В известном фильме «Мост слишком далеко» показано сражение десанта союзников за мост в Арнеме. У советских солдат был аналогичный случай. В январе 1945-го танковый взвод захватил важную переправу на реке Варта. Гвардейцам пришлось совершить настоящий подвиг, чтобы удержать позиции до подхода основных сил.Через три рекиВо время Висло-Одерской операции, в январе 1945-го, 3-я гвардейская танковая армия генерала Рыбалко завоевала неувядаемую славу. Её танкисты с боями за неделю прошли от Сандомирского плацдарма на Висле до границы Германии на Одере. При этом советским танкам пришлось форсировать поочерёдно три реки.
Армия Рыбалко ушла в прорыв немецкой обороны 12 января 1945-го и, громя отходящего противника, к исходу дня вышла к реке Нида. На вторые сутки наступления её передовые бригады преодолели сопротивление фрицев и форсировали реку, создав плацдармы на западном берегу.
На третьи сутки через Ниду переправились главные силы армии. В этот же день гвардейцы Рыбалко вышли к реке Пилица, форсировали её и помогли переправиться частям 52-й армии, следовавшим за ними.
После этого танки стремительным ударом взяли польские города Ченстохов и Радомско и вышли к третьей водной преграде — реке Варта. Но и там враг не смог остановить гвардейцев.
19 января 3-я гв. танковая армия пересекла польско-германскую границу и продолжила свой рейд уже по территории рейха, выйдя к Одеру в районе городка Оппельн.
Общий итог её наступления был таков. С непрерывными боями в течение 19 суток танкисты прошли почти 600 км и вывели пять армий 1-го Украинского фронта к Бреслау.
Танки вперёд!Во время своего рывка от Вислы к Одеру танковые корпуса Рыбалко успешно использовали рейды моторизированных разведгрупп. Последние состояли из нескольких танков, бронетранспортёров, мотоциклов и небольшого количества пехоты.
Советские танки Т-34 в ПольшеРазведка уходила далеко вперёд по направлению наступления корпуса и терзала вражеский тыл: перерезала дороги, мешая подвозу боеприпасов, захватывала переправы и всячески вредила немцам.
Одной из таких вылазок стал рейд разведгруппы Героя СССР капитана Михаила Кравеца. Его взвод прошёл по немецкому тылу до 100 км. Там, где было возможно, гвардейцы обходили противника, но нередко пробивали себе путь боем.
Кравец ушёл в рейд перед наступлением 6-го гв. танкового корпуса на польский город Радомско. Пятнадцатого января он получил задание разведать численность немецкого гарнизона и укрепления.
До Радомско гвардейцы добирались не без приключений. Сначала наткнулись на вражескую пехоту, которую уничтожили. Затем приняли бой с тремя немецкими танками: два сожгли, а один подбили. Добравшись до места назначения, Кравец обнаружил: укрепления перед городом есть, но немцев в них нет. Танкисты ворвались в город, где заняли оборону и держались до подхода основных сил корпуса.
После этого разведчиков вывели в резерв для короткого отдыха и подготовки к новому заданию. Впереди гвардейцев ждал очередной подвиг.
Дави их всех!После полуночи 17 января группа Кравеца покинула Радомско с новым заданием — разведать и захватить переправы на реке Варта. В составе отряда было три танка, два БА-64, два импортных бронетранспортёра с 76-мм орудиями на прицепе и десять мотоциклов.
Во время движения разведгруппа соблюдала следующий порядок: впереди на удалении в два-три километра шёл головной дозор из броневика и четырёх мотоциклов. За ним двигалось ядро группы — танки и бронетранспортёры. С тыла и с флангов их прикрывали мотоциклы.
Спустя два часа Кравец столкнулся на дороге с отходящей немецкой колонной подвод, автомашин и пехоты. Командир разведгруппы, ни секунды не сомневаясь, отдал приказ атаковать её.
Советские танки Т-34-85 в ПольшеСоветские танки с ходу врезались в колонну, давя её гусеницами, расстреливая из пушек и пулемётов. Не ожидавшие нападения немцы запаниковали и сопротивления не оказали. В результате разведгруппа уничтожила 18 автомашин, 35 повозок, пару сотен вражеских солдат и офицеров.
После этого группа Кравеца понеслась дальше. По пути ей встречались небольшие группы немецкой пехоты, но гвардейцы в бой с ними не вступали. К вечеру 17-го января они навели шума у посёлка Нова Березница, но, обнаружив немецкие батареи, быстро вышли из боя.
У местечка Щиты путь преградили окопы, занятые фрицами. Кравец решил прорываться. Выдвинув вперёд танки и броневики, группа пошла в атаку — и прошла через неприятельские позиции, как нож через масло.
Мост слишком далекоРано утром разведчики достигли городка Кшечув, где находился мост через Варту. Они ворвались в город и выбили из него гитлеровцев. Противник, для которого это нападение стало неожиданностью, в спешке бежал.
Взятые пленные сообщили: гарнизон города состоял из сапёрного батальона, который охранял мост, пригодный для переправы всех родов войск. Кравец понимал, какую ценность представляет этот объёкт, и решил удерживать его до подхода основных сил корпуса.
Это было смелое решение. Кшечув находился во вражеском тылу, а передовые отряды советских танковых бригад отделяло от него полсотни километров. Командир разведгруппы понимал: немцы обрушат на горстку смельчаков все силы, чтобы отбить мост. Значит, бой будет неравный и тяжёлый.
Но кто не рискует, тот не выигрывает. Разведчики заняли оборону по обоим берегам реки Варта и дали в штаб 6-го танкового корпуса радиограмму. Они доложили обстановку и сообщили, что нуждаются в помощи.
Ход боевых действий 18-20 января 1945Противник не заставил себя ждать. К восьми утра 18 января немцы окружили мост. Подтянув до двух батальонов пехоты и самоходки, они пошли в наступление. Атаки шли одна за одной — к 17:00 разведчики отбили пять вражеских «наскоков».
Бойцам Кравеца было непросто. Они находились под постоянным обстрелом немецких орудий и миномётов. В неравном бою несли большие потери.
Положение сложилось тяжёлое. Разведчики держались из последних сил. Группа погибала. Спасти её могла только своевременная помощь. И помощь пришла.
Пробиться любой ценой!К полудню 18 января рация была разбита, и Кравец перестал выходить на связь. В 6-м танковом корпусе знали о сложившемся положении. Начальник разведки корпуса полковник Кривицкий попытался пробиться к Кшечуву, но успеха не имел. Сил было недостаточно, а ближайшая к городу танковая бригада находилась от него в 30-40 км.
Положение спас прибывший в штаб корпуса 50-й отдельный мотоциклетный полк. Кривицкий вызвал его командира и поставил ему боевую задачу — прорваться к Кшечуву и помочь Кравецу удержать мост.
Из состава полка срочно сформировали группу прорыва из трёх танков, двух СУ-57 и шести бронетраспортёров М3-А-1. Её возглавил начштаба полка подполковник Иван Майданченко.
Справка. СУ-57 — это, конечно, не истребители пятого поколения, а ленд-лизовские самоходки на базе БТР с 57-мм пушками.
Эта группа на полной скорости понеслась к Кравецу на подмогу. Несмотря на сопротивление противника, Майданченко смог прорваться к городу с боем.
Помощь пришла вовремя. В этот момент разведчики Кравеца отбивались уже с помощью трофейных пушек.
Опешившие немцы недолго пребывали в растерянности. Сразу после соединения группы Майдаченко и Кравеца они снова начали яростные атаки на мост. Но теперь советской стороне было легче.
Бтр М3А1 с советскими бойцамиПолучив подкрепление, разведчики до темноты вели тяжёлый бой за переправу. И они сделали почти невозможное — удержали её. К двум часам ночи 19 января к Варте вышла 53-я гв. танковая бригада. Её бронесилы поставили точку в сражении, которое длилось почти сутки.
Награды для героевКонтроль над мостом через Варту облегчил дальнейшее наступление войск 1-го Украинского фронта. Инициатива и мужество гвардейцев требовали поощрения. Подполковника Майданченко наградили орденом Александра Невского. Капитана Кравеца представили к званию дважды Героя Советского Союза. Но, несмотря на то, что его представление утвердило командование 1-го Украинского фронта, второй золотой звезды он не получил.
Дело было вот в чём. В январе 1945-го Ставка обещала поощрить наиболее отличившихся солдат и офицеров за Вислу и Одер высшей наградой. «Особо отличившихся» оказалось слишком много — как и представлений к званию Героя. Золотую звезду предсказуемо получили не все. Те же, кто не стал Героем СССР, были награждены орденом Ленина. В числе их оказался и капитан Кравец, ставший дважды кавалером высшего ордена СССР.
К слову, звания Героя Кравец был удостоен в январе 1944-го за свои подвиги во время форсирования Днепра. Тогда сложилась аналогичная ситуация: накануне операции, в сентябре 1943-го, вышла директива о присвоении звезды Героя красноармейцам, которые проявят себя во время боёв за переправу.
После Варты разведчики Кравеца наступали в Модлау и Бунцлаю, вели тяжёлые, неравные бои в Гёрлице и Берлине… А закончилась война для капитана Кравеца 9 мая 1945-го в Праге.
Владимир Нагирняк
В известном фильме «Мост слишком далеко» показано сражение десанта союзников за мост в Арнеме. У советских солдат был аналогичный случай. В январе 1945-го танковый взвод захватил важную переправу на реке Варта. Гвардейцам пришлось совершить настоящий подвиг, чтобы удержать позиции до подхода основных сил. Через три реки Во время Висло-Одерской операции, в январе 1945-го, 3-я гвардейская танковая армия генерала Рыбалко завоевала неувядаемую славу. Её танкисты с боями за неделю прошли от Сандомирского плацдарма на Висле до границы Германии на Одере. При этом советским танкам пришлось форсировать поочерёдно три реки. Армия Рыбалко ушла в прорыв немецкой обороны 12 января 1945-го и, громя отходящего противника, к исходу дня вышла к реке Нида. На вторые сутки наступления её передовые бригады преодолели сопротивление фрицев и форсировали реку, создав плацдармы на западном берегу. На третьи сутки через Ниду переправились главные силы армии. В этот же день гвардейцы Рыбалко вышли к реке Пилица, форсировали её и помогли переправиться частям 52-й армии, следовавшим за ними. После этого танки стремительным ударом взяли польские города Ченстохов и Радомско и вышли к третьей водной преграде — реке Варта. Но и там враг не смог остановить гвардейцев. 19 января 3-я гв. танковая армия пересекла польско-германскую границу и продолжила свой рейд уже по территории рейха, выйдя к Одеру в районе городка Оппельн. Общий итог её наступления был таков. С непрерывными боями в течение 19 суток танкисты прошли почти 600 км и вывели пять армий 1-го Украинского фронта к Бреслау. Танки вперёд! Во время своего рывка от Вислы к Одеру танковые корпуса Рыбалко успешно использовали рейды моторизированных разведгрупп. Последние состояли из нескольких танков, бронетранспортёров, мотоциклов и небольшого количества пехоты. Советские танки Т-34 в Польше Разведка уходила далеко вперёд по направлению наступления корпуса и терзала вражеский тыл: перерезала дороги, мешая подвозу боеприпасов, захватывала переправы и всячески вредила немцам. Одной из таких вылазок стал рейд разведгруппы Героя СССР капитана Михаила Кравеца. Его взвод прошёл по немецкому тылу до 100 км. Там, где было возможно, гвардейцы обходили противника, но нередко пробивали себе путь боем. Кравец ушёл в рейд перед наступлением 6-го гв. танкового корпуса на польский город Радомско. Пятнадцатого января он получил задание разведать численность немецкого гарнизона и укрепления. До Радомско гвардейцы добирались не без приключений. Сначала наткнулись на вражескую пехоту, которую уничтожили. Затем приняли бой с тремя немецкими танками: два сожгли, а один подбили. Добравшись до места назначения, Кравец обнаружил: укрепления перед городом есть, но немцев в них нет. Танкисты ворвались в город, где заняли оборону и держались до подхода основных сил корпуса. После этого разведчиков вывели в резерв для короткого отдыха и подготовки к новому заданию. Впереди гвардейцев ждал очередной подвиг. Дави их всех! После полуночи 17 января группа Кравеца покинула Радомско с новым заданием — разведать и захватить переправы на реке Варта. В составе отряда было три танка, два БА-64, два импортных бронетранспортёра с 76-мм орудиями на прицепе и десять мотоциклов. Во время движения разведгруппа соблюдала следующий порядок: впереди на удалении в два-три километра шёл головной дозор из броневика и четырёх мотоциклов. За ним двигалось ядро группы — танки и бронетранспортёры. С тыла и с флангов их прикрывали мотоциклы. Спустя два часа Кравец столкнулся на дороге с отходящей немецкой колонной подвод, автомашин и пехоты. Командир разведгруппы, ни секунды не сомневаясь, отдал приказ атаковать её. Советские танки Т-34-85 в Польше Советские танки с ходу врезались в колонну, давя её гусеницами, расстреливая из пушек и пулемётов. Не ожидавшие нападения немцы запаниковали и сопротивления не оказали. В результате разведгруппа уничтожила 18 автомашин, 35 повозок, пару сотен вражеских солдат и офицеров. После этого группа Кравеца понеслась дальше. По пути ей встречались небольшие группы немецкой пехоты, но гвардейцы в бой с ними не вступали. К вечеру 17-го января они навели шума у посёлка Нова Березница, но, обнаружив немецкие батареи, быстро вышли из боя. У местечка Щиты путь преградили окопы, занятые фрицами. Кравец решил прорываться. Выдвинув вперёд танки и броневики, группа пошла в атаку — и прошла через неприятельские позиции, как нож через масло. Мост слишком далеко Рано утром разведчики достигли городка Кшечув, где находился мост через Варту. Они ворвались в город и выбили из него гитлеровцев. Противник, для которого это нападение стало неожиданностью, в спешке бежал. Взятые пленные сообщили: гарнизон города состоял из сапёрного батальона, который охранял мост, пригодный для переправы всех родов войск. Кравец понимал, какую ценность представляет этот объёкт, и решил удерживать его до подхода основных сил корпуса. Это было смелое решение. Кшечув находился во вражеском тылу, а передовые отряды советских танковых бригад отделяло от него полсотни километров. Командир разведгруппы понимал: немцы обрушат на горстку смельчаков все силы, чтобы отбить мост. Значит, бой будет неравный и тяжёлый. Но кто не рискует, тот не выигрывает. Разведчики заняли оборону по обоим берегам реки Варта и дали в штаб 6-го танкового корпуса радиограмму. Они доложили обстановку и сообщили, что нуждаются в помощи. Ход боевых действий 18-20 января 1945 Противник не заставил себя ждать. К восьми утра 18 января немцы окружили мост. Подтянув до двух батальонов пехоты и самоходки, они пошли в наступление. Атаки шли одна за одной — к 17:00 разведчики отбили пять вражеских «наскоков». Бойцам Кравеца было непросто. Они находились под постоянным обстрелом немецких орудий и миномётов. В неравном бою несли большие потери. Положение сложилось тяжёлое. Разведчики держались из последних сил. Группа погибала. Спасти её могла только своевременная помощь. И помощь пришла. Пробиться любой ценой! К полудню 18 января рация была разбита, и Кравец перестал выходить на связь. В 6-м танковом корпусе знали о сложившемся положении. Начальник разведки корпуса полковник Кривицкий попытался пробиться к Кшечуву, но успеха не имел. Сил было недостаточно, а ближайшая к городу танковая бригада находилась от него в 30-40 км. Положение спас прибывший в штаб корпуса 50-й отдельный мотоциклетный полк. Кривицкий вызвал его командира и поставил ему боевую задачу — прорваться к Кшечуву и помочь Кравецу удержать мост. Из состава полка срочно сформировали группу прорыва из трёх танков, двух СУ-57 и шести бронетраспортёров М3-А-1. Её возглавил начштаба полка подполковник Иван Майданченко. Справка. СУ-57 — это, конечно, не истребители пятого поколения, а ленд-лизовские самоходки на базе БТР с 57-мм пушками. Эта группа на полной скорости понеслась к Кравецу на подмогу. Несмотря на сопротивление противника, Майданченко смог прорваться к городу с боем. Помощь пришла вовремя. В этот момент разведчики Кравеца отбивались уже с помощью трофейных пушек. Опешившие немцы недолго пребывали в растерянности. Сразу после соединения группы Майдаченко и Кравеца они снова начали яростные атаки на мост. Но теперь советской стороне было легче. Бтр М3А1 с советскими бойцами Получив подкрепление, разведчики до темноты вели тяжёлый бой за переправу. И они сделали почти невозможное — удержали её. К двум часам ночи 19 января к Варте вышла 53-я гв. танковая бригада. Её бронесилы поставили точку в сражении, которое длилось почти сутки. Награды для героев Контроль над мостом через Варту облегчил дальнейшее наступление войск 1-го Украинского фронта. Инициатива и мужество гвардейцев требовали поощрения. Подполковника Майданченко наградили орденом Александра Невского. Капитана Кравеца представили к званию дважды Героя Советского Союза. Но, несмотря на то, что его представление утвердило командование 1-го Украинского фронта, второй золотой звезды он не получил. Дело было вот в чём. В январе 1945-го Ставка обещала поощрить наиболее отличившихся солдат и офицеров за Вислу и Одер высшей наградой. «Особо отличившихся» оказалось слишком много — как и представлений к званию Героя. Золотую звезду предсказуемо получили не все. Те же, кто не стал Героем СССР, были награждены орденом Ленина. В числе их оказался и капитан Кравец, ставший дважды кавалером высшего ордена СССР. К слову, звания Героя Кравец был удостоен в январе 1944-го за свои подвиги во время форсирования Днепра. Тогда сложилась аналогичная ситуация: накануне операции, в сентябре 1943-го, вышла директива о присвоении звезды Героя красноармейцам, которые проявят себя во время боёв за переправу. После Варты разведчики Кравеца наступали в Модлау и Бунцлаю, вели тяжёлые, неравные бои в Гёрлице и Берлине… А закончилась война для капитана Кравеца 9 мая 1945-го в Праге. Владимир Нагирняк
Комментарии (0)