Битва за небо Китая: когда на самом деле началась Вторая мировая? - «ДНР и ЛНР»

  • 00:40, 11-июл-2019
  • ДНР и ЛНР
  • Gilmore
  • 0

Вторая мировая началась раньше, чем мы думали! Официально — в сентябре 1939 года. Но, возможно, это лишь следствие нашего европоцентризма. Война в Китае шла с 1937 года, но лишь с 39-го она стала частью мирового вооружённого конфликта. Что же там происходило?


Все флаги в гости к нам

Единого Китая в конце 30-х годов не существовало. Да, Чан Кайши в 1926-28 годах действительно покончил с эрой милитаристов и перенёс столицу из Пекина в Нанкин. Но на окраины власть Нанкина не распространялась. Монголия ещё в 1911 году ушла в свободное плавание. Тибет также фактически вышел из состава Китая, хотя это никто официально не признал.
А в Маньчжурии в 1932 году появилось марионеточное государство, которое возглавил Пу И, последний император династии Цин. На севере территорию, известную в нашей историографии как «Особый район», контролировали коммунисты. Отношения Гоминьдана с ними оставляли желать лучшего.
Справка. Войска Чан Кайши в январе 1941 года разгромили штабную колонну 4-й Новой (коммунистической) армии и взяли её командующего в плен. Единый антияпонский фронт никак не складывался — наоборот, запахло полноценной междоусобицей.


Лагерь гитлерюгенда в Китае
Для повышения обороноспособности своих войск Чан Кайши привлекал иностранных военспецов. В 30-е годы Китай активно сотрудничал с Германией. Реорганизацию китайской армии проводил немецкий генерал Ханс фон Сект, которого позднее сменил Александр фон Фалькенхаузен. Подготовленные немцами дивизии и стали элитой армии Чан Кайши, а Вальтер Штеннес возглавлял его личную охрану.
В 37-38 годах офицеры вермахта помогали Китаю воевать против японцев!

Весной 1938 года сотрудничество свернули, военные советники вернулись в Германию. Фалькенхаузен уехал в июне 1938. После отзыва немецких советников Штеннес остался в Китае как частное лицо.

Но полностью контакты пришлось прекратить, видимо, позже. Так, приёмный (а возможно, внебрачный) сын Чан Кайши Цзян Вэйго служил в вермахте, участвовал в польской кампании 1939 года, и лишь потом его отозвали в Китай.


Цзян Вэйго в немецкой военной форме
За китайские ВВС отвечали итальянцы, которые были верны своим традициям. Американец Клэр Ли Шеннолт, прибывший в Китай в качестве «авиационного советника», долго и много ругался. Во-первых, созданная итальянцами лётная школа выдавала дипломы всем китайским кадетам — вне зависимости от их способностей.
Сами американцы практиковали отсев. Но когда мажоров выгоняли, это вызывало скандалы со стороны их родителей — не самых последних людей в стране. А во-вторых, неисправные аэропланы не списывали. То есть к началу войны в ВВС Китая фактически боеспособными были только 91 самолёт, хотя формально числилось намного больше.

В небе Поднебесной

Летом 1937 года началась война.

Четырнадцатого августа китайские самолёты отбомбились по стоявшему на реке старому броненосному крейсеру «Идзумо» 1899 года рождения. Несколько бомб нечаянно упало в Шанхайский международный сеттльмент, вызвав пожары и многочисленные жертвы. Японские бомбардировщики, вылетев с аэродромов Тайваня, нанесли ответный удар, но китайские лётчики в воздушном бою одержали победу. В честь этого события 14 августа объявили в Китайской республике Днём ВВС.
Справка. Согласно Шеннолту, китайцы сбили шесть самолётов, не потеряв ни одного. Но японцы с этим не согласны: из 18 их самолётов 15 вернулись на базу. Два сбили, а ещё один на обратном пути совершил вынужденную посадку. Сколько самолётов потеряли китайские ВВС в ходе бомбового удара по аэродрому — точно неизвестно.

Как позже признался Шеннолт, он был уверен, что «Идзумо» потоплен, а японцы через три дня прислали однотипный крейсер, чтобы спасти лицо. Но заявки на уничтожение японских боевых кораблей в ходе этой войны не получили подтверждения.


«Идзумо» в Шанхае, 1937 год
Прикрыть небо Китаю тогда помог лишь СССР. Хотя Чан Кайши враждовал с китайскими коммунистами, Советский Союз поступил прагматично. Генералиссимус был самой эффективной силой, которая противостояла японцам — оказывать помощь имело смысл именно ему.

Осенью 1937 года в Китай прибыли советские эскадрильи, которые приняли активное участие в боях. До августа 1939 года они были самой эффективной силой, противостоявшей японцам в небе Китая. Кроме того, СССР отправлял и самолёты — именно на них китайцы воевали до лета 1942 года. Это было очень вовремя, поскольку китайские ВВС к октябрю 37-го сточились «до ушей».

«Прилетит вдруг волшебник…»

Самый знаменитый бой произошёл 29 апреля 1938 года. Японцы в день рождения императора устроили авианалёт на Ханькоу. Советские истребители грамотно отсекли бомбардировщики и устроили им бойню.


Японцы бомбят железнодорожные пути в Ханькоу
Шеннолт писал, что советские и китайские лётчики сбили от 36 до 39 самолётов. По его словам, спаслось лишь три бомбардировщика. Тут он слегка преувеличивает. В операции приняли участие 18 японских бомбардировщиков G3M2 и 27 истребителей «Мицубиси» A5M. Из них 10 и 11 соответственно были сбиты.

Им противостояло 45 «ишачков» и 19 бипланов И-15. Двенадцать истребителей потеряли в бою. Здесь Шеннолт невероятно точен: он написал про 11 (девять китайских и два русских).

Японцы же объявили по радио о 52 сбитых китайских самолётах. Но это часть информационной войны. Сколько они насчитали для себя — неясно.

Клэр Ли отмечал шаблонность действий японцев, которая порой сводит на нет их смелость. Офицер был в восторге от советских пилотов: «Русские пилоты были упорными и решительными, отличались великолепной физической формой. Они могли спокойно выдержать 12-часовое дежурство, тяжёлый воздушный бой и ночную попойку такую обильную, что я не могу припомнить ничего даже близко на неё похожего. Они были значительно старше и спокойнее, чем американские пилоты. Русские никогда не страдали от боевого переутомления».


Советские авиаторы на аэродроме в Ханькоу, 1938 год
Японцы приложили очень большие усилия для того, чтобы раздавить китайские ВВС. В первые месяцы войны обе стороны понесли тяжёлые потери. Так как большинство китайских пилотов погибли в боях, Поднебесная вновь решила вернуться к идее создания «иностранного воздушного легиона». Удалось собрать разношёрстную группу из европейцев, американцев и китайцев, но эта эскадрилья не смогла эффективно воевать.

В 1939-40 годах японцы хотели сломить сопротивление Китая массированными авианалётами. Например, в атаки на Чуньцин они бросали до сотни бомбардировщиков.

Этой битве за небо посвящён фильм «Авиаудар» с Брюсом Уиллисом.

«Летающие тигры»

Чтобы противостоять японским авиаударам, создали американскую добровольческую группу (АДГ), вошедшую в историю как «Летающие тигры». Для неё в Штатах приобрели сто истребителей P-40. Главной проблемой стали запчасти — кислородные баллоны, карбюраторы, свечи зажигания, аккумуляторы… Их приходилось искать самим — и приобретать, менять либо воровать.

Почему АДГ получила название «Летающие тигры», точно неизвестно.


Китайский солдат охраняет P-40 «Летающих тигров»
Хотя пилотов называли добровольцами, фактически это были наёмники. Помимо ежемесячной оплаты они получали по пятьсот долларов за каждый сбитый японский самолёт. Поддерживать дисциплину помогала система штрафов. Например, за утерю физической формы пилота штрафовали на сто долларов, столько же он платил за оскорбление китайца из состава АДГ. За повторную явку по тревоге в нетрезвом состоянии лётчика могли с позором изгнать.

Предполагалось, что это будет своего рода «пожарная команда», реагирующая на налёты японцев. Группа действовала не в вакууме — китайцы финансировали её, обеспечивали инфраструктуру и разведанные.

«Летающие тигры» начали сражаться в конце 41 года.
Справка. Ещё до Пёрл-Харбора Клэр Шеннолт продвигал стратегический план бомбардировок Японии с территории Китая. Ему для этого требовалось 150 бомбардировщиков и 350 истребителей.

Самым проблемным вопросом оставалось снабжение — фактически Китай с внешним миром к тому времени связывала только Бирманская дорога. В начале 42 года возник кризис в Бирме. Для её защиты Чан Кайши предложил шесть своих лучших дивизий и моторизованную артиллерию, но британцы промедлили. Японцы заняли южную Бирму — и началась битва за северную.

Именно бои в небе Рангуна и прославили «Летающих тигров». По словам Шеннолта, численность группы никогда не превышала 25 исправных самолётов, а противостояло им свыше тысячи японских.


Вскоре у Клэра Ли появился ещё один враг, а именно генерал-лейтенант Джозеф Стилуэлл, начальник штаба Чан Кайши. Стилуэлл был антиподом Шеннолта. Пехотный офицер, отчаянный храбрец, он не любил авиацию и китайцев. Он вообще никого не любил. А за свои резкие оценки получил прозвище «Уксусный Джо».

Стилуэлл получил под своё командование две китайские армии, но не сумел предотвратить крах обороны в Бирме. Зато Уксусный Джо без потерь вывел оттуда в Индию, по джунглям, штабную колонну.
Заняв Бирму, японцы фактически смогли изолировать Китай.

«Тигры» сражались в течение семи месяцев, приняв участие более чем в пятидесяти воздушных боях — и не проиграв при этом ни одного. По подсчётам Шеннолта, группа уничтожила 299 японских самолётов (а «вероятно» — ещё 153). При этом американцы потеряли в боях лишь 12 истребителей Р-40. Ещё 61 самолёт уничтожили японцы на земле, а 22 пришлось сжечь самим, при отступлении.

Соотношение потерь в воздухе и на земле очень примечательно.

Проведённые после войны сверки с японскими данными показали, что боевые счета «Летающих тигров» завысили. Реальные потери противника от действий АДГ оцениваются в широком диапазоне — от 31 до 115 самолётов. Возможно, дело в том, что американцы нередко воевали вместе с британскими авиаторами, и определить точный вклад «Тигров» тяжело.


Реальность и отчётность порой сильно расходились. Считается, что самый известный подобный случай произошёл 25–26 февраля 1942 года в небе над Рангуном. Тогда АДГ, действуя вместе с британцами, записала на свой счёт 44 сбитых самолёта, не потеряв при этом ни одного своего. Но есть сведения, что в действительности японские потери составили… всего два аэроплана.

Впрочем, пилоты Страны Восходящего Солнца там тоже «сбили» немало самолётов союзников.
Каждая из сторон жила в своём виртуальном мире воздушных побед.

Шеннолт вообще не страдал избытком скромности. Он считал своей заслугой то, что японцы не вторглись из Бирмы в китайскую провинцию Юньнань.

Поскольку США уже сами вели войну с Японией, командование настояло на демобилизации АДГ и включении её в состав вооружённых сил. Но только пять лётчиков и 22 механика из 250 человек личного состава «Летающих тигров» пожелали остаться и воевать в рядах американских ВВС.

Мощное и эффективное американское истребительное подразделение в 1942 году уничтожили сами американцы.

Михаил Поликарпов

Вторая мировая началась раньше, чем мы думали! Официально — в сентябре 1939 года. Но, возможно, это лишь следствие нашего европоцентризма. Война в Китае шла с 1937 года, но лишь с 39-го она стала частью мирового вооружённого конфликта. Что же там происходило? Все флаги в гости к нам Единого Китая в конце 30-х годов не существовало. Да, Чан Кайши в 1926-28 годах действительно покончил с эрой милитаристов и перенёс столицу из Пекина в Нанкин. Но на окраины власть Нанкина не распространялась. Монголия ещё в 1911 году ушла в свободное плавание. Тибет также фактически вышел из состава Китая, хотя это никто официально не признал. А в Маньчжурии в 1932 году появилось марионеточное государство, которое возглавил Пу И, последний император династии Цин. На севере территорию, известную в нашей историографии как «Особый район», контролировали коммунисты. Отношения Гоминьдана с ними оставляли желать лучшего. Справка. Войска Чан Кайши в январе 1941 года разгромили штабную колонну 4-й Новой (коммунистической) армии и взяли её командующего в плен. Единый антияпонский фронт никак не складывался — наоборот, запахло полноценной междоусобицей. Лагерь гитлерюгенда в Китае Для повышения обороноспособности своих войск Чан Кайши привлекал иностранных военспецов. В 30-е годы Китай активно сотрудничал с Германией. Реорганизацию китайской армии проводил немецкий генерал Ханс фон Сект, которого позднее сменил Александр фон Фалькенхаузен. Подготовленные немцами дивизии и стали элитой армии Чан Кайши, а Вальтер Штеннес возглавлял его личную охрану. В 37-38 годах офицеры вермахта помогали Китаю воевать против японцев! Весной 1938 года сотрудничество свернули, военные советники вернулись в Германию. Фалькенхаузен уехал в июне 1938. После отзыва немецких советников Штеннес остался в Китае как частное лицо. Но полностью контакты пришлось прекратить, видимо, позже. Так, приёмный (а возможно, внебрачный) сын Чан Кайши Цзян Вэйго служил в вермахте, участвовал в польской кампании 1939 года, и лишь потом его отозвали в Китай. Цзян Вэйго в немецкой военной форме За китайские ВВС отвечали итальянцы, которые были верны своим традициям. Американец Клэр Ли Шеннолт, прибывший в Китай в качестве «авиационного советника», долго и много ругался. Во-первых, созданная итальянцами лётная школа выдавала дипломы всем китайским кадетам — вне зависимости от их способностей. Сами американцы практиковали отсев. Но когда мажоров выгоняли, это вызывало скандалы со стороны их родителей — не самых последних людей в стране. А во-вторых, неисправные аэропланы не списывали. То есть к началу войны в ВВС Китая фактически боеспособными были только 91 самолёт, хотя формально числилось намного больше. В небе Поднебесной Летом 1937 года началась война. Четырнадцатого августа китайские самолёты отбомбились по стоявшему на реке старому броненосному крейсеру «Идзумо» 1899 года рождения. Несколько бомб нечаянно упало в Шанхайский международный сеттльмент, вызвав пожары и многочисленные жертвы. Японские бомбардировщики, вылетев с аэродромов Тайваня, нанесли ответный удар, но китайские лётчики в воздушном бою одержали победу. В честь этого события 14 августа объявили в Китайской республике Днём ВВС. Справка. Согласно Шеннолту, китайцы сбили шесть самолётов, не потеряв ни одного. Но японцы с этим не согласны: из 18 их самолётов 15 вернулись на базу. Два сбили, а ещё один на обратном пути совершил вынужденную посадку. Сколько самолётов потеряли китайские ВВС в ходе бомбового удара по аэродрому — точно неизвестно. Как позже признался Шеннолт, он был уверен, что «Идзумо» потоплен, а японцы через три дня прислали однотипный крейсер, чтобы спасти лицо. Но заявки на уничтожение японских боевых кораблей в ходе этой войны не получили подтверждения. «Идзумо» в Шанхае, 1937 год Прикрыть небо Китаю тогда помог лишь СССР. Хотя Чан Кайши враждовал с китайскими коммунистами, Советский Союз поступил прагматично. Генералиссимус был самой эффективной силой, которая противостояла японцам — оказывать помощь имело смысл именно ему. Осенью 1937 года в Китай прибыли советские эскадрильи, которые приняли активное участие в боях. До августа 1939 года они были самой эффективной силой, противостоявшей японцам в небе Китая. Кроме того, СССР отправлял и самолёты — именно на них китайцы воевали до лета 1942 года. Это было очень вовремя, поскольку китайские ВВС к октябрю 37-го сточились «до ушей». «Прилетит вдруг волшебник…» Самый знаменитый бой произошёл 29 апреля 1938 года. Японцы в день рождения императора устроили авианалёт на Ханькоу. Советские истребители грамотно отсекли бомбардировщики и устроили им бойню. Японцы бомбят железнодорожные пути в Ханькоу Шеннолт писал, что советские и китайские лётчики сбили от 36 до 39 самолётов. По его словам, спаслось лишь три бомбардировщика. Тут он слегка преувеличивает. В операции приняли участие 18 японских бомбардировщиков G3M2 и 27 истребителей «Мицубиси» A5M. Из них 10 и 11 соответственно были сбиты. Им противостояло 45 «ишачков» и 19 бипланов И-15. Двенадцать истребителей потеряли в бою. Здесь Шеннолт невероятно точен: он написал про 11 (девять китайских и два русских). Японцы же объявили по радио о 52 сбитых китайских самолётах. Но это часть информационной войны. Сколько они насчитали для себя — неясно. Клэр Ли отмечал шаблонность действий японцев, которая порой сводит на нет их смелость. Офицер был в восторге от советских пилотов: «Русские пилоты были упорными и решительными, отличались великолепной физической формой. Они могли спокойно выдержать 12-часовое дежурство, тяжёлый воздушный бой и ночную попойку такую обильную, что я не могу припомнить ничего даже близко на неё похожего. Они были значительно старше и спокойнее, чем американские пилоты. Русские никогда не страдали от боевого переутомления». Советские авиаторы на аэродроме в Ханькоу, 1938 год Японцы приложили очень большие усилия для того, чтобы раздавить китайские ВВС. В первые месяцы войны обе стороны понесли тяжёлые потери. Так как большинство китайских пилотов погибли в боях, Поднебесная вновь решила вернуться к идее создания «иностранного воздушного легиона». Удалось собрать разношёрстную группу из европейцев, американцев и китайцев, но эта эскадрилья не смогла эффективно воевать. В 1939-40 годах японцы хотели сломить сопротивление Китая массированными авианалётами. Например, в атаки на Чуньцин они бросали до сотни бомбардировщиков. Этой битве за небо посвящён фильм «Авиаудар» с Брюсом Уиллисом. «Летающие тигры» Чтобы противостоять японским авиаударам, создали американскую добровольческую группу (АДГ), вошедшую в историю как «Летающие тигры». Для неё в Штатах приобрели сто истребителей P-40. Главной проблемой стали запчасти — кислородные баллоны, карбюраторы, свечи зажигания, аккумуляторы… Их приходилось искать самим — и приобретать, менять либо воровать. Почему АДГ получила название «Летающие тигры», точно неизвестно. Китайский солдат охраняет P-40 «Летающих тигров» Хотя пилотов называли добровольцами, фактически это были наёмники. Помимо ежемесячной оплаты они получали по пятьсот долларов за каждый сбитый японский самолёт. Поддерживать дисциплину помогала система штрафов. Например, за утерю физической формы пилота штрафовали на сто долларов, столько же он платил за оскорбление китайца из состава АДГ. За повторную явку по тревоге в нетрезвом состоянии лётчика могли с позором изгнать. Предполагалось, что это будет своего рода «пожарная команда», реагирующая на налёты японцев. Группа действовала не в вакууме — китайцы финансировали её, обеспечивали инфраструктуру и разведанные. «Летающие тигры» начали сражаться в конце 41 года. Справка. Ещё до Пёрл-Харбора Клэр Шеннолт продвигал стратегический план бомбардировок Японии с территории Китая. Ему для этого требовалось 150 бомбардировщиков и 350 истребителей. Самым проблемным вопросом оставалось снабжение — фактически Китай с внешним миром к тому времени связывала только Бирманская дорога. В начале 42 года возник кризис в Бирме. Для её защиты Чан Кайши предложил шесть своих лучших дивизий и моторизованную артиллерию, но британцы промедлили. Японцы заняли южную Бирму — и началась битва за северную. Именно бои в небе Рангуна и прославили «Летающих тигров». По словам Шеннолта, численность группы никогда не превышала 25 исправных самолётов, а противостояло им свыше тысячи японских. Вскоре у Клэра Ли появился ещё один враг, а именно генерал-лейтенант Джозеф Стилуэлл, начальник штаба Чан Кайши. Стилуэлл был антиподом Шеннолта. Пехотный офицер, отчаянный храбрец, он не любил авиацию и китайцев. Он вообще никого не любил. А за свои резкие оценки получил прозвище «Уксусный Джо». Стилуэлл получил под своё командование две китайские армии, но не сумел предотвратить крах обороны в Бирме. Зато Уксусный Джо без потерь вывел оттуда в Индию, по джунглям, штабную колонну. Заняв Бирму, японцы фактически смогли изолировать Китай. «Тигры» сражались в течение семи месяцев, приняв участие более чем в пятидесяти воздушных боях — и не проиграв при этом ни одного. По подсчётам Шеннолта, группа уничтожила 299 японских самолётов (а «вероятно» — ещё 153). При этом американцы потеряли в боях лишь 12 истребителей Р-40. Ещё 61 самолёт уничтожили японцы на земле, а 22 пришлось сжечь самим, при отступлении. Соотношение потерь в воздухе и на земле очень примечательно. Проведённые после войны сверки с японскими данными показали, что боевые счета «Летающих тигров» завысили. Реальные потери противника от действий АДГ оцениваются в широком диапазоне — от 31 до 115 самолётов. Возможно, дело в том, что американцы нередко воевали вместе с британскими авиаторами, и определить точный вклад «Тигров» тяжело. Реальность и отчётность порой сильно расходились. Считается, что самый известный подобный случай произошёл 25–26 февраля 1942 года в небе над Рангуном. Тогда АДГ, действуя вместе с британцами, записала на свой счёт 44 сбитых самолёта, не потеряв при этом ни одного своего. Но есть сведения, что в действительности японские потери составили… всего два аэроплана. Впрочем, пилоты Страны Восходящего


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!