О татарах. Ч.2. - «ДНР и ЛНР»

  • 16:39, 23-июн-2019
  • ДНР и ЛНР
  • Hodges
  • 0


Данная заметка является продолжением ранее начатого разговора. Поэтому без лишних вступлений приступаю. Пункты будут разрозненные, какой-то иерархии по значимости или связи по тематике искать не надо (а то есть любители 2 соседних фразы понять так, что я их друг из друга обязательно логически вывожу).

1) Татарский национализм испытывал подъем (как и большинство подобных явлений у народов бывш.СССР) в конце 1980-х- первой половине 1990-х. В те же годы Минтимер Шаймиев создал себе и успешно "продал" вовне репутацию мудрого дедушки, не давшего разгореться пламени межнациональной розни и т.д. и т.п.... У меня категорически иной взгляд на эту фигуру.
На самом деле это была пошлая разводка. У меня нет (и не может быть) доказательств, документов с подписями и печатями. Доверять моему мнению или нет - ваше право. Для себя я это просто знаю. Это тогдашняя официальная верхушка республики сначала сама же и надула через трубочку эту лягушку радикального национализма чтобы потом красиво предостерегающе указывать на неё пальцем, используя в качестве аргумента в торговле с Москвой. Вот, мол, ой беда, посмотрите какие темные радикальные силы могут прийти вместо нас если нам придется уйти. У моей семьи, так получилось, личные воспоминания с теми событиями связаны. Мама работала в организации находившейся буквально в ста шагах от Площади Свободы в Казани. Именно на ней несколько недель и кипели самые массовые страсти у стен здания бывшего комитета партии ТАССР. Так вот, маме ровно каждый день приходилось проходить мимо этой толпы митингующих. Воспоминания на всю жизнь остались самые неприятные. На определенном пике всего этого у выступающих там слышались уже лозунги про "всех манкуртов вон из Казани", с намеком на детей от смешанных браков. И вот сотни этих персонажей из "Азатлыков" ("Азатлык", разумеется "Свобода") и прочих шараг в те дни ходили и ходили на площадь как на работу. Книжонки про "запрятанную историю татар" издавались десятками тысяч экземпляров. Ладно, долго всё пересказывать. Я еще ребенком политизированным был. Развлечением было после дедушки все эти книжонки и газетки почитывать. Так что все помню, ничего не забыл. И мудрого, красиво и удобно себя над всем этим расположившего (но в то же время как бы и "если что это не я") Шаймиева помню. И то как изящно родился "Договор о разграничении полномочий с федеральным центром" (ну или как он там официально назывался..) и... да, вы правильно догадались, митинги радикальных националистов как-то резко после этого пошли на спад. А сыновья мудрого дедушки-бессеребренника оказались фантастически талантливыми предпринимателями, входящими в первую сотню общероссийского списка миллиардеров (но это уже позже).
2) О турецком влиянии.
В 90-ые оно было огромно.
Ориентация на Анкару в республике как на альтернативный как бы Москве центр силы была очевидной.
Какие-то немыслимые сладко-сиропные рассказы про Турцию как рай на земле в Казани из каждого утюга лились.
Интернета тогда не было, газеты, ТВ, радио эту роль выполняли.
Влияние газет огромным было- почти в каждой городской семье ведь газеты на журнальном столике лежали в те времена.
В какой-то момент (да, во времена нейтрального и взвешенного Шаймиева), дошло уже до откровенного бесстыдства.
Вдруг откуда ни возьмись огромным (для отдельного региона) тиражом в Казани стали продавать газету "Zaman" ("Время").
Вот буквально в каждом киоске "Союзпечати" (а они тогда на каждом углу были) лежала. Так вот была бы газета и газета если б не пара особенностей.
Она была целиком на латинице.
Она издавалась на турецкие деньги.
Краткое содержание всех номеров газеты было примерно следующим: "Мы, конечно, ничего против России не имеем, но... Вы же сами видите...А татарский народ имеет великую историю и достоин большего..Да, кстати,
в Турции все какают радугой,
ездят на розовых пони, не знают куда деньги складывать, ибо страна процветает, тюркская культура там никогда не подавлялась и вообще все мы тюрки-братья...".
В 90-ые как то в находившейся в анабиозе и тотальной нищете Казани вдруг на городские маршруты выпустили уйму новеньких автобусов "Мерседес".
Турецкой сборки.
Работали и считались очень престижными татаро-турецкие лицеи. Они и сейчас есть насколько знаю,
но заметно тише себя ведут.
Вообще турецкой темы в 2000-ые, а тем более в 2010-ые стало заметно меньше.
Я уже писал в предыдущей заметке- у молодежи (именно вот сегодняшней молодежи) ориентация уже больше на глобальную движуху.
На ту же Москву (но не как политический центр, а как мегаполис),
на Европу, на западные мульки и тд.
В общем сознание как и у русских хипстерков, но еще более внушаемы и падки в этом смысле.
Турция здесь уже не конкурент.
И это понятно.
Понятно, что деталей и
оговорок в сто раз больше, но я не собираюсь в пару небольших заметок впихивать всё на свете.
3)
Очень кратко. История прошлогодняя с преподаванием татарского языка в школах была борьбой Кириенко и Шаймиева.
Нет, я с дуба не рухнул и не перепутал.
Не Минниханова (который давно президент республики), а именно Шаймиева (который давно не президент).
Старая "дружба" у них
со времен когда Кириенко был первым с момента образования федокругов главой ПФО.
4)
Русский вопрос.
Русских пропорционально меньше (относительно доли в населении) в руководстве республики.
Но, наверное, удивлю многих- я как-то к этому спокойно отношусь. Не положительно, но спокойно. И даже не потому что в нынешнем составе правительства РФ нет среди министров ни одного татарина (ибо и в этом проблемы не вижу). В остальном ущемления русских нет.
5) Русский язык в Казани.
Чтоб не рассусоливать, но при этом чтоб стало все понятно, так скажу: а что, на улицах Казани есть другой язык кроме русского? Райцентры большинства сельских районов и в том числе некоторые города- другое дело.
Но в Казани вас не могут не понять на русском,
вас могут не понять на татарском.
Татары сегодняшние русскоязычны настолько насколько вообще могут быть русскоязычны нерусские. Казанская татарская молодежь знает русский в 100% случаев, общается на нем на улице в 99%.
По-большому счету добавить нечего.
6)
Татарская массовая культура. Ну музыка прежде всего. На мой вкус- она ужасна. И это очень жаль, ибо татарам было что терять. В советское время была плеяда композиторов профессиональных здорово перерабатывавших народное наследие. Я в к первой заметке прикрепил видео, очень приятно было что многим песня пришлась по вкусу. Татарская национальная мелодика действительно очень интересна и, я заметил, приятна русскому слуху.
От того вдвойне обидно в какую убогую попсовую (а не эстрадную в хорошем смысле) пошлятину это с 90-ых годов превратили.
7) Отношения между татарами и русскими в Казани на бытовом уровне.
Ребята, почти полтысячелетия (ну с 1552 года если считать).
Просто полтысячелетия
При всех там прошлых проблемах,
но это зубодробительно большой срок.
Просто приведу один пример и больше пояснять ничего не понадобится.
В конце 1980-ых в социологии отечественной появился новый термин- "казанский феномен".
Гопники, молодежные банды.
На "весь Союз прогремели".
Казань столица гопников была, грубо говоря.
Так вот - ни одной хоть сколько-нибудь известной казанской банды организованной по этническому признаку (ну как "рекрутинговому" критерию)!
Все - по территориальному.
Если уж даже в такой сфере не проявилось.
То что вообще добавлять на эту тему.
Ворчание на каком-то совсем уж запредельно бытовом смысле не беру.
Все что остается- на уровне сельской местности. И то... Несколько лет назад случай был. В одном сельском поселении конфликт молодежный был.
Что-то там какие то "гости из Средней Азии" в избыточном количестве поселились и нехорошо себя вести стали вроде.
Ну в общем угадайте с трех раз какова была "конфигурация" в драке. Местные татары- их приезжие единоверцы- местные русские.
Да, вы правильно угадали, русские и татары против приезжих.
8) Татарская кухня.
Это тесто, тесто, тесто...Потом еще немного теста)
Если вы не любите выпечку (как с мясом, так и сладкую)- то в Казани все равно, конечно, побывайте, но не ради кухни.
Если вы (или там ваша жена с дочкой) выпечку любите- то отложите другие маршруты и езжайте в Казань)

9)
Об отличиях (еще остающихся) между среднестатистическими русским и татарином.
Татары- очень, очень, очень бытовой народ. Насколько это вообще возможно. Ну во всяком случае на фоне русских. У русских амплитуда колебаний огромная. Душевные раздраи, мечтательность со всем и восхитительным и вредным во что это может выливаться. А татары очень "правильный", приземленный (и тоже со всем, и хорошим и плохим что из этого вытекает) народ.
Несравнимо меньше "полёта", но с другой стороны несравнимо меньше "непутёвых".
Я -русский, мне ближе свое. Это понятно. Но с другой стороны, дополнение русского полета и размаха татарской бытовой "трезвой головой" может и полезно России.
Но чтоб вы поняли в чем разница, приведу абсолютно реальный и восхитительный своей показательностью пример.
Из семейных рассказов.
Мама когда маленькой девочкой была в гостях у бабушки. В один из тех дней Гагарин полетел в космос.
Мама услышав по радио бежит к бабушке с радостными криками: "Человек в космосе!".
Ну и подобное. Ответ бабушки (перевожу с татарского), причем обожавшей внучку: "Ой, не говори чего нет!".
То есть её даже немного покоробило, что ее любимая внучка обманывает про какого-то человека который в космосе летает.
10) Татарские женщины.
Во многом то же, что и в предыдущем пункте, вытекает.
Прямо вот Другом стать, которому самые тонкие душевные вещи доверить- скорее нет.
Очень бытовое все будет. И -надо признать- это не такая уж мелочь в смешанных браках. Это к минусам.
Но зато и бонусы прилагаются на 5 баллов.
Верные. Даже если не любят.
Ну исключения всегда есть.
Но в целом не принято у них. Дело даже не в стариковской морали, но даже среди сверстниц молодых изменившая скорее этим "зашквариться". Ну то есть у них это не считается "молодец, не промах, успехом значит пользуется".
Так что тут такое встречается- татарская красотка, на груди и попе чуть одежда не лопается, густые волосы, претендентов куча и все слюни пускают - а она верна мужу вполне заурядному.
Здесь такое сплошь и рядом. Ну в качестве нормы имею ввиду, а не исключения. Как хозяйки- тоже бонус. У вас будет проблема не затащить жену татарочку к плите, а... оттащить её от плиты и перестать кормить вас, ибо вкусно, но просто куда еще то!))
А вот насчет внешности, кстати,
не скажу.
Просто отчетливо несколько распространенных типов и они все-таки разные.
Источник

Данная заметка является продолжением ранее начатого разговора. Поэтому без лишних вступлений приступаю. Пункты будут разрозненные, какой-то иерархии по значимости или связи по тематике искать не надо (а то есть любители 2 соседних фразы понять так, что я их друг из друга обязательно логически вывожу). 1) Татарский национализм испытывал подъем (как и большинство подобных явлений у народов бывш.СССР) в конце 1980-х- первой половине 1990-х. В те же годы Минтимер Шаймиев создал себе и успешно "продал" вовне репутацию мудрого дедушки, не давшего разгореться пламени межнациональной розни и т.д. и т.п У меня категорически иной взгляд на эту фигуру. На самом деле это была пошлая разводка. У меня нет (и не может быть) доказательств, документов с подписями и печатями. Доверять моему мнению или нет - ваше право. Для себя я это просто знаю. Это тогдашняя официальная верхушка республики сначала сама же и надула через трубочку эту лягушку радикального национализма чтобы потом красиво предостерегающе указывать на неё пальцем, используя в качестве аргумента в торговле с Москвой. Вот, мол, ой беда, посмотрите какие темные радикальные силы могут прийти вместо нас если нам придется уйти. У моей семьи, так получилось, личные воспоминания с теми событиями связаны. Мама работала в организации находившейся буквально в ста шагах от Площади Свободы в Казани. Именно на ней несколько недель и кипели самые массовые страсти у стен здания бывшего комитета партии ТАССР. Так вот, маме ровно каждый день приходилось проходить мимо этой толпы митингующих. Воспоминания на всю жизнь остались самые неприятные. На определенном пике всего этого у выступающих там слышались уже лозунги про "всех манкуртов вон из Казани", с намеком на детей от смешанных браков. И вот сотни этих персонажей из "Азатлыков" ("Азатлык", разумеется "Свобода") и прочих шараг в те дни ходили и ходили на площадь как на работу. Книжонки про "запрятанную историю татар" издавались десятками тысяч экземпляров. Ладно, долго всё пересказывать. Я еще ребенком политизированным был. Развлечением было после дедушки все эти книжонки и газетки почитывать. Так что все помню, ничего не забыл. И мудрого, красиво и удобно себя над всем этим расположившего (но в то же время как бы и "если что это не я") Шаймиева помню. И то как изящно родился "Договор о разграничении полномочий с федеральным центром" (ну или как он там официально назывался) и. да, вы правильно догадались, митинги радикальных националистов как-то резко после этого пошли на спад. А сыновья мудрого дедушки-бессеребренника оказались фантастически талантливыми предпринимателями, входящими в первую сотню общероссийского списка миллиардеров (но это уже позже). 2) О турецком влиянии. В 90-ые оно было огромно. Ориентация на Анкару в республике как на альтернативный как бы Москве центр силы была очевидной. Какие-то немыслимые сладко-сиропные рассказы про Турцию как рай на земле в Казани из каждого утюга лились. Интернета тогда не было, газеты, ТВ, радио эту роль выполняли. Влияние газет огромным было- почти в каждой городской семье ведь газеты на журнальном столике лежали в те времена. В какой-то момент (да, во времена нейтрального и взвешенного Шаймиева), дошло уже до откровенного бесстыдства. Вдруг откуда ни возьмись огромным (для отдельного региона) тиражом в Казани стали продавать газету "Zaman" ("Время"). Вот буквально в каждом киоске "Союзпечати" (а они тогда на каждом углу были) лежала. Так вот была бы газета и газета если б не пара особенностей. Она была целиком на латинице. Она издавалась на турецкие деньги. Краткое содержание всех номеров газеты было примерно следующим: "Мы, конечно, ничего против России не имеем, но. Вы же сами видите.А татарский народ имеет великую историю и достоин большегоДа, кстати, в Турции все какают радугой, ездят на розовых пони, не знают куда деньги складывать, ибо страна процветает, тюркская культура там никогда не подавлялась и вообще все мы тюрки-братья.". В 90-ые как то в находившейся в анабиозе и тотальной нищете Казани вдруг на городские маршруты выпустили уйму новеньких автобусов "Мерседес". Турецкой сборки. Работали и считались очень престижными татаро-турецкие лицеи. Они и сейчас есть насколько знаю, но заметно тише себя ведут. Вообще турецкой темы в 2000-ые, а тем более в 2010-ые стало заметно меньше. Я уже писал в предыдущей заметке- у молодежи (именно вот сегодняшней молодежи) ориентация уже больше на глобальную движуху. На ту же Москву (но не как политический центр, а как мегаполис), на Европу, на западные мульки и тд. В общем сознание как и у русских хипстерков, но еще более внушаемы и падки в этом смысле. Турция здесь уже не конкурент. И это понятно. Понятно, что деталей и оговорок в сто раз больше, но я не собираюсь в пару небольших заметок впихивать всё на свете. 3) Очень кратко. История прошлогодняя с преподаванием татарского языка в школах была борьбой Кириенко и Шаймиева. Нет, я с дуба не рухнул и не перепутал. Не Минниханова (который давно президент республики), а именно Шаймиева (который давно не президент). Старая "дружба" у них со времен когда Кириенко был первым с момента образования федокругов главой ПФО. 4) Русский вопрос. Русских пропорционально меньше (относительно доли в населении) в руководстве республики. Но, наверное, удивлю многих- я как-то к этому спокойно отношусь. Не положительно, но спокойно. И даже не потому что в нынешнем составе правительства РФ нет среди министров ни одного татарина (ибо и в этом проблемы не вижу). В остальном ущемления русских нет. 5) Русский язык в Казани. Чтоб не рассусоливать, но при этом чтоб стало все понятно, так скажу: а что, на улицах Казани есть другой язык кроме русского? Райцентры большинства сельских районов и в том числе некоторые города- другое дело. Но в Казани вас не могут не понять на русском, вас могут не понять на татарском. Татары сегодняшние русскоязычны настолько насколько вообще могут быть русскоязычны нерусские. Казанская татарская молодежь знает русский в 100% случаев, общается на нем на улице в 99%. По-большому счету добавить нечего. 6) Татарская массовая культура. Ну музыка прежде всего. На мой вкус- она ужасна. И это очень жаль, ибо татарам было что терять. В советское время была плеяда композиторов профессиональных здорово перерабатывавших народное наследие. Я в к первой заметке прикрепил видео, очень приятно было что многим песня пришлась по вкусу. Татарская национальная мелодика действительно очень интересна и, я заметил, приятна русскому слуху. От того вдвойне обидно в какую убогую попсовую (а не эстрадную в хорошем смысле) пошлятину это с 90-ых годов превратили. 7) Отношения между татарами и русскими в Казани на бытовом уровне. Ребята, почти полтысячелетия (ну с 1552 года если считать). Просто полтысячелетия При всех там прошлых проблемах, но это зубодробительно большой срок. Просто приведу один пример и больше пояснять ничего не понадобится. В конце 1980-ых в социологии отечественной появился новый термин- "казанский феномен". Гопники, молодежные банды. На "весь Союз прогремели". Казань столица гопников была, грубо говоря. Так вот - ни одной хоть сколько-нибудь известной казанской банды организованной по этническому признаку (ну как "рекрутинговому" критерию)! Все - по территориальному. Если уж даже в такой сфере не проявилось. То что вообще добавлять на эту тему. Ворчание на каком-то совсем уж запредельно бытовом смысле не беру. Все что остается- на уровне сельской местности. И то. Несколько лет назад случай был. В одном сельском поселении конфликт молодежный был. Что-то там какие то "гости из Средней Азии" в избыточном количестве поселились и нехорошо себя вести стали вроде. Ну в общем угадайте с трех раз какова была "конфигурация" в драке. Местные татары- их приезжие единоверцы- местные русские. Да, вы правильно угадали, русские и татары против приезжих. 8) Татарская кухня. Это тесто, тесто, тесто.Потом еще немного теста) Если вы не любите выпечку (как с мясом, так и сладкую)- то в Казани все равно, конечно, побывайте, но не ради кухни. Если вы (или там ваша жена с дочкой) выпечку любите- то отложите другие маршруты и езжайте в Казань) 9) Об отличиях (еще остающихся) между среднестатистическими русским и татарином. Татары- очень, очень, очень бытовой народ. Насколько это вообще возможно. Ну во всяком случае на фоне русских. У русских амплитуда колебаний огромная. Душевные раздраи, мечтательность со всем и восхитительным и вредным во что это может выливаться. А татары очень "правильный", приземленный (и тоже со всем, и хорошим и плохим что из этого вытекает) народ. Несравнимо меньше "полёта", но с другой стороны несравнимо меньше "непутёвых". Я -русский, мне ближе свое. Это понятно. Но с другой стороны, дополнение русского полета и размаха татарской бытовой "трезвой головой" может и полезно России. Но чтоб вы поняли в чем разница, приведу абсолютно реальный и восхитительный своей показательностью пример. Из семейных рассказов. Мама когда маленькой девочкой была в гостях у бабушки. В один из тех дней Гагарин полетел в космос. Мама услышав по радио бежит к бабушке с радостными криками: "Человек в космосе!". Ну и подобное. Ответ бабушки (перевожу с татарского), причем обожавшей внучку: "Ой, не говори чего нет!". То есть её даже немного покоробило, что ее любимая внучка обманывает про какого-то человека который в космосе летает. 10) Татарские женщины. Во многом то же, что и в предыдущем пункте, вытекает. Прямо вот Другом стать, которому самые тонкие душевные вещи доверить- скорее нет. Очень бытовое все будет. И -надо признать- это не такая уж мелочь в смешанных браках. Это к минусам. Но зато и бонусы прилагаются на 5 баллов. Верные. Даже если не любят. Ну исключения всегда есть. Но в целом не принято у них. Дело даже не в стариковской морали, но даже среди сверстниц молодых изменившая скорее этим "зашквариться". Ну то есть у них это не считается "молодец, не промах, успехом значит пользуется". Так что тут такое встречается- татарская красотка, на груди и попе чуть одежда не лопается,


Рекомендуем


Комментарии (0)

Комментарии для сайта Cackle



Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!