Генетическая память о Великой Отечественной войне — сильнее фальсификаций. Central Asia Monitor, Казахстан - «ДНР и ЛНР»

  • 20:08, 21-июн-2019
  • ДНР и ЛНР
  • Keat
  • 0

Останется ли память о Великой Отечественной войне фактором, объединяющим народы, работающим на сохранение общественного согласия? Чтобы так было, необходимо противостоять попыткам фальсифицировать историю ВОВ. Как этого добиться? Как донести до молодого поколения всю правду о ней и научить ценить мирную жизнь? Что каждый из нас должен сделать, чтобы сохранить память о подвиге советского народа в условиях, когда его участников и свидетелей остались единицы?




Эти и другие вопросы в минувшую среду обсуждались в рамках «круглого стола» на тему: «Народы бывшего СССР: вместе в Великой войне и Великой Победе». Он был организован Информационно-аналитическим центром МГУ и проходил в формате видеомоста Москва – Минск – Алматы.


Тон дискуссии уже с первых минут задал руководитель Центра проблем глобализации, академик Российской академии социальных наук Александр Чачия. Он заявил, что историческая память о всеобщем героизме жизненно необходима народам бывшего СССР, если они хотят выжить в современном мире, стать полноценными нациями и обеспечить преемственность поколений.


— В последние годы и даже десятилетия мы сталкиваемся с совершенно наглыми и мерзкими попытками фальсифицировать эту историю, — сетует политолог. — При этом все, кто призывает искать «правду», в ее поисках обнаруживают лишь грязь, кровь и прочее непотребное. В нормальном обществе такое должно быть совершенно недопустимым. Я вспоминаю, как относился к 9 Мая мой отец, который в качестве офицера Красной армии прошел всю войну: да, он скорбел по погибшим фронтовым товарищам, но для него это был, прежде всего, День Победы, его праздник. А теперь какой-то сосунок из телевизора пытается всех убедить в том, что для наших ветеранов – это день скорби, и, мол, празднования неуместны, а 22 июня и вовсе называет днем позора, поскольку Красная армия якобы была разгромлена уже в первые же дни войны. Спрашивается, а кто тогда воевал еще четыре года и одержал Победу?! И ведь эту бессовестную пропаганду мы все чаще наблюдаем на государственных телеканалах…


Особо Александр Чачия акцентировал внимание участников видеомоста на огромной роли в этой войне казахстанцев и в частности казахов, которые не только активно воевали в самых горячих точках, но и дали кров и пищу тысячам граждан из разных уголков Союза. По его словам, немецкие войска, может, вообще не зашли бы в Казахстан — такой необходимости не было. Если бы им удалось решить вопрос в центре — России, то все остальные советские республики автоматически оказались бы в рабской колониальной зависимости. Но казахи не хотели оставаться в стороне – они встали единым фронтом и проявили чудеса героизма.


— И таким был настрой всего советского народа, охваченного одной целью – освободить общую родину от немецких захватчиков, — говорит академик. — Если мы предаем общую историческую память, то предаем своих отцов и дедов, которые проливали кровь и отдавали жизни за эту идею. Вот что мы сегодня должны активно доносить до школьников и студентов, а не забивать их головы антисоветизмом… Даже удивительно, что у нашей молодежи в условиях такой бешеной антисоветской пропаганды, которая сейчас ведется во многих странах бывшего СССР, сформировалось нормальное патриотическое отношение к ВОВ. И я не отношу это ни к нашим заслугам, ни тем более к заслугам пропагандистов. Мне кажется, это ощущение заложено на генетическом уровне, и оно подсказывает молодым людям, где действительно правда, а где ложь.


Как подчеркнул, выступая уже из минской студии, следующий спикер — декан факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета Вадим Гигин, попытки переписать историю ВОВ всегда были, есть и будут, хотя все фальсификаторы, по сути, ничего нового не придумывают, а лишь воспроизводят одни и те же мифические теории. К примеру, о том, что это якобы Советский Союз напал на Германию, а не наоборот, они говорили еще во время самой войны, после нее и пытаются транслировать в массы сегодня. Цель всех эти абсурдных гипотез, разумеется, не в объединении, а, напротив, в разобщении наших народов…


— Вспоминаю 1984 год, когда по проспекту в Минске 9 Мая шла нескончаемая колонна из крепких мужчин и женщин. Только представьте, что кто-то осмелился бы им тогда бросить в лицо все эти обвинения. Живым бы он вряд ли оттуда ушел. Эти люди свернули головы нацистской гидре, и, я думаю, с фальсификаторами тоже сумели бы справиться. Но ветераны уходят, и нам необходимо искать другие формы, чтобы сохранить этот эмоциональный накал, донести правду до следующих поколений, объединиться. Скажем, совместно с Национальным архивом и историками мы инициировали проект «Партизаны Беларуси» (наподобие российского «Подвига народа»). В его рамках мы хотим оцифровать все партизанские карточки, чтобы каждый белорус, да и не только (люди всех наций здесь воевали) мог по ним найти своего предка, узнать, в каких боях он участвовал, какие награды получил. Мы же видим, как трогают молодых людей истории подвигов их прадедов. Надо, чтобы каждый из нас начал делать в этом плане то, что может, — и тогда, я уверен, мы получим хороший конечный результат. Правду у нас никому не удастся украсть, — подчеркнул Вадим Гигин.


Гораздо менее оптимистично была настроена спикер из нашей страны Айгуль Байкадамова, внучка генерала И.В. Панфилова, которая в своем выступлении констатировала тот факт, что информационная война, увы, уже проиграна. Такие выводы общественный деятель сделала из своих наблюдений за современной молодежью, которая не интересуется ни историей ВОВ, ни даже участием в ней собственных предков и родственников.


— С развалом Советского Союза и разделением по национальным квартирам мы потеряли целых три поколения и получили отрицательный результат, — считает она. — Современные дети не знают даже историю своей семьи, которая является частичкой общей истории… Хотя ВОВ – это, наверное, единственное, что до сих пор может нас объединить, поскольку все народы СССР внесли свой вклад в общую Победу. Как сохранить память? Нужна кропотливая каждодневная работа, а не отдельные всплески. Я, к примеру, приветствую акцию «Бессмертный полк». Но если посмотреть интернет-страницы их организаторов, то видно, что они оживают лишь в преддверии 9 Мая, и это печально…


Учитывая, что на территории бывшего СССР практически нет семьи, которую бы война обошла стороной, Айгуль Байкадамова предлагает начать работу именно с семей. Если, к примеру, каждый родитель сможет заинтересовать своего ребенка, подтолкнуть его к самостоятельным поискам информации о воевавших предках (наградные листы, места захоронения и т.д.), то это стало бы огромным вкладом в дело сохранения исторической памяти. Благо в настоящее время эти данные активно выкладываются на специализированных сайтах.


В ходе «круглого стола» прозвучало еще немало идей относительно того, как можно привлечь внимание молодежи к истории ВОВ и вести борьбу с массовыми фальсификациями. Одни предлагали выкладывать научные и архивные материалы в открытый доступ, другие – активно внедрять эти ресурсы в учебный процесс, третьи — закреплять теорию на практике с помощью игровых или медиа-форматов, кто-то даже предложил создать специальное приложение для смартфонов… Но все участники сошлись на том, что доносить такого рода вещи до молодых людей нужно аккуратно и делать это исключительно на том языке, который они понимают и принимают.


— Я всегда говорю, что любые преобразования, реформы в нашей стране нужно начинать не с молодежи, а именно с детей, когда они только начинают формироваться, понимать, что такое мир. Это как Tabula rasa — чистая доска, на которой можно нарисовать все что угодно. Учитывая, что современные дети не смотрят телевизор и в массе своей не ходят в библиотеки и архивы, нужно искать совершенно иные подходы. Откуда дети черпают информацию? Из интернета. Кто у них в авторитете? Различного рода блогеры. Значит, если мы хотим делать какие-то вещи, популяризировать их, сохранять память, то нужно использовать эти современные медиаресурсы. Фантик, обложка могут быть разными, главное – чтобы качественным было содержание, — отметила руководитель детско-юношеской организация «Жас Улан» Динара Садвакасова.


Подводя итоги дискуссии, председатель молодежного социально-культурного общественного объединения «Русь молодая» Сергей Лущ заострил внимание на необходимости тесного взаимодействия СМИ, научного, экспертного сообщества и представителей гражданского общества, которые занимаются организацией патриотических мероприятий и поисковыми работами. Причем это должны быть абсолютно новые формы взаимодействия, поскольку старые уже давно не работают. И уж если сегодня в тренде гражданская журналистика (как основной носитель и передатчик информации), то нужно напрямую разговаривать с ней. Главное – чтобы совместно создаваемый культурный медиапродукт был добротным, эффективным и востребованным. А еще важнее, чтобы все эти благие цели имели соответствующее ресурсное подкрепление и достойное финансирование.


Сауле Исабаева, Central Asia Monitor


Останется ли память о Великой Отечественной войне фактором, объединяющим народы, работающим на сохранение общественного согласия? Чтобы так было, необходимо противостоять попыткам фальсифицировать историю ВОВ. Как этого добиться? Как донести до молодого поколения всю правду о ней и научить ценить мирную жизнь? Что каждый из нас должен сделать, чтобы сохранить память о подвиге советского народа в условиях, когда его участников и свидетелей остались единицы? Эти и другие вопросы в минувшую среду обсуждались в рамках «круглого стола» на тему: «Народы бывшего СССР: вместе в Великой войне и Великой Победе». Он был организован Информационно-аналитическим центром МГУ и проходил в формате видеомоста Москва – Минск – Алматы. Тон дискуссии уже с первых минут задал руководитель Центра проблем глобализации, академик Российской академии социальных наук Александр Чачия. Он заявил, что историческая память о всеобщем героизме жизненно необходима народам бывшего СССР, если они хотят выжить в современном мире, стать полноценными нациями и обеспечить преемственность поколений. — В последние годы и даже десятилетия мы сталкиваемся с совершенно наглыми и мерзкими попытками фальсифицировать эту историю, — сетует политолог. — При этом все, кто призывает искать «правду», в ее поисках обнаруживают лишь грязь, кровь и прочее непотребное. В нормальном обществе такое должно быть совершенно недопустимым. Я вспоминаю, как относился к 9 Мая мой отец, который в качестве офицера Красной армии прошел всю войну: да, он скорбел по погибшим фронтовым товарищам, но для него это был, прежде всего, День Победы, его праздник. А теперь какой-то сосунок из телевизора пытается всех убедить в том, что для наших ветеранов – это день скорби, и, мол, празднования неуместны, а 22 июня и вовсе называет днем позора, поскольку Красная армия якобы была разгромлена уже в первые же дни войны. Спрашивается, а кто тогда воевал еще четыре года и одержал Победу?! И ведь эту бессовестную пропаганду мы все чаще наблюдаем на государственных телеканалах… Особо Александр Чачия акцентировал внимание участников видеомоста на огромной роли в этой войне казахстанцев и в частности казахов, которые не только активно воевали в самых горячих точках, но и дали кров и пищу тысячам граждан из разных уголков Союза. По его словам, немецкие войска, может, вообще не зашли бы в Казахстан — такой необходимости не было. Если бы им удалось решить вопрос в центре — России, то все остальные советские республики автоматически оказались бы в рабской колониальной зависимости. Но казахи не хотели оставаться в стороне – они встали единым фронтом и проявили чудеса героизма. — И таким был настрой всего советского народа, охваченного одной целью – освободить общую родину от немецких захватчиков, — говорит академик. — Если мы предаем общую историческую память, то предаем своих отцов и дедов, которые проливали кровь и отдавали жизни за эту идею. Вот что мы сегодня должны активно доносить до школьников и студентов, а не забивать их головы антисоветизмом… Даже удивительно, что у нашей молодежи в условиях такой бешеной антисоветской пропаганды, которая сейчас ведется во многих странах бывшего СССР, сформировалось нормальное патриотическое отношение к ВОВ. И я не отношу это ни к нашим заслугам, ни тем более к заслугам пропагандистов. Мне кажется, это ощущение заложено на генетическом уровне, и оно подсказывает молодым людям, где действительно правда, а где ложь. Как подчеркнул, выступая уже из минской студии, следующий спикер — декан факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета Вадим Гигин, попытки переписать историю ВОВ всегда были, есть и будут, хотя все фальсификаторы, по сути, ничего нового не придумывают, а лишь воспроизводят одни и те же мифические теории. К примеру, о том, что это якобы Советский Союз напал на Германию, а не наоборот, они говорили еще во время самой войны, после нее и пытаются транслировать в массы сегодня. Цель всех эти абсурдных гипотез, разумеется, не в объединении, а, напротив, в разобщении наших народов… — Вспоминаю 1984 год, когда по проспекту в Минске 9 Мая шла нескончаемая колонна из крепких мужчин и женщин. Только представьте, что кто-то осмелился бы им тогда бросить в лицо все эти обвинения. Живым бы он вряд ли оттуда ушел. Эти люди свернули головы нацистской гидре, и, я думаю, с фальсификаторами тоже сумели бы справиться. Но ветераны уходят, и нам необходимо искать другие формы, чтобы сохранить этот эмоциональный накал, донести правду до следующих поколений, объединиться. Скажем, совместно с Национальным архивом и историками мы инициировали проект «Партизаны Беларуси» (наподобие российского «Подвига народа»). В его рамках мы хотим оцифровать все партизанские карточки, чтобы каждый белорус, да и не только (люди всех наций здесь воевали) мог по ним найти своего предка, узнать, в каких боях он участвовал, какие награды получил. Мы же видим, как трогают молодых людей истории подвигов их прадедов. Надо, чтобы каждый из нас начал делать в этом плане то, что может, — и тогда, я уверен, мы получим хороший конечный результат. Правду у нас никому не удастся украсть, — подчеркнул Вадим Гигин. Гораздо менее оптимистично была настроена спикер из нашей страны Айгуль Байкадамова, внучка генерала И.В. Панфилова, которая в своем выступлении констатировала тот факт, что информационная война, увы, уже проиграна. Такие выводы общественный деятель сделала из своих наблюдений за современной молодежью, которая не интересуется ни историей ВОВ, ни даже участием в ней собственных предков и родственников. — С развалом Советского Союза и разделением по национальным квартирам мы потеряли целых три поколения и получили отрицательный результат, — считает она. — Современные дети не знают даже историю своей семьи, которая является частичкой общей истории… Хотя ВОВ – это, наверное, единственное, что до сих пор может нас объединить, поскольку все народы СССР внесли свой вклад в общую Победу. Как сохранить память? Нужна кропотливая каждодневная работа, а не отдельные всплески. Я, к примеру, приветствую акцию «Бессмертный полк». Но если посмотреть интернет-страницы их организаторов, то видно, что они оживают лишь в преддверии 9 Мая, и это печально… Учитывая, что на территории бывшего СССР практически нет семьи, которую бы война обошла стороной, Айгуль Байкадамова предлагает начать работу именно с семей. Если, к примеру, каждый родитель сможет заинтересовать своего ребенка, подтолкнуть его к самостоятельным поискам информации о воевавших предках (наградные листы, места захоронения и т.д.), то это стало бы огромным вкладом в дело сохранения исторической памяти. Благо в настоящее время эти данные активно выкладываются на специализированных сайтах. В ходе «круглого стола» прозвучало еще немало идей относительно того, как можно привлечь внимание молодежи к истории ВОВ и вести борьбу с массовыми фальсификациями. Одни предлагали выкладывать научные и архивные материалы в открытый доступ, другие – активно внедрять эти ресурсы в учебный процесс, третьи — закреплять теорию на практике с помощью игровых или медиа-форматов, кто-то даже предложил создать специальное приложение для смартфонов… Но все участники сошлись на том, что доносить такого рода вещи до молодых людей нужно аккуратно и делать это исключительно на том языке, который они понимают и принимают. — Я всегда говорю, что любые преобразования, реформы в нашей стране нужно начинать не с молодежи, а именно с детей, когда они только начинают формироваться, понимать, что такое мир. Это как Tabula rasa — чистая доска, на которой можно нарисовать все что угодно. Учитывая, что современные дети не смотрят телевизор и в массе своей не ходят в библиотеки и архивы, нужно искать совершенно иные подходы. Откуда дети черпают информацию? Из интернета. Кто у них в авторитете? Различного рода блогеры. Значит, если мы хотим делать какие-то вещи, популяризировать их, сохранять память, то нужно использовать эти современные медиаресурсы. Фантик, обложка могут быть разными, главное – чтобы качественным было содержание, — отметила руководитель детско-юношеской организация «Жас Улан» Динара Садвакасова. Подводя итоги дискуссии, председатель молодежного социально-культурного общественного объединения «Русь молодая» Сергей Лущ заострил внимание на необходимости тесного взаимодействия СМИ, научного, экспертного сообщества и представителей гражданского общества, которые занимаются организацией патриотических мероприятий и поисковыми работами. Причем это должны быть абсолютно новые формы взаимодействия, поскольку старые уже давно не работают. И уж если сегодня в тренде гражданская журналистика (как основной носитель и передатчик информации), то нужно напрямую разговаривать с ней. Главное – чтобы совместно создаваемый культурный медиапродукт был добротным, эффективным и востребованным. А еще важнее, чтобы все эти благие цели имели соответствующее ресурсное подкрепление и достойное финансирование. Сауле Исабаева, Central Asia Monitor


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!