Язык, драки и пустые обещания: чем запомнился восьмой созыв Верховной Рады Украины - «ДНР и ЛНР»
- 20:50, 05-июл-2019
- ДНР и ЛНР
- Леокадия
- 0
Десятая сессия Верховной Рады восьмого созыва подходит к концу. В следующий раз украинский парламент соберется новым составом уже после выборов. Итоги деятельности первой постмайданной Рады спорны
По сути, это был орган ссоривший украинцев между собой и вносивший напряженность в отношения с соседями Украины
Во второй половине дня в пятницу 5 июля спикер Верховной Рады Андрей Парубий дал итоговую пресс-конференцию по работе первого «революционного» созыва парламента, тем самым своеобразно подводя итоги работы парламента.
Издание Украина.ру решило вспомнить со своей стороны, чем занимались парламентарии в течение пяти лет, и выяснить, что же получила страна в итоге их бурной деятельности.
Обещать — не мешки ворочать
Идя на выборы в 2014 году, разные политсилы наперебой обещали разобраться с депутатской неприкосновенностью. Нужно ли говорить, что, обретя вожделенный депутатский мандат, теперь уже парламентарии не пожелали лишать себя неприкосновенности. В 2017 году требование принять закон об отмене депутатской неприкосновенности выдвигал депутатам «МихоМайдан». Тогда президент Украины Петр Порошенко экстренно внес в парламент проект соответствующего закона. Но ни бурлящие улицы, ни желание президента не вразумили депутатов. Те остались при своей неприкосновенности.
Новый президент Владимир Зеленский попытался вразумить нардепов, намекнув, что неплохо бы им хотя бы под конец работы вспомнить о былых обещаниях.
«Вы назначили инаугурацию в понедельник, в рабочий день. Я вижу в этом один плюс — это значит, что вы готовы работать. Поэтому прошу вас принять: закон об отмене депутатской неприкосновенности, закон об уголовной ответственности за незаконное обогащение, многострадальный Избирательный кодекс и сделать открытые списки», — заявил Зеленский во время инаугурационной речи в Верховной Раде.
Кстати, последнее — еще одно из обещаний нардепов, которое они тоже не выполнили. Сначала кодекс приняли в первом чтении, а потом он «завис» на многие месяцы. Уже 5 июля за несколько часов до речи Парубия политолог Владислав Дзивидзинский заявил — он не верит, что парламентарии этой Рады примут этот документ.
«Парубий в который раз говорит о самом результативном парламенте в Европе, ведь по количеству принятых решений мы среди лидеров из всех европейских парламентов. Но все эти решения отклонены, а мы полтора-два месяца рассматриваем Избирательный кодекс (речь о втором чтении. — Ред.), который, по моему мнению, также не наберет необходимое количество голосов», — заявил он в эфире телеканала Zik.
В общем, и здесь депутаты не выполнили своих обещаний.
Лишь под конец работы Рады они попытались облегчить процедуру импичмента президента. Однако законопроект Зеленского они не поддержали, а принятый ими закон о специальных следственных комиссиях не упрощает процедуру. Кроме того, его не подписал сам Зеленский.
Во всяком случае, пока.
Еще одно невыполненное обещание депутатов — борьба с коррупцией. Несмотря на принятие ряда антикоррупционных законов, парламентарии в то же время приняли закон, обязывающий общественных активистов заполнять электронные декларации, что многими было воспринято как желание осложнить деятельность борцов с коррупцией. В итоге в начале июня Конституционный суд Украины принял решение считать этот закон неконституционным. В КСУ отметили, что государство обязано осуществлять контроль над деятельностью общественных объединений в целях обеспечения соблюдения ими и их членами соответствующих норм законодательства Украины, однако такой контроль не должен быть чрезмерным и препятствовать законной деятельности этих объединений и реализации гражданами их конституционного права. В общем, в КСУ решили, что закон о декларировании активистами своих доходов может быть использован для вмешательства в их личную и семейную жизнь.
Впрочем, многие из обещанных законов Рада либо не приняла, либо приняла, да не так. К тому же иногда у многих украинцев возникало желание, чтобы Рада не принимала законы вообще.
Парламент раздора
Уходящая Верховная Рада стала парламентом раздора. Речь в первую очередь о гуманитарных инициативах, которые глубже раскололи и без того не единое украинское общество. Впрочем, некоторые законы взбудоражили и граждан других стран. Так, закон об образовании вызвал бурю негодования в Венгрии, Польше, Румынии и России.
После закона «Об образовании», принятого в 2017 году, согласно которому с 2020 года весь процесс обучения в стране должен перейти на украинский язык, Венгрия официально инициировала в НАТО пересмотр всех программ поддержки Украины и начала блокировать проведение заседаний Комиссии Украина-НАТО.
Позже некоторые нормы закона для венгров, румын и поляков, а также других народов, проживающих в ЕС, смягчили. Русским и русскоязычным никаких поблажек не делали.
И до сих пор из-за этого закона у Украины непростые отношения с соседями. Так, 4 июля МИД Украины вызвал к себе венгерского посла из-за того, что министр внешней экономики и иностранных дел Венгрии Петер Сийярто раскритиковал украинский закон об образовании в рамках Международной конференции по вопросам реформ на Украине в Торонто.
Но на этом законе Рада решила не останавливаться. Под занавес своей каденции она приняла закон «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного», который предусматривает использование исключительно украинского языка практически во всех сферах жизни.
Закон вызвал много нареканий не только на Украине, но опять же в сопредельных государствах.
Характерная особенность закона: из его текста исключили норму об обязательном владении украинским языком для депутатов Верховной Рады. Зато всем остальным не поздоровилось: квоты на украинский язык повышены, все культурно-массовые мероприятия в стране будут проходить на украинском языке, даже соцсети — и те обязали перейти на украинский.
При этом в законе указано, что «попытки ввести многоязычие на Украине (предоставить официальный статус любому другому язык, кроме украинского)» по всей стране или в отдельном регионе закон приравнивает к свержению конституционного строя. Это дает основание приравнять борьбу за свои права для русскоязычных к одной из самых тяжких статей украинского Уголовного кодекса.
По поводу этого закона Совбез ООН собирается на свое заседание 16 июля.
В общем, депутаты унизили значительную часть населения Украины. И это уже не говоря о законе о декоммунизации, который фактически поставил целый период украинской истории вне закона.
Эти три закона — лишь одни из немногих, принятых Радой, но вызвавших широкий общественный резонанс.
В целом украинский парламент запомнился как раскалывающий общество и один из самых ненавистных за всю историю Украины. А все остальное было, как всегда — с драками депутатов, с голосованием карточками при отсутствии в зале самих депутатов, с громогласными, но невыполненными обещаниями, с обидой на депутата Надежду Савченко, которую парламент сначала долго вызволял из «российского плена», а потом за слишком острую критику работы депутатов быстро удалил из комитета по обороне и безопасности Верховной Рады и ПАСЕ.
Впрочем, эти человеческие мелочи, включая регулярные драки депутата Парасюка с коллегами и гостями парламента, спикер Парубий предпочитает не вспоминать. Да и сами депутаты в своей массе тоже.
Георгий Лучников, Украина.ру
Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен и Телеграм-канал FRONTовые заметки
Комментарии (0)