О татарах. Ч.1. - «ДНР и ЛНР»
- 08:32, 23-июн-2019
- ДНР и ЛНР
- Ядвига
- 0
Никаких статистик и строгих научных понятий в данной заметке не будет. Будет много лирики, но в то же время и не конъюнктурной, внутренней сути. Только прямые личные наблюдения и суждения человека родившегося, выросшего в Казани, 30 с лишним лет живущего в Казани и самого на половину (по крови) татарина. По аналогии- не доверять суждениям о русских наполовину русского, родившегося, выросшего и проживающего более 30 лет в Суздале или Владимире - не запрещено УК РФ. Соответственно, вы можете не доверять и моим суждениям о татарах. Вот примерно в той же степени и с тем же уровнем оснований. На АШ жаждут инсайдов. Я обычный провинциальный "пикейный жилет". Но данная тема- тот редкий случай когда могу дать инсайд, причем этот "ин" из самого что ни на есть внутреннего "сайда". На уровне ощущений. Мне не приходилось узнавать Казань или татар, я просто во многом их часть.
1) Татары не религиозны. Самые заполняющиеся мечети Казани- в центре, мечети "куда чурки ходят". Спокойно, фраза - прямая цитата из слов... татарской пенсионерки. Которая сама под старость "ударилась в религию". Но, я думаю, одна эта цитатка сразу многое вам скажет. Отношение татар (массы) к исламу просто очень напоминает отношение русских к православию. Скорее национальная традиция ("отдать дань", "уважить"), нежели религиозное чувство. РПЦ "настроило церквей с избытком"? Спокойно, муфтият в Татарстане настроил мечетей с избытком еще большим. Но есть и забавные особенности - есть вот такие штуки как "никах" (аналог венчания). Ну то есть исламский обряд свадебный. Так вот у молодых татар он фактически поголовный. Даже у городских (казанских) пар. Даже у сугубо светских, где и жених и невеста с законченным высшим. Гораздо чаще чем венчание у русских. НО. Потом- опять сугубо светская жизнь. Не ищите у татар религиозного радикализма как хоть сколько-нибудь массового явления. Это было бы равноценно потере времени на поиск чёрной кошки в черной комнате....
2) Самый северный среди мусульманских народов мира. Хотел даже скинуть (не столько для понимания умом, сколько для "прочувствования") одну видюшку с Ютуба. Там какая-то семейная компания татар на прогулке в лесу поют одну старую известную татарскую песню (одну из немногих которая мне нравится). Поют "правильно", не лакировано, по народному. Не в том суть. А в том, что они стоят в глубине густого березового леса, вокруг десятки берез. И они не приехали к березам. Они живут здесь веками. Не знаю поймете ли что хочу сказать. Статистически в сегодняшней не федеративной Швеции мусульман чуть ли не больше чем в федеративной России с её "мусульманскими" республиками. Только разница качественная. Там- диаспора. Здесь - единое целое с этим пространством. "Кровь и почва", так сказать. Давайте будем помнить и учитывать это. Татары здесь " в своём праве". Нет, это не повод к "уси-пуси", я категорически против заигрываний (может как-нибудь отдельно об этом напишу), надо просто учитывать и уважать это. Понимаете, в условном АО "Россия" у них есть (потому что и должен быть) свой "пакет акций".
3) О татарском национализме. Он- есть. Его особенность- это именно национализм. Этнический. Самый не мусульманский среди "мусульманских " народов. Никаких "брат...брат...брат" (подразумевая "все мусульмане- братья") через слово (как у тех же кавказцев) вы в Казани не услышите.
События прошлого года с преподаванием татарского языка в школах помните? Волна поднялась. "Как ответ на давление Москвы татарский народ вспомнил о своих корнях... бла-бла-бла... наплыв городской молодежи на курсы татарского языка..". Знаю ситуацию почти изнутри. Отвечаю- ЧУШЬ. На волне эмоций набежало молодежи. Те кому надо было обрадоваться (идейные националисты до этого бывшие маргиналами) - обрадовались. Эмоции прошли - волна схлынула. Курсы татарского? Забудьте. Чаепития с выпусканием пара, а потом обвал посещаемости до прежних уровней. Русскому государству если и искать червоточину среди казанской молодежи - то скорее наоборот, в её излишней космополитичности.
Тут европами и нью-йорками (их сладко-сиропным маркетинговыми образами) увлечены гораздо больше чем татарскими корнями.
Еще важное. Татарский национализм сегодня- функция от русского оппозиционного либерализма. Почему так сложилось не знаю, но сложилось, факт. Татарский национализм сегодня - калька с какого-нибудь "сибирского национализма". Фига в кармане, показываемая Москве. Еще раз- фига в кармане показываемая Москве. И так 10 раз подряд. И почти ничего кроме этого. И именно "центру", Москве. В татарском национализме - удивительное дело - почти отсутствует в этническом смысле русофобия. Зато запределен уровень Москвофобии. Наверное, для многих кто прочтет это смягчающее обстоятельство. Для меня - нет. Я - московит до мозга костей. Москвофобия - пошлый инфантилизм. "Центр съел всё наше сало" на татарский манер. Несусветная пошлость.
Наверное, остановлюсь пока. Чтоб не перегружать на пару частей разделю. В следующей напишу кого считаю (точнее- просто знаю, уверен в этом) реальным "отцом" татарского национализма сегодняшнего. Ну и еще кое-какие любопытные вещи о Казани и татарах.
Источник
Комментарии (0)