Детали украинской внешней торговли - «ДНР и ЛНР»

  • 08:02, 27-май-2019
  • ДНР и ЛНР
  • Nicholson
  • 0

Детали украинской внешней торговли - «ДНР и ЛНР»

Москва всё меньше торгует с Украиной. По данным Госстата в I кв. 2019 года экспорт товаров в Россию снизился на 10,9%, а импорт – на 6,4%. Теперь главным рынком сбыта для украинской продукции является Польша, а источником закупок – Китай. Если считать всю внешнюю торговлю (товарооборот + услуги), РФ пока удерживает лидерство, но, если так пойдёт и дальше, она откатится в конец первой десятки. Взаимные санкции этому только поспособствуют.

Товары и услуги

В целом положение с внешним товарооборотом можно охарактеризовать фразой: всё нормально, примитивизируемся. Дело в том, что на фоне деиндустриализации страны меняется не только география, но и структура внешней торговли, приобретая всё больше аграрно-сырьевой оттенок.

В частности, в полтора раза увеличился экспорт зерновых (+52%) и отходов пищевой промышленности (+50,5%). Меньше добавили подсолнечное масло (+5,7%) и железная руда (+8,2%), а вот продажи металлов и изделий из них упали на 6,7%, машин и оборудования – на 3,6%. Колебания по другим товарным группам не имели большого влияния на общую картину в силу своего небольшого удельного веса. Дополняет картину ситуация с импортом. Здесь настоящий рывок совершили закупки иностранного транспорта (+49,9%), увеличился импорт машин и оборудования (+8,7%), химии (+6%) и металлов (+3,2%). Немного снизился ввоз энергоресурсов (-2,7%) и полимерных материалов (-1%).


Примечательна ситуация по торговле молочкой. Данные за апрель показывают, что весь прирост начала прошлого года превратился в тыкву: экспорт масла упал почти вдвое, сырных продуктов – почти в 3 раза, серьёзное падение зафиксировано по сыворотке и казеину. Зато в 2 раза выросли продажи низкомаржинального сухого молока. «А вот импорт молокопродуктов стабильно увеличивается. Цельномолочки закупили в апреле на 38% больше в сравнении с прошлым годом, сыров – на 88%. Даже импорт молочных жиров и консервов начал расти. Это весьма тревожный сигнал для отечественного молочного бизнеса», - отмечают в аналитическом агентстве Инфоагро.


В итоге общий экспорт товаров с Украины в I кв. вырос на 7,4%, импорт – на 7,9%, а торговый баланс продолжил ухудшаться. Если в I кв. 2018-го негативное сальдо торговли с другими странами было -$1,2 млрд, то в I кв. 2019-го оно достигло -$1,46 млрд. В схеме взаимодействия с внешним миром «продовольствие в обмен на машины» такой результат вполне предсказуем.

Лучше ситуация с услугами. Их экспорт вырос на 12,3%, импорт – на 26,1%, а позитивное сальдо составило +$1,49 млрд, что пока позволяет перекрывать негативный баланс по товарам. Причём по экспорту добавили все три «кита»: давальческие схемы (+7,2%), транспорт (+10,1%) и IT (+17,2%). Главные заказчики украинских услуг – РФ ($811 млн), США ($265 млн) и Швейцария ($261 млн).

Польша и Китай вместо России?

Статус главного рынка сбыта для Киева Польша получила фактически без боя. В I кв. украинский экспорт туда увеличился всего на 0,2%, т.е. фактически стоял на месте. Из основных товарных групп выросли только поставки железной руды (+1%). Экспорт чёрных металлов упал на 18,4%, электрических машин – на 7,8%, мебели – на 5,6%. Занятно, что увеличились продажи аграрной продукции, которую ранее в Польшу Украина почти не поставляла. Её номенклатура говорит сама за себя. В 2,5 раза вырос экспорт растительного сырья, в 2 раза отходов пищевой промышленности, в 1,5 раза зерновых (+43,8%) и семян масличных (+40,5%). Что касается импорта, то главным драйвером роста (+13,1%) стало взрывное увеличение закупок удобрений (в 1,3 раза), транспортных средств (в 2,2 раза) и машиностроительной продукции (+16,3%).


С Россией же торговля идёт в основном по другим товарным группам. Главным украинским экспортным товаром в РФ неожиданно стали продукты неорганической химии (+32,9%), на втором месте чёрные металлы (-6,3%), на третьем пока продукция отечественного машиностроения (-13,2%). В импорте безраздельно доминируют энергоносители, поставки которых выросли на 6,8%, следующими с большим отрывом идут чёрные металлы (+2,3%). Рост по этим товарным группам не смог компенсировать сокращение закупок российских удобрений (-33,2%), пластмасс и полимеров (-38,7%), а также продукции машиностроения (-47,1%), доля которой в импорте из России и вовсе скатилась до неприличных 3,5%.

Зато теперь Киев больше техники покупает в Китае. По двум основным статьям импорта из Поднебесной (машиностроение и электрические машины) зафиксирован серьезный рост (34% и 38,6% соответственно), что позволило Пекину стать главным поставщиком товаров на Украину. Причём впечатляющая динамика фиксируется по всем более или менее заметным товарным группам. Импорт пластмасс и полимеров добавил 15,1%, химии – 29,7%, обуви – 69,9%, изделий из чёрных металлов – 42%.

В итоге можно констатировать, что эксперимент Киева с кодовым названием «геть від Москви» удался лишь частично. Кооперация в высокотехнологичных отраслях разрушена почти до основания, действует двустороннее продовольственное эмбарго, многочисленные взаимные санкции по самым разным группам товаров. Машностроительную продукцию действительно можно завозить из Китая, а автомобили из ЕС, но от покупки у «страны-агрессора» энергоресурсов и продажи ей транспортных услуг Украина отказаться пока ещё не готова. В этом ей помогут российские контрсанкции, вступающие в силу 1 июня, и окончание газового контракта 1 января 2020 года. Но окончательно «слезть с московской иглы» Украина может только ценой похорон собственной экономики. Правда, кое-какие островки жизни на подобие IT-услуг, давальческих схем, железной руды и зерновых с подсолнухом с оговорками, но могут существовать и без РФ.

С московской колокольни

Из Москвы киевские потуги насолить «агрессору» выглядят как буря в стакане воды. Во-первых, цифры российской статистики разительно отличаются от украинских. По данным Росстата украинский экспорт в РФ в I кв. составил $1,135 млрд (Госстат – $0,759 млрд), а импорт оттуда – $2,1 млрд (Госстат – $1,8 млдр). Конечно, расхождения в подсчётах существуют у всех стран, но не в таких масштабах. Дело в том, что Киев никак не учитывает товарооборот Л/ДНР с РФ, тогда как российская таможня его чётко фиксирует. Масштабы торговых связей Донбасса с Москвой настолько велики, что сопоставимы с украинским экспортом в Белоруссию или Испанию или её импортом из Венгрии.

Методом сопоставления данных Росстата и Госстата можно понять, что продает в Россию Л/ДНР. В первую очередь это чёрные металлы ($194 млн) и минеральные продукты, скорее всего уголь, ($38,2 млн), руды, шлак зола ($20,7 млн), ж/д локомотивы ($18,8 млн), электрические машины ($17,7 млн) и изделия из чёрных металлов ($12,7 млн). Занятно, что по первым трём товарным группам вся подконтрольная Киеву территория экспортирует в РФ на меньшую, а по последним трём – на сопоставимую с Донбассом сумму.

Во-вторых, Украина для Москвы не такой уж пуп земли, как это мнят в Киеве. Даже по данным Росстата (на четверть выше госстатовских), товарооборот с ней в I кв. составил $3,24 млрд. По украинским меркам сумма внушительная, но для РФ это составляет только 2% внешней торговли товарами. В списке экономических партнёров Москвы Киев занимает только 13-е место и вот-вот скатится на 14-е, на пятки «жертве агрессии» уже наступает Финляндия.

Потому российская экономика легко перенесёт полное исчезновение Украины как экономического субъекта взаимодействия на энергоресурсы, которые составляют основу сегодняшней двусторонней торговли – покупатели найдутся всегда. А вот Киев «не может» себе позволить прекратить все экономически отношения с Россией, признал представитель президента Владимира Зеленского в Кабмине Андрей Герус. Об этом желательно было подумать, перед тем как вводить против России санкции, о которых глава правительства Владимир Гройсман объявил 15 мая. Последние два раза подобные фортели не оставались без ответа со стороны Москвы, ведь «если мы принимаем решения, в том числе экономические, мы должны в первую очередь думать, не выстрелим ли мы себе в ногу» справедливо заметил А. Герус.

Николай КОРИНЬ

На Украине оценили экономические потери от противостояния с Россией

Киев несет огромные экономические убытки от конфликта с Россией, заявил бывший министр транспорта Украины Евгений Червоненко в эфире телеканала "112 Украина".

По его словам, Украина могла бы получать огромную прибыль, если бы через ее территорию шли поезда из Китая в Европу, однако из-за конфликта с Россией всю прибыль получает Белоруссия.

При этом он отметил, что Украина еще в 2014 году была готова пустить первый поезд из Европы в Китай, однако этого не произошло из-за госпереворота.

"Мы должны были пустить поезд контейнерный из Словакии в Китай, он стоял уже со стороны Словакии загруженный. 7 марта 2014 года президент Янукович должен был помахать ему в Киеве платочком, но произошла революция. А сегодня, по нашим кодам, по нашей схеме, из Китая только в неделю ходят 75 поездов через Белоруссию", — рассказал Червоненко.

с 29:00
Кроме того, экс-министр подчеркнул, что европейские предприниматели в личных беседах часто удивляются действиям украинских властей, и не понимают, почему Киев упускает огромную прибыль.

"Меня подозвал один, известный в мире логистики (француз. — Прим. ред.), в Париже, говорит: "Жень, скажи, у вас совсем с головой не дружат?". И показал расчеты, которые легли в официальный отчет. Через пять лет, если мы снимем вопросы с Россией и сделаем взаимовыгодный "Шелковый путь", доход Украины повысится до 30 миллиардов долларов", – добавил политик.

Экономические отношения между Москвой и Киевом ухудшились в 2015 году, когда украинский кабмин принял постановление об отмене зоны свободной торговли в рамках СНГ и ввел эмбарго на ряд российских товаров. Впоследствии санкционные списки неоднократно расширялись.

Москва, в свою очередь, также ввела экономические ограничения, но не раз подчеркивала, что отменит запреты в ответ на аналогичные действия Киева.

В последнее время торговый оборот между странами снизился: за первый квартал этого года — на четыре процента в годовом выражении. При этом экспорт из России на Украину все же увеличился на полпроцента, однако импорт с Украины упал более чем на десять процентов.

РИА Новости

Москва всё меньше торгует с Украиной. По данным Госстата в I кв. 2019 года экспорт товаров в Россию снизился на 10,9%, а импорт – на 6,4%. Теперь главным рынком сбыта для украинской продукции является Польша, а источником закупок – Китай. Если считать всю внешнюю торговлю (товарооборот услуги), РФ пока удерживает лидерство, но, если так пойдёт и дальше, она откатится в конец первой десятки. Взаимные санкции этому только поспособствуют. Товары и услуги В целом положение с внешним товарооборотом можно охарактеризовать фразой: всё нормально, примитивизируемся. Дело в том, что на фоне деиндустриализации страны меняется не только география, но и структура внешней торговли, приобретая всё больше аграрно-сырьевой оттенок. В частности, в полтора раза увеличился экспорт зерновых ( 52%) и отходов пищевой промышленности ( 50,5%). Меньше добавили подсолнечное масло ( 5,7%) и железная руда ( 8,2%), а вот продажи металлов и изделий из них упали на 6,7%, машин и оборудования – на 3,6%. Колебания по другим товарным группам не имели большого влияния на общую картину в силу своего небольшого удельного веса. Дополняет картину ситуация с импортом. Здесь настоящий рывок совершили закупки иностранного транспорта ( 49,9%), увеличился импорт машин и оборудования ( 8,7%), химии ( 6%) и металлов ( 3,2%). Немного снизился ввоз энергоресурсов (-2,7%) и полимерных материалов (-1%). Примечательна ситуация по торговле молочкой. Данные за апрель показывают, что весь прирост начала прошлого года превратился в тыкву: экспорт масла упал почти вдвое, сырных продуктов – почти в 3 раза, серьёзное падение зафиксировано по сыворотке и казеину. Зато в 2 раза выросли продажи низкомаржинального сухого молока. «А вот импорт молокопродуктов стабильно увеличивается. Цельномолочки закупили в апреле на 38% больше в сравнении с прошлым годом, сыров – на 88%. Даже импорт молочных жиров и консервов начал расти. Это весьма тревожный сигнал для отечественного молочного бизнеса», - отмечают в аналитическом агентстве Инфоагро. В итоге общий экспорт товаров с Украины в I кв. вырос на 7,4%, импорт – на 7,9%, а торговый баланс продолжил ухудшаться. Если в I кв. 2018-го негативное сальдо торговли с другими странами было -$1,2 млрд, то в I кв. 2019-го оно достигло -$1,46 млрд. В схеме взаимодействия с внешним миром «продовольствие в обмен на машины» такой результат вполне предсказуем. Лучше ситуация с услугами. Их экспорт вырос на 12,3%, импорт – на 26,1%, а позитивное сальдо составило $1,49 млрд, что пока позволяет перекрывать негативный баланс по товарам. Причём по экспорту добавили все три «кита»: давальческие схемы ( 7,2%), транспорт ( 10,1%) и IT ( 17,2%). Главные заказчики украинских услуг – РФ ($811 млн), США ($265 млн) и Швейцария ($261 млн). Польша и Китай вместо России? Статус главного рынка сбыта для Киева Польша получила фактически без боя. В I кв. украинский экспорт туда увеличился всего на 0,2%, т.е. фактически стоял на месте. Из основных товарных групп выросли только поставки железной руды ( 1%). Экспорт чёрных металлов упал на 18,4%, электрических машин – на 7,8%, мебели – на 5,6%. Занятно, что увеличились продажи аграрной продукции, которую ранее в Польшу Украина почти не поставляла. Её номенклатура говорит сама за себя. В 2,5 раза вырос экспорт растительного сырья, в 2 раза отходов пищевой промышленности, в 1,5 раза зерновых ( 43,8%) и семян масличных ( 40,5%). Что касается импорта, то главным драйвером роста ( 13,1%) стало взрывное увеличение закупок удобрений (в 1,3 раза), транспортных средств (в 2,2 раза) и машиностроительной продукции ( 16,3%). С Россией же торговля идёт в основном по другим товарным группам. Главным украинским экспортным товаром в РФ неожиданно стали продукты неорганической химии ( 32,9%), на втором месте чёрные металлы (-6,3%), на третьем пока продукция отечественного машиностроения (-13,2%). В импорте безраздельно доминируют энергоносители, поставки которых выросли на 6,8%, следующими с большим отрывом идут чёрные металлы ( 2,3%). Рост по этим товарным группам не смог компенсировать сокращение закупок российских удобрений (-33,2%), пластмасс и полимеров (-38,7%), а также продукции машиностроения (-47,1%), доля которой в импорте из России и вовсе скатилась до неприличных 3,5%. Зато теперь Киев больше техники покупает в Китае. По двум основным статьям импорта из Поднебесной (машиностроение и электрические машины) зафиксирован серьезный рост (34% и 38,6% соответственно), что позволило Пекину стать главным поставщиком товаров на Украину. Причём впечатляющая динамика фиксируется по всем более или менее заметным товарным группам. Импорт пластмасс и полимеров добавил 15,1%, химии – 29,7%, обуви – 69,9%, изделий из чёрных металлов – 42%. В итоге можно констатировать, что эксперимент Киева с кодовым названием «геть від Москви» удался лишь частично. Кооперация в высокотехнологичных отраслях разрушена почти до основания, действует двустороннее продовольственное эмбарго, многочисленные взаимные санкции по самым разным группам товаров. Машностроительную продукцию действительно можно завозить из Китая, а автомобили из ЕС, но от покупки у «страны-агрессора» энергоресурсов и продажи ей транспортных услуг Украина отказаться пока ещё не готова. В этом ей помогут российские контрсанкции, вступающие в силу 1 июня, и окончание газового контракта 1 января 2020 года. Но окончательно «слезть с московской иглы» Украина может только ценой похорон собственной экономики. Правда, кое-какие островки жизни на подобие IT-услуг, давальческих схем, железной руды и зерновых с подсолнухом с оговорками, но могут существовать и без РФ. С московской колокольни Из Москвы киевские потуги насолить «агрессору» выглядят как буря в стакане воды. Во-первых, цифры российской статистики разительно отличаются от украинских. По данным Росстата украинский экспорт в РФ в I кв. составил $1,135 млрд (Госстат – $0,759 млрд), а импорт оттуда – $2,1 млрд (Госстат – $1,8 млдр). Конечно, расхождения в подсчётах существуют у всех стран, но не в таких масштабах. Дело в том, что Киев никак не учитывает товарооборот Л/ДНР с РФ, тогда как российская таможня его чётко фиксирует. Масштабы торговых связей Донбасса с Москвой настолько велики, что сопоставимы с украинским экспортом в Белоруссию или Испанию или её импортом из Венгрии. Методом сопоставления данных Росстата и Госстата можно понять, что продает в Россию Л/ДНР. В первую очередь это чёрные металлы ($194 млн) и минеральные продукты, скорее всего уголь, ($38,2 млн), руды, шлак зола ($20,7 млн), ж/д локомотивы ($18,8 млн), электрические машины ($17,7 млн) и изделия из чёрных металлов ($12,7 млн). Занятно, что по первым трём товарным группам вся подконтрольная Киеву территория экспортирует в РФ на меньшую, а по последним трём – на сопоставимую с Донбассом сумму. Во-вторых, Украина для Москвы не такой уж пуп земли, как это мнят в Киеве. Даже по данным Росстата (на четверть выше госстатовских), товарооборот с ней в I кв. составил $3,24 млрд. По украинским меркам сумма внушительная, но для РФ это составляет только 2% внешней торговли товарами. В списке экономических партнёров Москвы Киев занимает только 13-е место и вот-вот скатится на 14-е, на пятки «жертве агрессии» уже наступает Финляндия. Потому российская экономика легко перенесёт полное исчезновение Украины как экономического субъекта взаимодействия на энергоресурсы, которые составляют основу сегодняшней двусторонней торговли – покупатели найдутся всегда. А вот Киев «не может» себе позволить прекратить все экономически отношения с Россией, признал представитель президента Владимира Зеленского в Кабмине Андрей Герус. Об этом желательно было подумать, перед тем как вводить против России санкции, о которых глава правительства Владимир Гройсман объявил 15 мая. Последние два раза подобные фортели не оставались без ответа со стороны Москвы, ведь «если мы принимаем решения, в том числе экономические, мы должны в первую очередь думать, не выстрелим ли мы себе в ногу» справедливо заметил А. Герус. Николай КОРИНЬ На Украине оценили экономические потери от противостояния с Россией Киев несет огромные экономические убытки от конфликта с Россией, заявил бывший министр транспорта Украины Евгений Червоненко в эфире телеканала "112 Украина". По его словам, Украина могла бы получать огромную прибыль, если бы через ее территорию шли поезда из Китая в Европу, однако из-за конфликта с Россией всю прибыль получает Белоруссия. При этом он отметил, что Украина еще в 2014 году была готова пустить первый поезд из Европы в Китай, однако этого не произошло из-за госпереворота. "Мы должны были пустить поезд контейнерный из Словакии в Китай, он стоял уже со стороны Словакии загруженный. 7 марта 2014 года президент Янукович должен был помахать ему в Киеве платочком, но произошла революция. А сегодня, по нашим кодам, по нашей схеме, из Китая только в неделю ходят 75 поездов через Белоруссию", — рассказал Червоненко. с 29:00 Кроме того, экс-министр подчеркнул, что европейские предприниматели в личных беседах часто удивляются действиям украинских властей, и не понимают, почему Киев упускает огромную прибыль. "Меня подозвал один, известный в мире логистики (француз. — Прим. ред.), в Париже, говорит: "Жень, скажи, у вас совсем с головой не дружат?". И показал расчеты, которые легли в официальный отчет. Через пять лет, если мы снимем вопросы с Россией и сделаем взаимовыгодный "Шелковый путь", доход Украины повысится до 30 миллиардов долларов", – добавил политик. Экономические отношения между Москвой и Киевом ухудшились в 2015 году, когда украинский кабмин принял постановление об отмене зоны свободной торговли в рамках СНГ и ввел эмбарго на ряд российских товаров. Впоследствии санкционные списки неоднократно расширялись. Москва, в свою очередь, также ввела экономические ограничения, но не раз подчеркивала, что отменит запреты в ответ на аналогичные действия Киева. В последнее время торговый оборот между странами снизился: за первый квартал этого года — на четыре процента в годовом выражении. При этом экспорт из


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!