводные поставки из России. «Я думаю, и даже соответствующая компания – Wexler – заявляла, что они вероятно с первого сентября восстановят поставки трубопроводным транспортом. Я бы им рекомендовал делать это быстрее, пока еще не потеряли долю рынка до сентября. Они, я так понимаю, планируют восстановить. То есть такие поставки остаются рентабельными», – отметил Герус. Напомним, что в конце июля компания Wexler заявила, что поставки дизеля в Украину по трубопроводу не интересны для нее по цене после введения спецпошлин. «Спецпошлины были рассчитаны так, чтобы снять дополнительную маржу с трубопроводного дизеля. Он получается примерно на 4% дешевле, чем топливо, поставляемое по другим каналам», — пояснил Рябцев. В обозримом будущем Украина отменять пошлины не собирается. Цель государства — постепенно снижать долю российского топлива на нашем рынке. Так, по словам Геруса, в августе она может уменьшится до 25%, а уже в сентябре — до 10-15%. Главный вопрос — чем заменят российский дизель и сколько новый ресурс будет стоить на наших заправках. Беларусь и компания План «Б», на который ориентируются украинские власти — поставки из различных «альтернативных источников». Главную ставку делают на Беларусь. Тамошние производители, якобы, уже согласились в августе-сентябре нарастить поставки дизельного топлива в Украину. Специализированная площадка enkorr, ссылаясь на свои источники в белорусских нефтяных кругах, сообщила, что поставки увеличат до 250–260 тысяч тонн в месяц, что на 30-60 тысяч тонн больше обычных объемов. О дополнительном импорте, якобы, Владимир Зеленский договорился с президентом Беларуси Лукашенко. И, чтобы выручить Украину, Мозырский НПЗ (а он уже обеспечивает почти 29% импорта дизеля в Украину) вроде даже готов перенести плановый ремонт с сентября на октябрь. «В ходе двухсторонних переговоров также был поднят вопрос касательно стоимости дополнительных объемов ДТ, на что белорусская сторона заверила в стабильности ценового предложения на текущем уровне», — цитирует enkorr свой источник. При этом, эксперты отмечают, что уже 6 августа наценка по спотовым контактам ДТ на площадке Белорусского нефтяного торгового дома (БНТД) повысилась с 19 до 22 долларов на тонне. А до введения Украиной пошлин против российского дизеля этот показатель не превышал 16 долларов. «То есть, вместо зависимости от российского топлива, мы плавно перемещаемся к зависимости от белорусского», — иронизирует Рябцев. Но тут ситуация осложняется еще и тем, что белорусский дизель — это продукт переработки российской нефти. И в любой момент Россия при желании может включить рычаги давления на Беларусь и если не перекрыть, то, как минимум, прикрутить нам этот краник. Более независимыми являются поставки из других стран — Италии, Греции и прочих. По данным Геруса, «поставки по морю уже увеличились в 3–4 раза, а поставки из стран ЕС — увеличатся в два раза. То есть у нас будет полностью сбалансированный рынок даже без работы трубы», — пообещал он. По словам Рябцева, наш рынок является премиальным для поставщиков нефтепродуктов, так как позволяет хорошо зарабатывать. Поэтому недостатка в желающих импортировать дизель в Украину нет. «Если ранее грязная прибыль на тонне нефтепродуктов составляла 160-180 долларов, то сейчас доходит до 400. Это на опте. В рознице в Восточной Европе рентабельность составляет 3%, а у нас — не меньше 10%», — отмечает Рябцев. Испытание дизелем Но возникает сразу несколько проблем. «Первая — это время. Нельзя моментально отказаться от российского ресурса и перейти на другой. Понадобится время на заключение контрактов, поиск нужных объемов и прочее», — говорит Рябцев. Вторая, куда более серьезная проблема — логистика. «Наши слабые места — порты и железная дорога. Рассказы властей об огромных портовых мощностях — миф. Очень многие объекты портовой инфраструктуры государство уже не контролирует, основные перевалки — в частных руках. С ж/д транспортом та же история. «Укрзализниця» монополизировала локомотивную тягу и распределяет локомотивы в ручном режиме. Плюс — безалаберный график движения: составы с нефтепродуктами могут стоять на запасных путях не то что неделями, а месяцами», — говорит Рябцев. С ним согласен и экономист Алексей Кущ. «Нефтепродукты — это не китайские тапочки, которые можно завозить фурами в любом объеме. Нефтепровод — самый дешевый и быстрый способ доставки топлива, тогда как портовая логистика может оказаться проблемной, как и ж/д транспортировка — у нас попросту не хватит подвижного состава», — отмечает он. Как сообщил министр инфраструктуры Владимир Омелян, «Укрзализниця» получит порядка 400 дополнительных цистерн для перевозки нефтепродуктов. «Сейчас постоянной работой оперативного штаба является определение потребностей рынка, планирование маршрутов, и путей снабжения от морских портов до нефтебаз. Сейчас ключевой вопрос – это разработка графиков, и наличие необходимой тяги. Мы сегодня в шутку пообещали, что на первый поезд … рядом с машинистом поедет руководитель «Укрзализници» и руководитель наблюдательного совета УЗ, чтобы пройти весь маршрут торжественно, если в этом есть потребность. Безусловно, я надеюсь, что до этого не дойдет», — попытался отделаться шуткой Омелян. Впрочем, ситуация не такая веселая, как ее пытаются представить чиновники. «В сентябре отечественным портам предстоит перевались порядка 150 тысяч тонн дизельного топлива. Это рекордный объем — столько по морю мы еще никогда не принимали. Поэтому непонятно, как вся логистическая цепочка сработает на практике», — говорит Сергей Куюн. Что будет с ценами Пока дизельный ажиотаж практически не сказался на ценниках на украинских заправках. Если на 15 июля, по данным «А-95», литр дизельного топлива в среднем по Украине стоил 28,36 гривен, то на 7 августа — 28,31 гривен. Была попытка раскачать оптовые цены на угрозах российских импортеров перекрыть краник, однако до розницы всплеск так и не докатился. Впрочем, такая ценовая стабильность — весьма обманчивая. Цены на нефтепродукты, в том числе дизельное топливо, в Украине зависят от стоимости ресурса на границе и курса доллара. Причем, рост (или снижение) курса на 1 гривню дает удорожание (или удешевление) топлива на 60 копеек за литр. С учетом того, что гривня в этот период укреплялась (и даже ходила за психологический минимум в 25 гривен за доллар), а мировые цены на нефтепродукты особо не менялись, дизельное топливо в Украине должно было подешеветь, минимум, на гривню за литр. Между тем, цены практически не меняются, что в нынешней ситуации уже можно считать скрытым подорожанием. То есть, если курс доллара пойдет вверх, что эксперты прогнозируют уже в конце августа-сентябре, заправщики тут же перепишут


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!