Маршал Берия как архитектор Великой Победы - «ДНР и ЛНР»
- 20:36, 18-май-2019
- ДНР и ЛНР
- Flatcher
- 0
В последние годы всё большее количество людей в нашей стране начинают осознавать подлинную роль Иосифа Сталина в Великой Отечественной войне. Портреты верховного появляются на многочисленных шествиях «Бессмертного полка», о заслугах Иосифа Виссарионовича не стесняются говорить в прессе. Но один из тех советских руководителей, чей вклад в победу над гитлеровской Германией неоспорим и может быть оценен на втором или третьем месте после вклада самого товарища Сталина, до сих пор остается в тени. Он не реабилитирован органами правосудия, а среди многих простых людей до сих пор бытуют о нем глупые стереотипы и наивные домыслы. Это Лаврентий Павлович Берия, маршал Советского Союза и Герой Социалистического Труда.
Кем был Лаврентий Берия в годы войны
Вклад Лаврентия Павловича Берии, одного из самых неоднозначных государственных деятелей в истории нашей страны в ХХ веке, в победу над гитлеровцами могут отрицать лишь совсем неосведомленные или ангажированные люди. Ведь в годы Великой Отечественной войны Лаврентий Павлович занимал целый ряд важнейших государственных постов, от успешной работы на которых прямо зависела оборона страны от гитлеровских агрессоров, сохранение и увеличение ее обороноспособности, военного и научно-технического потенциала, борьба с преступностью, шпионажем, дезертирством.
25 ноября 1938 года, еще за два с половиной года до начала войны, Лаврентий Павлович Берия был назначен народным комиссаром внутренних дел СССР. Оказавшись на этой должности, Берия в довольно короткие сроки сумел не только прекратить репрессии и беззакония, творившиеся при его предшественнике Николае Ежове, но и организовать мощную систему внешней разведки, укрепить пограничные войска, которые вскоре первыми встретили гитлеровцев на советских рубежах. Пограничники и бойцы войск НКВД сражались отважно, отличались хорошей подготовкой.
3 февраля 1941 года Лаврентий Берия, сохраняя пост народного комиссара внутренних дел, был назначен заместителем председателя Совета народных комиссаров СССР – «вице-премьером» советского правительства. На этом посту он курировал стратегически важные НКВД, Народный комиссариат государственной безопасности, народные комиссариаты цветных металлов, нефтяной промышленности, лесной промышленности, речного флота. То есть, вопреки расхожему мнению, Берия руководил не только разведчиками, контрразведчиками и исправительно-трудовыми лагерями, но и значительной и очень важной частью народного хозяйства СССР.
Спустя неделю после начала войны, 30 июня 1941 года, Лаврентий Берия был включен в состав Государственного Комитета Обороны СССР. Он контролировал производство самолетов, моторов, вооружения, минометов, формирование авиационных полков и их своевременную переброску на фронт.
8 декабря 1942 года Берию включили в состав Оперативного бюро ГКО, а в мае 1944 года назначили заместителем председателя ГКО и председателем Оперативного бюро ГКО. Фактически Берия в годы войны был вторым в стране после Сталина человеком и играл ключевую роль не только в управлении спецслужбами, пограничной и внутренней охраной, милицией, но и в руководстве хозяйственным комплексом.
Под контролем Лаврентия Павловича находились все народные комиссариаты оборонной промышленности, железнодорожного транспорта, водного транспорта, черной и цветной металлургии, нефтяной, химической, угольной, резиновой, электротехнической, бумажно-целлюлозной промышленности. И то, что советская промышленность в годы войны работала бесперебойно, наращивала темпы производства не только вооружения, но и других важных товаров – непосредственная заслуга Лаврентия Берии.
Берия и советская промышленность в годы войны
Победа Советского Союза над гитлеровской Германией стала возможна благодаря грандиозному мобилизационному рывку, позволившему Советскому Союзу в сложнейших условиях военного времени организовать производство всех видов оружия, боеприпасов, обмундирования и амуниции, строительство тысяч километров железных и автомобильных дорог, развертывание аэродромов. И вся эта деятельность курировалась Берией. Неизвестно, кто бы еще смог на столь высоком уровне наладить работу советской промышленности, был ли еще в команде Сталина столь же способный управленец.
Современные критики Берии из стана либералов и из стана «патриотов» почему-то забывают, что в годы войны Советскому Союзу, при том, что миллионы мужчин и женщин сражались на фронте и были «выключены» из народного хозяйства, удалось развиваться такими темпами, которых не добилась Россия и за почти тридцать лет постсоветской истории. Дипломированные «профессиональные экономисты» с докторскими и кандидатскими степенями из правительств Гайдара и Черномырдина, Примакова и Путина, Касьянова и Медведева не смогли сделать и толики того, что делалось в годы войны под руководством члена ГКО Лаврентия Берии.
При этом, вопреки стереотипам, Берия отнюдь не был жестоким тираном. Напротив, он пытался создать максимально приемлемые условия для всех, кто работал во благо советского государства. Достаточно вспомнить о том, что были освобождены из лагерей многие ученые, инженеры, военачальники, брошенные туда еще при предшественниках Лаврентия Павловича в НКВД.
Защита Кавказа
Известно, что одной из приоритетных целей Адольфа Гитлера был захват Советского Кавказа. Германия стремилась получить контроль над черноморскими портами Грузии и, что еще более важно, над нефтью Грозного и Баку. Поэтому Кавказ стал одним из приоритетных направлений наступления гитлеровских армий. С юга Советскому Союзу угрожала Турция, которая заняла выжидательную позицию. Сегодня нет никаких сомнений, что если бы советские воины не остановили бы гитлеровцев на Кавказе, Турция напала бы на СССР.
Прекрасно понимая всю опасность сложившейся ситуации, Берия настоял, чтобы на Кавказе и в Закавказье сохранялись внушительные силы Красной Армии. Здесь базировались свежие и хорошо вооруженные дивизии, которые Берия не разрешал перебрасывать на фронт, так как ослабление защиты Кавказа могло привести к нападению со стороны Турции.
Летом 1942 года немцы семимильными шагами продвигались к заветной цели – бакинской нефти. 23 июля был захвачен Ростов-на-Дону – «Ворота Кавказа», 3 августа немцы заняли Ставрополь, 10 августа – Майкоп, 12 августа – Краснодар, 25 августа – Моздок. Казалось, что еще немного и гитлеровцы перейдут Кавказский хребет и попадут в Закавказье.
В этой сложнейшей ситуации Сталин принял очень верное решение — 22 августа 1942 г. в Тбилиси срочно прибыл Лаврентий Берия, направленный сюда по решению Ставки. Он сразу же понял, что ситуация в Закавказье нуждается в скорейшем исправлении – во-первых, войсками в Закавказье командовал командующий Северо-Кавказским фронтом маршал Семен Буденный – человек авторитетный, героический, но с устаревшими понятиями о ведении войны, а во-вторых, многие командиры не предпринимали никаких реальных шагов для выработки плана военных действий.
Берия сразу же провел кадровые перестановки. Северо-Кавказский фронт был переформирован в Черноморскую группу Закавказского фронта и, таким образом, подчинен генералу армии Ивану Тюленеву – опытному и талантливому военачальнику, под руководством которого была выстроена оборона Кавказа.
24 января 1943 года, после возрождения Северо-Кавказского фронта, его новым командующим был назначен генерал-полковник Иван Масленников, соратник Берии по службе в НКВД, до июля 1943 года занимавший должность заместителя народного комиссара внутренних дел СССР по пограничным и внутренним войскам. В результате Моздок-Малгобекской и Нальчикско-Орджоникидзевской оборонительных операций, проведенных при непосредственном участии Масленникова, была сорвана попытка прорыва гитлеровцев в Закавказье.
Впоследствии, в 1953 году, когда советская пресса уже начала критиковать Берию, генерал армии Масленников выступил с ответом на статью в журнале «Военная мысль». В нем он подчеркивал:
На странице 56, характеризуя мероприятия Ставки Верховного Главнокомандования СССР, авторы лишь вскользь и чрезвычайно бегло упоминают об огромной творческой работе и принципиальных политических организационных мероприятиях, которые осуществил товарищ Лаврентий Павлович Берия, создавший коренной перелом, изменивший всю обстановку, несмотря на чрезвычайно трудное положение, сложившееся на кавказских фронтах к августу 1942 года.
Таким образом, Лаврентий Берия выполнил важнейшую задачу – не допустил прорыва гитлеровцев в Закавказье. В итоге нацисты остались без бакинской нефти, а Турция не стала нападать на Советский Союз. Кто знает, какая судьба ждала бы всех нас, сумей тогда войска гитлеровской Германии оккупировать Закавказье.
Берия и создание ядерного оружия
Имя маршала Берии просто невозможно не упомянуть, говоря о советском атомном проекте. Несмотря на то, что советскую атомную бомбу создавали ученые – ядерщики, колоссальная роль Берии в появлении у СССР ядерного оружия не вызывает никаких сомнений. Именно под руководством Берии действовала советская внешняя разведка, которая и получила информацию о проектах по созданию ядерного оружия в Великобритании, США и Германии.
11 февраля 1943 года И. В. Сталин подписал постановление о разработке программы работ по созданию атомной бомбы. Первоначально курировать советский атомный проект должен был Вячеслав Михайлович Молотов, но практически сразу Сталин понял, что такая задача под силу лишь Лаврентию Павловичу Берии. 3 декабря 1944 г. Сталин подписал распоряжение: «Возложить на т. Берия Л. П. наблюдение за развитием работ по урану».
Игорь Курчатов, «отец» советской атомной бомбы, впоследствии признавал: "Если бы не он, Берия, бомбы не было бы…"
И это действительно так. Лаврентий Берия не просто обеспечил советских ученых данными внешней разведки. Он организовал развитую систему обеспечения атомного проекта – кадрового, материального, технического, организационного. Были пересчитаны все ученые – ядерщики, сведены в коллективы, начата ускоренная подготовка молодых специалистов. В результате за 3,5 года в стране, разрушенной войной и параллельно отстраивавшей уничтоженную гитлеровцами инфраструктуру, с нуля была создана атомная промышленность. Не только ядерное оружие, но и атомные электростанции, ракеты, космические корабли – следствие той активности, которую развернул Лаврентий Берия, когда руководил Специальным комитетом.
В 1949 году, когда мы выходили на максимальную мощность, приехали Курчатов и Берия. И в нашу лабораторию приходили. Берия тогда был совсем не таким, каким сегодня изображают. Весь замученный, не выспавшийся, с красными глазами, с мешками под глазами, в задрипанном плаще, не очень богатом. Работа, работа, работа. На нас, красавиц, даже не глядел. В первый день приехал, вышел из машины и попу трёт: «Какие у вас паршивые дороги!» На другой день приходит – хромает: лёг спать, а под ним сетка провалилась кроватная. И никого за это не посадили,
— вспоминала Н.М. Элатова, ветеран «Росатома».
Разведка и контрразведка
Советский Союз никогда не выиграл бы Великую Отечественную войну, не будь у него развитой системы спецслужб – тех самых «бериевских соколов», которых сегодня либералы называют палачами. Разведка велась в тылу противника, в самой Германии, в странах – союзниках. На фронте с гитлеровцами бесстрашно сражались «смершевцы». Несколько месяцев – «срок жизни» оперуполномоченного лейтенанта или капитана контрразведки «СМЕРШ».
Развертывание партизанского движения в тылу противника, диверсии против гитлеровских войск, специальные операции, борьба с диверсантами и шпионами противника в советском тылу, ликвидация бандитизма – вот далеко не полный перечень тех дел, которыми занимались в годы войны непосредственные подчиненные Лаврентия Берии.
Сегодня, спустя 74 года после Великой Победы, стоит вспомнить добрым словом и человека, чьи заслуги по достоинству отметил верховный главнокомандующий Иосиф Виссарионович Сталин, присвоив ему звание маршала Советского Союза.
Источник
Комментарии (0)