Варшава в поисках «руки Кремля» в небе над Смоленском - «ДНР и ЛНР»
- 12:04, 25-апр-2019
- ДНР и ЛНР
- Дарья
- 0
10 апреля 2010 года на подлете к Смоленску потерпел крушение авиалайнер президента Польши Леха Качиньского. В катастрофе погибли все: глава государства, его жена Мария, ряд известных политиков Речи Посполитой, несколько высокопоставленных военных. Всего жертвами аварии стали 96 человек. С той поры прошло уже девять лет, и в России об истории с Ту-154 вспоминают нечасто. Другое дело Польша — недавно эта страна отметила очередную годовщину трагедии и отметила, надо сказать, с большим размахом.
Вот, к примеру, Анджей Дуда. Весь день 10-го апреля он только и делал, что участвовал в мемориальных и траурных мероприятиях. Сначала действующий президент отправился в Краков, где состоялась поминальная служба и возложение цветов к могиле Леха и Марии Качиньских. Потом Дуда вышел к журналистам и признался: «Нам их очень не хватает…». Это все происходило в Вавельском соборе, затем глава Речи Посполитой посетил краковские кладбища и почтил память других жертв катастрофы под Смоленском.
Вечером Дуда вернулся в Варшаву и выступил на митинге, посвященном девятой годовщине трагедии. Также на трибуну поднялся брат-близнец Леха Качиньского — Ярослав, возглавляющий партию «Право и справедливость». В своей речи он призывал не забывать о том, что случилось в 2010-м, а также рассуждал о праве на истину, без которой поляки не смогут стать великой европейской нацией.
Вполне естественно, что в эти дни о крушении Ту-154 много писали и говорили СМИ. Значительное число публикаций отличалось невыносимо приторным пафосом. Однако и в них вполне четко формулировалась мысль: нужна правда о катастрофе под Смоленском. О чем они? Какой истины жаждет Ярослав Качиньский? Давайте разбираться.
Расследованием причин произошедшего занимались как польская, так и российская сторона. В начале 2011-го совместная комиссия Межгосударственного авиационного комитета и Министерства обороны РФ обнародовала свой отчет. Вердикт был вполне ясен: к аварии привели неправильные действия экипажа.
Кроме того, в прессу просочились фрагменты расшифровок «черных ящиков» и это позволило сделать предположение: в кабине пилотов находился командующий польскими ВВС Анджей Бласик, который оказывал давление на летчиков. Также анализы установили наличие алкоголя в крови генерала.
В целом же выводы российской комиссии (между прочим, в ее составе работали и 25 польских специалистов) должны были поставить точку и закрыть тему. Только вот на родине Леха Качиньского все происходило иначе. В Речи Посполитой велось собственное разбирательство, и оно проходило в атмосфере, близкой к психозу. В январе 2012-го на пресс-конференции, посвященной выяснению причин гибели Ту-154, попытался застрелиться полковник военной прокуратуры Миколай Пшибыл. Суицид не удался, и позднее офицер сказал, что параллельно вел дело о крупных хищениях в армии и находился в состоянии жестокого стресса.
Объяснение вроде бы выглядело убедительным, но осенью того же года покончил с собой хорунжий Ремигиуш Мусь. В апреле 2010-го он находился в экипаже самолета Як-40, доставившего в Смоленск группу журналистов, которым предстояло освещать визит Качиньского. Як-40 прибыл раньше злосчастного Ту-154 и приземлился вполне благополучно. Мусь вроде бы общался по радио с командой президентского лайнера и поэтому являлся важным свидетелем. Самоубийство хорунжего отнесли на счет тяжелой депрессии.
Ранее свое заключение сделала комиссия при МВД Польши. Получилось оно достаточно витиеватым и выглядело попыткой разделить ответственность между обеими странами: мол, экипаж «Туполева» совершил ошибки, но и наземные службы работали плохо. Российская комиссия с такой трактовкой не согласилась.
Перепалка между комиссиями случилась еще в 2011 году, параллельно свою работу делала военная прокуратура Польши. Весной 2015-го она предъявила обвинение двум российским военным, управлявшим полетами на аэродроме «Смоленск-Северный». Это были еще цветочки, поскольку вскоре парламентские выборы выиграла партия Качиньского, более умеренная «Гражданская платформа» ушла в оппозицию и понеслось.
Особенно усердствовало польское правительство. Экс-премьера Дональда Туска предлагали привлечь к уголовной ответственности за халатное расследование гибели Ту-154, а замминистра культуры (!) заявил, что на борту лайнера произошел взрыв и именно он стал причиной катастрофы. В свою очередь президент Дуда назвал выводы российской стороны «простыми гипотезами». Прекратил свое существование и государственный сайт faktysmolensk.gov.pl, где общественность информировалась о следственных действиях, проводившихся сразу после трагедии. Почему ликвидировали ресурс, официальные органы не объяснили.
Парламент инициировал новое расследование, которое возглавил тогдашний министр обороны Антони Мацеревич (в прошлом году его отправили в отставку, но его политическая карьера не закончилась). Стоит отметить, что Мацеревич считается человеком, близким к Ярославу Качиньскому.
Практически сразу же глава военного ведомства объявил о теракте на борту Ту-154. Одновременно началась эксгумация останков Леха Качиньского и других жертв авиакатастрофы. Родственники погибших под Смоленском стали открыто возмущаться, но от них фактически отмахнулись.
Попутно генеральная прокуратура Речи Посполитой пришла к сенсационному выводу: рядом с диспетчерами аэропорта находилось неустановленное третье лицо и оно провоцировало крушение самолета. То есть некий таинственный «третий» подталкивал людей, управлявших полетами, к преступлению, и действия его были вполне осознанными.
Затем комиссия Мацеревича прослушала записи бортового самописца и сообщила, что услышала звуки взрыва. Также были аннулированы результаты расследования, проведенного МВД Польши в 2011-м. И это еще не все. Фрагменты Ту-154, на котором летел Лех Качиньский, передали для анализа в лабораторию взрывчатых веществ при Министерстве обороны Великобритании. В конце марта нынешнего года стали известны результаты работы экспертов. Они якобы засекречены, но пронырливые журналисты все же выяснили: подавляющие большинство остатков фюзеляжа и крыльев имеют следы тротила и другой взрывчатки.
Опираясь на сведения британской лаборатории, Антони Мацеревич в очередной раз заявил: «Не пилоты, не какие-то действия лиц, находившихся на борту, привели к той трагедии, а взрыв». Сказано это было в канун девятой годовщины смоленской драмы.
Одновременно в польских СМИ стала появляться информация о том, что осенью 2009-го Ту-154 отправили в Россию на предприятие «Авиакор Самара», где производился ремонт лайнера. Надзор за работами осуществляла Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству РФ, которой, как считают в Польше, руководят офицеры российских спецслужб. Данную информацию журналисты Речи Посполитой почерпнули из доклада все той же комиссии Мацеревича.
Теперь остается только одно — прямо обвинить Москву в организации диверсии и убийстве Леха Качиньского, а также еще 95 человек. Варшава от этого пока воздерживается. Зато впереди паровоза мчится официальный Киев. 10 апреля заместитель министра иностранных дел Украины Василий Боднар записал в своем «Твиттере»: «Вечная память Президенту Польши Леху Качиньскому и всем жертвам Смоленской трагедии! Россия должна ответить!»
Решится ли Польша предъявить РФ столь тяжкие обвинения, мы пока не знаем. Вместе с тем заметно, что гибель Ту-154 усилиями «Права и справедливости» превратилась в настоящий политический инструмент. С одной стороны, своими «расследованиями» Варшава пытается давить на Москву, хотя та сохраняет почти олимпийское спокойствие. С другой — тему катастрофы на полную катушку используют в пропаганде. Авария президентского лайнера почти так же популярна в СМИ, как и тема расстрелов в Катыни. Это только добавляет накала в антироссийскую истерию, продолжающуюся в Польше в течение пяти с лишним лет.
Привлекает внимание и участие британских экспертов. Лаборатория при минобороны никогда прежде не занималась ЧП, происходившими в других странах. Но вдруг для поляков сделали исключение, что наталкивает на мысль — Лондон подыгрывает Варшаве в раскручивании кампании против Москвы.
Осенью в Польше парламентские выборы, а в следующем году президентские. Если «Право и справедливость» сохранит и законодательную власть, и исполнительную (это вполне вероятно), то в 2020-м юбилей трагедии под Смоленском превратится в настоящую вакханалию, переходящую в открытое безумство. И никто в Польше не даст ответа на простой и короткий вопрос: «Зачем России было убивать Леха Качиньского, да еще и над своей территорией?»
Алексей Ткачук, ИА Альтернатива
Комментарии (0)