Профессиональный раскольник не останавливается - «ДНР и ЛНР»

  • 16:05, 17-июн-2019
  • ДНР и ЛНР
  • Альбина
  • 0

На Украине началась кульминационная часть противостояния внутри раскольнической Православной церкви Украины (ПЦУ). Глава Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) Филарет анонсировал проведение 20 июня 2019 года так называемого поместного собора своей «церкви». Фактически он провозгласил курс на отделение от ПЦУ, и с большой долей вероятности уже через несколько дней на Украине может официально появиться еще одна религиозная организация. А точнее от ПЦУ, созданной в декабре 2018-го путем слияния епископата УПЦ КП и Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ), отпочкуется Филарет с группой своих сторонников.




Цель действий раскольника — в том, чтобы сохранить власть и статус патриарха, которые он теряет, находясь в составе ПЦУ. Причем время поджимает. Синод ПЦУ на последнем заседании 24 мая обязал всех архиереев в течение месяца для утверждения и дальнейшей государственной регистрации в составе ПЦУ передать статуты епархиальных управлений предстоятелю — митрополиту Епифанию.


Расстановка сил перед собором, на первый взгляд, складывается не в пользу Филарета. Практически все архиереи ПЦУ заявили о своей верности Епифанию. Филарета поддерживают всего несколько епископов из епархий УПЦ КП, расположенных на территории России. И это неспроста: им есть что терять в случае, если они останутся в ПЦУ. Дело в том, что одним из положений томоса об автокефалии, который Константинопольский патриарх Варфоломей предоставил ПЦУ, является ограничение юрисдикции новой церкви территорией Украины. Все зарубежные приходы УПЦ КП, в том числе и в РФ, должны перейти в подчинение Константинополю. Однако сложно представить, что в России начнут легально действовать епархии и общины Константинопольской церкви, с которой Московский патриархат в данный момент не имеет канонического общения.


Одновременно на Украине начался активный процесс «дефиларетизации». Силы, поддерживающие Епифания, стараются привлечь на свою сторону максимальное число сторонников и обосновать вероятное исключение Филарета из ПЦУ. Они активно вспоминают все его старые грехи: авторитарность, нарушение канонов, сотрудничество с КГБ в советское время и прочие «недостатки», про которые все хорошо знали, но предпочитали не обсуждать.


Несмотря на это, Филарет даже при минимальной поддержке имеет шансы добиться своих целей. Похоже, что остановить его не помогут даже возможные санкции со стороны патриарха Варфоломея — например, предание анафеме. У Филарета есть опыт, как действовать в таких условиях.


Сложившаяся ситуация минимизирует и без того малые шансы на признание ПЦУ другими поместными церквями (весь мир с интересом наблюдает, что созданная с санкции Константинополя «церковь» — это сообщество граждан, руководствующихся исключительно меркантильными интересами). Кроме того, уход Филарета подготовит почву для дальнейшего дробления раскольников. Любому архиерею ПЦУ теперь будет куда уйти в случае, если его интересы будут нарушены, а амбиции останутся неудовлетворенными. Причем у потенциальных перебежчиков в УПЦ КП будет на руках дежурный, но в то же время весомый аргумент, неоднократно озвученный Филаретом, — зависимость ПЦУ от Константинопольского патриархата.


На Фанаре же видят, что становление украинской церкви происходит по нежелательному сценарию. Очередной надвигающийся раскол подтверждает неправомерность действий патриарха Варфоломея, призванного, согласно его собственным заявлениям, хранить единство мирового православия. Одновременно с этим выступление Филарета лишний раз указывает на то, что анафема, которая была провозглашена ему в Московском патриархате в 1997 году, не была случайностью.


В сложившейся ситуации Константинополь предпринимает попытки привлечь на свою сторону другие поместные церкви и добиться хотя бы частичного признания ПЦУ. Пока Филарет готовился объявить о созыве собора, патриарх Варфоломей 10 июня отмечал в Стамбуле день своего тезоименитства (именин). Поздравить его приехали Епифаний и предстоятель Элладской православной церкви (ЭПЦ) архиепископ Иероним, который, видимо, не был предварительно предупрежден о визите украинского гостя. Несмотря на то что совместное служение Иеронима и Епифания, к чему так усиленно стремятся украинские раскольники, так и не состоялось, фанариотам удалось получить нужную картинку взаимных приветствий глав ЭПЦ и ПЦУ. Некоторые греческие СМИ растиражировали фото рукопожатий, чтобы создать видимость того, что ЭПЦ готова установить общение с детищем Варфоломея.


Между тем сценарий признания ПЦУ Элладской церковью, несмотря на оказываемое на нее извне мощное давление, не является неизбежным. В ЭПЦ много авторитетных иерархов, осознающих, что украинский церковный кризис не является просто спором за территорию. Речь идет о посягательстве на устоявшийся в православной церкви канонический порядок. И при попустительстве этому жертв действий Фанара может стать больше.


Андрей Серебрич, газета «Известия»


На Украине началась кульминационная часть противостояния внутри раскольнической Православной церкви Украины (ПЦУ). Глава Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) Филарет анонсировал проведение 20 июня 2019 года так называемого поместного собора своей «церкви». Фактически он провозгласил курс на отделение от ПЦУ, и с большой долей вероятности уже через несколько дней на Украине может официально появиться еще одна религиозная организация. А точнее от ПЦУ, созданной в декабре 2018-го путем слияния епископата УПЦ КП и Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ), отпочкуется Филарет с группой своих сторонников. Цель действий раскольника — в том, чтобы сохранить власть и статус патриарха, которые он теряет, находясь в составе ПЦУ. Причем время поджимает. Синод ПЦУ на последнем заседании 24 мая обязал всех архиереев в течение месяца для утверждения и дальнейшей государственной регистрации в составе ПЦУ передать статуты епархиальных управлений предстоятелю — митрополиту Епифанию. Расстановка сил перед собором, на первый взгляд, складывается не в пользу Филарета. Практически все архиереи ПЦУ заявили о своей верности Епифанию. Филарета поддерживают всего несколько епископов из епархий УПЦ КП, расположенных на территории России. И это неспроста: им есть что терять в случае, если они останутся в ПЦУ. Дело в том, что одним из положений томоса об автокефалии, который Константинопольский патриарх Варфоломей предоставил ПЦУ, является ограничение юрисдикции новой церкви территорией Украины. Все зарубежные приходы УПЦ КП, в том числе и в РФ, должны перейти в подчинение Константинополю. Однако сложно представить, что в России начнут легально действовать епархии и общины Константинопольской церкви, с которой Московский патриархат в данный момент не имеет канонического общения. Одновременно на Украине начался активный процесс «дефиларетизации». Силы, поддерживающие Епифания, стараются привлечь на свою сторону максимальное число сторонников и обосновать вероятное исключение Филарета из ПЦУ. Они активно вспоминают все его старые грехи: авторитарность, нарушение канонов, сотрудничество с КГБ в советское время и прочие «недостатки», про которые все хорошо знали, но предпочитали не обсуждать. Несмотря на это, Филарет даже при минимальной поддержке имеет шансы добиться своих целей. Похоже, что остановить его не помогут даже возможные санкции со стороны патриарха Варфоломея — например, предание анафеме. У Филарета есть опыт, как действовать в таких условиях. Сложившаяся ситуация минимизирует и без того малые шансы на признание ПЦУ другими поместными церквями (весь мир с интересом наблюдает, что созданная с санкции Константинополя «церковь» — это сообщество граждан, руководствующихся исключительно меркантильными интересами). Кроме того, уход Филарета подготовит почву для дальнейшего дробления раскольников. Любому архиерею ПЦУ теперь будет куда уйти в случае, если его интересы будут нарушены, а амбиции останутся неудовлетворенными. Причем у потенциальных перебежчиков в УПЦ КП будет на руках дежурный, но в то же время весомый аргумент, неоднократно озвученный Филаретом, — зависимость ПЦУ от Константинопольского патриархата. На Фанаре же видят, что становление украинской церкви происходит по нежелательному сценарию. Очередной надвигающийся раскол подтверждает неправомерность действий патриарха Варфоломея, призванного, согласно его собственным заявлениям, хранить единство мирового православия. Одновременно с этим выступление Филарета лишний раз указывает на то, что анафема, которая была провозглашена ему в Московском патриархате в 1997 году, не была случайностью. В сложившейся ситуации Константинополь предпринимает попытки привлечь на свою сторону другие поместные церкви и добиться хотя бы частичного признания ПЦУ. Пока Филарет готовился объявить о созыве собора, патриарх Варфоломей 10 июня отмечал в Стамбуле день своего тезоименитства (именин). Поздравить его приехали Епифаний и предстоятель Элладской православной церкви (ЭПЦ) архиепископ Иероним, который, видимо, не был предварительно предупрежден о визите украинского гостя. Несмотря на то что совместное служение Иеронима и Епифания, к чему так усиленно стремятся украинские раскольники, так и не состоялось, фанариотам удалось получить нужную картинку взаимных приветствий глав ЭПЦ и ПЦУ. Некоторые греческие СМИ растиражировали фото рукопожатий, чтобы создать видимость того, что ЭПЦ готова установить общение с детищем Варфоломея. Между тем сценарий признания ПЦУ Элладской церковью, несмотря на оказываемое на нее извне мощное давление, не является неизбежным. В ЭПЦ много авторитетных иерархов, осознающих, что украинский церковный кризис не является просто спором за территорию. Речь идет о посягательстве на устоявшийся в православной церкви канонический порядок. И при попустительстве этому жертв действий Фанара может стать больше. Андрей Серебрич, газета «Известия»


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!