Вызволение Европы: 70 лет назад в Берлине открыли монумент «Воин-освободитель» - «ДНР и ЛНР»

  • 21:56, 08-май-2019
  • ДНР и ЛНР
  • Simpson
  • 0

Главный памятник советским солдатам за пределами СССР был частью уникального «триптиха»


Вызволение Европы: 70 лет назад в Берлине открыли монумент «Воин-освободитель» - «ДНР и ЛНР»

Это место стало для меня главным впечатлением от первого посещения немецкой столицы. Даже бывший Рейхстаг с сохраненными надписями красноармейцев, среди которых был и мой дед, награжденный медалью «За взятие Берлина», запомнился меньше. Еще с детства я много раз видел в кино и на фото расположенную в Трептов-парке фигуру солдата, рассекающего мечом свастику, с маленькой девочкой на руках. И хорошо помнил о том, что это был немецкий ребенок, спасенный бойцом во время штурма Берлина.

Им был реальный человек — знаменщик 220-го гвардейского стрелкового полка 79-й гвардейской стрелковой дивизии сержант Николай Масалов. О его подвиге писал один из командующих операцией, маршал Василий Чуйков: «Словно откуда-то из-под земли, глухо и призывно звучал голос ребёнка. Плача, он повторял одно, понятное всем слово: «Муттер, муттер…» «Кажется, это на той стороне канала», — сказал товарищам Масалов. Он подошел к командиру: «Разрешите спасти ребёнка, я знаю, где он». Ползти к Горбатому мосту было опасно. Площадь перед мостом простреливалась огнём пулемётов и автоматических пушек, не говоря о минах и фугасах, запрятанных под землёй. Сержант Масалов полз вперед, прижимаясь к асфальту, временами прячась в неглубоких воронках от снарядов и мин. И тут снова услышал ребёнка. Тот звал мать жалобно, настойчиво. Он будто торопил Масалова. Тогда гвардеец поднялся во весь рост — высокий, могучий. Блеснули на груди боевые ордена. Такого не остановят ни пули, ни осколки».

Именно этот образ вдохновлял крупнейшего советского скульптора, уроженца Екатеринослава Евгения Вучетича, который создавал скульптурную часть знаменитого монумента вместе с уроженцем Киева, архитектором Яковом Белопольским. Больше того, он лично встречался с Масаловым, чтобы услышать от него о подробностях спасения маленькой немки. Этот комплекс являлся первой частью триптиха, состоящего из расположенного в Магнитогорске монумента «Тыл — фронту» и всемирно известной скульптуры «Родина-мать зовёт!» на сталинградском Мамаевом кургане. Это как бы символизировало: выкованный на Урале меч был поднят над Волгой и завершил войну на берегах Шпрее, которая протекает прямо у парка.

Образ немецкой девочки нес в себе другой, главный, символизм, очень важный в условиях послевоенной политической конъюнктуры. Советское руководство стремилось показать, что Красная армия пришла в Германию не с целью завоевания и не является для ее народа врагом или оккупантом. В сооружении монумента, который строили из гранита бывшей рейхсканцелярии, участвовали не только солдаты инженерных частей РККА, но и около 1200 немецких рабочих из литейной мастерской Noack и фирмы Puhl & Wagner, которая специализировалась по изготовлению мозаик и витражей.

Немецкие мозаисты работали вместе с советскими мастерами над оформлением памятного зала, расположенного под основанием статуи солдата. Его украшает мозаичное панно, созданное харьковским художником Анатолием Горпенко — учеником знаменитого Николая Самокиша. Оно изображает советских воинов вместе с представителями различных народов СССР. Вверху зала можно прочитать надпись на немецком и русском: «Ныне все признают, что советский народ своей самоотверженной борьбой спас цивилизацию Европы от фашистских погромщиков. В этом великая заслуга советского народа перед историей человечества», — цитата из сталинского доклада к очередной годовщине Октябрьской революции.

В центре, на постаменте, установлен золотой ларец с пергаментной книгой в красном сафьяновом переплёте. В нее вписаны имена всех, кто погиб во время штурма Берлина и похоронен на солдатских кладбищах Панкова и Тиргартена, где также расположены два мемориала советским воинам. Купол зала венчает большая люстра в виде ордена «Победа», изготовленная из рубинов и хрусталя.

Сама тринадцатиметровая скульптура, вес которой составил 72 тонны, была изготовлена в Ленинграде и перевезена по частям в Берлин по воде — сложным путем через Балтику, Эльбу, Хафель и Шпрее. Работы по созданию мемориала были завершены в начале 1949 года, и 8 мая его торжественно открыл советский комендант Берлина генерал-майор Александр Котиков. «Памятник в центре Европы, в Берлине, будет постоянно напоминать народам мира, когда, как и какой ценой была завоёвана Победа, спасение нашего Отечества, спасение жизней настоящих и грядущих поколений человечества», — провозгласил он на этой церемонии.

А уже в сентябре монумент передали на баланс берлинских властей, которые всегда содержали его в полном порядке. Вопреки известной перестроечной легенде монумент не находился под постоянной охраной советских часовых и довольно быстро стал хорошо известным символом восточной части разделенного во время Холодной войны Берлина.

Он остается таким и сейчас. Согласно условиям советско-немецкого договора от 1990 года немецкое правительство и сенат Берлина поддерживают состояние монумента и обеспечивают его сохранность. Осенью 2003 года огромная скульптура была разобрана и прошла полную реставрацию, а уже 2 мая 2004 года ее вернули на свое место. Фигуру солдата можно встретить на немецких сувенирах, а Трептов-парк является одним из самых популярных центров отдыха горожан. Однако монумент сохраняет свое актуальное политическое значение, потому что именно здесь проходят торжественные собрания ветеранов армии Германской демократической республики и Единой социалистической партии Германии.

Но главное — это напоминание о подвиге советских солдат, которые спасли от нацизма не только свою разоренную Родину, но и всю Европу.

Андрей Манчук, Украина.ру


Главный памятник советским солдатам за пределами СССР был частью уникального «триптиха» Это место стало для меня главным впечатлением от первого посещения немецкой столицы. Даже бывший Рейхстаг с сохраненными надписями красноармейцев, среди которых был и мой дед, награжденный медалью «За взятие Берлина», запомнился меньше. Еще с детства я много раз видел в кино и на фото расположенную в Трептов-парке фигуру солдата, рассекающего мечом свастику, с маленькой девочкой на руках. И хорошо помнил о том, что это был немецкий ребенок, спасенный бойцом во время штурма Берлина. Им был реальный человек — знаменщик 220-го гвардейского стрелкового полка 79-й гвардейской стрелковой дивизии сержант Николай Масалов. О его подвиге писал один из командующих операцией, маршал Василий Чуйков: «Словно откуда-то из-под земли, глухо и призывно звучал голос ребёнка. Плача, он повторял одно, понятное всем слово: «Муттер, муттер…» «Кажется, это на той стороне канала», — сказал товарищам Масалов. Он подошел к командиру: «Разрешите спасти ребёнка, я знаю, где он». Ползти к Горбатому мосту было опасно. Площадь перед мостом простреливалась огнём пулемётов и автоматических пушек, не говоря о минах и фугасах, запрятанных под землёй. Сержант Масалов полз вперед, прижимаясь к асфальту, временами прячась в неглубоких воронках от снарядов и мин. И тут снова услышал ребёнка. Тот звал мать жалобно, настойчиво. Он будто торопил Масалова. Тогда гвардеец поднялся во весь рост — высокий, могучий. Блеснули на груди боевые ордена. Такого не остановят ни пули, ни осколки». Именно этот образ вдохновлял крупнейшего советского скульптора, уроженца Екатеринослава Евгения Вучетича, который создавал скульптурную часть знаменитого монумента вместе с уроженцем Киева, архитектором Яковом Белопольским. Больше того, он лично встречался с Масаловым, чтобы услышать от него о подробностях спасения маленькой немки. Этот комплекс являлся первой частью триптиха, состоящего из расположенного в Магнитогорске монумента «Тыл — фронту» и всемирно известной скульптуры «Родина-мать зовёт!» на сталинградском Мамаевом кургане. Это как бы символизировало: выкованный на Урале меч был поднят над Волгой и завершил войну на берегах Шпрее, которая протекает прямо у парка. Образ немецкой девочки нес в себе другой, главный, символизм, очень важный в условиях послевоенной политической конъюнктуры. Советское руководство стремилось показать, что Красная армия пришла в Германию не с целью завоевания и не является для ее народа врагом или оккупантом. В сооружении монумента, который строили из гранита бывшей рейхсканцелярии, участвовали не только солдаты инженерных частей РККА, но и около 1200 немецких рабочих из литейной мастерской Noack и фирмы Puhl


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!