Москве нужен еще год, чтобы покончить с Украиной - «ДНР и ЛНР»

  • 16:11, 27-июл-2019
  • ДНР и ЛНР
  • Bush
  • 0


«Газпром» будет настаивать на продлении контракта на транзит газа с Украиной на год. Об этом, со ссылкой на четыре источника, рассказали собеседники Reuters, осведомленные о планах российской стороны.

По словам источников агентства, в Кремле обдумывают этот вариант, полагая, что он поможет выиграть время для завершения запуска альтернативных маршрутов поставок. Короткий договор позволит России достроить инфраструктуру, необходимую для того, чтобы лишить Украину статуса основного транзитера российского газа, и снизить потребность в заключении долгосрочного договора.

«Нам бы подошла годовая сделка, чтобы мы набрались сил и запустили все эти „потоки“ („Северный Поток-2“ и „Турецкий поток“ — ред.)», — заявил один из собеседников Reuters.

При этом в агентстве отмечают, что Украина заинтересована в долгосрочной 10-летней сделке, что невыгодно российской стороне.

В самом «Газпроме» и Минэнерго России комментировать эту новость отказались.

В июле премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что существуют два решения транзитной проблемы: сохранить существующий контракт на некоторое время, либо пойти по пути создания газотранспортного консорциума для продления транзита через Украину и прямых поставок российского газа.

Стоит отметить, что перспектива министерской встречи России, Украины и Еврокомиссии (ЕК) по будущему транзита газа, которая откладывалась в связи с избирательными кампаниями на Украине, до сих пор туманна.

На днях директор «Нафтогаза» Юрий Витренко выступил с инициативой уже сейчас назначить дату встречи. Перед ней он предложил провести технические консультации в присутствии экспертов из ЕК для того, чтобы подготовить проект операторского соглашения.

Ранее вице-президент Еврокомиссии по энергосоюзу Марош Шефчович заявил, что договорился с главой Минэнерго России Александром Новаком встретиться в сентябре.

Напомним также, что последняя трехсторонняя министерская встреча по газу прошла в Брюсселе 21 января. Согласно предложению ЕК, новый контракт между Россией и Украиной должен быть подписан на срок более десяти лет. При этом объемы транзита должны быть привлекательными, в том числе для инвесторов, которых привлекут для модернизации украинской газотранспортной системы.

Министр энергетики России Александр Новак в свою очередь, заявил, что контракт должен быть коммерчески привлекательным, а маршрут — конкурентоспособным. Кроме того, для его заключения Киев должен представить четкий план управления своей ГТС, а «Газпром» и «Нафтогаз» урегулировать все судебные вопросы.

Российская сторона неоднократно говорила о том, что не против сохранения украинского транзита при соблюдении этих условий, однако украинская сторона пока не спешит обсуждать их выполнение, фактически шантажируя европейских потребителей перспективой срыва транзита после истечения действующего контракта — с 1 января 2020 года.

Пойдет ли Киев навстречу предложению Москвы о годовом контракте, если таковое поступит? Ведь в Киеве настаивают именно на десятилетнем сроке соглашения. И именно такой срок, судя по всему, выгоден и Европе.

— Россия не стремилась лишить Украину газа или его транзита, — уверен политолог и экономист Александр Дудчак.

— Но страховаться от сюрпризов украинских «партнеров» было необходимо. В этом плане ничего нового.

«СП»: — Москве, понятное дело, этот вариант был бы выгоден. А Киев? Пойдет ли он на это?

— Киев может никуда «не ходить». Даже если не будет нового контракта, Украина не имеет права перекрывать транзит, да это и вряд ли понравится Европе. Если всё же Украина каким-то чудом доиграется и добьется остановки транзита, то и сама не сможет топливо получать из РФ. Тогда все сказки про «европейский газ», которые рассказывали с 2015 года, улетучатся. Будет ли кто-то нести за них ответственность? В Европе могут делать вид, что мнение и интересы Украины учитываются, но только до того момента, когда они не начинают приносить прямые убытки европейцам.

«СП»: — Почему Киеву нужен именно десятилетний контракт?

— Вряд ли это принципиальное требование, скорее одна из стартовых позиций для торгов. Но украинская сторона злоупотребляет выдвижением заведомо невыполнимых требований. Например, таких как транзит 90 млрд. кубов. Это совершенно неконструктивно.

«СП»: — А Европу устроил бы годовой вариант? Хотя бы в качестве промежуточного, чтобы избежать новых газовых войн с нового года? С расчетом на дальнейшее продление контракта?

— Европу устроит любой вариант, при котором транзит будет стабильным и без сюрпризов. Годовой контракт лучше, чем никакого.

«СП»: — Хватит ли Москве года для того, чтобы выиграть время?

— А хватит ли года Киеву, чтоб обзавестись здравым смыслом? Возможно, новая власть будет хотя бы чуть более прагматичной, и уменьшит размеры политической составляющей в решении экономических проблем.

— Сейчас Украина на годовой контракт, конечно, не согласится, но чем ближе к зиме, тем меньше у Киева будет вариантов. Так что Москве особо спешить некуда, — уверен политолог Иван Лизан.

«СП»: — Почему Украина и Европа настаивают именно на десятилетнем контракте? Откуда эта цифра?

— Имущественный интерес Киева понятен — сохранить транзит и деньги от него, а Европа страхуется: обходные газопроводы не построены, уровень доверия между Россией и ЕС оставляет желать лучшего, плюс сказывается инерция мышления евробюрократии, считающей, что Европу могут оставить без газа в рамках «энергетических» войн. 10 лет — это срок действия текущего контракта.

«СП»: — Если говорить об интересе Европы, то что для нее главное? Сам факт наличия контракта Москвы и Киева или что-то еще?

— Дешёвый газ и его стабильный транзит из России. Остальное, на самом деле, вторично. Пока, к сожалению, без использования ГТС Украины снабжать ЕС газом не получается.

«СП»: — Хватит ли Москве года? Что будет потом?

— В случае с Украиной невозможно спрогнозировать, что будет через месяц. А тут ещё смена власти и совершенно непонятно, кто будет управлять тем же «Нафтогазом».

«СП»: — Какие еще, по-вашему, возможны варианты избежать новых газовых войн?

— Единственная гарантия — обойти Украину и не использовать её ГТС для транзита. А как зимой будет развиваться ситуация — прогнозировать не возьмусь. Слишком много переменных и неизвестных в газовом уравнении.

— В ходе избирательной кампании на Украине команда Зеленского вряд ли была готова вести какие-то реальные переговоры с Россией по вопросам газа, сразу же в медиа поднялся бы большой шум, появилось бы много критики, — отмечает политолог, руководитель проекта «Открытая аналитика» Роман Травин.

— Резкие движения и резонансные решения, которые неизвестно как на этом рейтинге отзовутся, были нынешней власти совершенно ни к чему. Это понимали и в Москве, поэтому ждали окончания выборов.

«СП»: — Насколько, по-вашему, Киев самостоятелен в принятии газовых решений?

— Вопрос транзита, наверное, один из тех, где Украина наиболее субъектна, потому что речь очень уж о серьезных деньгах и терять их не хочется, даже если и есть какое-то давление. Хотя и «Укртрансгаз», и собственно «Нафтогаз», многие годы были убыточными — по крайней мере, на бумаге — деньги в этой сфере крутятся просто огромные. Более того, особого ума, чтобы их заработать, не нужно, поэтому представители Украины так активно боролись и будут бороться и дальше за сохранение транзита газа.

«СП»: — А почему Киев и Европа настаивают именно на десятилетнем контракте?

— Для газового рынка ЕС вполне привычными являются и куда более долгосрочные контракты — более 20 лет. Поэтому это не такой уж длительный срок для контракта в газовой сфере. На Украине же срок в десять лет устроил бы всех, потому что сроки горизонтов планирования в Киеве очень снизились в последние годы. Не думаю, что кто-то всерьез задумывается о том, что будет через десять лет. Нынешняя власть, вероятно, даже меньше, чем предыдущая. Поэтому на Украине в нынешних условиях могут только мечтать о десятилетнем контракте.

«СП»: — Российский источник Reuters говорит, что Москве нужен год, чтобы выиграть время? Что будет через год?

— Сложно сказать. Совсем не факт, что года хватит. Газопроводы в обход Украины сталкиваются с колоссальным противодействием со стороны ряда влиятельных игроков. Сегодня никто не может с уверенностью сказать, когда они будут закончены. Но в то же время, попадать в зависимость от Украины еще на десять лет в Москве явно не хотят, тот же «Северный поток-2» строится явно не для этого.

«СП»: — Смирится ли Европа когда-либо с прекращением украинского транзита?

— Европа тоже очень не однородна. И многие вполне готовы смириться уже сегодня. Есть ведь не только лобби против «Северного потока-2», но и в его поддержку, да и от Украины усталость есть серьезная.

Но все же Брюссель традиционно поддерживает Киев, тем более что вопрос с газом не только экономический, но и политический. Без «трубы» позиции Украины в переговорах с Россией в широком смысле, а не только в энергетике значительно ослабнут, следовательно, и руки у Москвы будут развязаны в отношении Киева в большей степени.

Дмитрий Родионов

«Газпром» будет настаивать на продлении контракта на транзит газа с Украиной на год. Об этом, со ссылкой на четыре источника, рассказали собеседники Reuters, осведомленные о планах российской стороны. По словам источников агентства, в Кремле обдумывают этот вариант, полагая, что он поможет выиграть время для завершения запуска альтернативных маршрутов поставок. Короткий договор позволит России достроить инфраструктуру, необходимую для того, чтобы лишить Украину статуса основного транзитера российского газа, и снизить потребность в заключении долгосрочного договора. «Нам бы подошла годовая сделка, чтобы мы набрались сил и запустили все эти „потоки“ („Северный Поток-2“ и „Турецкий поток“ — ред.)», — заявил один из собеседников Reuters. При этом в агентстве отмечают, что Украина заинтересована в долгосрочной 10-летней сделке, что невыгодно российской стороне. В самом «Газпроме» и Минэнерго России комментировать эту новость отказались. В июле премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что существуют два решения транзитной проблемы: сохранить существующий контракт на некоторое время, либо пойти по пути создания газотранспортного консорциума для продления транзита через Украину и прямых поставок российского газа. Стоит отметить, что перспектива министерской встречи России, Украины и Еврокомиссии (ЕК) по будущему транзита газа, которая откладывалась в связи с избирательными кампаниями на Украине, до сих пор туманна. На днях директор «Нафтогаза» Юрий Витренко выступил с инициативой уже сейчас назначить дату встречи. Перед ней он предложил провести технические консультации в присутствии экспертов из ЕК для того, чтобы подготовить проект операторского соглашения. Ранее вице-президент Еврокомиссии по энергосоюзу Марош Шефчович заявил, что договорился с главой Минэнерго России Александром Новаком встретиться в сентябре. Напомним также, что последняя трехсторонняя министерская встреча по газу прошла в Брюсселе 21 января. Согласно предложению ЕК, новый контракт между Россией и Украиной должен быть подписан на срок более десяти лет. При этом объемы транзита должны быть привлекательными, в том числе для инвесторов, которых привлекут для модернизации украинской газотранспортной системы. Министр энергетики России Александр Новак в свою очередь, заявил, что контракт должен быть коммерчески привлекательным, а маршрут — конкурентоспособным. Кроме того, для его заключения Киев должен представить четкий план управления своей ГТС, а «Газпром» и «Нафтогаз» урегулировать все судебные вопросы. Российская сторона неоднократно говорила о том, что не против сохранения украинского транзита при соблюдении этих условий, однако украинская сторона пока не спешит обсуждать их выполнение, фактически шантажируя европейских потребителей перспективой срыва транзита после истечения действующего контракта — с 1 января 2020 года. Пойдет ли Киев навстречу предложению Москвы о годовом контракте, если таковое поступит? Ведь в Киеве настаивают именно на десятилетнем сроке соглашения. И именно такой срок, судя по всему, выгоден и Европе. — Россия не стремилась лишить Украину газа или его транзита, — уверен политолог и экономист Александр Дудчак. — Но страховаться от сюрпризов украинских «партнеров» было необходимо. В этом плане ничего нового. «СП»: — Москве, понятное дело, этот вариант был бы выгоден. А Киев? Пойдет ли он на это? — Киев может никуда «не ходить». Даже если не будет нового контракта, Украина не имеет права перекрывать транзит, да это и вряд ли понравится Европе. Если всё же Украина каким-то чудом доиграется и добьется остановки транзита, то и сама не сможет топливо получать из РФ. Тогда все сказки про «европейский газ», которые рассказывали с 2015 года, улетучатся. Будет ли кто-то нести за них ответственность? В Европе могут делать вид, что мнение и интересы Украины учитываются, но только до того момента, когда они не начинают приносить прямые убытки европейцам. «СП»: — Почему Киеву нужен именно десятилетний контракт? — Вряд ли это принципиальное требование, скорее одна из стартовых позиций для торгов. Но украинская сторона злоупотребляет выдвижением заведомо невыполнимых требований. Например, таких как транзит 90 млрд. кубов. Это совершенно неконструктивно. «СП»: — А Европу устроил бы годовой вариант? Хотя бы в качестве промежуточного, чтобы избежать новых газовых войн с нового года? С расчетом на дальнейшее продление контракта? — Европу устроит любой вариант, при котором транзит будет стабильным и без сюрпризов. Годовой контракт лучше, чем никакого. «СП»: — Хватит ли Москве года для того, чтобы выиграть время? — А хватит ли года Киеву, чтоб обзавестись здравым смыслом? Возможно, новая власть будет хотя бы чуть более прагматичной, и уменьшит размеры политической составляющей в решении экономических проблем. — Сейчас Украина на годовой контракт, конечно, не согласится, но чем ближе к зиме, тем меньше у Киева будет вариантов. Так что Москве особо спешить некуда, — уверен политолог Иван Лизан. «СП»: — Почему Украина и Европа настаивают именно на десятилетнем контракте? Откуда эта цифра? — Имущественный интерес Киева понятен — сохранить транзит и деньги от него, а Европа страхуется: обходные газопроводы не построены, уровень доверия между Россией и ЕС оставляет желать лучшего, плюс сказывается инерция мышления евробюрократии, считающей, что Европу могут оставить без газа в рамках «энергетических» войн. 10 лет — это срок действия текущего контракта. «СП»: — Если говорить об интересе Европы, то что для нее главное? Сам факт наличия контракта Москвы и Киева или что-то еще? — Дешёвый газ и его стабильный транзит из России. Остальное, на самом деле, вторично. Пока, к сожалению, без использования ГТС Украины снабжать ЕС газом не получается. «СП»: — Хватит ли Москве года? Что будет потом? — В случае с Украиной невозможно спрогнозировать, что будет через месяц. А тут ещё смена власти и совершенно непонятно, кто будет управлять тем же «Нафтогазом». «СП»: — Какие еще, по-вашему, возможны варианты избежать новых газовых войн? — Единственная гарантия — обойти Украину и не использовать её ГТС для транзита. А как зимой будет развиваться ситуация — прогнозировать не возьмусь. Слишком много переменных и неизвестных в газовом уравнении. — В ходе избирательной кампании на Украине команда Зеленского вряд ли была готова вести какие-то реальные переговоры с Россией по вопросам газа, сразу же в медиа поднялся бы большой шум, появилось бы много критики, — отмечает политолог, руководитель проекта «Открытая аналитика» Роман Травин. — Резкие движения и резонансные решения, которые неизвестно как на этом рейтинге отзовутся, были нынешней власти совершенно ни к чему. Это понимали и в Москве, поэтому ждали окончания выборов. «СП»: — Насколько, по-вашему, Киев самостоятелен в принятии газовых решений? — Вопрос транзита, наверное, один из тех, где Украина наиболее субъектна, потому что речь очень уж о серьезных деньгах и терять их не хочется, даже если и есть какое-то давление. Хотя и «Укртрансгаз», и собственно «Нафтогаз», многие годы были убыточными — по крайней мере, на бумаге — деньги в этой сфере крутятся просто огромные. Более того, особого ума, чтобы их заработать, не нужно, поэтому представители Украины так активно боролись и будут бороться и дальше за сохранение транзита газа. «СП»: — А почему Киев и Европа настаивают именно на десятилетнем контракте? — Для газового рынка ЕС вполне привычными являются и куда более долгосрочные контракты — более 20 лет. Поэтому это не такой уж длительный срок для контракта в газовой сфере. На Украине же срок в десять лет устроил бы всех, потому что сроки горизонтов планирования в Киеве очень снизились в последние годы. Не думаю, что кто-то всерьез задумывается о том, что будет через десять лет. Нынешняя власть, вероятно, даже меньше, чем предыдущая. Поэтому на Украине в нынешних условиях могут только мечтать о десятилетнем контракте. «СП»: — Российский источник Reuters говорит, что Москве нужен год, чтобы выиграть время? Что будет через год? — Сложно сказать. Совсем не факт, что года хватит. Газопроводы в обход Украины сталкиваются с колоссальным противодействием со стороны ряда влиятельных игроков. Сегодня никто не может с уверенностью сказать, когда они будут закончены. Но в то же время, попадать в зависимость от Украины еще на десять лет в Москве явно не хотят, тот же «Северный поток-2» строится явно не для этого. «СП»: — Смирится ли Европа когда-либо с прекращением украинского транзита? — Европа тоже очень не однородна. И многие вполне готовы смириться уже сегодня. Есть ведь не только лобби против «Северного потока-2», но и в его поддержку, да и от Украины усталость есть серьезная. Но все же Брюссель традиционно поддерживает Киев, тем более что вопрос с газом не только экономический, но и политический. Без «трубы» позиции Украины в переговорах с Россией в широком смысле, а не только в энергетике значительно ослабнут, следовательно, и руки у Москвы будут развязаны в отношении Киева в большей степени. Дмитрий Родионов


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!