Кто такие стрельцы - «ДНР и ЛНР»
- 00:36, 17-май-2019
- ДНР и ЛНР
- Michaelson
- 0
Человек с ружьём
Части пищальников — стрелков, вооружённых огнестрельным оружием, — начали формироваться на Руси, судя по всему, в конце XV или в начале XVI века. Однако несмотря на рост числа пищальников, они оставались отдельными отрядами, часто временными, без какой-либо системы обучения «огневому бою».
А постоянно воюющему русскому государству необходимо было хорошо обученное войско, вооружённое современными ружьями. И оно вскоре появилось. В 1550 году «<…> учинил у себя царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси выборных стрельцов из пищалей 3000 человек, а велел им жить в Воробьёвой слободе».
Три тысячи по тем временам — это целая армия. К тому же хорошо организованная. Стрельцы получали постоянное жалование из казны, были обязаны регулярно заниматься обучением под руководством своих командиров. Для жительства отводились собственные дома, где вместе с ними могла жить семья. Поскольку военная служба не требовала всего свободного времени, многие стрельцы стали заниматься ремёслами или мелкой торговлей.
Стрелец и пищальник, 1552. Художник О. Брандуков
Стрелецкий корпус делился на статьи по 500 воинов, состоявшие из пяти сотен. Во главе статей стояли головы — так назывался тогда чин командира воинской части, — происходившие из детей боярских. Из благородных назначались и младшие офицеры. Численность нового войска постоянно росла, на коронации царя Фёдора Иоанновича в русской армии служили уже 20 тысяч стрельцов. В 1689 году в России насчитывалось 44 стрелецких полка.
Организация и чины
Вскоре систему организации стрелецких частей усовершенствовали.
Основным подразделением стал приказ (полк) численностью около тысячи стрельцов под командованием головы. Помощником головы являлся полуголова. Начальником сотни был сотник. Все они назначались из дворянского сословия.
Ниже стояли младшие командиры, выбираемые из стрельцов, — пятидесятники (помощники сотников) и десятники, командовавшие основным подразделением полка — десятком. Управление стрелецким войском, снабжение, обмундирование и вооружение поручили Стрелецкому приказу, входившему в число важнейших учреждений русского государства.
В 1680 году по инициативе князя Василия Голицына их перевели на чины, принятые в полках иноземного строя. Так голова стал полковником, полуголова — полуполковником, сотник — капитаном. Для поднятия престижа высшим чинам стрелецких полков стали жаловать придворный чин стольника.
Стрелец Саввино-Сторожевского монастыря, 1680-е. Стрелец и начальный человек московских приказов, середина XVII века
Вооружение и тактика
Примером для подражания при создании стрелецкого войска послужили непобедимые янычары Османской империи. В отличие от западной традиции, в которой заметную часть пехоты составляли пикинёры, защищавшие стрелков от атак кавалерии, янычары (и стрельцы) вооружались аркебузами.
Главным оружием стрельцов всегда была фитильная аркебуза, которую в конце XVII века постепенно начал сменять мушкет с кремнёвым замком. В тех случаях, когда они выступали в конном строю, то вооружались карабинами западноевропейского образца.
Для рукопашного боя пищальщики имели бердыши, сабли, а в XVII веке — тяжёлые европейские шпаги. Отличительной особенностью амуниции стрельца была перевязь из прочной кожи, носимая через левое плечо. К ней крепилась дюжина пеналов с отмерянными порциями порохового заряда. Внизу перевязи находилась пороховница с запасом пороха и сумки для пуль, фитиля, пыжей.
Стремление сосредоточиться на огневом бое определило тактику стрельцов. Первоначально они образовывали на поле боя плотные построения, которые, укрепившись за заграждениями, могли обстреливать противника и поддерживать наступление поместной конницы или прикрывать её отход.
Но такой негибкий подход плохо работала против неприятеля, использовавшего современную европейскую тактику боя. Так что постепенно стрельцы начали учиться маневрировать и перестраиваться на поле боя. Но вплоть до Петра I подготовка русских войск в этой части уступала европейским.
Стремянные, московские, городовые…
По мере развития стрелецкого войска оно было разделено на три категории. Первым среди полков был Стремянной — походная стража царя, всюду сопровождавшая его в пути, находясь «у стремени», отчего и получил своё имя.
Стремянной полк имел удвоенный состав — его численность колебалась от полутора до двух тысяч. В отличие от прочих стрельцов, они жили близ Кремля, в Белом городе, чтобы при необходимости быть готовыми выступить на защиту государя.
Московские стрельцы составляли столичный гарнизон и обитали в слободах, за пределами города. В 1670-х годах в Москве были размещены 25 полков общей численностью около 22 тысяч воинов.
В провинциальных городах служили городовые стрельцы. Они также селились в слободах и часто отряды одного полка распределялись по нескольким гарнизонам. По традиции стрелецкие гарнизоны считались городской стражей и занимались обеспечением порядка на улицах.
Особый род составляли патриаршие стрельцы. Они подчинялись Московскому патриарху, считались личной охраной высших иерархов церкви и занимались поиском священников и монахов, которые недостойно себя вели.
Форма одежды
По традиции, идущей ещё со времён Ивана Грозного, стрельцы носили русский кафтан с небольшим стоячим воротником и цветную конусовидную шапку с меховым околышем. Судя по всему, у первых стрельцов была красная форма, которая растиражирована во множестве картин, книг и кинофильмов, но по мере роста числа стрелецких полков начала появляться многоцветная форма — особая для каждого полка.
Однако отличием Стремянного полка на протяжении всего времени его существования оставался красный цвет мундира, считавшийся на Руси самым престижным и характерно военным.
Документ конца XVII века «Роспись Московских полков, сколько полков, и какие кафтаны…» демонстрирует, что стрельцы носили белые, малиновые, жёлтые, зелёные, коричневые, синие и голубые кафтаны, причём каждому цвету соответствовало несколько оттенков.
Кафтан застёгивался на круглые или продолговатые пуговицы. Застёжки на груди отделывались золотыми или цветными шнурами. Кстати, такие нашивки, которые многие считают чуть ли не обязательной деталью стрелецкой формы, были не у всех полков.
Офицеры носили форму из сукна лучшего качества, с поясами, расшитыми золотом, дорогим мехом, которым отделывались шапки и кафтаны. Их пуговицы изготавливались из драгоценных металлов, а нагрудная отделка — из золотых шнуров и галунов с кистями. Имеется гипотеза, что у стрелецких офицеров на шапке вышивалась небольшая корона, но убедительных доказательств пока не найдено.
«Цветное платье» и сотенные знамёна московских стрелецких приказов, 1674 год
Конец стрелецкого войска
Несмотря на то, что именно стрельцы вынесли на себе многочисленные войны Ивана IV и Смутного времени, а также принимали активное участие в сражениях XVII столетия, постепенно они становились всё более архаичными. Особенно на фоне стремительно развивающихся армий Европы. Стрельцы долго цеплялись за фитильное оружие и слишком мало времени уделяли строевой подготовке.
За счёт ведения хозяйства бойцы стояли почти на полном самообеспечении, так что казна экономила значительные суммы — особенно в сравнении с очень дорогими полками иноземного строя. Но проживание в отдельных домах, занятие ремеслом и торговлей не позволяли создать из стрельцов высокоэффективный военный механизм, требующий казарменного положения, постоянных строевых учений и суровой муштры.
Так что чем дальше, тем сильнее стрельцы проигрывали полкам иноземного строя, постепенно превратившись в городское иррегулярное войско. Которое к тому же стало источником постоянного недовольства и мятежей.
Фатальными для стрельцов стали бунты на заре правления Петра. Первый император начал расформировывать старые полки, заменяя их обученными, вооружёнными и обмундированными по европейскому образцу частями. Стрельцы вливались в обычные солдатские полки. В течение XVIII века последние стрелецкие отряды были ликвидированы.
Михаил Диунов
Комментарии (0)