Обострение в сирийском Идлибе только начинается — эксперт - «ДНР и ЛНР»
- 16:04, 07-май-2019
- ДНР и ЛНР
- MacAdam
- 0
Продолжает накаляться обстановка на линии соприкосновения между подконтрольными САА районами Сирии и боевиками, действующими в идлибской зоне деэскалации. Вчера правительственным силам пришлось перейти от обороны к наступлению, чтобы сбросить террористов «Тахрир аш-Шам» с холма Тель-Осман.
Боестолкновения на севере провинции Хама продолжались и ночью — боевики дважды прощупывали оборону подразделений сирийской армии в провинции Хама. Как сообщают источники в Сирии, в районе Абу-Дали группа боевиков численностью более 20 человек на трех пикапах с крупнокалиберными пулеметами попыталась прорвать оборону подразделений бригады «Силы Тигра» генерала Сухейля аль-Хасана. Ответным огнем «Тигры» уничтожили четырех боевиков и один пикап-«техничку».
Около 3 часов ночи отряд террористов «Тахрир аш-Шам» численностью около 50 человек на восьми пулеметных «техничках» атаковал позиции САА в районе населенного пункта Скальбия. Ответным огнем были уничтожены не менее 10 боевиков, атака террористов была сорвана.
«Черные» — боевики исламистских группировок — продолжают наращивать силы в районе Ба’рабу. В течение суток в районе были переброшены два крупных отряда боевиков общей численностью более 400 человек. До этого в районе Ба’рабу уже действовали несколько крупных отрядов боевиков и большое количество военной техники и минометов.
Местные жители в соцсетях сообщили о том, что видели четыре танка боевиков. Таким образом, можно не сомневаться в том, что террористы «Тахрир аш-Шам» создают группировку для наступления в направлении Аль-Амкия — Скальбия. Им противостоит бригада «Силы Тигра» генерала Сухейля аль-Хасана.
Напомним, новое обострение в Идлибе стало результатом провальной политики Турции по отношению к боевикам сирийской «умеренной оппозиции», выступающих против официального Дамаска и легитимного президента Башара Асада.
В сентябре на переговорах в Сочи президент Реджеп Тайип Эрдоган обязался провести размежевание между радикальными террористами и оппозиционерами в Идлибе для того, чтобы открыть дорогу САА.
Турция продолжает возражать против военной операции в Идлибе, опасаясь новой масштабной волны беженцев из региона — однако уже на данный момент более 300 тысяч человек были вынуждены покинуть свои дома и устремиться в лагеря беженцев. В случае, если в ближайшее время ситуация в зоне деэскалации не улучшится, их число будет только расти.
Агрессивные действия боевиков, вероятнее всего, спровоцированы участием внешних сил — тех, кто предоставляет боевикам оружие, боеприпасы и снабжение для продолжения их деятельности, считает арабист, старший преподаватель Школы востоковедения ВШЭ Андрей Чупрыгин. Ученый уверен — обострение на юге Идлиба только начинается и после завершения Рамадан столкновения вспыхнут с новой силой.
«Чего боевики хотят добиться — хороший вопрос, на самом деле. Очевидно, финансирование появилось, которое надо отрабатывать», — предположил эксперт.
Чупрыгин напомнил, что во многих случаях нет смысла говорить об идеологической составляющей у боевиков, воюющих на Ближнем Востоке — война против законного правительства Сирии прежде всего является серьезным бизнесом для тех, кто ее оплачивает.
«Там крутятся большие деньги. Боевики не святым духом питаются, боеприпасы для автоматического оружия они тоже не у себя на заднем дворе делают — это все стоит денег, и эти ребята получают финансирование из различных — именно различных — источников, — подчеркнул специалист.
— Эти персонажи в ответ должны выдавать продукт, за который им платят деньги, а они производят только один продукт, который называется «нападение на сирийские и российские войска». Появилось дополнительное финансирование и спонсоры потребовали конкретных действий. Именно поэтому боевики тревожат «Хмеймим», понимая, что не смогут нанести ущерба».
По словам эксперта, с высокой вероятностью текущее обострение на севере провинции Хама является лишь прологом к более крупным столкновениям.
«Ранее мы говорили о том, что какие-то масштабные операции начнутся после Рамадана — не могу сказать, что прогнозы не оправдались, потому что пока что мы не видим масштабных действий, — отметил Андрей Чупрыгин.
Сирийцы смотрят, как боевики реагируют, выявляют слабые места, а боевики в ответ «покусывают» в районе «Хмеймима» и других местах. Сейчас за Идлиб пощупают-пощупают, а потом после Рамадана или даже к концу Рамадана начнется масштабная свалка».
«Рамадан все-таки есть Рамадан, — подчеркнул востоковед. — Можно, конечно, предполагать такие макиавеллистские планы Дамаска и Москвы, мол «сейчас Рамадан, они все расслабятся, тут-то мы и шарахнем» [прим. Ред. — информационные ресурсы «Тахрир аш-Шам» действительно распространяют такие заявления].
Нет — в Рамадан никто воевать не хочет. Солдат ведь собирать надо, у них должно быть желание пойти пострелять в кого-то, а в Рамадан никто воевать не хочет. В этот месяц мусульманин с Аллахом, размышляет о вечном, сложно его мобилизовать».
Обстоятельства указывают на то, что на оперативные действия сирийской армии дала добро Турецкая сторона, считает эксперт — на это, в частности, указывает то, что турки сняли наблюдательные пункты и прекратили патрулирование границ зоны деэскалации.
Скорее всего, решение о действиях САА принималось в рамках треугольника Москва — Анкара — Дамаск. Эксперт подчеркнул, что Турция не заинтересована в том, чтобы боевики атаковали сирийскую армию — «ручные» террористы нужны Анкаре совсем для других целей.
«Я далек от мысли о том, что Анкара может санкционировать действия боевиков против сирийской армии — это очень далеко от турецких стратегических интересов и даже тактических. Турция пестует и взращивает своих боевиков для одной цели — противостояния курдам.
Турцию интересуют исключительно курдские анклавы вдоль ее границы и то, что Турция сейчас сворачивает наблюдательные посты и прекращает патрулирование — это показатель того, что были достигнуты определенные договоренности в треугольнике Москва — Анкара — Дамаск.
Изначально было понятно, и это логично, что никакая военная операция в Идлибе без Турции произойти не может, потому что слишком высока вероятность прямого столкновения между турецкими и сирийскими подразделениями, а этого все хотят избежать, — напомнил Чупрыгин. — Я думаю, что они договорились. Но хочу еще раз хочу сказать — исходя из доступной мне информации, идет лишь прощупывание позиций сторон, а полномасштабные действия еще не начались».
Валентин Меликов
Комментарии (0)