Большого прорыва на третьей о счету личной встрече российского и американского лидеров ожидать не стоит. Но, тем не менее, сама эта встреча уже большой шаг в правильном направленииНакануне личной встречи Путина и Трампа в Осаке 28.06.19, если исходить из того, что стороны желают позитивного сдвига в отношениях РФ-США, обязательно должны иметь место некие предварительные «маячки» этих перемен. Причем не словесные, а практические. Либо такие заявления, которые существенно меняют позицию одной из сторон. Во всяком случае — обоюдная, либо даже совместная подготовительная работа сторон к этой важной встрече должна быть налицо.
Что же мы видим и что можно считать такими «маячками» в канун этого саммита? И есть ли они вообще? Попробуем поискать и сопоставить:
1.Россию восстановили в правах в ПАСЕ. Знак, конечно же, позитивный для РФ. Что подтверждает крайне нервная истерика Киева. Правда внешне это выглядит как инициатива Европы. Но кто сказал, что она не на связи с Вашингтоном?
2.НАТО не будет размещать в Европе новые наземные ядерные ракеты в Европе — об этом накануне заявил генсек альянса Йенс Столтенберг. Будут на самом деле или не будут их размещать, сие, что само собой разумеется, от Столтенбрега ни разу не зависит. Тем не менее, соломка и в этом вопросе подстелена. Что может быть «маячком», сигализирующем о подготовке, как минимум, совместной декларации о европейской ядерной сдержанности со стороны США и России. Тем более, что вопрос так называемого нового размещения американских ракет средней дальности в Европе всегда носил спекулятивный характер. И выходил далеко за рамки того, что сверхдержавы могут себе позволить с учетом интересов собственной безопасности.
3. Трамп отказался от немедленного удара по Ирану. Вроде бы хороший знак. Правда, только в том случае, если он вообще собирался такой удар наносить. В чем есть обоснованные сомнения. Допущение того, что США устроили весь этот цирк с конями вокруг Ирана, только для того, чтобы потрафить Путину в Осаке, представляется мне несколько чрезмерным.
4.Отряд военных кораблей ВМФ РФ во главе с ракетным фрегатом «Адмирал Ушаков» оперирует в Карибском море, под боком у США. Акция имеет явно демонстративный характер и является симметричным ответом на чрезмерную активность ВМС США в прибрежных к России акваториях. И, конечно же, никак не является знаком разрядки российско-американских отношений.
Тем не менее, обращает на себя внимание сдержанность американской реакции на этот «факт события». Проправительственная «Вашингтон пост» с редкой для американских СМИ взвешенностью, пишет о рутинном характере неоднократных визитов российских военных кораблей на Кубу. Хотя и подчеркивает символизм того факта, что российский фрегат занял у причальной стенки гаванского порта место американских «круизников», переставших с 6 июня возить туристов на Кубу. Действительно любопытное совпадение.
5.Москва, если верить агентству Ройтерс, якобы объявила о выводе своих военных специалистов из Венесуэлы. Обстановкой в самой этой стране такой шаг никак не мотивирован. Тем более, что президент Венесуэлы Мадуро только что объявил о раскрытии очередной попытки государственного переворота и аресте заговорщиков.
Значит здесь что-то другое. Возможно, этот тот самый «маячок» с обозначением позитивных возможностей по Латинской Америке. Для американцев все, что связано с этим регионом, который они считают своим «задним двором», очень важно. Поэтому для них это может быть четким сигналом из Москвы.
Впрочем, замминистра иностранных дел РФ Сергей Рябков уже опроверг эту ройтеровскую «сенсацию», указав, что российские военные специалисты не покинули Венесуэлу, но, строго наоборот, туда прибыли.
Таким образом, если это и «маячок», то для Вашингтона отнюдь не обнадеживающий.
Не случайно американская сторона, устами своего спецпредставителя по Венесуэле Эллиота Абрамса тут же объявила, что Вашингтон не снимает с повестки дня вопрос о «военном решении» в отношении Каракаса. Очевидно, что этот демарш также непосредственно связан с подготовкой встречи в Осаки.
То есть, позиции сторон по латиноамериканской тематике характеризуются устойчивой непримиримостью.
6.Трехсторонняя встреча в Израиле (Патрушев-Болтон -Нетанияху), которую можно рассматривать как знак возможности разблокирования всей проблематики Большого Ближнего Востока. Патрушев и Болтон очень жесткие, почти непримиримые переговорщики. И, в то же время, деловые люди. И коль скоро такая встреча все-таки состоялась, это может указывать на наличие неких точек соприкосновения позиций. И можно не сомневаться, что они прокопали эту тему до дна. И что она вполне может стать прорывной в Осаке. Озабоченности Израиля будут выложены на стол против озабоченностей Ирана?
7.Заявление Путина с позитивными нотками о возможности контактов с Зеленским. Своего рода минимальный аванс и сигнал о готовности РФ идти на контакт с киевской властью. Но только не ценой уступок России по ключевым вопросам украинской повестки.
Американская позиция по Украине сохраняет высокую степень «волатильности». И все больше выглядит как разменный актив для реализации американских стратегических целей на других направлениях. В США уже существует понимание того, что в экономическом смысле Украина есть и будет для них только обузой. То есть для Трампа, который бизнесмен для мозга костей, это токсичный актив от которого необходимо избавиться. Даже несмотря на его геополитическую привлекательность.
Одновременно в Вашингтоне, полностью вкусившем последствия крайнего охлаждения отношений с РФ на фоне обострения конфронтации с КНР, могут пойти в рост ранее находившиеся «под спудом» настроения в пользу альтернативного варианта выстраивания отношений с Москвой. В формате обратного собирания России в полноформатную евразийскую сверхдержаву для ее радикального укрепления в качестве полноценного геополитического противовеса Китаю, с которым Штатам в одиночку становится все сложнее справляться.
Не стоит забывать, что идея «ни за что на свете не допустить возрождения чего-то подобного СССР» принадлежит Хиллари Клинтон и другим противникам нынешнего американского президента. Но сам Трап и его администрация под этим не подписывались и ничего похожего вслух никогда не говорили.
Между тем, давно и хорошо известно, что у англосаксов нет постоянных союзников, а есть только постоянные интересы. Поэтому потерять или разменять одного из таких сугубо временных попутчиков, каким является абсолютно чуждая им по крови и ментальности Украина, в случае утраты этой территорией своего геополитического значения, для них в сущности — пара пустяков.
8.Грузинская провокация. Может рассматриваться и как четкая заявка США на контроль над постсоветскими окраинами, своего рода «красная линия», которую Вашингтон намерен обозначить в своих отношениях с РФ. Или же как продолжение антитрамповских игр в самих США. Которые из кожи вон лезут. чтобы навязать Белому дому, особенно накануне очередных президентских выборов, внешнюю конфронтацию «по всем азимутам» и на этой основе добиться внутриполитического реванша.
Ясно одно. Никаких особых барышей, на путях этой давно набившей оскомину и вполне безуспешной конфронтации, американский президент к рубежу последних для него выборов точно не приобретет. Именно поэтому он и готовится к обстоятельному диалогу с Путиным, который наверняка одной Осакой не ограничится. Ему нужен большой и реальный внешнеполитический успех. Тем более, что первых срок его президентства был, в этом смысле, скорее, одним большим разочарованием для американцев.
Трампу как воздух необходимы прорывные достижения. Именно поэтому я не готов полностью исключить, что следующий, после Осаки, российско-американский саммит может состояться на Красной площади Москвы 9 мая 2020 года — в день 75-й годовщины победы Советского Союза и стран антигитлеровской коалиции над фашистской Германией. А в это время рядом будет стоять Си Цзиньпин.
Юрий Селиванов
Большого прорыва на третьей о счету личной встрече российского и американского лидеров ожидать не стоит. Но, тем не менее, сама эта встреча уже большой шаг в правильном направлении Накануне личной встречи Путина и Трампа в Осаке 28.06.19, если исходить из того, что стороны желают позитивного сдвига в отношениях РФ-США, обязательно должны иметь место некие предварительные «маячки» этих перемен. Причем не словесные, а практические. Либо такие заявления, которые существенно меняют позицию одной из сторон. Во всяком случае — обоюдная, либо даже совместная подготовительная работа сторон к этой важной встрече должна быть налицо. Что же мы видим и что можно считать такими «маячками» в канун этого саммита? И есть ли они вообще? Попробуем поискать и сопоставить: 1.Россию восстановили в правах в ПАСЕ. Знак, конечно же, позитивный для РФ. Что подтверждает крайне нервная истерика Киева. Правда внешне это выглядит как инициатива Европы. Но кто сказал, что она не на связи с Вашингтоном? 2.НАТО не будет размещать в Европе новые наземные ядерные ракеты в Европе — об этом накануне заявил генсек альянса Йенс Столтенберг. Будут на самом деле или не будут их размещать, сие, что само собой разумеется, от Столтенбрега ни разу не зависит. Тем не менее, соломка и в этом вопросе подстелена. Что может быть «маячком», сигализирующем о подготовке, как минимум, совместной декларации о европейской ядерной сдержанности со стороны США и России. Тем более, что вопрос так называемого нового размещения американских ракет средней дальности в Европе всегда носил спекулятивный характер. И выходил далеко за рамки того, что сверхдержавы могут себе позволить с учетом интересов собственной безопасности. 3. Трамп отказался от немедленного удара по Ирану. Вроде бы хороший знак. Правда, только в том случае, если он вообще собирался такой удар наносить. В чем есть обоснованные сомнения. Допущение того, что США устроили весь этот цирк с конями вокруг Ирана, только для того, чтобы потрафить Путину в Осаке, представляется мне несколько чрезмерным. 4.Отряд военных кораблей ВМФ РФ во главе с ракетным фрегатом «Адмирал Ушаков» оперирует в Карибском море, под боком у США. Акция имеет явно демонстративный характер и является симметричным ответом на чрезмерную активность ВМС США в прибрежных к России акваториях. И, конечно же, никак не является знаком разрядки российско-американских отношений. Тем не менее, обращает на себя внимание сдержанность американской реакции на этот «факт события». Проправительственная «Вашингтон пост» с редкой для американских СМИ взвешенностью, пишет о рутинном характере неоднократных визитов российских военных кораблей на Кубу. Хотя и подчеркивает символизм того факта, что российский фрегат занял у причальной стенки гаванского порта место американских «круизников», переставших с 6 июня возить туристов на Кубу. Действительно любопытное совпадение. 5.Москва, если верить агентству Ройтерс, якобы объявила о выводе своих военных специалистов из Венесуэлы. Обстановкой в самой этой стране такой шаг никак не мотивирован. Тем более, что президент Венесуэлы Мадуро только что объявил о раскрытии очередной попытки государственного переворота и аресте заговорщиков. Значит здесь что-то другое. Возможно, этот тот самый «маячок» с обозначением позитивных возможностей по Латинской Америке. Для американцев все, что связано с этим регионом, который они считают своим «задним двором», очень важно. Поэтому для них это может быть четким сигналом из Москвы. Впрочем, замминистра иностранных дел РФ Сергей Рябков уже опроверг эту ройтеровскую «сенсацию», указав, что российские военные специалисты не покинули Венесуэлу, но, строго наоборот, туда прибыли. Таким образом, если это и «маячок», то для Вашингтона отнюдь не обнадеживающий. Не случайно американская сторона, устами своего спецпредставителя по Венесуэле Эллиота Абрамса тут же объявила, что Вашингтон не снимает с повестки дня вопрос о «военном решении» в отношении Каракаса. Очевидно, что этот демарш также непосредственно связан с подготовкой встречи в Осаки. То есть, позиции сторон по латиноамериканской тематике характеризуются устойчивой непримиримостью. 6.Трехсторонняя встреча в Израиле (Патрушев-Болтон -Нетанияху), которую можно рассматривать как знак возможности разблокирования всей проблематики Большого Ближнего Востока. Патрушев и Болтон очень жесткие, почти непримиримые переговорщики. И, в то же время, деловые люди. И коль скоро такая встреча все-таки состоялась, это может указывать на наличие неких точек соприкосновения позиций. И можно не сомневаться, что они прокопали эту тему до дна. И что она вполне может стать прорывной в Осаке. Озабоченности Израиля будут выложены на стол против озабоченностей Ирана? 7.Заявление Путина с позитивными нотками о возможности контактов с Зеленским. Своего рода минимальный аванс и сигнал о готовности РФ идти на контакт с киевской властью. Но только не ценой уступок России по ключевым вопросам украинской повестки. Американская позиция по Украине сохраняет высокую степень «волатильности». И все больше выглядит как разменный актив для реализации американских стратегических целей на других направлениях. В США уже существует понимание того, что в экономическом смысле Украина есть и будет для них только обузой. То есть для Трампа, который бизнесмен для мозга костей, это токсичный актив от которого необходимо избавиться. Даже несмотря на его геополитическую привлекательность. Одновременно в Вашингтоне, полностью вкусившем последствия крайнего охлаждения отношений с РФ на фоне обострения конфронтации с КНР, могут пойти в рост ранее находившиеся «под спудом» настроения в пользу альтернативного варианта выстраивания отношений с Москвой. В формате обратного собирания России в полноформатную евразийскую сверхдержаву для ее радикального укрепления в качестве полноценного геополитического противовеса Китаю, с которым Штатам в одиночку становится все сложнее справляться. Не стоит забывать, что идея «ни за что на свете не допустить возрождения чего-то подобного СССР» принадлежит Хиллари Клинтон и другим противникам нынешнего американского президента. Но сам Трап и его администрация под этим не подписывались и ничего похожего вслух никогда не говорили. Между тем, давно и хорошо известно, что у англосаксов нет постоянных союзников, а есть только постоянные интересы. Поэтому потерять или разменять одного из таких сугубо временных попутчиков, каким является абсолютно чуждая им по крови и ментальности Украина, в случае утраты этой территорией своего геополитического значения, для них в сущности — пара пустяков. 8.Грузинская провокация. Может рассматриваться и как четкая заявка США на контроль над постсоветскими окраинами, своего рода «красная линия», которую Вашингтон намерен обозначить в своих отношениях с РФ. Или же как продолжение антитрамповских игр в самих США. Которые из кожи вон лезут. чтобы навязать Белому дому, особенно накануне очередных президентских выборов, внешнюю конфронтацию «по всем азимутам» и на этой основе добиться внутриполитического реванша. Ясно одно. Никаких особых барышей, на путях этой давно набившей оскомину и вполне безуспешной конфронтации, американский президент к рубежу последних для него выборов точно не приобретет. Именно поэтому он и готовится к обстоятельному диалогу с Путиным, который наверняка одной Осакой не ограничится. Ему нужен большой и реальный внешнеполитический успех. Тем более, что первых срок его президентства был, в этом смысле, скорее, одним большим разочарованием для американцев. Трампу как воздух необходимы прорывные достижения. Именно поэтому я не готов полностью исключить, что следующий, после Осаки, российско-американский саммит может состояться на Красной площади Москвы 9 мая 2020 года — в день 75-й годовщины победы Советского Союза и стран антигитлеровской коалиции над фашистской Германией. А в это время рядом будет стоять Си Цзиньпин. Юрий Селиванов
Комментарии (0)