Мемория. Михаил Исаковский - «ДНР и ЛНР»

  • 04:21, 05-авг-2019
  • ДНР и ЛНР
  • Валентина
  • 0

Мемория. Михаил Исаковский - «ДНР и ЛНР»

19 января 1900 года родился поэт Михаил Исаковский

Личное дело


Михаил Васильевич Исаковский (1900–1973) родился в деревне Глотовка Ельнинского уезда Смоленской губернии в многодетной крестьянской семье. Из тринадцати детей выжило только пятеро; Исаковский был предпоследним ребенком. Семья была бедной, хотя глава ее – крестьянин Василий Назарович – был предприимчивым и хозяйственным человеком. Именно он сделал все возможное, чтобы дать образование мальчику, который научился читать и писать и, пойдя в 1911 году в школу, через два года закончил ее круглым отличником.

Поступив затем экстерном в гимназию, Исаковский проучился там два года и оставил ее из-за нужды в семье. Впоследствии он занимался только самообразованием, так как не мог продолжать систематическую учебу из-за обнаружившейся в детстве болезни глаз.

17-летний Исаковский безоговорочно принял Великую Октябрьскую революцию. При новой власти он стал учителем начальной школы и был избран в сельский волостной совет помощником секретаря. Осенью 1918 года вступил в ВКП(б). В начале 1919 года Исаковский был послан в Ельню, где работал редактором уездной газеты.

В 1921 году был переведен на работу в смоленскую губернскую газету «Рабочий путь», где на различных должностях (выпускающий, секретарь, завотделом) проработал в течение десяти лет (не считая нескольких длительных перерывов, связанных с болезнью глаз). Тогда же в Смоленске вышли первые сборники стихов Исаковского: «По ступеням времени» и «Взлеты», а также агитационная поэма «Четыреста миллионов» и книга лозунгов, созданных по заданию губкома. Когда в конце 20-х годов было сформировано смоленское отделение Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП), Исаковский был избран секретарем правления этой организации.

В 1930 году был издан сборник стихов «Провинция», в 1931 году – «Мастера земли». Получившего известность поэта перевели в Москву на должность редактора журнала «Колхозник». Именно в 30-е песни на стихи Исаковского становятся практически народными – «Прощание» («Дан приказ: ему – на запад…»), «И кто его знает…» и другие.

Годы Отечественной войны Исаковский провел в эвакуации в Чистополе (ныне Татарстан). Здесь были написаны знаменитые песни «В прифронтовом лесу», «Ой, туманы мои, растуманы», «Огонек», «Под звездами балканскими», «Лучше нету того цвету» и другие. В 1943 году поэту была вручена первая Сталинская премия.

В послевоенные годы Исаковский занялся переводами белорусских и украинских поэтов, в частности, Тараса Шевченко и Янки Купалы. Кроме многочисленных поэтических сборников издал книгу «О поэтическом мастерстве».

В конце 1950-х и начале 1960-х годов поэт неоднократно бывал за границей; несмотря на прогрессирующее заболевание глаз, вел активный образ жизни. Занимался и депутатской деятельностью – был депутатом Верховного совета РСФСР четырех созывов.

Михаил Исаковский скончался 20 июля 1973 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Чем знаменит

Едва ли не самый известный советский поэт-песенник, автор одного из самых пронзительных стихотворений о войне «Враги сожгли родную хату». Свидетельством того, что песни Исаковского по-настоящему стали фольклором – не только частота их исполнения, но и то, что «бытовые» исполнители нередко затрудняются назвать автора «Ой, цветет калина…», «И кто его знает…», «Одинокой гармони» и «Огонька». В числе регалий поэта – две Сталинских премии, звание Героя Социалистического Труда, четыре Ордена Ленина, два – Трудового Красного Знамени, «Знак Почета» и ряд медалей.


Михаил Исаковский

О чем надо знать

Первые строчки «Катюши» были написаны в самом начале 1938 года, но дальше работа застопорилась, и поэт отложил стихи. Весной в редакции «Правды» поэт впервые встретился с композитором Матвеем Блантером. Композитор сразу же стал выспрашивать у Исаковского, нет ли у него каких-либо стихов, которые можно было бы положить на музыку. Поэт показал ему начало «Катюши». Встретившись с поэтом летом, Блантер сказал, что песня вроде бы получилась, но необходимо дописать слова. Вскоре текст «Катюши» был закончен Исаковским, и песня начала свое шествие. За время войны появилось более сотни фольклорных вариантов песни.

Написанное вскоре после войны стихотворение «Враги сожгли родную хату» было под негласным запретом – «солдат-победитель плакать не может». Песню не пропускали на радио. В 1960 году Марк Бернес на свой страх и риск исполнил ее во Дворце спорта в Лужниках. Четырнадцатитысячный зал слушал песню стоя. Песню опять запретили, пока Бернес не исполнил ее в 1965 году на «Голубом огоньке».

Стихотворение «Огонек» исполняли на разные мотивы. К концу войны остался лишь один мотив неизвестного автора, сохранившийся до сих пор. Когда эту песню исполняют, то объявляют: «Слова Михаила Исаковского, музыка народная».

В 1946 году Исаковский забрал из редакции «Нового мира» поэму «Сказка о правде». В ней мужики отправляют доброго молодца за правдой; найдя ее после долгих скитаний, он видит не красавицу, а страшную старуху, у которой спрашивает, что же сказать мужикам. Правда советует солгать. Поэма увидела свет только после смерти поэта.

Прямая речь

О творчестве: «Первая категория – это стихи, которые написаны сразу, в более или менее короткое время. Скажем, захотелось написать стихи на такую-то тему, выразить в них такую-то мысль. Я начинаю писать, и замысел, возникший в голове, как бы сам собой начинает обрастать нужными словами, образами, метафорами, сравнениями и всем, что включает в себя всякое хорошее стихотворение. И хотя в подобных случаях приходится неоднократно переделывать "зазвучавшие" в голове строки, заменять одни слова другими и тому подобное, работа идет все же быстро. Вторая категория – это когда в моем сознании возник лишь сюжет (или, может быть, вернее – костяк) будущего стихотворения; иногда этот сюжет (костяк) чем-то очень меня привлекает и тогда я почти ощущаю, какими словами следует заполнить "территорию" будущего стихотворения, хотя прямо назвать эти слова еще не могу; я чувствую, какими они должны быть по своему характеру, но конкретно их еще не знаю. Такие слова мне предстоит найти, выбрав самые лучшие из тех, что кажутся подходящими. В этом и заключается писание стихотворения, и писание это может занять относительно долгое время – во всяком случае, не день и не два, а значительно больше... Третья категория – это стихи, "выросшие" из одной или нескольких строк, которые вдруг, как бы ни с того ни с сего, пришли в голову. Это тоже обычно бывают такие строчки, которые чем-то очень нравятся. Их непременно хочется видеть в стихотворении, хотя само стихотворение не только еще не написано, но и не начато, и еще неизвестно, где будут стоять эти внезапно "зазвеневшие" строки. И ощущение бывает такое, что они будут играть в стихотворении значительную роль, а часто ими определяется и весь характер стихотворения, его поэтический смысл, его тон, его словарь, его композиция».

О революции: «Я не могу представить свое существование отдельно от жизни народа, от Октябрьской революции».

О «песенной» судьбе: «Вообще поэтом-песенником, как меня теперь называют, я сделался случайно. Кажется, в 1935 году я пошел в кино в Москве. Киножурнал был посвящен художественной самодеятельности колхозов. Вышел хор, и я услышал, что поют на знакомые мне слова. Я узнал свое стихотворение "Вдоль деревни". Оказалось, что Хор имени Пятницкого взял это стихотворение из школьной хрестоматии и положил на музыку. Затем песня пришла в деревню, где ее запели. Позже я встретился с руководителем хора. Он меня попросил дать ему еще что-нибудь. Я предложил ему стихотворение, которое стало потом песней, – "Дайте в руки мне гармонь, золотые планки". А вскоре появилась моя песня "И кто его знает". Так началась, если можно так выразиться, моя песенная карьера».

Максим Горький о Михаиле Исаковском: «Михаил Исаковский – не деревенский, а тот новый человек, который знает, что город и деревня – две силы, которые отдельно одна от другой существовать не могут, и знает, что для них пришла пора слиться в одну необоримую творческую силу».

Евгений Долматовский о творческом процессе Исаковского: «Исаковский писал очень немного – всего лишь несколько песенных стихотворений в год. Он не изводил кипы бумаги, не сжигал черновики, не заламывал руки (так любят изображать творческий процесс на экране). Сложная болезнь глаз отягощала часы, проводимые им за письменным столом. Может быть, поэтому он обтачивал каждую строчку и все стихотворение устно, а точнее – в уме, решал сначала стихотворение, как сложную задачу. Известно, что решенную задачу записать совсем нетрудно, важно решить. Вынашивая стихи, Исаковский никогда не заставлял себя и не понукал, не ставил себе сроков и не любил, когда его ограничивали во времени».

Александр Твардовский о газетной работе Исаковского: «Редакция "Рабочего пути"... Низкие и темные комнаты ее мне как-то нравятся. Там висит особый "редакторский" запах, запах чернил, бумаги, трескотня печатных машинок. И самое главное, добрые, улыбающиеся сквозь очки глаза Исаковского. Он наклоняется над столиком (так как он очень длинен, то мне кажется, он, сидя на одной стороне стола, может, перегнувшись, достать рукой пол на другой стороне), пишет, замарывает листки, печатанные на машинке...»

Алена Свиридова о народной любви к Исаковскому: «"Одинокая гармонь" – это песня, которую я пою с залом. Эта песня – единственная, которую поет любой зал в любом городе».

8 фактов о Михаиле Исаковском

-Первые стихотворения «Святой» и «М.В. Ломоносов» Исаковский прочитал по просьбам учителей на выпускном экзамене в школе
-Первая публикация поэта – стихотворение «Просьба солдата» (1914 год, общероссийская газета «Новь»)
-Весной 1918 года во время поездки за хлебом в южные губернии Исаковский был задержан казачьим патрулем под Новочеркасском и приговорен к расстрелу; поэта спасло лишь вступление в город Красной Армии
-В начале 30-х годов Исаковский участвовал в конкурсе на лучшую лирическую песню; комиссия вынесла вердикт: «Вам, молодой человек, песни писать не следует – не ложатся ваши стихи на музыку»
-Часть денег от Сталинской премии поэт направил на строительство клуба в родных местах – его деревня была полностью уничтожена во время войны
-Система полевой реактивной артиллерии получила прозвище «катюша» благодаря песне на стихи Исаковского
-На родине поэта стоит памятник песне «Катюша»
-Именем Исаковского названы улицы в Москве, Смоленске и Донецке; его имя также носит смоленский Институт искусств

Источник

19 января 1900 года родился поэт Михаил Исаковский Личное дело Михаил Васильевич Исаковский (1900–1973) родился в деревне Глотовка Ельнинского уезда Смоленской губернии в многодетной крестьянской семье. Из тринадцати детей выжило только пятеро; Исаковский был предпоследним ребенком. Семья была бедной, хотя глава ее – крестьянин Василий Назарович – был предприимчивым и хозяйственным человеком. Именно он сделал все возможное, чтобы дать образование мальчику, который научился читать и писать и, пойдя в 1911 году в школу, через два года закончил ее круглым отличником. Поступив затем экстерном в гимназию, Исаковский проучился там два года и оставил ее из-за нужды в семье. Впоследствии он занимался только самообразованием, так как не мог продолжать систематическую учебу из-за обнаружившейся в детстве болезни глаз. 17-летний Исаковский безоговорочно принял Великую Октябрьскую революцию. При новой власти он стал учителем начальной школы и был избран в сельский волостной совет помощником секретаря. Осенью 1918 года вступил в ВКП(б). В начале 1919 года Исаковский был послан в Ельню, где работал редактором уездной газеты. В 1921 году был переведен на работу в смоленскую губернскую газету «Рабочий путь», где на различных должностях (выпускающий, секретарь, завотделом) проработал в течение десяти лет (не считая нескольких длительных перерывов, связанных с болезнью глаз). Тогда же в Смоленске вышли первые сборники стихов Исаковского: «По ступеням времени» и «Взлеты», а также агитационная поэма «Четыреста миллионов» и книга лозунгов, созданных по заданию губкома. Когда в конце 20-х годов было сформировано смоленское отделение Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП), Исаковский был избран секретарем правления этой организации. В 1930 году был издан сборник стихов «Провинция», в 1931 году – «Мастера земли». Получившего известность поэта перевели в Москву на должность редактора журнала «Колхозник». Именно в 30-е песни на стихи Исаковского становятся практически народными – «Прощание» («Дан приказ: ему – на запад…»), «И кто его знает…» и другие. Годы Отечественной войны Исаковский провел в эвакуации в Чистополе (ныне Татарстан). Здесь были написаны знаменитые песни «В прифронтовом лесу», «Ой, туманы мои, растуманы», «Огонек», «Под звездами балканскими», «Лучше нету того цвету» и другие. В 1943 году поэту была вручена первая Сталинская премия. В послевоенные годы Исаковский занялся переводами белорусских и украинских поэтов, в частности, Тараса Шевченко и Янки Купалы. Кроме многочисленных поэтических сборников издал книгу «О поэтическом мастерстве». В конце 1950-х и начале 1960-х годов поэт неоднократно бывал за границей; несмотря на прогрессирующее заболевание глаз, вел активный образ жизни. Занимался и депутатской деятельностью – был депутатом Верховного совета РСФСР четырех созывов. Михаил Исаковский скончался 20 июля 1973 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Чем знаменит Едва ли не самый известный советский поэт-песенник, автор одного из самых пронзительных стихотворений о войне «Враги сожгли родную хату». Свидетельством того, что песни Исаковского по-настоящему стали фольклором – не только частота их исполнения, но и то, что «бытовые» исполнители нередко затрудняются назвать автора «Ой, цветет калина…», «И кто его знает…», «Одинокой гармони» и «Огонька». В числе регалий поэта – две Сталинских премии, звание Героя Социалистического Труда, четыре Ордена Ленина, два – Трудового Красного Знамени, «Знак Почета» и ряд медалей. Михаил Исаковский О чем надо знать Первые строчки «Катюши» были написаны в самом начале 1938 года, но дальше работа застопорилась, и поэт отложил стихи. Весной в редакции «Правды» поэт впервые встретился с композитором Матвеем Блантером. Композитор сразу же стал выспрашивать у Исаковского, нет ли у него каких-либо стихов, которые можно было бы положить на музыку. Поэт показал ему начало «Катюши». Встретившись с поэтом летом, Блантер сказал, что песня вроде бы получилась, но необходимо дописать слова. Вскоре текст «Катюши» был закончен Исаковским, и песня начала свое шествие. За время войны появилось более сотни фольклорных вариантов песни. Написанное вскоре после войны стихотворение «Враги сожгли родную хату» было под негласным запретом – «солдат-победитель плакать не может». Песню не пропускали на радио. В 1960 году Марк Бернес на свой страх и риск исполнил ее во Дворце спорта в Лужниках. Четырнадцатитысячный зал слушал песню стоя. Песню опять запретили, пока Бернес не исполнил ее в 1965 году на «Голубом огоньке». Стихотворение «Огонек» исполняли на разные мотивы. К концу войны остался лишь один мотив неизвестного автора, сохранившийся до сих пор. Когда эту песню исполняют, то объявляют: «Слова Михаила Исаковского, музыка народная». В 1946 году Исаковский забрал из редакции «Нового мира» поэму «Сказка о правде». В ней мужики отправляют доброго молодца за правдой; найдя ее после долгих скитаний, он видит не красавицу, а страшную старуху, у которой спрашивает, что же сказать мужикам. Правда советует солгать. Поэма увидела свет только после смерти поэта. Прямая речь О творчестве: «Первая категория – это стихи, которые написаны сразу, в более или менее короткое время. Скажем, захотелось написать стихи на такую-то тему, выразить в них такую-то мысль. Я начинаю писать, и замысел, возникший в голове, как бы сам собой начинает обрастать нужными словами, образами, метафорами, сравнениями и всем, что включает в себя всякое хорошее стихотворение. И хотя в подобных случаях приходится неоднократно переделывать "зазвучавшие" в голове строки, заменять одни слова другими и тому подобное, работа идет все же быстро. Вторая категория – это когда в моем сознании возник лишь сюжет (или, может быть, вернее – костяк) будущего стихотворения; иногда этот сюжет (костяк) чем-то очень меня привлекает и тогда я почти ощущаю, какими словами следует заполнить "территорию" будущего стихотворения, хотя прямо назвать эти слова еще не могу; я чувствую, какими они должны быть по своему характеру, но конкретно их еще не знаю. Такие слова мне предстоит найти, выбрав самые лучшие из тех, что кажутся подходящими. В этом и заключается писание стихотворения, и писание это может занять относительно долгое время – во всяком случае, не день и не два, а значительно больше. Третья категория – это стихи, "выросшие" из одной или нескольких строк, которые вдруг, как бы ни с того ни с сего, пришли в голову. Это тоже обычно бывают такие строчки, которые чем-то очень нравятся. Их непременно хочется видеть в стихотворении, хотя само стихотворение не только еще не написано, но и не начато, и еще неизвестно, где будут стоять эти внезапно "зазвеневшие" строки. И ощущение бывает такое, что они будут играть в стихотворении значительную роль, а часто ими определяется и весь характер стихотворения, его поэтический смысл, его тон, его словарь, его композиция». О революции: «Я не могу представить свое существование отдельно от жизни народа, от Октябрьской революции». О «песенной» судьбе: «Вообще поэтом-песенником, как меня теперь называют, я сделался случайно. Кажется, в 1935 году я пошел в кино в Москве. Киножурнал был посвящен художественной самодеятельности колхозов. Вышел хор, и я услышал, что поют на знакомые мне слова. Я узнал свое стихотворение "Вдоль деревни". Оказалось, что Хор имени Пятницкого взял это стихотворение из школьной хрестоматии и положил на музыку. Затем песня пришла в деревню, где ее запели. Позже я встретился с руководителем хора. Он меня попросил дать ему еще что-нибудь. Я предложил ему стихотворение, которое стало потом песней, – "Дайте в руки мне гармонь, золотые планки". А вскоре появилась моя песня "И кто его знает". Так началась, если можно так выразиться, моя песенная карьера». Максим Горький о Михаиле Исаковском: «Михаил Исаковский – не деревенский, а тот новый человек, который знает, что город и деревня – две силы, которые отдельно одна от другой существовать не могут, и знает, что для них пришла пора слиться в одну необоримую творческую силу». Евгений Долматовский о творческом процессе Исаковского: «Исаковский писал очень немного – всего лишь несколько песенных стихотворений в год. Он не изводил кипы бумаги, не сжигал черновики, не заламывал руки (так любят изображать творческий процесс на экране). Сложная болезнь глаз отягощала часы, проводимые им за письменным столом. Может быть, поэтому он обтачивал каждую строчку и все стихотворение устно, а точнее – в уме, решал сначала стихотворение, как сложную задачу. Известно, что решенную задачу записать совсем нетрудно, важно решить. Вынашивая стихи, Исаковский никогда не заставлял себя и не понукал, не ставил себе сроков и не любил, когда его ограничивали во времени». Александр Твардовский о газетной работе Исаковского: «Редакция "Рабочего пути". Низкие и темные комнаты ее мне как-то нравятся. Там висит особый "редакторский" запах, запах чернил, бумаги, трескотня печатных машинок. И самое главное, добрые, улыбающиеся сквозь очки глаза Исаковского. Он наклоняется над столиком (так как он очень длинен, то мне кажется, он, сидя на одной стороне стола, может, перегнувшись, достать рукой пол на другой стороне), пишет, замарывает листки, печатанные на машинке.» Алена Свиридова о народной любви к Исаковскому: «"Одинокая гармонь" – это песня, которую я пою с залом. Эта песня – единственная, которую поет любой зал в любом городе». 8 фактов о Михаиле Исаковском -Первые стихотворения «Святой» и «М.В. Ломоносов» Исаковский прочитал по просьбам учителей на выпускном экзамене в школе -Первая публикация поэта – стихотворение «Просьба солдата» (1914 год, общероссийская газета «Новь») -Весной 1918 года во время поездки за хлебом в южные губернии Исаковский был задержан казачьим патрулем под Новочеркасском и приговорен к расстрелу; поэта спасло лишь вступление в город Красной Армии -В начале 30-х годов Исаковский участвовал в конкурсе на лучшую лирическую песню; комиссия вынесла вердикт: «Вам, молодой человек, песни писать не следует – не ложатся ваши стихи на музыку» -Часть


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!