«Токсичные» доллары в руках Кремля — это надолго - «ДНР и ЛНР»

  • 08:04, 24-июн-2019
  • ДНР и ЛНР
  • Bosworth
  • 0

«Токсичные» доллары в руках Кремля — это надолго - «ДНР и ЛНР»

Ответом России на санкции Запада должен стать отказ от доллара во всех сферах использования, в том числе в безналичных расчетах. Об этом заявил Forbes советник президента РФ, экономист Сергей Глазьев. «Транзакции с использованием этой валюты могут быть в любой момент остановлены, а активы — заморожены», — объяснил Глазьев свою позицию.

Напомним, 20 июня Владимир Путин в ходе прямой линии на вопрос, понимает ли он, что с «экономистами из 90-х» прорыва в экономике не добиться, ответил так. «У нас нет экономистов из 90-х сейчас. Где они? Назовите хоть одну фамилию. Ну разве только вот Алексей Леонидович Кудрин. Да и тот перековался и уже, по-моему, дрейфует в сторону Сергея Глазьева, поскольку хочет распечатать нашу нефтяную кубышку и говорит, что нужно отсечку нефтяных доходов увеличить».

После этого Forbes связался с Глазьевым и узнал, что именно он советует президенту.

«Я считаю, что на санкции нужно отвечать», — отметил Глазьев. По его оценке, вклад санкций в ухудшение макроэкономических показателей составляет 25%. Остальное — последствия политики Банка России по изъятию денег из экономики.

Необходимость отказа от доллара Глазьев объяснил тем, что американская валюта стала «очень токсичной для России».

«Доллар де-факто перестал быть мировой валютой, поскольку его использование для значительного количества стран, подвергнутых санкциям, стало очень опасно», — считает экономист. Использование американской валюты представляет угрозу и для частных компаний, утверждает он, напоминая санкции против «Русала».

«Не нужно использовать доллар в качестве резервной валюты — следует перевести резервы в другие валюты и увеличить долю золота», — настаивает Глазьев.

Заметим, по данным Банка России, за 2018 год доля долларов в резервах сократилась примерно вдвое, с 45,8% до 22,7%. Стало быть, Кремль не совсем глух к советам Сергея Глазьева.

Ранее стало известно, что Россия и Евросоюз намерены отказаться от расчетов в долларах из-за торговых разногласий с США. Такое заявление по итогам рабочей встречи первого вице-премьера, министра финансов Антона Силуанова с зампредом Еврокомиссии Марошем Шефчовичем, сделал пресс-секретарь первого вице-премьера Андрей Лавров. По его словам, в ближайшее время будет сформирована рабочая группа, которая выработает практические шаги по переходу на расчеты в рублях и евро.

Но на практике отказаться от доллара не так-то просто. Доля доллара в торговых операциях России по экспорту составляет 67%, по импорту — 36%. Причем, основной объем экспортных торговых операций приходится на сырье, котировки которого номинированы в долларах — и это сужает возможности для дедолларизации.

В отказе от доллара в международных расчетах множество подводных камней. Так, отказ от доллара в пользу юаня станет проблемой для России, а отказ от доллара в пользу евро станет поддержкой для Китая или Европы.

Естественным сегментом для дедолларизации российской внешней торговли могло бы стать евразийское пространство. Но доля торговли со странами ЕАЭС ничтожно мала — составляет всего 8%.

Показателен и следующий факт. За последние два года доля торговли в нацвалютах между странами БРИКС выросла в 2,7 раза. Тем не менее, в общем объеме это составляет не более 10%. При этом взаимная торговля стран БРИКС в евро выросла в 7 раз, но и эта доля в общем объеме — не более 10%. Зато почти 70% взаимной торговли в БРИКС идет в долларах.

Как в реальности выглядят перспективы доллара, насколько сильно привязана к американской валюте Россия?

— Крах американской валюте предрекают вот уже 50 лет, — отмечает президент Союза предпринимателей и арендаторов России, кандидат экономических наук Андрей Бунич. — На деле, для этого и сегодня нет никаких оснований. Достаточно посмотреть на долю доллара в мировых расчетах, например, в системе SWIFT. Или посмотреть, в какой валюте номинируются контракты, торговые и финансовые сделки — везде доля доллара будет 60–70%.

Даже в структуре мировых золотовалютных резервов, несмотря на негативные прогнозы, доллар по-прежнему занимает 63%.

«СП»: — Почему так происходит?

— Американской валюте объективно нет замены. Евро не может заменить доллар — просто потому, что Евросоюз не собирается этого делать.

Попытка сделать свою валюту общемировой влечет за собой необходимость выпускать эту валюту в значительно больших масштабах, чем объемы собственной экономики. Между тем, легко можно убедиться, что объемы расчетов в евро полностью коррелируют с объемом экономики ЕС. Европейцы четко поддерживают баланс, и заходить за эту черту не намерены, поскольку это создает нестабильность для валюты.

Напомню, еще в 1960-х американский экономист Роберт Триффин сформулировал «парадокс Триффина». Его суть: чтобы валюта была мировой, она должна выпускаться в объемах значительно больших, чем объем экономики страны. Это несоответствие влечет за собой отрицательный платежный баланс, что неизбежно подрывает доверие к мировой валюте.

Словом, недоверие к доллару заложено в системе. Чем больше несоответствие, описанное Триффином, — тем сильнее желание отказаться от американской валюты. Причем «парадокс Триффина» говорит, что любая валюта, став мировой, окажется в такой же ситуации.

Замечу, что и Китай не собирается делать юань мировой валютой. Он его использует только для торговых сделок, а также исключительно для своих инвестиционных соглашений — и больше никак. У Пекина вообще нет желания либерализовать свой финансовый и валютный рынок — просто потому, что это крайне опасно.

Подобная операция с иеной в конце 1980-х привела к тому, что Япония, которая считалась тогда конкурентом США (как Китай считается сейчас) надолго выбыла из борьбы за первенство. Поэтому в КНР хорошо понимают, что отмена валютных ограничений может привести к обратному эффекту — разбалансировать китайскую финансовую систему.

Замечу, что имеется еще много валют в клиринговой системе CLS, которые могли бы — в теории — претендовать на роль мировых. Но желающих просто нет, и не видно никаких предпосылок, что в ближайшее время ситуация изменится.

«СП»: — Получается, что доллар — несменяемая мировая валюта?

— Напомню, МВФ еще в 1969 году предпринимал попытку создать взамен доллару комплексную валюту — так называемые специальные права заимствования (англ. Special Drawing Rights, SDR). Но ничего из этого не вышло, и SDR никак не используется — до сих пор является виртуальным элементом внутри МВФ, и только.

Поэтому сегодня уже ясно, что доллар сменит не какая-то международная валюта, и точно не валюта какой-то страны. Уйдет вся нынешняя — архаичная — валютная система, и будет построена новая. Скорее всего, она будет построена вокруг корпоративных платежных платформ, и затем трансформируется в какие-то новые деньги.

Такой сценарий, замечу, был предсказан еще в 1970-х, в работе Фридриха Хайека «Частные деньги». Им же было предсказано, что финансовый рынок будет телекоммуникационным.

Сейчас очевидно, что прогресс технологий сделает возможным функционирование финансов без доминирующей роли государственных валют. Традиционные валюты будут существовать только в рамках своей непосредственной миссии — обеспечивать сугубо государственные нужды.

Именно в этом направлении идет финансовый мир. А разговоры, какая валюта заменит доллар — вчерашний день.

«СП»: — Что в этой ситуации существенно для России?

— Что именно для нас опасны расчеты в долларах — вот и все. Поскольку доллар прекрасно себя чувствует, и не собирается никуда исчезать, мы должны страховаться — придумывать механизмы расчетов вне доллара.

Это, безусловно, более затратный путь — отказ от долларовых расчетов означает дополнительные издержки. Но ничего нереального в этом нет.

— Путин, говоря о «дрейфе» Кудрина в сторону Глазьева, что подразумевает и дедолларизацию, просто осадил Кудрина, — уверен декан факультета социологии и политологии финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Как известно, Алексей Леонидович всегда был сторонником жесткой монетаристской политики — одним из тех, кто блокировал серьезные вливания в российскую экономику и социальную сферу. А сейчас он вдруг озаботился судьбами 12 миллионов россиян, которые живут ниже уровня бедности, и начал проливать по ним крокодиловы слезы.

На прямой линии, я считаю, Путин поддел Кудрина именно по этому поводу: ультралиберал якобы перешел на популистские, почти социалистические позиции.

Думаю, это пока не является «черной меткой» Кудрину. Но путинский выпад можно расценивать как предупреждение: чтобы Кудрин следил за языком, и не пытался играть в популизм. Иначе ему могут припомнить прежние прегрешения на посту главы Минфина. И тогда никакие идеи о «распечатывании кубышки» ему не помогут.

Свободная Пресса

Ответом России на санкции Запада должен стать отказ от доллара во всех сферах использования, в том числе в безналичных расчетах. Об этом заявил Forbes советник президента РФ, экономист Сергей Глазьев. «Транзакции с использованием этой валюты могут быть в любой момент остановлены, а активы — заморожены», — объяснил Глазьев свою позицию. Напомним, 20 июня Владимир Путин в ходе прямой линии на вопрос, понимает ли он, что с «экономистами из 90-х» прорыва в экономике не добиться, ответил так. «У нас нет экономистов из 90-х сейчас. Где они? Назовите хоть одну фамилию. Ну разве только вот Алексей Леонидович Кудрин. Да и тот перековался и уже, по-моему, дрейфует в сторону Сергея Глазьева, поскольку хочет распечатать нашу нефтяную кубышку и говорит, что нужно отсечку нефтяных доходов увеличить». После этого Forbes связался с Глазьевым и узнал, что именно он советует президенту. «Я считаю, что на санкции нужно отвечать», — отметил Глазьев. По его оценке, вклад санкций в ухудшение макроэкономических показателей составляет 25%. Остальное — последствия политики Банка России по изъятию денег из экономики. Необходимость отказа от доллара Глазьев объяснил тем, что американская валюта стала «очень токсичной для России». «Доллар де-факто перестал быть мировой валютой, поскольку его использование для значительного количества стран, подвергнутых санкциям, стало очень опасно», — считает экономист. Использование американской валюты представляет угрозу и для частных компаний, утверждает он, напоминая санкции против «Русала». «Не нужно использовать доллар в качестве резервной валюты — следует перевести резервы в другие валюты и увеличить долю золота», — настаивает Глазьев. Заметим, по данным Банка России, за 2018 год доля долларов в резервах сократилась примерно вдвое, с 45,8% до 22,7%. Стало быть, Кремль не совсем глух к советам Сергея Глазьева. Ранее стало известно, что Россия и Евросоюз намерены отказаться от расчетов в долларах из-за торговых разногласий с США. Такое заявление по итогам рабочей встречи первого вице-премьера, министра финансов Антона Силуанова с зампредом Еврокомиссии Марошем Шефчовичем, сделал пресс-секретарь первого вице-премьера Андрей Лавров. По его словам, в ближайшее время будет сформирована рабочая группа, которая выработает практические шаги по переходу на расчеты в рублях и евро. Но на практике отказаться от доллара не так-то просто. Доля доллара в торговых операциях России по экспорту составляет 67%, по импорту — 36%. Причем, основной объем экспортных торговых операций приходится на сырье, котировки которого номинированы в долларах — и это сужает возможности для дедолларизации. В отказе от доллара в международных расчетах множество подводных камней. Так, отказ от доллара в пользу юаня станет проблемой для России, а отказ от доллара в пользу евро станет поддержкой для Китая или Европы. Естественным сегментом для дедолларизации российской внешней торговли могло бы стать евразийское пространство. Но доля торговли со странами ЕАЭС ничтожно мала — составляет всего 8%. Показателен и следующий факт. За последние два года доля торговли в нацвалютах между странами БРИКС выросла в 2,7 раза. Тем не менее, в общем объеме это составляет не более 10%. При этом взаимная торговля стран БРИКС в евро выросла в 7 раз, но и эта доля в общем объеме — не более 10%. Зато почти 70% взаимной торговли в БРИКС идет в долларах. Как в реальности выглядят перспективы доллара, насколько сильно привязана к американской валюте Россия? — Крах американской валюте предрекают вот уже 50 лет, — отмечает президент Союза предпринимателей и арендаторов России, кандидат экономических наук Андрей Бунич. — На деле, для этого и сегодня нет никаких оснований. Достаточно посмотреть на долю доллара в мировых расчетах, например, в системе SWIFT. Или посмотреть, в какой валюте номинируются контракты, торговые и финансовые сделки — везде доля доллара будет 60–70%. Даже в структуре мировых золотовалютных резервов, несмотря на негативные прогнозы, доллар по-прежнему занимает 63%. «СП»: — Почему так происходит? — Американской валюте объективно нет замены. Евро не может заменить доллар — просто потому, что Евросоюз не собирается этого делать. Попытка сделать свою валюту общемировой влечет за собой необходимость выпускать эту валюту в значительно больших масштабах, чем объемы собственной экономики. Между тем, легко можно убедиться, что объемы расчетов в евро полностью коррелируют с объемом экономики ЕС. Европейцы четко поддерживают баланс, и заходить за эту черту не намерены, поскольку это создает нестабильность для валюты. Напомню, еще в 1960-х американский экономист Роберт Триффин сформулировал «парадокс Триффина». Его суть: чтобы валюта была мировой, она должна выпускаться в объемах значительно больших, чем объем экономики страны. Это несоответствие влечет за собой отрицательный платежный баланс, что неизбежно подрывает доверие к мировой валюте. Словом, недоверие к доллару заложено в системе. Чем больше несоответствие, описанное Триффином, — тем сильнее желание отказаться от американской валюты. Причем «парадокс Триффина» говорит, что любая валюта, став мировой, окажется в такой же ситуации. Замечу, что и Китай не собирается делать юань мировой валютой. Он его использует только для торговых сделок, а также исключительно для своих инвестиционных соглашений — и больше никак. У Пекина вообще нет желания либерализовать свой финансовый и валютный рынок — просто потому, что это крайне опасно. Подобная операция с иеной в конце 1980-х привела к тому, что Япония, которая считалась тогда конкурентом США (как Китай считается сейчас) надолго выбыла из борьбы за первенство. Поэтому в КНР хорошо понимают, что отмена валютных ограничений может привести к обратному эффекту — разбалансировать китайскую финансовую систему. Замечу, что имеется еще много валют в клиринговой системе CLS, которые могли бы — в теории — претендовать на роль мировых. Но желающих просто нет, и не видно никаких предпосылок, что в ближайшее время ситуация изменится. «СП»: — Получается, что доллар — несменяемая мировая валюта? — Напомню, МВФ еще в 1969 году предпринимал попытку создать взамен доллару комплексную валюту — так называемые специальные права заимствования (англ. Special Drawing Rights, SDR). Но ничего из этого не вышло, и SDR никак не используется — до сих пор является виртуальным элементом внутри МВФ, и только. Поэтому сегодня уже ясно, что доллар сменит не какая-то международная валюта, и точно не валюта какой-то страны. Уйдет вся нынешняя — архаичная — валютная система, и будет построена новая. Скорее всего, она будет построена вокруг корпоративных платежных платформ, и затем трансформируется в какие-то новые деньги. Такой сценарий, замечу, был предсказан еще в 1970-х, в работе Фридриха Хайека «Частные деньги». Им же было предсказано, что финансовый рынок будет телекоммуникационным. Сейчас очевидно, что прогресс технологий сделает возможным функционирование финансов без доминирующей роли государственных валют. Традиционные валюты будут существовать только в рамках своей непосредственной миссии — обеспечивать сугубо государственные нужды. Именно в этом направлении идет финансовый мир. А разговоры, какая валюта заменит доллар — вчерашний день. «СП»: — Что в этой ситуации существенно для России? — Что именно для нас опасны расчеты в долларах — вот и все. Поскольку доллар прекрасно себя чувствует, и не собирается никуда исчезать, мы должны страховаться — придумывать механизмы расчетов вне доллара. Это, безусловно, более затратный путь — отказ от долларовых расчетов означает дополнительные издержки. Но ничего нереального в этом нет. — Путин, говоря о «дрейфе» Кудрина в сторону Глазьева, что подразумевает и дедолларизацию, просто осадил Кудрина, — уверен декан факультета социологии и политологии финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Как известно, Алексей Леонидович всегда был сторонником жесткой монетаристской политики — одним из тех, кто блокировал серьезные вливания в российскую экономику и социальную сферу. А сейчас он вдруг озаботился судьбами 12 миллионов россиян, которые живут ниже уровня бедности, и начал проливать по ним крокодиловы слезы. На прямой линии, я считаю, Путин поддел Кудрина именно по этому поводу: ультралиберал якобы перешел на популистские, почти социалистические позиции. Думаю, это пока не является «черной меткой» Кудрину. Но путинский выпад можно расценивать как предупреждение: чтобы Кудрин следил за языком, и не пытался играть в популизм. Иначе ему могут припомнить прежние прегрешения на посту главы Минфина. И тогда никакие идеи о «распечатывании кубышки» ему не помогут. Свободная Пресса


Рекомендуем


Комментарии (0)

Комментарии для сайта Cackle



Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!