Великая Полярная Украина: Киев завоюет просторы Арктики - «ДНР и ЛНР»
- 08:18, 07-июл-2019
- ДНР и ЛНР
- Lee
- 0
Украинские дипломаты включаются в большую игру на северной полярной шапке планеты
Украина намерена включиться в процессы освоения Арктики. Об этой сенсационной новости объявил украинский посол в Норвегии Вячеслав Яцюк, посетивший с визитом северный архипелаг Шпицберген. На этой территории проживают сейчас около четырехсот украинских граждан, которые работают в российской горнодобывающей компании «Арктикуголь», основанной еще в далеком 1931 году. Однако все прошедшие годы они не вызывали ни малейшего интереса у официального Киева.
Согласно Шпицбергенскому трактату и Акту о Шпицбергене эти далекие острова принадлежат Норвегии, однако СССР получил здесь исключительные права для экономической деятельности с целью добычи угля. И когда-то на архипелаге даже выпускался «рубль Шпицбергена» — особые дензнаки, которые действовали в подконтрольных советскому правительству поселениях. Сейчас значение местных рудников снизилось, и на Шпицбергене функционирует только один российский рудник в Баренцбурге, где и сейчас трудятся горняки из Донбасса и Западной Украины.
«Мы всегда заинтересованы в хорошем общении с нашими гражданами и возможности защитить их, если они в этом нуждаются», — заботливо высказался о них посол Яцюк. Хотя работающие на Шпицбергене украинцы уехали сюда на заработки именно потому, что украинское государство никогда не старалось защищать их интересы у себя дома. А некоторые из них скорее нуждаются в защите от своей родной власти, которая скопом записала «донецких» в число террористов и пособников государства-агрессора.
Впрочем, украинского дипломата заботили не только судьбы приехавших на заработки шахтеров. Во время своего визита на Шпицберген он посетил норвежский Полярный институт и исследовательскую станцию Ню-Олесунн, где заявил, что Украина желает внести свой вклад в изучение обширного арктического региона. «Сейчас Украина не участвует в арктической деятельности. Но мы начинаем думать, что страна может стать арктическим игроком», — многозначительно сказал об этом Вячеслав Яцюк. И эти слова приятно потешат самолюбие армии профессиональных сетевых патриотов, которые уже представляют собой желто-голубой стяг, гордо реющий на полярной вершине планеты.
Увы, арктические амбиции Украины остались в советском прошлом, когда Украинская советская социалистическая республика действительно играла важную роль в освоении суровых просторов Арктики и Антарктики. Многие промышленные предприятия и исследовательские институты, расположенные в Киеве, Одессе, Донецке и Львове, работали в те годы на нужды Севера, обеспечивая его современной техникой и научными кадрами. Я убедился в этом, побывав в заполярном Мурманске. Среди местных жителей мне встретились выходцы из Украины, которые попали сюда по распределению или поехали за длинным полярным рублем, и так и остались на Кольском полуострове — не из-за нехватки патриотизма, а потому, что не видели никаких особых перспектив у себя дома.
«Большинство населения архипелага составляли граждане СССР, в основном украинцы. Шахтёры приезжали в Арктику из Донбасса, обслуживающий персонал — с Волыни… На верхнем плато горы Пирамида, давшей название руднику и населённому пункту, сложно поверить, что ты находишься где-то глубоко в Арктике. Именно здесь ощущается присутствие людей — из-за наскальных надписей. В основном это имена и названия городов, почти сплошь украинских. Датировано 1981-м, 1983-м, 1988-м годами», — пишет автор репортажа «Украинский Шпицберген», опубликованного на сайте Bird in Flight. И это наследие давно ушедшей эпохи наглядно показывает, насколько внушительным было в те годы украинское присутствие на полярных просторах.
Воды северных морей бороздил когда-то огромный рыболовецкий флот, приписанный к Черноморскому пароходству со штаб-квартирой в Одессе. Его флагманом была крупнейшая в мире китобойная база со знаковым именем «Советская Украина», построенная на Николаевском судостроительном заводе имени Н.И. Носенко, который давно зачах и был объявлен в прошлом году банкротом. Она многие годы работала в водах возле Антарктиды и в акватории Северной Атлантики — вплоть до девяностых годов, когда это уникальное судно продали в Турцию, где его оперативно утилизировали на металлолом. И сегодня Украина импортирует океанскую рыбу, потому что не в состоянии организовать ее самостоятельную добычу.
Да, освоение Арктики сулит в будущем огромные прибыли — в первую очередь из-за запасов углеводородов, уже разведанных на ее океаническом шельфе. И это уже сейчас превращает обширные полярные территории в арену будущего конфликта между ведущими мировыми державами, что со временем может привести к открытой войне. Однако современная Украина не может серьезно претендовать на реальное присутствие в арктическом регионе — и не только потому, что она не является участницей Арктического совета, куда могут войти только граничащие с Арктикой государства. Освоение Арктики является долгосрочным высокозатратным проектом, который требует больших ресурсных вложений. И нищая страна победившего Евромайдана объективно не может позволить себе подобную роскошь, несмотря на амбициозные хотелки ее политиков.
«Мало ли кто что хочет. У них была хорошая авиация в Арктике раньше. Украина выпускала самолеты Ан-74, Ан-2, Ан-30, и они хорошо летали. Имела свою авиационную промышленность, которая использовалась в Арктике. Сейчас вероятности, что Украина может вернуться в Арктику, нет», — заявил РИА Новости специальный представитель президента России по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике, известный полярный исследователь Артур Чилингаров, который занимает пост президента Государственной полярной академии и считается ведущим экспертом по этому региону.
Конечно, Украина вполне может обозначить свое символическое присутствие на том же норвежском Шпицбергене, если на это будет дано милостивое согласие западных стран вместе с финансовой поддержкой такой инициативы. Подобное уже произошло в Антарктиде, когда англичане подарили Киеву свою старую научную станцию «Фарадей», которая была переименована в честь академика Владимира Вернадского. Однако на полноценные исследования Южного полюса тоже нет средств, и потому украинская антарктическая станция последний раз всплыла в новостях после того, как туда отправили копию томоса, чтобы обращать местную популяцию пингвинов в лоно новой патриотической церкви.
Дипломаты поговорят и уедут, а украинцы по-прежнему будут представлены в Арктике контингентом шахтеров, которые вынуждены работать на российском руднике в суровых условиях полярного региона, пока их родина закупает уголь в Пенсильвании и ЮАР, закрывая под предлогом «нерентабельности» все новые и новые украинские шахты. А перспективы украинского освоения Арктики останутся в истории в виде очередного грустного анекдота — вроде истории с томосом и пингвинами.
Андрей Манчук
Комментарии (0)