Немного наивно и очень лукаво. Избирательный кодекс Украины косноязычен, как и его автор Парубий - «ДНР и ЛНР»

  • 20:01, 11-июл-2019
  • ДНР и ЛНР
  • Кирилл
  • 0

Верховная Рада, после тяжёлого и продолжительного обсуждения, 11 июля приняла Избирательный кодекс. В основу был положен проект Андрея Парубия, Александра Черненко и Леонида Емца. Если президент подпишет документ, то он вступит в силу в 2023 году. Что же в нём нового?




1.  Избирательный кодекс (ИК) — комплексный документ, сочетающий законодательство относительно президентских, парламентских и местных выборов (раньше это были отдельные законы), а также согласовывающий между собой общие элементы разных выборов.


В итоге новый закон существенно тоньше старых трёх. Но и разобраться в нём сложнее.


2.ИК вносит ряд изменений в избирательные процедуры. Наиболее заметная из них — возможность для избирателя менять место голосования через личный кабинет на сайте Госреестра.


3. Самое главное изменение — введение новой системы голосования при выборах Верховной Рады, Верховного Совета Крыма (он украинский, продоолжает настаивать вопреки реальности автор кодекса Парубий), областных советов, горсоветов в городах с населением свыше 90 тыс. человек.


Новая система будет пропорциональной, но с открытыми списками, а голосование будет идти по региональным округам.


Открытые списки будут реализованы через формат бюллетеня, в котором будет только две графы: «номер партии, за которую отдаете свой голос» и «номер кандидата в народные депутаты из партийного списка». Ну и квадратик («трафарет»), в который надо будет вписать соответствующие цифры. Списка партий и кандидатов в бюллетене не будет.


Получение персональной поддержки позволяет кандидату подняться вверх и попасть в проходную часть.


Избирательный барьер имеет общенациональный характер и устанавливается на уровне 4% (вообще он на Украине колебался от 5% при смешанной системе до 3% — при пропорциональной системе с закрытыми списками).


Регионализация выборов осуществляется следующим образом:


— каждая партия выдвигает общенациональный избирательный список;


— кандидаты, выдвинутые по общенациональному списку, распределяются по региональным спискам (все без исключения);


— ЦИК отдельно определяет количество депутатов, избранных в регионах, путём деления поданных в регионе голосов на избирательную квоту (т.е. число голосов, необходимое для избрания одного кандидата при данной явке и данном числе партий, преодолевших барьер);


— остаток голосов, отданных в регионах, суммируется и опять делится на квоту — это будут места для кандидатов, не избранных в регионах, но находящихся в начале общенационального списка после удаления из него кандидатов, ставших депутатами в регионах.


Интересно, что никаких специальных мест для лидеров партийного списка нет — они тоже должны выдвигаться в регионах, и могут оказаться не избранными даже в случае прохождения партии в Раду.


4. При выборах в областные и большие городские советы есть свои особенности.


Во-первых, это наличие возможности самовыдвижения. Самовыдвиженцы объединяются в список независимых кандидатов…


Откровенно говоря, комментировать этот выворот законотворческой мысли трудно. Как Парубий представляет себе единый список, в который входят независимые националисты и тайные коммунисты? Как они агитировать-то за себя будут?


Во-вторых, на этих выборах отсутствует избирательный барьер. Избирательная квота тут определяется путём деления числа проголосовавших избирателей на количество мест в совете.


Комментарий:


В целом предложенная система выглядит чрезвычайно сложной и неапробированной.


Открытость списков в предложенной системе несколько преувеличена. Опыт стран, где аналогичная система уже существует (Эстонии, например), показывает, что избиратели крайне редко пользуются предоставленным им правом проголосовать за кандидата (примерно в 5% случаев), поэтому рассуждения относительно того, что новая система исключит продажу мест в списках и подкуп избирателей, выглядит немного наивно и очень лукаво. Кандидат, купивший место в проходной части, будет чувствовать себя сравнительно спокойно, потому что избиратели его вычеркнуть не смогут — только поднять других (а интерес к этому у них невелик). Кандидат-гречкосей может обеспечить себе продвижение по списку значительно дешевле, чем победить в одномандатном округе. Правда, понимание этого обстоятельства несколькими кандидатами естественным образом создаст конкуренцию и повысит цену мандата.


Василий Стоякин, Украина.ру


Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен и Телеграм-канал FRONTовые заметки


Верховная Рада, после тяжёлого и продолжительного обсуждения, 11 июля приняла Избирательный кодекс. В основу был положен проект Андрея Парубия, Александра Черненко и Леонида Емца. Если президент подпишет документ, то он вступит в силу в 2023 году. Что же в нём нового? 1. Избирательный кодекс (ИК) — комплексный документ, сочетающий законодательство относительно президентских, парламентских и местных выборов (раньше это были отдельные законы), а также согласовывающий между собой общие элементы разных выборов. В итоге новый закон существенно тоньше старых трёх. Но и разобраться в нём сложнее. 2.ИК вносит ряд изменений в избирательные процедуры. Наиболее заметная из них — возможность для избирателя менять место голосования через личный кабинет на сайте Госреестра. 3. Самое главное изменение — введение новой системы голосования при выборах Верховной Рады, Верховного Совета Крыма (он украинский, продоолжает настаивать вопреки реальности автор кодекса Парубий), областных советов, горсоветов в городах с населением свыше 90 тыс. человек. Новая система будет пропорциональной, но с открытыми списками, а голосование будет идти по региональным округам. Открытые списки будут реализованы через формат бюллетеня, в котором будет только две графы: «номер партии, за которую отдаете свой голос» и «номер кандидата в народные депутаты из партийного списка». Ну и квадратик («трафарет»), в который надо будет вписать соответствующие цифры. Списка партий и кандидатов в бюллетене не будет. Получение персональной поддержки позволяет кандидату подняться вверх и попасть в проходную часть. Избирательный барьер имеет общенациональный характер и устанавливается на уровне 4% (вообще он на Украине колебался от 5% при смешанной системе до 3% — при пропорциональной системе с закрытыми списками). Регионализация выборов осуществляется следующим образом: — каждая партия выдвигает общенациональный избирательный список; — кандидаты, выдвинутые по общенациональному списку, распределяются по региональным спискам (все без исключения); — ЦИК отдельно определяет количество депутатов, избранных в регионах, путём деления поданных в регионе голосов на избирательную квоту (т.е. число голосов, необходимое для избрания одного кандидата при данной явке и данном числе партий, преодолевших барьер); — остаток голосов, отданных в регионах, суммируется и опять делится на квоту — это будут места для кандидатов, не избранных в регионах, но находящихся в начале общенационального списка после удаления из него кандидатов, ставших депутатами в регионах. Интересно, что никаких специальных мест для лидеров партийного списка нет — они тоже должны выдвигаться в регионах, и могут оказаться не избранными даже в случае прохождения партии в Раду. 4. При выборах в областные и большие городские советы есть свои особенности. Во-первых, это наличие возможности самовыдвижения. Самовыдвиженцы объединяются в список независимых кандидатов… Откровенно говоря, комментировать этот выворот законотворческой мысли трудно. Как Парубий представляет себе единый список, в который входят независимые националисты и тайные коммунисты? Как они агитировать-то за себя будут? Во-вторых, на этих выборах отсутствует избирательный барьер. Избирательная квота тут определяется путём деления числа проголосовавших избирателей на количество мест в совете. Комментарий: В целом предложенная система выглядит чрезвычайно сложной и неапробированной. Открытость списков в предложенной системе несколько преувеличена. Опыт стран, где аналогичная система уже существует (Эстонии, например), показывает, что избиратели крайне редко пользуются предоставленным им правом проголосовать за кандидата (примерно в 5% случаев), поэтому рассуждения относительно того, что новая система исключит продажу мест в списках и подкуп избирателей, выглядит немного наивно и очень лукаво. Кандидат, купивший место в проходной части, будет чувствовать себя сравнительно спокойно, потому что избиратели его вычеркнуть не смогут — только поднять других (а интерес к этому у них невелик). Кандидат-гречкосей может обеспечить себе продвижение по списку значительно дешевле, чем победить в одномандатном округе. Правда, понимание этого обстоятельства несколькими кандидатами естественным образом создаст конкуренцию и повысит цену мандата. Василий Стоякин, Украина.ру Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен и Телеграм-канал FRONTовые заметки


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!