Оружие «второй линии»: чем представлен класс PDW - «ДНР и ЛНР»

  • 16:49, 10-июн-2019
  • ДНР и ЛНР
  • Stevenson
  • 0

Что общего у нашей «ксюхи» и западных Р90 и МР7? Все они относятся к персональному оружию самообороны. Как развивался этот класс стрелковки, чем представлен и почему некоторые его образцы пришлись по вкусу спецназу — сейчас расскажем.


Легче, компактней, эффективней

Компактные пистолеты-пулемёты долгие годы занимали нишу персонального оружия самообороны, или PDW (англ. Personal defense weapon). Впрочем, были и альтернативные варианты.

В конце 1930-х американцы открыли первый конкурс под названием «Лёгкая винтовка» (light rifle), призванный дать джи-ай оружие более лёгкое, удобное и компактное, чем винтовка «Гаранда» М1. При этом более дальнобойное, чем пистолет-пулемёт и тем более пистолет калибра .45АСР.


Карабин и винтовка М1
Закончилось дело принятием на вооружение в 1940 году самозарядного карабина М1 под специально созданный патрон .30 «Карбайн» (7.62x33). Этот патрон был промежуточным по мощности между типичными пистолетными и винтовочными. Он разгонял семиграммовую пулю примерно до 600 м/с и 1300 Дж у дульного среза и обеспечивал 15-зарядной винтовке с «пустой» массой всего 2,4 кг эффективную дальность стрельбы до 300 метров.
Для удобства ношения в постоянно боеготовом состоянии к карабину был разработан специальный подсумок на два магазина, одевавшийся на приклад. Таким образом, владелец М1 в случае внезапной вражеской атаки сразу имел при себе карабин с 45 патронами в трёх магазинах. Не так чтобы много, но на первый момент хватит.


М1 с подсумком
Карабин М1 оказался настолько удачным, что стал самым массовым самозарядным оружием Второй мировой войны — его выпуск составил свыше шести миллионов штук. Будучи исходно сугубо «оборонительным» оружием для расчётов боевой техники, связистов и младших командиров, в годы войны М1 и его автоматический вариант М2 получили широкое применение и как обычное индивидуальное пехотное оружие. Карабин был весьма удобен для боёв в городской застройке, лесах, джунглях — там, где его «промежуточной» эффективной дальности стрельбы хватало за глаза.


Радист с карабином М1
В СССР в первые послевоенные годы на роль PDW предложили автоматический пистолет Стечкина (АПС), комплектовавшийся кобурой-прикладом. Ограниченная эффективность пистолета под не самый мощный патрон 9x18 мм, тяжёлая кобура-приклад и, главное, появление массовых автоматов Калашникова со складным прикладом в конце 1950-х поставили крест на служебной карьере АПС.


АПС с кобурой-прикладом
Обычный автомат Калашникова АКС — и пришедший ему на смену АКМС — был пусть и не самым лёгким, зато весьма эффективным, сравнительно компактным и практически полностью унифицированным со штатным оружием пехоты. Чтобы мало-мальски эффективно из него стрелять на дистанции до 100-200 метров, серьёзных навыков и подготовки не требовалось. Убойное действие пули было вполне достаточным.

По сравнению с пистолетами-пулемётами, занимавшими ту же нишу PDW в странах НАТО, АКМС был чуть больше и тяжелее, и с более тяжёлым боекомплектом. Но его пули имели гораздо лучшее убойное и пробивное действие по различным преградам, включая стальные каски и начавшие появляться в войсках первые бронежилеты.

PDW натовцев

С принятием на вооружение патронов калибра 5,45 мм ситуация для автоматов как персонального оружия самообороны улучшилась: боекомплект стал легче, уменьшилась отдача. Появились и совсем компактные образцы, такие как АКС-74У, обеспечивавшие эффективное применение на дистанциях до 200-300 метров, вполне достаточных для самообороны. (Развитие бронежилетов привело в 1990-е годы к появлению в НАТО отдельного подкласса оружия, так прямо и поименованного в англоязычных странах — PDW).


Стрельба 5,56x45 из укороченного ствола
Аналогичные разработки под патрон 5,56 НАТО были затруднительны. При всех достоинствах патрона он исходно был оптимизирован под стрельбу из винтовок со стволом длиной порядка 50 см, применение же его из «укоротов» давало мощнейшую дульную вспышку и грохот, изрядно мешавшие прицельной стрельбе, особенно для неопытных стрелков.
Поэтому в ряде стран (Бельгия, Франция, США) с 1960-х годов велись опытные работы по созданию специального патрона малого калибра с небольшой отдачей, оптимизированного под не очень длинные (порядка 20 см) стволы, но при этом способного справиться с тогдашними пехотными бронежилетами и касками.


Слева направо: 5,45x39, 5,56x45, 5,7x28, 4,6x30, 9x19 FMJ, 9x19 7N30, 9x21 SP-10
Более всего в этом преуспели бельгийцы, создавшие в 1990-х патрон 5,7x28 SS190 и оружие под него — пистолет-пулемёт FN P90 в компоновке буллпап и пистолет Five-seveN. Чуть позже на ту же стезю ступил и англо-германский альянс в лице «патронщиков» из Royal Ordnance (RO) и оружейников «Хеклер-Кох». Исходно под созданный RO патрон 4,6x30 мм с бронебойной пулей разрабатывался не только пистолет-пулемёт НК МР7, но и пистолет НК Р46.
Однако работы по последнему закончились на стадии экспериментов — эффективность микрокалиберного пистолета оказалась явно недостаточной. Да и его 5,7-мм бельгийский конкурент Five-seveN хоть и производится серийно, но большого успеха на рынке армейского оружия не снискал.

С новыми же PDW в рамках блока НАТО случилась небольшая накладка. Формально оба образца (Р90 и МР7) соответствуют выставленным требованиям, но выбрать единый образец для всех членов альянса так и не вышло. Немцы, понятное дело, стоят горой за МР7, равно как и их клиенты по стрелковке вроде французов и норвежцев. Тогда как бельгийцы и их клиентура предпочитают Р90. Но это ещё полбеды.


FN P90
По факту выяснилось, что чуть ли не главными покупателями этих «оборонительных» образцов стали подразделения отнюдь не «оборонительного» свойства, а всякие спецназы. Те же пистолеты-пулемёты Р90 закупили подразделения от секретной службы США до голландских и немецких боевых пловцов; спецподразделения британской военной полиции выбрали для вооружения своих сотрудников немецкие МР7А1.
Всем понравилась малая масса оружия, высокая манёвренность, большой боекомплект и вполне приличная эффективность в ближнем бою. При этом сравнительно небольшой (по сравнению с патроном 5,56x45мм) заряд пороха позволяет применять на Р90 и МР7А1 компактные и лёгкие тактические глушители, столь любимые всевозможными спецназами. А ещё спецам зачастую плевать на нестандартность оружия и унификацию по патронам, равно как и на их цену.


MР7
Впрочем, те же немецкие МР7А1 в наше время можно всё же увидеть и в роли, им исходно предназначенной, — оружия самообороны для экипажей боевой техники и тому подобных «непехотинцев». Благо компактная «пистолетная» компоновка и небольшой вес делают это оружие довольно удобным для необременительного повседневного ношения.


Бойцы с MP7
А что у нас?

С начала 1980-х годов в советской армии роль PDW занимал укороченный автомат АКС-74У калибра 5,45 мм. Для огромной СА унификация значила очень много, и поэтому максимально «урезанный» штатный автомат был наиболее оптимален как оружие танкистов, вертолётчиков, связистов и всех остальных бойцов, кому не был положен обычный автомат.

АКС-74У, заметим, не самое плохое оружие, если не пытаться сравнивать его «в лоб» с полноценным АК-74 или любым другим штатным современным автоматом. Всё же патрон 5,45 мм ощутимо превосходит и 9-мм пистолетные патроны, и новые «микропатроны» для PDW как по дальности стрельбы, так и по пробивному действию. Платой же за это становится, как говорилось выше, большая масса боекомплекта и более сильные отдача и дульная вспышка. Ну и масса оружия, конечно.


АКС-74У в Афганистане
Одна беда. Главный производитель АКС-74У в СССР и потом в России — Тульский оружейный завод — прекратил выпуск этого автомата ещё в конце 1990-х. Производимые же ныне в Ижевске укороченные автоматы Калашникова — 7,62-мм АК-104 и 5,45мм АК-105 — по габаритам и массе превосходят старую «ксюху».

Российские 9-мм пистолеты-пулемёты, такие как ПП-2000 под патрон 9x19 или СР-2 «Вереск» под 9x21, хоть и заметно более компактны, чем автоматы, но всё же уступают и укороченным автоматам, и западным «микрокалиберным» PDW по эффективной дальности стрельбы. Поэтому известные надежды возлагаются на перспективный ижевский малогабаритный автомат АМ-17 калибра 5,45 мм. Унифицированный с автоматами Калашникова по патрону и магазинам, он создан с широким использованием полимеров и потому весит всего 2,5 кг без магазина. Длина — менее 50 см в сложенном виде.


АМ-17
Удастся ли ему занять нишу «ксюши» в роли отечественного PDW — будем смотреть. В появление же доморощенных версий специальных пэдэвэшных патронов в стиле 5,7x28 или 4,6x30, увы, верится слабо. Унификация боеприпасов для российской армии в целом и для индивидуальных пользователей «на местах» по-прежнему очень важна. Разрабатывать же принципиально новый комплекс оружие/патрон, когда внутренняя потребность в нём ограничена, а экспортный потенциал сомнителен, вряд ли имеет смысл.

Максим Попенкер

Что общего у нашей «ксюхи» и западных Р90 и МР7? Все они относятся к персональному оружию самообороны. Как развивался этот класс стрелковки, чем представлен и почему некоторые его образцы пришлись по вкусу спецназу — сейчас расскажем. Легче, компактней, эффективней Компактные пистолеты-пулемёты долгие годы занимали нишу персонального оружия самообороны, или PDW (англ. Personal defense weapon). Впрочем, были и альтернативные варианты. В конце 1930-х американцы открыли первый конкурс под названием «Лёгкая винтовка» (light rifle), призванный дать джи-ай оружие более лёгкое, удобное и компактное, чем винтовка «Гаранда» М1. При этом более дальнобойное, чем пистолет-пулемёт и тем более пистолет калибра .45АСР. Карабин и винтовка М1 Закончилось дело принятием на вооружение в 1940 году самозарядного карабина М1 под специально созданный патрон .30 «Карбайн» (7.62x33). Этот патрон был промежуточным по мощности между типичными пистолетными и винтовочными. Он разгонял семиграммовую пулю примерно до 600 м/с и 1300 Дж у дульного среза и обеспечивал 15-зарядной винтовке с «пустой» массой всего 2,4 кг эффективную дальность стрельбы до 300 метров. Для удобства ношения в постоянно боеготовом состоянии к карабину был разработан специальный подсумок на два магазина, одевавшийся на приклад. Таким образом, владелец М1 в случае внезапной вражеской атаки сразу имел при себе карабин с 45 патронами в трёх магазинах. Не так чтобы много, но на первый момент хватит. М1 с подсумком Карабин М1 оказался настолько удачным, что стал самым массовым самозарядным оружием Второй мировой войны — его выпуск составил свыше шести миллионов штук. Будучи исходно сугубо «оборонительным» оружием для расчётов боевой техники, связистов и младших командиров, в годы войны М1 и его автоматический вариант М2 получили широкое применение и как обычное индивидуальное пехотное оружие. Карабин был весьма удобен для боёв в городской застройке, лесах, джунглях — там, где его «промежуточной» эффективной дальности стрельбы хватало за глаза. Радист с карабином М1 В СССР в первые послевоенные годы на роль PDW предложили автоматический пистолет Стечкина (АПС), комплектовавшийся кобурой-прикладом. Ограниченная эффективность пистолета под не самый мощный патрон 9x18 мм, тяжёлая кобура-приклад и, главное, появление массовых автоматов Калашникова со складным прикладом в конце 1950-х поставили крест на служебной карьере АПС. АПС с кобурой-прикладом Обычный автомат Калашникова АКС — и пришедший ему на смену АКМС — был пусть и не самым лёгким, зато весьма эффективным, сравнительно компактным и практически полностью унифицированным со штатным оружием пехоты. Чтобы мало-мальски эффективно из него стрелять на дистанции до 100-200 метров, серьёзных навыков и подготовки не требовалось. Убойное действие пули было вполне достаточным. По сравнению с пистолетами-пулемётами, занимавшими ту же нишу PDW в странах НАТО, АКМС был чуть больше и тяжелее, и с более тяжёлым боекомплектом. Но его пули имели гораздо лучшее убойное и пробивное действие по различным преградам, включая стальные каски и начавшие появляться в войсках первые бронежилеты. PDW натовцев С принятием на вооружение патронов калибра 5,45 мм ситуация для автоматов как персонального оружия самообороны улучшилась: боекомплект стал легче, уменьшилась отдача. Появились и совсем компактные образцы, такие как АКС-74У, обеспечивавшие эффективное применение на дистанциях до 200-300 метров, вполне достаточных для самообороны. (Развитие бронежилетов привело в 1990-е годы к появлению в НАТО отдельного подкласса оружия, так прямо и поименованного в англоязычных странах — PDW). Стрельба 5,56x45 из укороченного ствола Аналогичные разработки под патрон 5,56 НАТО были затруднительны. При всех достоинствах патрона он исходно был оптимизирован под стрельбу из винтовок со стволом длиной порядка 50 см, применение же его из «укоротов» давало мощнейшую дульную вспышку и грохот, изрядно мешавшие прицельной стрельбе, особенно для неопытных стрелков. Поэтому в ряде стран (Бельгия, Франция, США) с 1960-х годов велись опытные работы по созданию специального патрона малого калибра с небольшой отдачей, оптимизированного под не очень длинные (порядка 20 см) стволы, но при этом способного справиться с тогдашними пехотными бронежилетами и касками. Слева направо: 5,45x39, 5,56x45, 5,7x28, 4,6x30, 9x19 FMJ, 9x19 7N30, 9x21 SP-10 Более всего в этом преуспели бельгийцы, создавшие в 1990-х патрон 5,7x28 SS190 и оружие под него — пистолет-пулемёт FN P90 в компоновке буллпап и пистолет Five-seveN. Чуть позже на ту же стезю ступил и англо-германский альянс в лице «патронщиков» из Royal Ordnance (RO) и оружейников «Хеклер-Кох». Исходно под созданный RO патрон 4,6x30 мм с бронебойной пулей разрабатывался не только пистолет-пулемёт НК МР7, но и пистолет НК Р46. Однако работы по последнему закончились на стадии экспериментов — эффективность микрокалиберного пистолета оказалась явно недостаточной. Да и его 5,7-мм бельгийский конкурент Five-seveN хоть и производится серийно, но большого успеха на рынке армейского оружия не снискал. С новыми же PDW в рамках блока НАТО случилась небольшая накладка. Формально оба образца (Р90 и МР7) соответствуют выставленным требованиям, но выбрать единый образец для всех членов альянса так и не вышло. Немцы, понятное дело, стоят горой за МР7, равно как и их клиенты по стрелковке вроде французов и норвежцев. Тогда как бельгийцы и их клиентура предпочитают Р90. Но это ещё полбеды. FN P90 По факту выяснилось, что чуть ли не главными покупателями этих «оборонительных» образцов стали подразделения отнюдь не «оборонительного» свойства, а всякие спецназы. Те же пистолеты-пулемёты Р90 закупили подразделения от секретной службы США до голландских и немецких боевых пловцов; спецподразделения британской военной полиции выбрали для вооружения своих сотрудников немецкие МР7А1. Всем понравилась малая масса оружия, высокая манёвренность, большой боекомплект и вполне приличная эффективность в ближнем бою. При этом сравнительно небольшой (по сравнению с патроном 5,56x45мм) заряд пороха позволяет применять на Р90 и МР7А1 компактные и лёгкие тактические глушители, столь любимые всевозможными спецназами. А ещё спецам зачастую плевать на нестандартность оружия и унификацию по патронам, равно как и на их цену. MР7 Впрочем, те же немецкие МР7А1 в наше время можно всё же увидеть и в роли, им исходно предназначенной, — оружия самообороны для экипажей боевой техники и тому подобных «непехотинцев». Благо компактная «пистолетная» компоновка и небольшой вес делают это оружие довольно удобным для необременительного повседневного ношения. Бойцы с MP7 А что у нас? С начала 1980-х годов в советской армии роль PDW занимал укороченный автомат АКС-74У калибра 5,45 мм. Для огромной СА унификация значила очень много, и поэтому максимально «урезанный» штатный автомат был наиболее оптимален как оружие танкистов, вертолётчиков, связистов и всех остальных бойцов, кому не был положен обычный автомат. АКС-74У, заметим, не самое плохое оружие, если не пытаться сравнивать его «в лоб» с полноценным АК-74 или любым другим штатным современным автоматом. Всё же патрон 5,45 мм ощутимо превосходит и 9-мм пистолетные патроны, и новые «микропатроны» для PDW как по дальности стрельбы, так и по пробивному действию. Платой же за это становится, как говорилось выше, большая масса боекомплекта и более сильные отдача и дульная вспышка. Ну и масса оружия, конечно. АКС-74У в Афганистане Одна беда. Главный производитель АКС-74У в СССР и потом в России — Тульский оружейный завод — прекратил выпуск этого автомата ещё в конце 1990-х. Производимые же ныне в Ижевске укороченные автоматы Калашникова — 7,62-мм АК-104 и 5,45мм АК-105 — по габаритам и массе превосходят старую «ксюху». Российские 9-мм пистолеты-пулемёты, такие как ПП-2000 под патрон 9x19 или СР-2 «Вереск» под 9x21, хоть и заметно более компактны, чем автоматы, но всё же уступают и укороченным автоматам, и западным «микрокалиберным» PDW по эффективной дальности стрельбы. Поэтому известные надежды возлагаются на перспективный ижевский малогабаритный автомат АМ-17 калибра 5,45 мм. Унифицированный с автоматами Калашникова по патрону и магазинам, он создан с широким использованием полимеров и потому весит всего 2,5 кг без магазина. Длина — менее 50 см в сложенном виде. АМ-17 Удастся ли ему занять нишу «ксюши» в роли отечественного PDW — будем смотреть. В появление же доморощенных версий специальных пэдэвэшных патронов в стиле 5,7x28 или 4,6x30, увы, верится слабо. Унификация боеприпасов для российской армии в целом и для индивидуальных пользователей «на местах» по-прежнему очень важна. Разрабатывать же принципиально новый комплекс оружие/патрон, когда внутренняя потребность в нём ограничена, а экспортный потенциал сомнителен, вряд ли имеет смысл. Максим Попенкер


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!