«Зеленые» стали самой популярной политической силой Германии, потеснив в опросах ХДС Ангелы Меркель. Одна из главных причин популярности борцов с экологическими угрозами состоит в том, что «зеленые» не боятся резко выступать против Соединенных Штатов Америки. Традиционный антиамериканизм «зеленых» как никогда востребован в немецком обществе, поэтому они набирают все больше и больше, в то время как проамериканская Меркель теряет поддержку.
Череда электоральных кампаний в Германии последних двух лет (выборы в бундестаг, выборы в Европарламент, выборы в ряд германских земель) продемонстрировали новые тенденции в партийно-политической системе ФРГ. Одной из них стало усиление позиций партии «Зеленые». «Экологам» и раньше удавалось показывать высокие результаты и даже входить в состав правящей коалиции, однако за успехами следовали и провалы, приводившие к внутрипартийным кризисам.
Сейчас «Зеленые», по данным опросов, теснят с лидерской позиции христианских демократов, уверенно опережая другую «народную» партию — СДПГ. Разговоры о первом «зеленом» канцлере ведутся скорее в гипотетическом ключе, однако в ХДС уже всерьез обеспокоились решением «Зеленых» отказаться от альянса с христианскими демократами по итогам земельных выборов в Бремене.
Причины успеха «Зеленых» разнообразны. Это и реальная обеспокоенность значительного числа немецких граждан вопросами экологии, и разочарованность в работе правящей коалиции, и результат активной работы партийных функционеров на местах.
Для образованных жителей крупных немецких городов голос за «Зеленых» — это «прогрессивный» протестный голос, тогда как антиправительственная риторика «Альтернативы для Германии» среди этой категории избирателей чаще всего воспринимается как призыв к откату назад.
Еще одним важным фактором, определяющим успех «Зеленых», стала их критика американской внешней политики и американо-германских отношений. Конечно, сейчас позицию Вашингтона обсуждают все политические силы ФРГ, и мало кто из немецких политиков готов выступить в качестве адвоката администрации Дональда Трампа. Однако здесь «Зеленые», в отличие от иных партий, могут предложить своим избирателям последовательные взгляды в духе антиамериканизма, остававшиеся частью их идеологического багажа на протяжении долгого времени.
Еще в самом начале своего политического становления в 1980-х годах «Зеленые» резко критиковали политику Вашингтона.
Несмотря на продолжавшуюся «холодную войну», партия твердо стояла на пацифистских позициях, выступая против милитаризации европейского континента и размещения на территории Германии американских ракет малой и средней дальности. «Зеленым» удавалось организовывать массовые демонстрации и акции протеста, к которым, к неудовольствию Бонна, присоединялись представители других политических сил.
Активисты-«экологи» воспринимались немецким истеблишментом как стоящие в одном смысловом ряду с радикалами-террористами из RAF, и дискуссии в бундестаге с участием «Зеленых» проходили так же эмоционально, как сейчас дебаты с депутатами АдГ.
Напористость «Зеленых» в этот период удивляла даже наблюдателей из СССР. Известный советский германист Лев Гинцберг в своей статье в журнале «Вопросы истории» в 1988 году писал: «В деятельности партии "Зеленых", в том числе в ее действиях на парламентской арене, антивоенная, антимилитаристская направленность исключительно важна.
Далеко идущие требования в этой области были сформулированы в их документах программного характера. В начале 1980-х годов основной целью, которую ставили себе "Зеленые" в борьбе против опасности ядерной войны, было предотвращение размещения на территории ФРГ американских ракет среднего радиуса действия, нацеленных на СССР. Борьбу против этого шага, грозящего ФРГ уничтожением в ядерной войне, "Зеленые" вели с подлинной страстью и изобретательностью…»
После окончания «холодной войны» пацифистская риторика на время утратила свою былую актуальность, отразившись и на популярности «Зеленых». В партии были вынуждены скорректировать свои программные установки. Ко второй половине 1990-х годов ее руководство уже не призывало к антивоенным демонстрациям по случаю операции НАТО в Югославии или начала военных кампаний в Афганистане и Ираке.
Впрочем, идеологическая гибкость «Зеленых» позволила им определить свое позиционирование по внешнеполитическим вопросам в эпоху постбиполярного мира. Антиамериканизм в идеологическом багаже «экологов», пережив период трансформации, все же сохранился, дополнившись новыми деталями, и теперь он снова делает «Зеленых» популярными у немецкого избирателя.
Действующей администрации Дональда Трампа легко быть мишенью для критики «Зеленых». Президент-миллиардер неоднократно давал понять, что вопросы защиты окружающей среды и глобального потепления — ключевые для «Зеленых» — имеют для него гораздо меньшее значение, чем для его предшественников.
Выход США из Парижского соглашения по климату в Германии расценили как пощечину общим ценностям, объединяющим Евроатлантическое сообщество. Центральную позицию среди осуждающих американского президента закономерно заняли именно «Зеленые», которые в свое время заставили другие немецкие партии считаться с проблематикой защиты окружающий среды, внеся соответствующие положения в свои программы хотя бы формально.
Для «Зеленых» абсолютно неприемлема антииммигрантская риторика Трампа. «Экологи» остаются одними из немногих в ФРГ, кто рассматривает европейский миграционный кризис как возможность, а не как угрозу.
Несколько идеализированный подход «Зеленых» к проблеме ставит на первое место такие аспекты последней миграционной волны в ФРГ, как безопасность спасающихся от неурядиц в своей стране беженцев, заполнение пустующих рабочих мест в растущей немецкой экономике, сохранение привлекательного образа Германии как «ответственной» и «гуманной» державы.
План постройки стены между Мексикой и США в представлении «Зеленых» является недопустимой практикой. Даже американское давление на проект газопровода «Северный поток — 2», к которому у «Зеленых» также сложилось противоречивое отношение, не привело к смягчению позиции «экологов» в отношении американской администрации.
«Зеленые», как и другие партии, осудили письма с угрозами участвующим в проекте компаниям американского посла в ФРГ Ричарда Гренелла и расценили их как вмешательство во внутриевропейские дела.
В то же время антиамериканизм «Зеленых» на современном этапе, в отличие от 1980-х годов, не затрагивает трансатлантическую солидарность как одну из основ внешней политики ФРГ. Гипотетический канцлер от «экологов» не будет здесь ничего пересматривать. Требования по выходу Германии из НАТО остались в прошлом. Со времен Йошки Фишера «Зеленые» научились быть прагматиками.
Сегодня антиамериканизм «Зеленых» попал в тренд общественных настроений Германии. Однако если следующий президент США вернется к либеральной риторике, пересмотрит позицию по глобальному потеплению и постарается не злоупотреблять использованием американских вооруженных сил по всему миру, «Зеленым» придется корректировать свои подходы к избирателям.
Впрочем, их политическая философия обладает почти безграничным потенциалом по части эксплуатации проблем защиты окружающей среды. В этом вопросе строгим критериям «Зеленых» не способна соответствовать ни одна американская администрация.
Артем Соколов
«Зеленые» стали самой популярной политической силой Германии, потеснив в опросах ХДС Ангелы Меркель. Одна из главных причин популярности борцов с экологическими угрозами состоит в том, что «зеленые» не боятся резко выступать против Соединенных Штатов Америки. Традиционный антиамериканизм «зеленых» как никогда востребован в немецком обществе, поэтому они набирают все больше и больше, в то время как проамериканская Меркель теряет поддержку. Череда электоральных кампаний в Германии последних двух лет (выборы в бундестаг, выборы в Европарламент, выборы в ряд германских земель) продемонстрировали новые тенденции в партийно-политической системе ФРГ. Одной из них стало усиление позиций партии «Зеленые». «Экологам» и раньше удавалось показывать высокие результаты и даже входить в состав правящей коалиции, однако за успехами следовали и провалы, приводившие к внутрипартийным кризисам. Сейчас «Зеленые», по данным опросов, теснят с лидерской позиции христианских демократов, уверенно опережая другую «народную» партию — СДПГ. Разговоры о первом «зеленом» канцлере ведутся скорее в гипотетическом ключе, однако в ХДС уже всерьез обеспокоились решением «Зеленых» отказаться от альянса с христианскими демократами по итогам земельных выборов в Бремене. Причины успеха «Зеленых» разнообразны. Это и реальная обеспокоенность значительного числа немецких граждан вопросами экологии, и разочарованность в работе правящей коалиции, и результат активной работы партийных функционеров на местах. Для образованных жителей крупных немецких городов голос за «Зеленых» — это «прогрессивный» протестный голос, тогда как антиправительственная риторика «Альтернативы для Германии» среди этой категории избирателей чаще всего воспринимается как призыв к откату назад. Еще одним важным фактором, определяющим успех «Зеленых», стала их критика американской внешней политики и американо-германских отношений. Конечно, сейчас позицию Вашингтона обсуждают все политические силы ФРГ, и мало кто из немецких политиков готов выступить в качестве адвоката администрации Дональда Трампа. Однако здесь «Зеленые», в отличие от иных партий, могут предложить своим избирателям последовательные взгляды в духе антиамериканизма, остававшиеся частью их идеологического багажа на протяжении долгого времени. Еще в самом начале своего политического становления в 1980-х годах «Зеленые» резко критиковали политику Вашингтона. Несмотря на продолжавшуюся «холодную войну», партия твердо стояла на пацифистских позициях, выступая против милитаризации европейского континента и размещения на территории Германии американских ракет малой и средней дальности. «Зеленым» удавалось организовывать массовые демонстрации и акции протеста, к которым, к неудовольствию Бонна, присоединялись представители других политических сил. Активисты-«экологи» воспринимались немецким истеблишментом как стоящие в одном смысловом ряду с радикалами-террористами из RAF, и дискуссии в бундестаге с участием «Зеленых» проходили так же эмоционально, как сейчас дебаты с депутатами АдГ. Напористость «Зеленых» в этот период удивляла даже наблюдателей из СССР. Известный советский германист Лев Гинцберг в своей статье в журнале «Вопросы истории» в 1988 году писал: «В деятельности партии "Зеленых", в том числе в ее действиях на парламентской арене, антивоенная, антимилитаристская направленность исключительно важна. Далеко идущие требования в этой области были сформулированы в их документах программного характера. В начале 1980-х годов основной целью, которую ставили себе "Зеленые" в борьбе против опасности ядерной войны, было предотвращение размещения на территории ФРГ американских ракет среднего радиуса действия, нацеленных на СССР. Борьбу против этого шага, грозящего ФРГ уничтожением в ядерной войне, "Зеленые" вели с подлинной страстью и изобретательностью…» После окончания «холодной войны» пацифистская риторика на время утратила свою былую актуальность, отразившись и на популярности «Зеленых». В партии были вынуждены скорректировать свои программные установки. Ко второй половине 1990-х годов ее руководство уже не призывало к антивоенным демонстрациям по случаю операции НАТО в Югославии или начала военных кампаний в Афганистане и Ираке. Впрочем, идеологическая гибкость «Зеленых» позволила им определить свое позиционирование по внешнеполитическим вопросам в эпоху постбиполярного мира. Антиамериканизм в идеологическом багаже «экологов», пережив период трансформации, все же сохранился, дополнившись новыми деталями, и теперь он снова делает «Зеленых» популярными у немецкого избирателя. Действующей администрации Дональда Трампа легко быть мишенью для критики «Зеленых». Президент-миллиардер неоднократно давал понять, что вопросы защиты окружающей среды и глобального потепления — ключевые для «Зеленых» — имеют для него гораздо меньшее значение, чем для его предшественников. Выход США из Парижского соглашения по климату в Германии расценили как пощечину общим ценностям, объединяющим Евроатлантическое сообщество. Центральную позицию среди осуждающих американского президента закономерно заняли именно «Зеленые», которые в свое время заставили другие немецкие партии считаться с проблематикой защиты окружающий среды, внеся соответствующие положения в свои программы хотя бы формально. Для «Зеленых» абсолютно неприемлема антииммигрантская риторика Трампа. «Экологи» остаются одними из немногих в ФРГ, кто рассматривает европейский миграционный кризис как возможность, а не как угрозу. Несколько идеализированный подход «Зеленых» к проблеме ставит на первое место такие аспекты последней миграционной волны в ФРГ, как безопасность спасающихся от неурядиц в своей стране беженцев, заполнение пустующих рабочих мест в растущей немецкой экономике, сохранение привлекательного образа Германии как «ответственной» и «гуманной» державы. План постройки стены между Мексикой и США в представлении «Зеленых» является недопустимой практикой. Даже американское давление на проект газопровода «Северный поток — 2», к которому у «Зеленых» также сложилось противоречивое отношение, не привело к смягчению позиции «экологов» в отношении американской администрации. «Зеленые», как и другие партии, осудили письма с угрозами участвующим в проекте компаниям американского посла в ФРГ Ричарда Гренелла и расценили их как вмешательство во внутриевропейские дела. В то же время антиамериканизм «Зеленых» на современном этапе, в отличие от 1980-х годов, не затрагивает трансатлантическую солидарность как одну из основ внешней политики ФРГ. Гипотетический канцлер от «экологов» не будет здесь ничего пересматривать. Требования по выходу Германии из НАТО остались в прошлом. Со времен Йошки Фишера «Зеленые» научились быть прагматиками. Сегодня антиамериканизм «Зеленых» попал в тренд общественных настроений Германии. Однако если следующий президент США вернется к либеральной риторике, пересмотрит позицию по глобальному потеплению и постарается не злоупотреблять использованием американских вооруженных сил по всему миру, «Зеленым» придется корректировать свои подходы к избирателям. Впрочем, их политическая философия обладает почти безграничным потенциалом по части эксплуатации проблем защиты окружающей среды. В этом вопросе строгим критериям «Зеленых» не способна соответствовать ни одна американская администрация. Артем Соколов
Комментарии (0)