«Геополитический треугольник»: симбиоз восточной концепции и западной Realpolitik - «ДНР и ЛНР»
- 12:33, 16-май-2019
- ДНР и ЛНР
- Анисим
- 0
В условиях обострения обстановки сразу в нескольких регионах мира к Владимиру Путину с интервалом в сутки прилетели министры иностранных дел двух ведущих мировых держав – Китая и США. Такое впечатление, что обеспокоенность по поводу крепости позиций Вашингтона и Пекина в разворачивающихся событиях при резком обострении торговой войны между ними, привела их лидеров к выводу, что необходимо «сверить часы» с Россией. Представляется, что и там, и там рассматривают варианты реакции Кремля на конфликт в их взаимоотношениях.
Недаром в ходе встречи Владимира Путина в Сочи с министром иностранных дел КНР Ван И гость сказал буквально следующее: «Надежда заключается в том, что под Вашим руководством все ведомства и министерства смогут в дальнейшем укреплять взаимное доверие и взаимную поддержку, показать всему миру, что наши отношения не будут подвергаться никаким помехам, влиянию извне, что мы всегда будем сохранять высокую динамику в развитии двусторонних отношений». То есть – это прямая озабоченность по поводу того, что «извне» может быть некое «влияние» на отношения России и Китая. Полагаю, Ван И был уже осведомлен, что через день Владимир Путин будет принимать здесь же госсекретаря США.
Помпео, кстати, поначалу намеревался прилететь в Россию 12 мая и провести здесь трое суток – до 14-го. Однако, поняв, что ему придется «ждать в приемной» пока будут идти российско-китайские переговоры, он неожиданно приземлился в Брюсселе, чем поверг в удивление европейских политиков. Глава дипломатии Евросоюза Федерика Могерини честно призналась, что для неё этот визит госсекретаря США стал неожиданным – её «уведомили о визите господина Помпео лишь ночью». И в Брюсселе даже не было «четких планов по встрече». Так что Помпео сократил свое заявленное пребывание в России с трех суток до части дня 14 мая.
Между тем и китайские товарищи были в ожидании результатов российско-американской встречи. В условиях обостряющейся торговой войны с США, Китаю наверняка очень важны, как сказал на пресс-конференции Ван И, «устойчивые и крепкие» отношения с Россией. Впрочем, именно треугольник является той самой привычной для китайцев формулой, когда три стороны одного процесса вступают в разрешения своих конфликтов в соотношении 2 vs 1. И сейчас мы стали свидетелями, да и участниками, того, как приобрел свои очертания «геополитический треугольник» Россия-КНР-США. При этом начинает складываться такое впечатление, что американцы переходят к попыткам привлечь Россию на свою сторону в их соперничестве с Китаем.
Озабоченность китайских друзей по этому поводу проявилась и на пресс-конференции в Сочи, где Ван И подчеркнул: «Китайско-российские всесторонние отношения стратегического взаимодействия и партнерства основаны на крепком политическом взаимодоверии и решительной взаимной поддержке, не направлены против третьих стран, а также не поддаются провокациям и вмешательству третьих сторон».
Да, Китай очень дорожит стратегическим партнерством с Россией, и с опаской поглядывает на то, как Трамп начинает «московскую партию». Косвенным признаком этих озабоченностей стало скромное освещение визита Ван И в Россию на русскоязычных страницах ведущих официальных СМИ КНР – агентства «Синьхуа» и газеты «Женьмин Жибао». И визит Помпео не получил пока там своей доли информации.
Китай vs США. И оба смотрят на Россию
Отношения Китая и США деградируют на глазах. Очередной раунд переговоров по торговле провален. Китайская делегация покинула Вашингтон, чуть ли не хлопнув дверью. И это в обстановке, когда новое соглашение важно и США, и Китаю – речь идет, как выразился один из экспертов, «о рынках такого масштаба, утрата которых грозит неминуемым экономическим кризисом». «Эти переговоры – по сути «экономическая» третья мировая война (либо хотя бы стадия в ней). От тех соглашений, которые будут заключены между США и Китаем зависит – если не в полной мере, то в значительной – будущее мировой экономики».
Несколько деталей:
— С 10 мая 2019 года США подняли пошлины на китайские товары на сумму в 200 миллиардов долларов. Опубликован перечень китайских товаров объёмом импорта на сумму около 300 миллиардов долларов, в отношении которых США могут также повысить пошлины до 25%.
— С 1 июня КНР вводит ответные пошлины в отношении товаров из США на общую сумму порядка 60 миллиардов долларов.
— Китай будет биться «до победного конца», если США хотят продолжить торговую войну, заявил официальный представитель МИД КНР Гэн Шуан.
— Глава Международного валютного фонда Кристин Лагард предупредила, что американо-китайская ссора из-за торговли «представляет угрозу для мировой экономики».
И это ещё не все с точки зрения сложившейся обстановки. В целом ряде регионов мира напряжение достаточно высоко, чтобы прямо назвать ряд конфликтов «горячими точками». Видно, что и Россия, и США, и Китай проявляют свои интересы на Корейском полуострове, в Венесуэле, на Ближнем Востоке и в ряде других мест. Причем, интересы эти – противоположны.
Это значит, что «глобальный треугольник» практически вырисовывается, и действовать приходится здесь и сейчас. Вот так плавно и смыкаются две стратегические школы – китайская с её «тремя акторами» и европейская с её прописанной ещё со времен Бисмарка Realpolitik. Заметим, что эта «реальная политика» должна быть – по определению авторов этой концепции – основана, прежде всего, на практических интересах стран. Так вот сейчас Китай привносит в нынешний стратегический пасьянс, как один из ведущих участников игры, свой вклад – его «третичная» система входит во взаимодействие с европейской школой стратегии. И этим нынешняя ситуация очень интересна.
Не случайно же Сергей Лавров, отвечая на вопросы прессы после первых переговоров с Помпео 6 мая, заметил: «Мы старались концентрироваться на реальной политике, и нам это удалось». И ещё Сергей Лавров на пресс-конференции уже в Сочи 14 мая подчеркнул: «Поскольку речь идёт о двух крупнейших ядерных державах, напряжённость между Россией и США неизбежно негативно влияет на общую ситуацию в мире. Поэтому мы с М. Помпео сошлись на том, что нужно постараться предпринять практические шаги по исправлению сложившейся ситуации».
Например, вот в каком плане.
С нашей стороны последовал вполне конкретный жест, который, если не ошибаемся, раньше не использовали. Сергей Лавров рассказал: «Я передал М. Помпео неофициальный меморандум, как у нас принято говорить по-английски «non-paper», в котором излагаются не вымышленные, а фактические подтверждения вмешательства США во внутреннюю политику Российской Федерации, включая печально известный закон «О поддержке свободы Украины», принятый Конгрессом, в котором Госсекретаря обязывают заниматься «продвижением демократии в России» напрямую и через работу с российскими НПО. На эти цели ассигнуется 20 миллионов доллар США ежегодно. Это не вымыслы, а документ, имеющий форму закона США».
Представляется, что это – серьезный демарш. Тем более, что в нашей прессе давно есть публикации с указанием адресов, по которым американцы скупают российские интернет-СМИ в регионах и ведут через них свою пропаганду на граждан России.
Напомним также о том, что даже после того, как американцы вышли на контакты с Москвой и Помпео уже дважды вел прямые переговоры с Лавровым, а теперь уже и с Путиным, в США не утихают угрозы в наш адрес. Как будто они стараются запугать Москву. Либо, заранее подняв ставки, выторговать себе нечто реальное в обмен на отмену своих виртуальных угроз. Лавров элегантно определил природу таких вещей – это «политические заявления, которые делаются публично для создания определённого эффекта».
Нагнетание
Обратим внимание на нагнетание этих американских страшилок и требований за последние недели.
— США вышли из Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе (СВПД) и вернули драконовские санкции против Тегерана. В Вашингтоне заявили, что СВПД с Ираном «не имеет юридической силы». «Это не договор, не соглашение. Это – план, а планы могут меняться», – заявил спецпредставитель США по Ирану Брайан Хук.
— США обвинили Иран в нападении на саудовские нефтяные танкеры в Персидском заливе и подгоняют свою авианосную группу к берегам Ирана.
— В Иране заявили, что американские военные корабли – «хорошие цели».
— Помпео на днях объявил на Арктическом совете об «угрозе со стороны Китая и России» в Арктике: «Незаконное регулирование Россией прохождения иностранных судов и кораблей у ее побережий, а также угрозы правительства применять военную силу беспокоят власти США и других членов Совета… Мы обеспокоены претензией России на международные воды Северного морского пути, в том числе новыми планами по его соединению с китайским «Морским шелковым путем»».
— Помпео в Лондоне прямо говорил в начале мая, что США не должны позволить России продолжить реализовать проект по строительству газопровода «Северный поток — 2».
— Пентагон подготовил военный план, согласно которому США направят на Ближний Восток до 120 тысяч военных в случае «ускорения разработки ядерного оружия» или «атаки американских сил Ираном».
— Минфин США планирует расширить список стран, подозреваемых в «манипулировании своей валютой для получения выгоды». В числе тех, кого американцы грозят включить в этот уже существующий список, могут оказаться Россия, Таиланд, Индонезия, Вьетнам, Ирландия и Малайзия. Все эти страны имеют положительные сальдо торгового баланса с США, отмечает агентство «Bloomberg».
— Президент Венесуэлы Мадуро призвал военных «готовиться к вторжению США».
Вот в такой обстановке Помпео приехал к Путину.
Предметный разговор
Владимир Путин приветствовал гостя, впервые ступившего в ранге госсекретаря на российскую землю:
«Как вы знаете, совсем недавно, несколько дней назад, я имел удовольствие разговаривать с Президентом Соединённых Штатов по телефону. У меня создалось впечатление, что Президент настроен на восстановление российско-американских связей, контактов, на решение совместно вопросов, которые представляют для нас взаимный интерес.
Мы со своей стороны неоднократно говорили о том, что мы также хотели бы восстановить отношения в полноформатном объёме. Надеюсь, что сейчас для этого создаются необходимые условия».
Обратим внимание, какие темы предлагает Путин Трампу на встрече с Помпео:
— сохранение стратегической стабильности,
— нераспространение оружия массового уничтожения,
— разрешения региональных кризисов,
— борьба с организованной преступностью,
— борьба за решение экологических проблем, с бедностью в мире, с другими угрозами современности,
— некоторые вопросы экономического характера,
— стабильность на мировых энергетических рынках.
Помпео со своей стороны описал интересующие американцев темы для переговоров такими словами: «У нас есть общие интересы, а также есть такие вопросы, где мы можем сотрудничать, продуктивно работать. Мы можем работать вместе для того, чтобы все наши народы более успешно жили, и весь мир в общем смысле также преуспевал. Поэтому Президент Трамп попросил меня, чтобы я приехал именно с этим сообщением к Вам, для того чтобы я поговорил ещё о каких-то идеях, каких-то проектах. Мы можем сотрудничать по Северной Корее, по Афганистану, а также по другим вопросам, и мы также можем поговорить о стратегическом диалоге». Как видно, конкретику, кроме самых явных тем, он предпочел не указывать.
СМИ цитируют помощника президента Юрия Ушакова, который рассказал о результатах переговоров:
— Состоялся неплохой предметный разговор, подтвердили начало выправления отношений России и США.
— Прорыва в отношениях США и России пока не чувствуется, но у американской стороны появился деловой настрой.
— Стороны обсуждали международную проблематику. Переговоры продлились более полутора часов. РФ и США подтвердили заинтересованность в восстановлении каналов общения.
— Состоялся разговор по теме стратегической стабильности. Москва ждет от Дональда Трампа конкретных предложений по вопросам стратегической безопасности.
— Россия выразила свое разочарование из-за выхода Штатов из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД).
— Россия готова продолжить диалог о контроле над вооружениями, обсудить вопросы СНВ, ПРО и ДРСМД.
— «Мы сказали, что ожидаем, что американская администрация конкретизирует идеи Трампа по вопросам стратегической стабильности. Выразили разочарование в связи с выходом американцев из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Договор истекает в 2021 году. И если в Вашингтоне заранее не определятся по своей позиции, то нам придется предпринимать все необходимые меры по обеспечению собственной безопасности и повышению обороноспособности. При этом наш президент подчеркнул, что мы готовы вернуться к нормальному прагматичному диалогу по всем аспектам стратегической стабильности и по всем аспектам контроля над вооружением», — сказал журналистам Юрий Ушаков.
— Помпео заявил, что Трамп заинтересован во встрече с Путиным. Затронули вопрос проведения встречи президентов России и США на саммите G-20 в японской Осаке (июнь с.г.)– Москва открыта к возможным контактам.
— О санкциях США против России речь шла очень коротко.
— Обсуждены вопросы по Сирии, Северной Корее, Ливии, Ирану и Венесуэле.
— Ситуация на Украине не обсуждалась.
Realpolitik начал брать верх
Итак, два посланника глав ведущих государств мира приняты президентом России. Обратите внимание, что европейского угла в этой конфигурации вообще не просматривается. И, если бы Помпео не залетел в Брюссель по дороге в Сочи, Старый Свет показался бы уж совсем не обочине разворачивающихся стратегических перемен.
Можно предположить, что Россия сегодня оказалась в редкостно удобной для себя позиции, когда конфликты других держав её напрямую не затрагивают. То есть, в треугольнике Москва-Пекин-Вашингтон китайцы годами старались быть «вне схватки», а вот теперь их место тихо перешло к России. Поэтому мы имеем все основания наблюдать за происходящем, не вмешиваясь. И блюсти собственные интересы, которые по пунктам Владимир Путин назвал в беседе с Помпео.
В этот исторический период нам, конечно, нужно «окно возможностей» для Развития страны. И оно, как представляется, сейчас готово открыться, коли на весьма вероятной скорой встрече Владимира Путина с Дональдом Трампом будут определены рамки возможного взаимодействия. А американское руководство, что бы там не бубнили в их Конгрессе и в их демократических СМИ недоброжелатели и враги Трампа, не может, как выясняется, реализовать свои интересы без некоей координации с Россией – ни в Венесуэле, ни в Афганистане, ни в Сирии, ни на Ближнем Востоке в целом, ни на нефтяном рынке, ни на Корейском полуострове, ни в ряде других кризисных мест. То есть, интересы у Вашингтона есть, а средств для их материализации не хватает.
Можно предположить, что надо проявлять выдержку, и тогда определенные международные, да и внутренние проблемы для нас могут в нужный момент стремительно разрешиться.
А то, что благорасположение Москвы становится все более популярным, продемонстрировал недавний визит к Путину президента Эстонии Керсти Кальюлайд, которая после аудиенции в стенах Кремля заявила во всеуслышание: «Я хочу, чтобы Эстония находилась на одном уровне с другими странами Евросоюза и НАТО. Чтобы говорили не за нас, а чтобы мы сами говорили… Гораздо честнее, когда ты сам готов выразить свои мысли напрямую главе Российского государства». И это звучит из той страны, где уже четверть века русофобия была лейтмотивом политики.
Похоже, что Realpolitik начал брать верх в условиях, когда мировой экономический кризис – да ещё с добавкой торговых войн США-Китай, США-Евросоюз – диктует совершенно новые условия международных отношений.
Помните, несколько лет назад в Россию прокладывали дорогу многие лидеры стран Ближнего Востока, которых нас прежде не жаловали? И теперь у Москвы вполне себе корректные и рабочие отношения с целым рядом ключевых государств региона.
Так, может быть, пришла пора чреды визитов в Кремль со стороны западных соседей России? И это – не фантастика. В Европе достаточно прозорливых людей, которые видят, что «если уж сам Помпео поехал к Путину, то и нам пора собираться в дорогу». И какой сегодня самый главный международный визит в Сочи? – Визит федерального президента Австрийской Республики Александра ван дер Беллена.
Да, «выдержка – это обратная сторона стремительности» (с). Источник
Комментарии (0)