Киев предложил Газпрому идею «подержать транзитный газ». Александр Запольскис - «ДНР и ЛНР»

  • 08:24, 21-июн-2019
  • ДНР и ЛНР
  • Демид
  • 0


Проблема 2019 года для газотранспортной системы Украины постепенно набирает актуальность. До истечения текущего транзитного газового контракта с Россией осталось шесть месяцев. Американцам надавить на Москву не удалось. Европейцы, хоть на словах соблюдения украинских интересов требуют, однако предпринимать какие-либо практические меры решительно отказываются. Более того, проект "Северного потока-2" они берегут пуще зеницы ока.

Киев прошел три ключевые кризисные стадии: игнорирования, отрицания и возмущения. Постепенно до них стала доходить необходимость что-то все же делать. И они придумали «гениальную» схему!

Исполнительный директор НАК "Нафтогаз Украины" Юрий Витренко изложил идею следующим образом. Россия, в лице "Газпрома" или любого другого официально уполномоченного экспортера, на российско-украинской границе передает Украине определенный объем газа. Украина точно такой же объем передаст европейским потребителям на своей западной границе. Таким образом, речь идет об оказании услуги "свопа", о цене которой "потом договоримся" по европейским правилам.

На первый взгляд, предложение выглядит всего лишь странным. Зачем отказываться от простой, понятной и десятилетиями апробированной схемы обычного транзита? Нет, когда речь идет о взаимодействии двух партнеров, одновременно торгующих собственным газом (без разницы, самостоятельно добытым или где-то на стороне взятым), своп вполне логичен. Он позволяет сторонам даже извлекать дополнительную прибыль.

Допустим, чтобы "Газпрому" поставить партию газа в Индию, ему требуется туда либо трубу через несколько стран протянуть, что долго и дорого, либо потратиться на сжижение и аренду СПГ-танкера, что также требует денег. Тогда как можно договориться, скажем, с Катаром обменяться поставками. Российский газ по катарскому контракту поставляется в какую-нибудь Британию, которая, в общем, недалеко, и труба туда уже есть. А катарцы свой газ по российскому контракту везут в Индию, которая сильно ближе Британских островов. И все довольны.

Но при чем тут Украина, когда принимать на одной границе и отдавать на другой предполагается один и тот же российский газ? Впрочем, внимательно следим за руками. Технология свопа тут только для маскировки. Хитрость кроется в деталях.

Помните оговорочку про расчеты по европейским правилам? В отличие от транзитного контракта, где величина расходов четко конкретизирована до прямо указанной цифры цены за 1 тыс. кубометров на каждые 100 километров прокачки, предложенная Киевом схема предполагает, что стоимость услуги будет регулироваться нормами Евросоюза.

А в них имеется любопытный подводный камень. В любой момент Еврокомиссия может принять какие угодно новые правила (точно так же, как это было с Третьим энергопакетом), по которым стоимость услуги способна меняться самым непредсказуемым образом. При этом Украина, формально в Евросоюз не входящая и даже не стоящая на его пороге, изящным образом пытается непосредственно столкнуть лбами Москву и Брюссель, чтобы самой оказаться как бы над схваткой.

Впрочем, на этом дело не останавливается. Вторым пунктом, напечатанным самым мелким шрифтом в предлагаемом контракте, является предложение объединить российскую и украинскую ГТС, как функционирующие ради решения одной общей задачи. Со вполне предсказуемой целью. Чтобы переложить расходы по ремонту и ответственность за любые аварии на украинской "трубе" на плечи (и кошелек) "Газпрома". Под это дело Киев даже анонсировал свое согласие пересмотреть транзитные расценки в сторону некоторого понижения.

Тут следует отметить, что на данный момент с полным отказом от прокачки газа через Украину существует определенный ряд неоднозначностей. Он не то чтобы нерешаемый технически, но на данный момент рабочие сложности имеет.

Даже с учетом разрешения ЕК на предоставление "Газпрому" 90% пропускной способности трубопровода OPAL, его мощности для прокачки общего объема двух ниток Северного потока недостаточно. Строящаяся параллельно ему газовая магистраль EUGAL, гарантирующая полную расшивку логистической проблемы, будет готова только к 2021 году.

С другой стороны, "Южные поток" уже добрался до Турции, но в Южную Европу пока попасть также не может. Греческий трубопровод в Италию не готов. Более того, его перспектива по пересечению Адриатики на данный момент остается неопределенной. Итальянцы по сей день не решили – нужна ли им труба с русским газом.

В то же время Россия достаточно успешно диверсифицировала варианты видов поставки, так что располагает возможностью перекрыть трубопроводные сложности расширением подвоза сжиженного газа. Там конечно не все так просто и легко, то в целом решаемо.

Другой вопрос, что пока отсутствует окончательная определенность на стратегическом уровне. Ею-то Киев сейчас и пытается воспользоваться. По крайней мере, надеется. Может, все 100-120 млрд кубометров транзита и не сохранить, то хотя бы 50-60 млрд - выглядит заманчивым.

Ради этого можно даже пафосно писать в фесбуке, что, мол, если "Газпром" трусит брать на себя риски, то их с легкостью готов на себя взять "Нафтогаз". На чистом глазу игнорируя неоднократные факты, доверие к Украине как надежному контрагенту напрочь подрывающие. В том числе, и свыше 140 млн долларов накопившегося в этом году долга "Нафтогаза" перед "Газпромом", который они абсолютно официально не знают, как погасить.

Да и вообще, о каком доверии тут может идти речь, если экспертное сообщество в один голос указывает на истинные оборотные хитрости "гениального украинского предложения"? Но в Киеве продолжают считать предложение гениальным, а условия для России просто шоколадными.

Впрочем, у лидера партии "Батькивщина" Юлии Тимошенко, на случай отказа России уже существует "План Б". Выступая в эфире телеканала NewsOne непотопляемая «женщина с косой» с уверенностью в голосе изложила проект строительства в течение максимум двух-трех лет собственных СПГ-терминалов в портах Одессы и Николаева.

В этом случае на Украине достаточно собственных запасов газа и необходимых технологий, чтобы создать собственную систему, которая не только обеспечит потребности Украины, но и составит полноценную конкуренцию России по транспортировке газа в Европу.

Настоящая страна мечтателей и «гениальных» бизнесменов.

Александр Запольскис

Проблема 2019 года для газотранспортной системы Украины постепенно набирает актуальность. До истечения текущего транзитного газового контракта с Россией осталось шесть месяцев. Американцам надавить на Москву не удалось. Европейцы, хоть на словах соблюдения украинских интересов требуют, однако предпринимать какие-либо практические меры решительно отказываются. Более того, проект "Северного потока-2" они берегут пуще зеницы ока. Киев прошел три ключевые кризисные стадии: игнорирования, отрицания и возмущения. Постепенно до них стала доходить необходимость что-то все же делать. И они придумали «гениальную» схему! Исполнительный директор НАК "Нафтогаз Украины" Юрий Витренко изложил идею следующим образом. Россия, в лице "Газпрома" или любого другого официально уполномоченного экспортера, на российско-украинской границе передает Украине определенный объем газа. Украина точно такой же объем передаст европейским потребителям на своей западной границе. Таким образом, речь идет об оказании услуги "свопа", о цене которой "потом договоримся" по европейским правилам. На первый взгляд, предложение выглядит всего лишь странным. Зачем отказываться от простой, понятной и десятилетиями апробированной схемы обычного транзита? Нет, когда речь идет о взаимодействии двух партнеров, одновременно торгующих собственным газом (без разницы, самостоятельно добытым или где-то на стороне взятым), своп вполне логичен. Он позволяет сторонам даже извлекать дополнительную прибыль. Допустим, чтобы "Газпрому" поставить партию газа в Индию, ему требуется туда либо трубу через несколько стран протянуть, что долго и дорого, либо потратиться на сжижение и аренду СПГ-танкера, что также требует денег. Тогда как можно договориться, скажем, с Катаром обменяться поставками. Российский газ по катарскому контракту поставляется в какую-нибудь Британию, которая, в общем, недалеко, и труба туда уже есть. А катарцы свой газ по российскому контракту везут в Индию, которая сильно ближе Британских островов. И все довольны. Но при чем тут Украина, когда принимать на одной границе и отдавать на другой предполагается один и тот же российский газ? Впрочем, внимательно следим за руками. Технология свопа тут только для маскировки. Хитрость кроется в деталях. Помните оговорочку про расчеты по европейским правилам? В отличие от транзитного контракта, где величина расходов четко конкретизирована до прямо указанной цифры цены за 1 тыс. кубометров на каждые 100 километров прокачки, предложенная Киевом схема предполагает, что стоимость услуги будет регулироваться нормами Евросоюза. А в них имеется любопытный подводный камень. В любой момент Еврокомиссия может принять какие угодно новые правила (точно так же, как это было с Третьим энергопакетом), по которым стоимость услуги способна меняться самым непредсказуемым образом. При этом Украина, формально в Евросоюз не входящая и даже не стоящая на его пороге, изящным образом пытается непосредственно столкнуть лбами Москву и Брюссель, чтобы самой оказаться как бы над схваткой. Впрочем, на этом дело не останавливается. Вторым пунктом, напечатанным самым мелким шрифтом в предлагаемом контракте, является предложение объединить российскую и украинскую ГТС, как функционирующие ради решения одной общей задачи. Со вполне предсказуемой целью. Чтобы переложить расходы по ремонту и ответственность за любые аварии на украинской "трубе" на плечи (и кошелек) "Газпрома". Под это дело Киев даже анонсировал свое согласие пересмотреть транзитные расценки в сторону некоторого понижения. Тут следует отметить, что на данный момент с полным отказом от прокачки газа через Украину существует определенный ряд неоднозначностей. Он не то чтобы нерешаемый технически, но на данный момент рабочие сложности имеет. Даже с учетом разрешения ЕК на предоставление "Газпрому" 90% пропускной способности трубопровода OPAL, его мощности для прокачки общего объема двух ниток Северного потока недостаточно. Строящаяся параллельно ему газовая магистраль EUGAL, гарантирующая полную расшивку логистической проблемы, будет готова только к 2021 году. С другой стороны, "Южные поток" уже добрался до Турции, но в Южную Европу пока попасть также не может. Греческий трубопровод в Италию не готов. Более того, его перспектива по пересечению Адриатики на данный момент остается неопределенной. Итальянцы по сей день не решили – нужна ли им труба с русским газом. В то же время Россия достаточно успешно диверсифицировала варианты видов поставки, так что располагает возможностью перекрыть трубопроводные сложности расширением подвоза сжиженного газа. Там конечно не все так просто и легко, то в целом решаемо. Другой вопрос, что пока отсутствует окончательная определенность на стратегическом уровне. Ею-то Киев сейчас и пытается воспользоваться. По крайней мере, надеется. Может, все 100-120 млрд кубометров транзита и не сохранить, то хотя бы 50-60 млрд - выглядит заманчивым. Ради этого можно даже пафосно писать в фесбуке, что, мол, если "Газпром" трусит брать на себя риски, то их с легкостью готов на себя взять "Нафтогаз". На чистом глазу игнорируя неоднократные факты, доверие к Украине как надежному контрагенту напрочь подрывающие. В том числе, и свыше 140 млн долларов накопившегося в этом году долга "Нафтогаза" перед "Газпромом", который они абсолютно официально не знают, как погасить. Да и вообще, о каком доверии тут может идти речь, если экспертное сообщество в один голос указывает на истинные оборотные хитрости "гениального украинского предложения"? Но в Киеве продолжают считать предложение гениальным, а условия для России просто шоколадными. Впрочем, у лидера партии "Батькивщина" Юлии Тимошенко, на случай отказа России уже существует "План Б". Выступая в эфире телеканала NewsOne непотопляемая «женщина с косой» с уверенностью в голосе изложила проект строительства в течение максимум двух-трех лет собственных СПГ-терминалов в портах Одессы и Николаева. В этом случае на Украине достаточно собственных запасов газа и необходимых технологий, чтобы создать собственную систему, которая не только обеспечит потребности Украины, но и составит полноценную конкуренцию России по транспортировке газа в Европу. Настоящая страна мечтателей и «гениальных» бизнесменов. Александр Запольскис


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!