Отмена отсрочек от призыва окончательно восстановит народ против Лукашенко - «ДНР и ЛНР»
- 04:34, 05-июл-2019
- ДНР и ЛНР
- Емельян
- 0
Представленный в нижней палате белорусского парламента 26 июня закон «Об изменении законов по вопросам эффективного функционирования военной организации государства» вызвал в республике серьёзный общественный резонанс. В народе он уже получил название «Закон об отсрочках» и, как считают наблюдатели, в ближайшее время может стать определенным испытанием для взаимоотношений белорусских властей и общества. Об этом свидетельствует не только неутихающее обсуждение нововведений в правилах призыва, но и, пожалуй, самое массовое количество петиций, одна из которых на сайте «Удобный город» только за два дня собрала более 10 000 подписей.
По словам депутата от оппозиции Анны Канопацкой, первой обнародовавшей законопроект, данный «проект очень сырой, с очень неоднозначными нормами, которые создают угрозу интеллектуальному потенциалу нашей страны и приведут как минимум к массовой эмиграции белорусской молодежи». И с ее мнением оказались согласны в Белоруссии как эксперты, так и простые граждане. Более того, несмотря на то, что данный документ был принят в первом, а затем и во втором чтениях, он неожиданно вызвал серьезную дискуссию и среди депутатов, а против него в первый раз проголосовали шестеро, а во второй — девять человек, что в белорусском парламенте случается крайне редко. «6 человек — против, 7 — не голосовали. При этом я понимаю, что эти 7 человек, которые не голосовали, они в душе против, они просто боятся нажать кнопку», — заявила позже Канопацкая.
Однако позиция Минобороны Белоруссии оказалась совершенно противоположной той, на которой сегодня стоят многие оппоненты нового закона. Согласно заявлению главы ведомства Андрея Равкова, сегодня в Белоруссии — 76 категорий граждан, которые не призываются на военную службу, что больше, чем в странах «ближнего и дальнего зарубежья», где действует система призыва. Предлагаемые нововведения, по мнению министра, позволят «удовлетворить потребность в призывниках для того состава, который выполняет задачу», а также «повысят имидж госслужбы». «На госслужбе должны быть люди, которые выполнили свою конституционную обязанность и священный долг», — отметил Равков, представляя законопроект в парламенте. При этом он подчеркнул, что изменения коснутся приблизительно 3–3,5 тысячи человек и «это 10—15% от того, что подлежит призыву».
В целом новый закон включает в себя сразу несколько весьма неоднозначных нововведений. Так, предусматривается, что отсрочку от призыва для продолжения образования в Белоруссии теперь будут предоставлять только один раз. Исключением будут те, кто учится за границей по направлению государственных органов. При этом если отсрочкой студент уже воспользовался, то на время службы в вооруженных силах ему будет предоставляться академический отпуск.
Кроме того, проектом предусмотрено, что тех, кто уклоняется от армии, не будут принимать на государственную службу, а также в органы внутренних дел, МЧС, Следственный комитет и т. п. При этом такое ограничение не коснется тех, кто не призывался по состоянию здоровья, имел отсрочку, или тех, кто поступил на службу по контракту в силовые структуры. По словам Равкова, таких «уклонистов», которые до 27 лет скрываются от военкоматов, ежегодно набирается около 4 тысяч.
«Мы полагаем, что такие действия несовместимы с занятием государственных должностей. Как они могут эффективно работать в интересах государства, когда умышленно не исполнили воинский долг?» — отметил в своем выступлении министр.
Вместе с тем планируется введение временного ограничения на выезд из Белоруссии для тех, кто не явился на «мероприятия по призыву на военную службу». Таким образом, теперь стало неважно, была ли вручена повестка в руки призывнику или нет, — он автоматически становится «уклонистом», если был «надлежащим образом уведомлен о явке в военный комиссариат и не прибыл без уважительных причин».
Еще одним спорным пунктом стало право призывных комиссий и военных комиссаров признавать граждан «не прошедшими военную службу по призыву, не имея на то законных оснований». Такие решения будут принимать в отношении зачисленных в запас, если они до достижения 27-летнего возраста уклоняются от призыва или «не исполняют свои обязанности по воинскому учету».
При этом стоит отметить, что авторы законопроекта предусмотрели и «бонусы». Например, тех, кто добровольно поступил на военную службу по контракту и прослужил не менее срока обязательной работы, будут освобождать от существующего в Белоруссии «распределения» (обязательная отработка на предоставленном государством месте работы после окончания средне-специального или высшего учебного заведения). Все это, по мнению Минобороны Белоруссии, повысит обороноспособность армии и ее престиж в обществе. При этом, заявляя о необходимости увеличения набора в вооружённые силы страны, военное ведомство анонсировало сокращение численности армии. Так, от нынешних 65 231 человека к концу 2020 года планируется оставить 65 тысяч, а в будущем уменьшить количество военных до 50 тысяч.
Предложенные нововведения, как уже указывалось выше, вызвали нешуточную волну обсуждения в белорусском обществе, а экспертное сообщество разделилось на два лагеря. С одной стороны, окологосударственные аналитики и общественные деятели приветствовали предложения Минобороны. Например, известный своими не слишком осмысленными заявлениями и поступками депутат Игорь Марзалюк сообщил, что «в Белоруссии всеобщая воинская обязанность и человек обязан отслужить», даже если он собрался учиться, в том числе и за границей. «Мы — не часть России, а Россия — не наша часть. Поэтому, если человек уехал за рубеж… Пусть поступают и служат», — сказал он, добавив, что сегодня «особым форсом стало откосить». Его поддержал и еще один член палаты представителей — Игорь Мартынов, по мнению которого в Белоруссии «более 40% тех, кто хочет служить в армии». При этом такая позиция депутатов вполне объяснима, так как она фактически копирует некоторые высказывания Александра Лукашенко. Например, в октябре 2018 года белорусский лидер заявлял, что сложившаяся ситуация с отсрочками его «как мужика, а не только как президента, слишком задевает».
«У нас порядка 80 процентов по закону в отсрочке. Кому-то учеба, кому-то там по семейным и прочим обстоятельствам. Это нормально?! Это ненормально! Знаете, мы вымираем как класс, мы вымираем как мужики. Какой женщине нужен мужик, который не служил?» — отмечал тогда Лукашенко.
Позже, в феврале 2019 года, он подчёркивал, что «какая бы армия ни была у нас, но это школа». «Человек должен служить в армии. Это совсем другой человек после армии. И спорт — это основа всего», — заявил белорусский лидер.
На противоположной позиции оказались не только представители оппозиции, но и простые граждане. При этом противники нововведений заявляют, что новый закон не только не повысит имидж белорусской армии, но и приведет к весьма серьёзным проблемам. Так, по мнению председателя партии «Белорусская социал-демократическая Грамада» Сергея Череченя, новшества, которые предусматривает проект закона, «делят граждан одной страны на несколько категорий — то, что доступно одним, станет запрещено для других». По его словам, Белоруссии давно пора перейти к исключительно контрактной службе — «пусть в армию идут те, кто действительно этого хочет».
Лидер сотрудничающего с властями оппозиционного движения «Говори Правду» Андрей Дмитриев в своем видеообращении к Министерству обороны назвал новые предложения по ужесточению правил призыва в армию «эгоизмом генералов». По его словам, закон приведет к тому, что «после высшего образования студент купит билет за 30 евро и улетит в другую страну, где ему с радостью сначала дадут стипендию на магистратуру, а потом вид на жительство».
Помимо этого, как считает военный эксперт Александр Алесин, «закручивание гаек имеет обратную сторону медали: желание „откосить“ от армии может приводить вплоть до членовредительства». «Кроме того, люди, принимающие решение о призыве, слабы и подвержены коррупции», — напомнил эксперт. И подобных высказываний в белорусском информационном пространстве в последние дни появилось достаточно много, а проводимые местными СМИ опросы только подтверждают негативное отношение к нововведениям со стороны простых граждан. При этом стоит отметить, что наибольшее негодование сегодня вызывает не столько сокращение количества отсрочек, сколько нерешенность существующих проблем в армии, куда пытаются загнать молодых белорусов.
Действительно, за последние годы ситуация вокруг призыва в Вооруженные силы Белоруссии ухудшилась. В 2018 году в стране впервые возникла ситуация, когда в армию отправилось меньше призывников, чем планировалось. При этом тогда это существенно не повлияло на боеспособность воинских частей, но в Минобороны увидели в происходящем серьёзную проблему: в осенний призыв 2018-го более 37 тысяч не были призваны в армию по причине получения отсрочек (только для продолжения образования их получили около 30 тысяч человек). Усложняет ситуацию и демографическая обстановка — за последние 10 лет количество белорусов призывного возраста уменьшилось в два раза. Однако, как считают аналитики, не только вышеуказанные проблемы являются причиной сокращения числа тех, кто идет служить в армию. Сегодня известно, что за последние десять лет в ВС Белоруссии, не участвующих в военных конфликтах, по разным причинам погибло более 20 военнослужащих.
Кроме того, в последние годы белорусскую армию стали потрясать громкие дела, связанные с дедовщиной, доведением до самоубийства, вымогательством и прочим. Так, в 2018 году в вооруженных силах республики было зафиксировано четыре случая самоубийства, а годом ранее — пять, среди которых было самое громкое дело последних лет — о смерти рядового Александра Коржича. И эта статистика не учитывает разного рода несчастные случаи, которые связаны, как считают аналитики, с проблемами организации армейского быта. В данном случае вопрос заключается не только в уровне физической подготовки новобранцев и их здоровье, но и в недостаточном профессионализме командного состава и его отношении к службе. Как отмечают эксперты, именно из-за этого в белорусской армии сегодня солдаты погибают во время учебных стрельб, ремонта техники или просто выпадая из окна казармы.
В целом же большинство аналитиков склонны считать, что предлагаемые законодательные изменения в принципах призыва и службы в белорусской армии не смогут решить существующие в ней основные проблемы. Несмотря на официальные заявления о том, что вооруженные силы республики продолжают совершенствоваться и модернизироваться, по-прежнему остаются не решенными на протяжении десятков лет вопросы дисциплины и отношения к службе. За прошедшие годы, как и в иных постсоветских странах, служба в армии превратилась из почетной миссии в «потерянные годы». При этом организовать контрактную службу, которая многим в Белоруссии видится выходом из сложившейся ситуации, в республике в настоящее время невозможно. В первую очередь из-за нехватки средств, а также из-за стойкого противодействия этому со стороны как Минобороны, так и высшего руководства страны.
Таким образом, в условиях отсутствия реального реформирования структуры белорусской армии, как считают эксперты, дополнительные ограничения, а также ужесточение правил призыва не принесут военному ведомству республики тех результатов, о которых оно заявляет. Более того, в перспективе стоит ожидать нарастания противоречий между обществом, в котором растет страх перед отправкой молодежи в армию, и белорусскими властями. При этом принятие подобного закона накануне парламентских, а затем и президентских выборов только усугубит ситуацию и даст дополнительную возможность оппонентам Александра Лукашенко подвергнуть его критике, а также спровоцировать в обществе протесты. Источник
Комментарии (0)