Сериал «Батальон»: настало время удивительных историй - «ДНР и ЛНР»

  • 16:14, 13-июн-2019
  • ДНР и ЛНР
  • Максим
  • 0

Научились ли наши снимать хорошие военно-исторические драмы? События вокруг Слатины, происходившие в 1999 году, захватили внимание режиссёров и сценаристов — и на свет появился мини-сериал «Батальон». Что же получилось? Внимание — текст содержит спойлеры!


Кто страшнее албанцев?

Сериал «Батальон» (режиссёр — Алексей Быстрицкий) не особо рекламировали, и его премьеру не ждали с нетерпением. Сюжет, как и в «Балканском рубеже», основан на легенде о «группе Евкурова». Но в «Батальоне» она обросла новыми подробностями. Так, в новом фильме решение Москвы о марш-броске на Приштину принимается только после вывода оттуда югославских войск. Спецоперация быстро планируется и проводится для того, чтобы задержать силы НАТО, которым для развёртывания нужна Слатина.
Справка. В реальной истории наш батальон 12 июня в Косово вводили не в вакуум. В Слатине югославские войска находились до 15 июня. Операция по переброске в Косово из Боснии батальона была разработана заранее, а не «на коленке». Слатина требовалась прежде всего нам, а не НАТО.

Отдавая дань уважения сценаристам, немного расскажу о фильме. Три спецназовца приезжают в Косово под видом журналистов одного северокавказского телеканала. Возглавляет их Юсупов (и мы догадываемся, кто имеется в виду). Ещё одна группа прибывают под видом болгарских рабочих, возвращающихся домой. На месте находится Андрей, позывной — Экскурсовод. Он должен обеспечить «туристам» оружие, необходимое для захвата и обороны аэропорта, который удерживается Армией Освобождения Косова.


Но всё пошло не так.

В Слатину из Стамбула прилетает Ан-2 с грузом наркотиков, за который покупателям платят не столько деньгами, сколько украшениями, отобранными у сербов. Затем албанский командир Брахим собирается продать эти наркотики цыганской мафии, но цыганские боевики захватывают его дочь с «типичным» албанским именем Венера, и поэтому получают наркотики бесплатно. А прекрасную албанку собираются отдать только… в обмен на Слатину.
Комментарий. Какая альтернативка! Цыганская мафия контролирует военную авиабазу! Эмир Кустурица, наверное, плачет от досады, что это не он придумал. И не он снял.

Тем временем Андрей в одиночку освобождает Венеру. Разоружённые им цыганские боевики вскоре оказываются в руках нагрянувших туда косоваров — и пленных режут. Но, потеряв время, Эскурсовод так и не добывает оружие. И не приходит на точку встречи.

Тогда спецназовцы решают вопрос сами. Они голыми руками разоружают албанскую охрану аэропорта и занимают Слатину. Теперь у них есть стволы. Скромный арсенал включает семь АК-47 (но показывают АК-74) с девятью магазинами, несколько М16, «Узи» и «макаровых». Все в «убитом» состоянии.


Вскоре к спецназу присоединятся Андрей. Теперь авиабазу удерживают 11 бойцов из России.

Эпическая оборона Слатины

На базу пытается сесть натовский «Геркулес» С-130, но спецназ поднимает на флагштоке перевёрнутый сербский флаг (он выглядит как российский). Американцы, увидев флаг и вооружённых людей, после некоторых колебаний разворачиваются и улетают.
Справка. Эпизод с самолётом выдуман.

Оружия остро не хватает. Поэтому русские спецназовцы делают налёт на базу цыган, но вместо оружия находят наркотики. Что ж, это поправимо! Они достигают договорённости с цыганами об обмене наркоты на стволы и патроны. Представившись людьми Брахима, русские получают два ящика с оружием и боекомплектом, но при этом «кидают» цыган и вместо наркоты подсовывают им ящик с картохой… Сын цыганского главаря погибает в перестрелке.

Далее следует драматическая погоня со стрельбой из автоматов. Но почему-то без потерь. Злато, цыганский главарь, собирается мстить Брахиму за своего сына.

В аэропорту из железного хлама русские сооружают муляж БТР и маскируют его сетью. Тем временем натовцы выдвигают к Слатине мобильную группу на внедорожниках численностью около роты.


Справка. В реальной истории англичане прибыли к базе, когда та уже была занята русским батальоном.

Русские проявляют смекалку и представляют пленных албанских боевиков (захваченных при взятии ими аэропорта) как своих бойцов. Русский офицер ведёт себя очень уверенно. Поэтому, решив, что это ловушка, «малиновые береты» не решаются на штурм авиабазы и договариваются с Брахимом, пообещав ему за взятие Слатины всё, что он пожелает. Вплоть до обучения дочери в Оксфорде.
Комментарий. Натовцы в фильме совершенно правильно делают, что сами не лезут на базу. Учитывая талант наших спецназовцев отнимать оружие, я не удивился бы, если бы они бескровно разоружили и всю мобильную группу.

У русских теперь есть ПК и снайперская винтовка, полученные от цыган. Косовары же, потеряв разведгруппу, решают атаковать базу с другой стороны, пройдя по ущелью. Брахим собирает три сотни бойцов. Но несколько спецназовцев устраивают им засаду — и наносят большие потери. В ходе боя Брахим узнает, что его дочь вновь захватили цыгане, и прекращает операцию. Колонна косоваров разворачивается и уходит.


Успешно стравливая цыган и албанцев, русские тянут время.

А где же батальон, в честь которого назван фильм? Сначала его задерживают натовские диверсанты, устроив взрыв на горной дороге. Солдаты руками разбирают каменный завал. Затем колонну останавливает подстроенное ДТП двух легковых автомобилей. Наших офицеров показывают какими-то недоумками. Они звонят в Генштаб, не зная, что делать с машинами, преградившими путь.
Коментарий. А ведь могли котика на дорогу подбросить, изверги!
Справка. В реальности батальонная колонна двигалась строго по плану, с тремя короткими остановками для дозаправки. Все диверсии — фантазии авторов фильма.

В финале наша колонна прибывает в аэропорт накануне очередного штурма, на который уже идут помирившиеся албанцы и цыгане. Для разминирования минных полей они гонят «хашар» — гражданских сербов.

Конечно, с одними косоварами наши бы как-то справились, не впервой. Но цыгане — враг страшный, коварный. И тут судьба Слатины, видимо, висела на волоске.

«Балканский рубеж» против «Батальона»

Бюджет «Батальона», очевидно, был намного меньше, чем у «Рубежа». Там нет красивых и страшных кадров бомбёжки, передающих ужас войны. Массовка поменьше. И вообще всё бедненько и скромненько. Мобильная группа НАТО представлена одним (!) внедорожником. Нет красиво летящих миномётных мин — цитаты из «Тайных солдат Бенгази». Ну и Слатина на себя не похожа.


При этом, как ни странно, боёвка сделана лучше — без горящего керосина… Зато есть засада в ущелье. А это один из тех случаев, когда можно показать разгром большого отряда незначительными силами.

Сюжет также проработан лучше, чем у «Рубежа». Конечно, от реальной истории «Батальон» столь же далёк, но заметно веселее. Идея с цыганской мафией, которую боятся албанцы, замечательна. Динамизм сюжету придают и два любовных треугольника.

Есть, конечно, и минусы. Сербов как бойцов вообще не показали. Их как будто бы и не было на той войне. В финале выдали рукопашный поединок на минном поле. Он неинтересен, поскольку и так ясно, кто победит. И ещё — у создателей фильма явно какая-то нездоровая тяга к бижутерии.

Главный ляп, конечно, — выдуманный захват Слатины у албанцев и её последующая оборона. Но этот ляп — фундаментальный. Весь сюжет «Батальона», как и «Балканского рубежа», строится на полностью выдуманной истории. А реальная линия — марш-бросок батальона из Боснии в Косово — показана вторым планом.


Справка. Слатина — это очень большой объект, площадью 150 га, с периметром в несколько километров. Хотя там есть минные поля, для его обороны было недостаточно даже батальона. И маленькая группа бойцов не могла бы его контролировать.

К деталям придираться даже и не хочется — проблемы те же, что и в «Рубеже». Ак-74 вместо автоматов под 7,62, нет СКСов, нет старого оружия… Упоминания М16 и «Узи» явно не к месту.

Русские спецназовцы прекрасно ориентируются на местности, будто бы у себя дома. И быстро пешком достигают всех нужных точек — цыганской базы и дома албанского командира Брахима.

Язык. Сначала все косовары говорят на непонятном зрителю языке, который дублируется. Не исключено, что это албанский, который тут никто так и не выучил. А с 16-летней цыганкой русские сначала общаются на английском (откуда она его знает-то?), но затем режиссёру это надоедает, и актёры постепенно переходят на великий и могучий. И даже албанский командир Джак, сменивший Брахима, говорит с нашим спецназовцем на хорошем русском.

Спецназовцев играют актёры, примелькавшиеся в наших боевиках.

Название далеко не оригинально. Будут путать с фильмом «Батальонъ». Но что поделаешь, видимо в русском языке осталось мало красивых и звучных слов, и режиссёры уже скребут ложкой по дну котелка.

Вместо заключения

Когда по одной теме снимаются различные фильмы, я только «за». Так, например, «Все деньги мира» и «Траст» дают два взгляда на одну и ту же историю — громкое похищение внука самого богатого человека мира. Если бы фильм был один, зрители воспринимали бы показанные там события как факт и ориентировались на них. А когда разные фильмы дают различные версии, есть шанс, что зрители задумаются и начнут выяснять, что же случилось на самом деле.


Иногда вместо одного мифа предлагается другой, с противоположным знаком. Так, The Highwaymen даёт иной взгляд на историю Бонни и Клайда. Правда, стирая романтический налёт с истории этих убийц, новый фильм очень вольно обращается с фактами…

У нас тоже бывают фильмы по одному и тому же событию. Например, «Прорыв» и «Грозовые ворота» посвящены трагической гибели 6-й роты псковских десантников.

И вот — «Балканский рубеж» и «Батальон».

Но тут эффект от дуплета не сработал. Оба фильма показали одну и ту же легенду, хотя в разных вариантах и с различными деталями. О настоящих событиях вокруг Слатины в 1999 году фильма нет. И, видимо, не будет.

Михаил Поликарпов

Научились ли наши снимать хорошие военно-исторические драмы? События вокруг Слатины, происходившие в 1999 году, захватили внимание режиссёров и сценаристов — и на свет появился мини-сериал «Батальон». Что же получилось? Внимание — текст содержит спойлеры! Кто страшнее албанцев? Сериал «Батальон» (режиссёр — Алексей Быстрицкий) не особо рекламировали, и его премьеру не ждали с нетерпением. Сюжет, как и в «Балканском рубеже», основан на легенде о «группе Евкурова». Но в «Батальоне» она обросла новыми подробностями. Так, в новом фильме решение Москвы о марш-броске на Приштину принимается только после вывода оттуда югославских войск. Спецоперация быстро планируется и проводится для того, чтобы задержать силы НАТО, которым для развёртывания нужна Слатина. Справка. В реальной истории наш батальон 12 июня в Косово вводили не в вакуум. В Слатине югославские войска находились до 15 июня. Операция по переброске в Косово из Боснии батальона была разработана заранее, а не «на коленке». Слатина требовалась прежде всего нам, а не НАТО. Отдавая дань уважения сценаристам, немного расскажу о фильме. Три спецназовца приезжают в Косово под видом журналистов одного северокавказского телеканала. Возглавляет их Юсупов (и мы догадываемся, кто имеется в виду). Ещё одна группа прибывают под видом болгарских рабочих, возвращающихся домой. На месте находится Андрей, позывной — Экскурсовод. Он должен обеспечить «туристам» оружие, необходимое для захвата и обороны аэропорта, который удерживается Армией Освобождения Косова. Но всё пошло не так. В Слатину из Стамбула прилетает Ан-2 с грузом наркотиков, за который покупателям платят не столько деньгами, сколько украшениями, отобранными у сербов. Затем албанский командир Брахим собирается продать эти наркотики цыганской мафии, но цыганские боевики захватывают его дочь с «типичным» албанским именем Венера, и поэтому получают наркотики бесплатно. А прекрасную албанку собираются отдать только… в обмен на Слатину. Комментарий. Какая альтернативка! Цыганская мафия контролирует военную авиабазу! Эмир Кустурица, наверное, плачет от досады, что это не он придумал. И не он снял. Тем временем Андрей в одиночку освобождает Венеру. Разоружённые им цыганские боевики вскоре оказываются в руках нагрянувших туда косоваров — и пленных режут. Но, потеряв время, Эскурсовод так и не добывает оружие. И не приходит на точку встречи. Тогда спецназовцы решают вопрос сами. Они голыми руками разоружают албанскую охрану аэропорта и занимают Слатину. Теперь у них есть стволы. Скромный арсенал включает семь АК-47 (но показывают АК-74) с девятью магазинами, несколько М16, «Узи» и «макаровых». Все в «убитом» состоянии. Вскоре к спецназу присоединятся Андрей. Теперь авиабазу удерживают 11 бойцов из России. Эпическая оборона Слатины На базу пытается сесть натовский «Геркулес» С-130, но спецназ поднимает на флагштоке перевёрнутый сербский флаг (он выглядит как российский). Американцы, увидев флаг и вооружённых людей, после некоторых колебаний разворачиваются и улетают. Справка. Эпизод с самолётом выдуман. Оружия остро не хватает. Поэтому русские спецназовцы делают налёт на базу цыган, но вместо оружия находят наркотики. Что ж, это поправимо! Они достигают договорённости с цыганами об обмене наркоты на стволы и патроны. Представившись людьми Брахима, русские получают два ящика с оружием и боекомплектом, но при этом «кидают» цыган и вместо наркоты подсовывают им ящик с картохой… Сын цыганского главаря погибает в перестрелке. Далее следует драматическая погоня со стрельбой из автоматов. Но почему-то без потерь. Злато, цыганский главарь, собирается мстить Брахиму за своего сына. В аэропорту из железного хлама русские сооружают муляж БТР и маскируют его сетью. Тем временем натовцы выдвигают к Слатине мобильную группу на внедорожниках численностью около роты. Справка. В реальной истории англичане прибыли к базе, когда та уже была занята русским батальоном. Русские проявляют смекалку и представляют пленных албанских боевиков (захваченных при взятии ими аэропорта) как своих бойцов. Русский офицер ведёт себя очень уверенно. Поэтому, решив, что это ловушка, «малиновые береты» не решаются на штурм авиабазы и договариваются с Брахимом, пообещав ему за взятие Слатины всё, что он пожелает. Вплоть до обучения дочери в Оксфорде. Комментарий. Натовцы в фильме совершенно правильно делают, что сами не лезут на базу. Учитывая талант наших спецназовцев отнимать оружие, я не удивился бы, если бы они бескровно разоружили и всю мобильную группу. У русских теперь есть ПК и снайперская винтовка, полученные от цыган. Косовары же, потеряв разведгруппу, решают атаковать базу с другой стороны, пройдя по ущелью. Брахим собирает три сотни бойцов. Но несколько спецназовцев устраивают им засаду — и наносят большие потери. В ходе боя Брахим узнает, что его дочь вновь захватили цыгане, и прекращает операцию. Колонна косоваров разворачивается и уходит. Успешно стравливая цыган и албанцев, русские тянут время. А где же батальон, в честь которого назван фильм? Сначала его задерживают натовские диверсанты, устроив взрыв на горной дороге. Солдаты руками разбирают каменный завал. Затем колонну останавливает подстроенное ДТП двух легковых автомобилей. Наших офицеров показывают какими-то недоумками. Они звонят в Генштаб, не зная, что делать с машинами, преградившими путь. Коментарий. А ведь могли котика на дорогу подбросить, изверги! Справка. В реальности батальонная колонна двигалась строго по плану, с тремя короткими остановками для дозаправки. Все диверсии — фантазии авторов фильма. В финале наша колонна прибывает в аэропорт накануне очередного штурма, на который уже идут помирившиеся албанцы и цыгане. Для разминирования минных полей они гонят «хашар» — гражданских сербов. Конечно, с одними косоварами наши бы как-то справились, не впервой. Но цыгане — враг страшный, коварный. И тут судьба Слатины, видимо, висела на волоске. «Балканский рубеж» против «Батальона» Бюджет «Батальона», очевидно, был намного меньше, чем у «Рубежа». Там нет красивых и страшных кадров бомбёжки, передающих ужас войны. Массовка поменьше. И вообще всё бедненько и скромненько. Мобильная группа НАТО представлена одним (!) внедорожником. Нет красиво летящих миномётных мин — цитаты из «Тайных солдат Бенгази». Ну и Слатина на себя не похожа. При этом, как ни странно, боёвка сделана лучше — без горящего керосина… Зато есть засада в ущелье. А это один из тех случаев, когда можно показать разгром большого отряда незначительными силами. Сюжет также проработан лучше, чем у «Рубежа». Конечно, от реальной истории «Батальон» столь же далёк, но заметно веселее. Идея с цыганской мафией, которую боятся албанцы, замечательна. Динамизм сюжету придают и два любовных треугольника. Есть, конечно, и минусы. Сербов как бойцов вообще не показали. Их как будто бы и не было на той войне. В финале выдали рукопашный поединок на минном поле. Он неинтересен, поскольку и так ясно, кто победит. И ещё — у создателей фильма явно какая-то нездоровая тяга к бижутерии. Главный ляп, конечно, — выдуманный захват Слатины у албанцев и её последующая оборона. Но этот ляп — фундаментальный. Весь сюжет «Батальона», как и «Балканского рубежа», строится на полностью выдуманной истории. А реальная линия — марш-бросок батальона из Боснии в Косово — показана вторым планом. Справка. Слатина — это очень большой объект, площадью 150 га, с периметром в несколько километров. Хотя там есть минные поля, для его обороны было недостаточно даже батальона. И маленькая группа бойцов не могла бы его контролировать. К деталям придираться даже и не хочется — проблемы те же, что и в «Рубеже». Ак-74 вместо автоматов под 7,62, нет СКСов, нет старого оружия… Упоминания М16 и «Узи» явно не к месту. Русские спецназовцы прекрасно ориентируются на местности, будто бы у себя дома. И быстро пешком достигают всех нужных точек — цыганской базы и дома албанского командира Брахима. Язык. Сначала все косовары говорят на непонятном зрителю языке, который дублируется. Не исключено, что это албанский, который тут никто так и не выучил. А с 16-летней цыганкой русские сначала общаются на английском (откуда она его знает-то?), но затем режиссёру это надоедает, и актёры постепенно переходят на великий и могучий. И даже албанский командир Джак, сменивший Брахима, говорит с нашим спецназовцем на хорошем русском. Спецназовцев играют актёры, примелькавшиеся в наших боевиках. Название далеко не оригинально. Будут путать с фильмом «Батальонъ». Но что поделаешь, видимо в русском языке осталось мало красивых и звучных слов, и режиссёры уже скребут ложкой по дну котелка. Вместо заключения Когда по одной теме снимаются различные фильмы, я только «за». Так, например, «Все деньги мира» и «Траст» дают два взгляда на одну и ту же историю — громкое похищение внука самого богатого человека мира. Если бы фильм был один, зрители воспринимали бы показанные там события как факт и ориентировались на них. А когда разные фильмы дают различные версии, есть шанс, что зрители задумаются и начнут выяснять, что же случилось на самом деле. Иногда вместо одного мифа предлагается другой, с противоположным знаком. Так, The Highwaymen даёт иной взгляд на историю Бонни и Клайда. Правда, стирая романтический налёт с истории этих убийц, новый фильм очень вольно обращается с фактами… У нас тоже бывают фильмы по одному и тому же событию. Например, «Прорыв» и «Грозовые ворота» посвящены трагической гибели 6-й роты псковских десантников. И вот — «Балканский рубеж» и «Батальон». Но тут эффект от дуплета не сработал. Оба фильма показали одну и ту же легенду, хотя в разных вариантах и с различными деталями. О настоящих событиях вокруг Слатины в 1999 году фильма нет. И, видимо, не будет. Михаил Поликарпов


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!