18 апреля 1942 года на японские города упали первые в их истории авиабомбы — американцы мстили за Пёрл-Харбор. История «рейда Дулиттла» вроде бы проста и широко известна. Но это вовсе не помешало ей обрасти достаточным количеством мифов и заблуждений.1. Автором идеи был подполковник армейской авиации Джеймс ДулиттлНи одному лётчику настолько бредовая мысль просто не могла прийти в голову. Предложить запихнуть на авианосец армейские средние бомбардировщики мог лишь человек, слабо разбирающийся в авиации. Им был сотрудник Генштаба ВМС, капитан 1-го ранга Фрэнсис Лоу. Подводник.
Когда данный креатив начальства спустили на проработку специалистам, те первым делом покрутили пальцем у виска. Потом прикинули лётно-технические характеристики и габариты самолётов. Затем почесали репу и озадаченно сообщили: «А ведь может и получиться!».
По габаритам подходили лишь два средних бомбардировщика. Но у «Мародёра» была слишком высокая взлётная скорость и, следовательно, большой разбег. Так что выбор был, в общем-то, небогат.2. Сталин отказал в посадке самолётов под ВладивостокомРасстояние от Токио до советского Приморья вдвое меньше, чем до не контролируемой японцами территории Китая. Поэтому Дулиттл действительно предлагал вариант с Владивостоком. Но начальство сразу велело ему забыть об этом, и никаких переговоров на эту тему с советским руководством не велось.
Во-первых, отрицательный ответ был известен заранее. И американцы тоже были совершенно не заинтересованы в том, чтобы у СССР возникли осложнения ещё и на Дальнем Востоке. Во-вторых, из соображений секретности. Так что в Москве о рейде Дулиттла узнали из сообщений токийского радио.
Сообщения о рейде Дулиттла в «Красной звезде» от 19 апреля 1942 года3. Операция была согласована с китайским руководствомКитайцам тоже ничего не сказали. Во-первых, по тем же соображениям секретности — ничего не сообщили даже командующему силами США в Китае, который отвечал за подготовку аэродромов. Во-вторых, опять же, знали, что ответ будет отрицательным — из-за опасения ответных карательных акций японцев. Но Чан Кайши, в отличие от Сталина, можно было тупо поставить перед фактом.
4. Для облегчения хвостовые пулемёты были заменены деревянными макетамиА в фильме «Пёрл-Харбор» 2001 года это были вообще бортовые, причём замена производилась в последний момент, уже на палубе авианосца.
Но на B-25 модели «B» не было ни хвостовых, ни бортовых пулемётов, так что «заменить» несуществующее было достаточно сложно.
В реальности с самолётов убрали неактуальные в данной миссии нижние турели, а для отпугивания японских истребителей в хвостовые блистеры воткнули по паре деревяшек. И сделано это было, конечно, ещё на берегу.
Хвостовая часть одного из B-25B на палубе авианосца «Хорнет». Хорошо видно, что вертикальные прорези, по которым вроде бы должны ходить деревянные «стволы», на самом деле аккуратно нарисованы на плексигласе блистера5. Целью рейда Дулиттла был ТокиоБольшинство целей действительно находились в японской столице и примыкающих к ней Йокосуке и Йокогаме. Однако были и дополнительные в 250-400 км западней — в городах Нагоя, Осака и Кобе. Что любопытно, выбор целей осуществлялся на основании данных советской разведки. Они были получены ещё до войны в ходе «ты мне — я тебе» между военно-морскими атташе СССР и США в Токио.
Японский промышленник Рюозо Асано осматривает разрушения на своём сталелитейном заводе6. Эффект от рейда был чисто пропагандистским, так как результаты бомбардировки и близко не оправдывали потерю 16 самолётовДаже для пропагандистского эффекта требовалось, чтобы налёт восприняли серьёзно. Поэтому американские самолёты не просто помахали крылышками над Японией, а сбросили на свои цели почти 15 тонн фугасных и кассетных зажигательных бомб. Результатом были разрушения и пожары на семи промышленных объектах, плюс «сопутствующий ущерб» в виде жилой застройки и военного госпиталя.
Дополнительным бонусом стала пробоина в корпусе лёгкого авианосца «Рюхо», из-за чего корабль ввели в строй на четыре месяца позже запланированного. Можно спорить, стоило ли это всё 16 самолётов. Однако в истории Второй мировой есть слишком много примеров, когда такие же эскадрильи бомбардировщиков гробились с гораздо более скромными, а то и вовсе нулевыми результатами.
Находившийся в сухом доке лёгкий авианосец «Рюхо» получил прямое попадание 500-фунтовой фугасной авиабомбы. Результатом стала вот эта 15-метровая пробоина в левом борту (для понимания масштаба в ней удачно стоит человек).7. B-25, севший около Владивостока, был конфискован, экипаж — интернированТак было положено по международному праву. Но эта посадка стала крайне неприятным сюрпризом не только для Москвы, но и для Вашингтона.
Поэтому в первой же инструкции, отправленной американскому послу в СССР, ему поручалось «отдать самолёт русским».
В качестве маленького подарка, чтобы загладить данный косяк. Так что конфисковывать ничего не пришлось.
Скрыть факт посадки не удалось, и Япония потребовала выдачи «военных преступников». Наши сослались на международное право и заявили об интернировании пилотов. На самом же деле ни в какой лагерь для интернированных они, конечно, не попали. Почти год они содержались на различных ведомственных дачах, пока не утих шум.
Экипаж самолёта № 8, совершившего посадку в районе Владивостока, перед вылетомПосле чего их перевезли в Ашхабад, где кровавая гэбня организовала им «побег» в Иран, до ближайшего британского консульства. Заодно слупив с лётчиков все имевшиеся у тех деньги — аж 350 долларов — на оплату услуг «контрабандиста-проводника» в штатском.
8. Рейд заставил японское командование согласиться на Мидуэйскую операциюГенштаб ВМС Японии дал на неё согласие ещё 5 апреля 1942 года, за две недели до рейда. Но сделал это, мягко говоря, без энтузиазма, под давлением адмирала Ямамото. Однако после авиаудара по метрополии отношение радикально изменилось. Операция, одной из целей которой было предотвратить подобное в будущем, получила зелёный свет.
Генштаб сухопутных сил до этого и слышать не хотел об участии в каких-либо флотских авантюрах. Но уже 20 апреля согласился выделить десантные и инженерные части для Мидуэйской и Алеутской операций. Более того, он заявил о готовности предоставить гораздо более серьёзные контингенты для захвата, ни больше ни меньше, Гавайских островов.
Эхо от взрывов бомб подполковника Дулиттла оказалось очень громким.
Николай Колядко
18 апреля 1942 года на японские города упали первые в их истории авиабомбы — американцы мстили за Пёрл-Харбор. История «рейда Дулиттла» вроде бы проста и широко известна. Но это вовсе не помешало ей обрасти достаточным количеством мифов и заблуждений. 1. Автором идеи был подполковник армейской авиации Джеймс Дулиттл Ни одному лётчику настолько бредовая мысль просто не могла прийти в голову. Предложить запихнуть на авианосец армейские средние бомбардировщики мог лишь человек, слабо разбирающийся в авиации. Им был сотрудник Генштаба ВМС, капитан 1-го ранга Фрэнсис Лоу. Подводник. Когда данный креатив начальства спустили на проработку специалистам, те первым делом покрутили пальцем у виска. Потом прикинули лётно-технические характеристики и габариты самолётов. Затем почесали репу и озадаченно сообщили: «А ведь может и получиться!». По габаритам подходили лишь два средних бомбардировщика. Но у «Мародёра» была слишком высокая взлётная скорость и, следовательно, большой разбег. Так что выбор был, в общем-то, небогат. 2. Сталин отказал в посадке самолётов под Владивостоком Расстояние от Токио до советского Приморья вдвое меньше, чем до не контролируемой японцами территории Китая. Поэтому Дулиттл действительно предлагал вариант с Владивостоком. Но начальство сразу велело ему забыть об этом, и никаких переговоров на эту тему с советским руководством не велось. Во-первых, отрицательный ответ был известен заранее. И американцы тоже были совершенно не заинтересованы в том, чтобы у СССР возникли осложнения ещё и на Дальнем Востоке. Во-вторых, из соображений секретности. Так что в Москве о рейде Дулиттла узнали из сообщений токийского радио. Сообщения о рейде Дулиттла в «Красной звезде» от 19 апреля 1942 года 3. Операция была согласована с китайским руководством Китайцам тоже ничего не сказали. Во-первых, по тем же соображениям секретности — ничего не сообщили даже командующему силами США в Китае, который отвечал за подготовку аэродромов. Во-вторых, опять же, знали, что ответ будет отрицательным — из-за опасения ответных карательных акций японцев. Но Чан Кайши, в отличие от Сталина, можно было тупо поставить перед фактом. 4. Для облегчения хвостовые пулемёты были заменены деревянными макетами А в фильме «Пёрл-Харбор» 2001 года это были вообще бортовые, причём замена производилась в последний момент, уже на палубе авианосца. Но на B-25 модели «B» не было ни хвостовых, ни бортовых пулемётов, так что «заменить» несуществующее было достаточно сложно. В реальности с самолётов убрали неактуальные в данной миссии нижние турели, а для отпугивания японских истребителей в хвостовые блистеры воткнули по паре деревяшек. И сделано это было, конечно, ещё на берегу. Хвостовая часть одного из B-25B на палубе авианосца «Хорнет». Хорошо видно, что вертикальные прорези, по которым вроде бы должны ходить деревянные «стволы», на самом деле аккуратно нарисованы на плексигласе блистера 5. Целью рейда Дулиттла был Токио Большинство целей действительно находились в японской столице и примыкающих к ней Йокосуке и Йокогаме. Однако были и дополнительные в 250-400 км западней — в городах Нагоя, Осака и Кобе. Что любопытно, выбор целей осуществлялся на основании данных советской разведки. Они были получены ещё до войны в ходе «ты мне — я тебе» между военно-морскими атташе СССР и США в Токио. Японский промышленник Рюозо Асано осматривает разрушения на своём сталелитейном заводе 6. Эффект от рейда был чисто пропагандистским, так как результаты бомбардировки и близко не оправдывали потерю 16 самолётов Даже для пропагандистского эффекта требовалось, чтобы налёт восприняли серьёзно. Поэтому американские самолёты не просто помахали крылышками над Японией, а сбросили на свои цели почти 15 тонн фугасных и кассетных зажигательных бомб. Результатом были разрушения и пожары на семи промышленных объектах, плюс «сопутствующий ущерб» в виде жилой застройки и военного госпиталя. Дополнительным бонусом стала пробоина в корпусе лёгкого авианосца «Рюхо», из-за чего корабль ввели в строй на четыре месяца позже запланированного. Можно спорить, стоило ли это всё 16 самолётов. Однако в истории Второй мировой есть слишком много примеров, когда такие же эскадрильи бомбардировщиков гробились с гораздо более скромными, а то и вовсе нулевыми результатами. Находившийся в сухом доке лёгкий авианосец «Рюхо» получил прямое попадание 500-фунтовой фугасной авиабомбы. Результатом стала вот эта 15-метровая пробоина в левом борту (для понимания масштаба в ней удачно стоит человек). 7. B-25, севший около Владивостока, был конфискован, экипаж — интернирован Так было положено по международному праву. Но эта посадка стала крайне неприятным сюрпризом не только для Москвы, но и для Вашингтона. Поэтому в первой же инструкции, отправленной американскому послу в СССР, ему поручалось «отдать самолёт русским». В качестве маленького подарка, чтобы загладить данный косяк. Так что конфисковывать ничего не пришлось. Скрыть факт посадки не удалось, и Япония потребовала выдачи «военных преступников». Наши сослались на международное право и заявили об интернировании пилотов. На самом же деле ни в какой лагерь для интернированных они, конечно, не попали. Почти год они содержались на различных ведомственных дачах, пока не утих шум. Экипаж самолёта № 8, совершившего посадку в районе Владивостока, перед вылетом После чего их перевезли в Ашхабад, где кровавая гэбня организовала им «побег» в Иран, до ближайшего британского консульства. Заодно слупив с лётчиков все имевшиеся у тех деньги — аж 350 долларов — на оплату услуг «контрабандиста-проводника» в штатском. 8. Рейд заставил японское командование согласиться на Мидуэйскую операцию Генштаб ВМС Японии дал на неё согласие ещё 5 апреля 1942 года, за две недели до рейда. Но сделал это, мягко говоря, без энтузиазма, под давлением адмирала Ямамото. Однако после авиаудара по метрополии отношение радикально изменилось. Операция, одной из целей которой было предотвратить подобное в будущем, получила зелёный свет. Генштаб сухопутных сил до этого и слышать не хотел об участии в каких-либо флотских авантюрах. Но уже 20 апреля согласился выделить десантные и инженерные части для Мидуэйской и Алеутской операций. Более того, он заявил о готовности предоставить гораздо более серьёзные контингенты для захвата, ни больше ни меньше, Гавайских островов. Эхо от взрывов бомб подполковника Дулиттла оказалось очень громким. Николай Колядко
Комментарии (0)