Не только Адольф Гитлер унаследовал от отца агрессивный нрав вкупе со склонностью к психопатии. Отношения в семействе Гитлеров отличались изрядной сложностью и, как сейчас модно говорить, токсичностью.В 1882 году у Алоиса Гитлера родился незаконнорожденный сын. Незаконнорожденный «технически» — с первой женой герр Алоис разошёлся и жил с Франциской Матцельсбергер, но католическая церковь категорически не признавала разводов. Сына Алоиса и Франциски назвали Алоисом-младшим. Через два года его мать умерла, успев стать фрау Гитлер после смерти предшественницы.
Семь лет спустя Клара Пёльцль, очередная жена Алоиса Гитлера, родила мальчика по имени Адольф.
Отец будущего фюрера германской нации был раздражительным и скандальным человеком. Алоису-младшему было 14 лет, когда после очередной ссоры он хлопнул дверью и навсегда ушёл из дома. Он отправился в Ирландию и поступил на работу в дублинский отель. Его образ жизни и моральные качества оказались так себе — на рубеже веков Алоис-младший дважды попадал в тюрьму за кражи.
В 1909 году на скачках в Дублине он повстречал ирландку Бриджит Доулинг. Посудомойщик из отеля пустил ей пыль в глаза, представившись богатым путешественником. Обман раскрылся, отец Бриджит даже думал засудить жуликоватого немца за киднепинг — но всё окончилось законным браком и переездом в Лондон, а затем Ливерпуль. В 1911 году у них родился сын, названный Уильямом Патриком.
Алоис Гитлер-младший и Бриджит ДоулингУвы, характер Алоиса-младшего оказался даже хуже, чем у отца. Он заимел привычку напиваться и избивать малолетнего сына. Потому Бриджит отказалась последовать за мужем на континент в начале 1914 года, когда тот решил поднять денег посредством шулерства. Ну а потом вспыхнула мировая война.
Герр Алоис преспокойно нашёл в фатерлянде новую жену, а старой заявил, что умер и денег нет.
Гитлер по-ирландскиУильям Патрик и его мать Бриджит поначалу судились с непутёвым отцом, но к концу 1920-х нашли-таки общий язык. Тем более, что единокровный брат Алоиса становился всё более влиятельным политиком. В 1929 году Уильям отправился погостить у отца в Германии и даже посетил партийный съезд нацистов в Нюрнберге. А в 1933 году, после установления диктатуры, и вовсе переехал в рейх, надеясь получить через протекцию дядюшки своё место под солнцем.
Вот только дядюшка Адольф отнюдь не спешил признавать племянника, которого счёл «отвратительным». Уильяма пристроили клерком в банк, затем рабочим на завод «Опель». В берлинском ресторанчике отца, где боевики штурмовых отрядов упражнялись в употреблении пива и кидании зиг, ему места тоже не нашлось.
Уильям ПатрикПлемянник диктатора рассчитывал вовсе не на такую работу в стране победившего нацизма под властью родного дядюшки. Не менее оскорбительными были периодические подачки от фюрера в виде пары-тройки сотен рейхсмарок. Уильям обиделся. И не придумал ничего лучше, чем шантажировать дядю Адольфа слухами о его еврейских корнях.
Дядя вроде бы даже не разозлился. И предложил племяннику отказаться от британского подданства в обмен на доходное и непыльное место. Но что-то подсказало Уильяму, что это плохая идея. Нацисты тогда ещё пытались соблюдать какие-то приличия, а отправить в лагерь или убить британского подданного означало международный скандал. А вот с гражданином рейха к тому времени можно было сотворить что и как угодно.
Уильям Гитлер вернулся в Англию, где, по его словам, опубликовал несколько критических статей и интервью о любимом дядюшке. Дядюшка был в бешенстве.
Затем — до сих пор неясно, правда это или нет, — Уильям в последний раз съездил в Германию. Где фюрер устроил ему скандал и пообещал лично пристрелить, если тот опубликует ещё хоть строчку. Учитывая, насколько к тому времени нацизм и его фюрер начали терять берега, несколько сомнительно, что кто-то позволил бы племяннику Гитлера после такого беспрепятственно покинуть территорию рейха.
Вендетта против дядюшкиЗатем племянник с матерью отправились в США, подальше от опасной немецкой родни. За два месяца до начала мировой войны Уильям Гитлер разразился статьёй «Почему я ненавижу своего дядю» в журнале «Лук» (Look). В числе прочего он описал свою попытку визита в горный дом дядюшки в Берхтесгадене в 1936 году.
По его словам, фюрер подошёл к нему и настоятельно порекомендовал, поигрывая хлыстом, чтобы тот никогда в жизни не упоминал об их родстве. Заодно Уильям рассказал в статье о самоубийстве беременной сестры Гитлера Гели, а ещё про слухи о её с братом кровосмесительной связи и нерождённом общем ребёнке.
Статья изобиловала и иными обидными подробностями, вроде вечной перхоти на пальто диктатора, нервозности и «женственной» жестикуляции в приватной обстановке.
После выхода материала племянника фюрера немедленно взял в оборот Уильям Хёрст — отец жёлтой прессы и пиара в современной форме. Медиамагнат имел ультраправые взгляды, ненавидел коммунистов и ещё недавно открыто восхищался Гитлером — но Хрустальная ночь и открытое преследование евреев изменили его взгляды.
Он стал ярым врагом нацизма — и отправил Уильяма Гитлера вместе с матерью в турне по США и Канаде с лекциями «Что думает немецкий народ». Лекции повествовали о том, каким отморозком является нацистский фюрер и что из себя представляет его режим.
Хёрст исповедовал принцип «скандальный текст важнее фактической точности — пипл схавает, не рефлексируем и распространяем».
Вероятно, не без его идейного влияния Бриджит впоследствии опубликовала мемуары «Мой шурин Адольф». Мемуары о том, как Гитлер перед Первой мировой прятался в Англии от призыва в австрийскую армию, и каким жалким он при этом был.
Ничего общего с реальностью это не имело: историки давно изучили каждый шаг будущего фюрера, в это самое время он негодовал в ночлежках Вены из-за того, что его не признали художником, и от многонациональности имперской столицы Габсбургов.
Гитлер под американским флагомКогда японцы атаковали Пёрл-Харбор, а Германия объявила войну США, Уильям обратился с письмом к президенту Рузвельту с просьбой зачислить его в доблестные ряды американских вооружённых сил.
Когда он прибыл по месту назначения, регистрирующий офицер поинтересовался его фамилией. «Гитлер», честно ответил Уильям.
«Очень приятно, мистер Гитлер, а меня зовут Гесс», — ответил офицер. Что было чистой правдой: Уильяма П. Гитлера встречал Гейл К. Гесс.
На Тихом океане Гитлер получил ранение японской шрапнелью и заслуженное Пурпурное сердце. После войны он демобилизовался, стал гражданином США, сменил фамилию на ничем не примечательную Стюарт-Хьюстон. Бывший Гитлер, племянник фюрера, создал медицинский бизнес по анализам крови, после чего прожил без особых приключений до смерти в 1987 году.
Ни у одного из его трёх сыновей детей не было, отчего и возникла журналистская байка о «тайном договоре не продолжать гитлеровский род».
И другие ГитлерыУ сбежавшего от жены и сына в Германию Алоиса Гитлера в 1920 году родился ещё один сын, Гейнц.
Этот племянник диктатора пытался быть образцовым наци — и успешно им стал. Окончил Национальный политический институт и стремился дослужиться до офицера вермахта. Но и это не впечатлило дядюшку. Практически всё, что получил от фюрера этот Гитлер, — полное собрание сочинений Карла Мая в 63 томах и возможность иногда отмазываться от дорожной полиции, бравируя фамилией и родством. При этом Гейнц считался «любимым племянником фюрера».
Более того — Гитлер попросту помешал ему стать офицером: из страха перед обвинениями в семейственности клубком единомышленников-партайгеноссе.
Когда рейх вторгся в Советский Союз, Гейнц Гитлер отправился на восток простым унтер-офицером по связи 23-го Потсдамского артиллерийского полка. Во время блицкрига получил Железный крест второго класса. А в ходе зимнего отступления под ударами сибирских дивизий его отправили забрать забытую рацию — но и рацию, и самого Гитлера забрали уже пришедшие русские.
Гейнц Гитлер на Восточном фронтеЕго дальнейшие следы теряются в московских тюрьмах. Возможно, в «Бутырке». Надо полагать, кто-то проявил чрезмерный энтузиазм при допросе. Что неудивительно, учитывая нацистские взгляды этого Гитлера, да и сам факт родства.
Ещё один племянник фюрера, Лео Раубаль, тоже попал в плен на Восточном фронте. Инженер, лейтенант 93-й зенитной дивизии люфтваффе, он угодил в Сталинградский котёл и был ранен. Паулюс предложил Гитлеру эвакуировать племянника на самолёте, пока была такая возможность, но диктатор отказался. Судя по всему, он вообще не слишком любил племянников.
Тридцать первого января Лео Раубаля взяли в плен советские войска, идентифицировали и отправили в Москву. Видимо, он оказался покладистее Гейнца. Лео сообщил советским органам безопасности множество интересных подробностей о заботливом дядюшке и прочих членах семьи фюрера.
Некоторые зарубежные авторы утверждают — со ссылками на Светлану Аллилуеву, — что Гитлер всё же предложил обменять Лео на сына Сталина Якова. Тот попал в плен в начале войны и содержался в лагере Заксенхаузен. Сталин отказался со словами «На войне — как на войне».
Вскоре Яков погиб в концлагере. А Лео после войны был осуждён на 25 лет лагерей по статье о соучастии в военных преступлениях. Он получил амнистию по просьбе канцлера ФРГ Аденауэра в 1955 году, вернулся в Австрию и оставшуюся жизнь работал учителем химии в Линце, попутно пытаясь отсудить у австрийского государства авторские права на «Майн кампф».
Жестокость, эгоизм, склочность и склонность к асоциальному поведению оказались свойственны не только Адольфу Гитлеру. Похоже, свою роль сыграла среди прочего та самая наследственность, которую нацистский лидер возвёл в ранг государственной доктрины и во имя которой погубил миллионы людей.
Алексей Костенков
Не только Адольф Гитлер унаследовал от отца агрессивный нрав вкупе со склонностью к психопатии. Отношения в семействе Гитлеров отличались изрядной сложностью и, как сейчас модно говорить, токсичностью. В 1882 году у Алоиса Гитлера родился незаконнорожденный сын. Незаконнорожденный «технически» — с первой женой герр Алоис разошёлся и жил с Франциской Матцельсбергер, но католическая церковь категорически не признавала разводов. Сына Алоиса и Франциски назвали Алоисом-младшим. Через два года его мать умерла, успев стать фрау Гитлер после смерти предшественницы. Семь лет спустя Клара Пёльцль, очередная жена Алоиса Гитлера, родила мальчика по имени Адольф. Отец будущего фюрера германской нации был раздражительным и скандальным человеком. Алоису-младшему было 14 лет, когда после очередной ссоры он хлопнул дверью и навсегда ушёл из дома. Он отправился в Ирландию и поступил на работу в дублинский отель. Его образ жизни и моральные качества оказались так себе — на рубеже веков Алоис-младший дважды попадал в тюрьму за кражи. В 1909 году на скачках в Дублине он повстречал ирландку Бриджит Доулинг. Посудомойщик из отеля пустил ей пыль в глаза, представившись богатым путешественником. Обман раскрылся, отец Бриджит даже думал засудить жуликоватого немца за киднепинг — но всё окончилось законным браком и переездом в Лондон, а затем Ливерпуль. В 1911 году у них родился сын, названный Уильямом Патриком. Алоис Гитлер-младший и Бриджит Доулинг Увы, характер Алоиса-младшего оказался даже хуже, чем у отца. Он заимел привычку напиваться и избивать малолетнего сына. Потому Бриджит отказалась последовать за мужем на континент в начале 1914 года, когда тот решил поднять денег посредством шулерства. Ну а потом вспыхнула мировая война. Герр Алоис преспокойно нашёл в фатерлянде новую жену, а старой заявил, что умер и денег нет. Гитлер по-ирландски Уильям Патрик и его мать Бриджит поначалу судились с непутёвым отцом, но к концу 1920-х нашли-таки общий язык. Тем более, что единокровный брат Алоиса становился всё более влиятельным политиком. В 1929 году Уильям отправился погостить у отца в Германии и даже посетил партийный съезд нацистов в Нюрнберге. А в 1933 году, после установления диктатуры, и вовсе переехал в рейх, надеясь получить через протекцию дядюшки своё место под солнцем. Вот только дядюшка Адольф отнюдь не спешил признавать племянника, которого счёл «отвратительным». Уильяма пристроили клерком в банк, затем рабочим на завод «Опель». В берлинском ресторанчике отца, где боевики штурмовых отрядов упражнялись в употреблении пива и кидании зиг, ему места тоже не нашлось. Уильям Патрик Племянник диктатора рассчитывал вовсе не на такую работу в стране победившего нацизма под властью родного дядюшки. Не менее оскорбительными были периодические подачки от фюрера в виде пары-тройки сотен рейхсмарок. Уильям обиделся. И не придумал ничего лучше, чем шантажировать дядю Адольфа слухами о его еврейских корнях. Дядя вроде бы даже не разозлился. И предложил племяннику отказаться от британского подданства в обмен на доходное и непыльное место. Но что-то подсказало Уильяму, что это плохая идея. Нацисты тогда ещё пытались соблюдать какие-то приличия, а отправить в лагерь или убить британского подданного означало международный скандал. А вот с гражданином рейха к тому времени можно было сотворить что и как угодно. Уильям Гитлер вернулся в Англию, где, по его словам, опубликовал несколько критических статей и интервью о любимом дядюшке. Дядюшка был в бешенстве. Затем — до сих пор неясно, правда это или нет, — Уильям в последний раз съездил в Германию. Где фюрер устроил ему скандал и пообещал лично пристрелить, если тот опубликует ещё хоть строчку. Учитывая, насколько к тому времени нацизм и его фюрер начали терять берега, несколько сомнительно, что кто-то позволил бы племяннику Гитлера после такого беспрепятственно покинуть территорию рейха. Вендетта против дядюшки Затем племянник с матерью отправились в США, подальше от опасной немецкой родни. За два месяца до начала мировой войны Уильям Гитлер разразился статьёй «Почему я ненавижу своего дядю» в журнале «Лук» (Look). В числе прочего он описал свою попытку визита в горный дом дядюшки в Берхтесгадене в 1936 году. По его словам, фюрер подошёл к нему и настоятельно порекомендовал, поигрывая хлыстом, чтобы тот никогда в жизни не упоминал об их родстве. Заодно Уильям рассказал в статье о самоубийстве беременной сестры Гитлера Гели, а ещё про слухи о её с братом кровосмесительной связи и нерождённом общем ребёнке. Статья изобиловала и иными обидными подробностями, вроде вечной перхоти на пальто диктатора, нервозности и «женственной» жестикуляции в приватной обстановке. После выхода материала племянника фюрера немедленно взял в оборот Уильям Хёрст — отец жёлтой прессы и пиара в современной форме. Медиамагнат имел ультраправые взгляды, ненавидел коммунистов и ещё недавно открыто восхищался Гитлером — но Хрустальная ночь и открытое преследование евреев изменили его взгляды. Он стал ярым врагом нацизма — и отправил Уильяма Гитлера вместе с матерью в турне по США и Канаде с лекциями «Что думает немецкий народ». Лекции повествовали о том, каким отморозком является нацистский фюрер и что из себя представляет его режим. Хёрст исповедовал принцип «скандальный текст важнее фактической точности — пипл схавает, не рефлексируем и распространяем». Вероятно, не без его идейного влияния Бриджит впоследствии опубликовала мемуары «Мой шурин Адольф». Мемуары о том, как Гитлер перед Первой мировой прятался в Англии от призыва в австрийскую армию, и каким жалким он при этом был. Ничего общего с реальностью это не имело: историки давно изучили каждый шаг будущего фюрера, в это самое время он негодовал в ночлежках Вены из-за того, что его не признали художником, и от многонациональности имперской столицы Габсбургов. Гитлер под американским флагом Когда японцы атаковали Пёрл-Харбор, а Германия объявила войну США, Уильям обратился с письмом к президенту Рузвельту с просьбой зачислить его в доблестные ряды американских вооружённых сил. Когда он прибыл по месту назначения, регистрирующий офицер поинтересовался его фамилией. «Гитлер», честно ответил Уильям. «Очень приятно, мистер Гитлер, а меня зовут Гесс», — ответил офицер. Что было чистой правдой: Уильяма П. Гитлера встречал Гейл К. Гесс. На Тихом океане Гитлер получил ранение японской шрапнелью и заслуженное Пурпурное сердце. После войны он демобилизовался, стал гражданином США, сменил фамилию на ничем не примечательную Стюарт-Хьюстон. Бывший Гитлер, племянник фюрера, создал медицинский бизнес по анализам крови, после чего прожил без особых приключений до смерти в 1987 году. Ни у одного из его трёх сыновей детей не было, отчего и возникла журналистская байка о «тайном договоре не продолжать гитлеровский род». И другие Гитлеры У сбежавшего от жены и сына в Германию Алоиса Гитлера в 1920 году родился ещё один сын, Гейнц. Этот племянник диктатора пытался быть образцовым наци — и успешно им стал. Окончил Национальный политический институт и стремился дослужиться до офицера вермахта. Но и это не впечатлило дядюшку. Практически всё, что получил от фюрера этот Гитлер, — полное собрание сочинений Карла Мая в 63 томах и возможность иногда отмазываться от дорожной полиции, бравируя фамилией и родством. При этом Гейнц считался «любимым племянником фюрера». Более того — Гитлер попросту помешал ему стать офицером: из страха перед обвинениями в семейственности клубком единомышленников-партайгеноссе. Когда рейх вторгся в Советский Союз, Гейнц Гитлер отправился на восток простым унтер-офицером по связи 23-го Потсдамского артиллерийского полка. Во время блицкрига получил Железный крест второго класса. А в ходе зимнего отступления под ударами сибирских дивизий его отправили забрать забытую рацию — но и рацию, и самого Гитлера забрали уже пришедшие русские. Гейнц Гитлер на Восточном фронте Его дальнейшие следы теряются в московских тюрьмах. Возможно, в «Бутырке». Надо полагать, кто-то проявил чрезмерный энтузиазм при допросе. Что неудивительно, учитывая нацистские взгляды этого Гитлера, да и сам факт родства. Ещё один племянник фюрера, Лео Раубаль, тоже попал в плен на Восточном фронте. Инженер, лейтенант 93-й зенитной дивизии люфтваффе, он угодил в Сталинградский котёл и был ранен. Паулюс предложил Гитлеру эвакуировать племянника на самолёте, пока была такая возможность, но диктатор отказался. Судя по всему, он вообще не слишком любил племянников. Тридцать первого января Лео Раубаля взяли в плен советские войска, идентифицировали и отправили в Москву. Видимо, он оказался покладистее Гейнца. Лео сообщил советским органам безопасности множество интересных подробностей о заботливом дядюшке и прочих членах семьи фюрера. Некоторые зарубежные авторы утверждают — со ссылками на Светлану Аллилуеву, — что Гитлер всё же предложил обменять Лео на сына Сталина Якова. Тот попал в плен в начале войны и содержался в лагере Заксенхаузен. Сталин отказался со словами «На войне — как на войне». Вскоре Яков погиб в концлагере. А Лео после войны был осуждён на 25 лет лагерей по статье о соучастии в военных преступлениях. Он получил амнистию по просьбе канцлера ФРГ Аденауэра в 1955 году, вернулся в Австрию и оставшуюся жизнь работал учителем химии в Линце, попутно пытаясь отсудить у австрийского государства авторские права на «Майн кампф». Жестокость, эгоизм, склочность и склонность к асоциальному поведению оказались свойственны не только Адольфу Гитлеру. Похоже, свою роль сыграла среди прочего та самая наследственность, которую нацистский лидер возвёл в ранг государственной доктрины и во имя которой погубил миллионы людей. Алексей Костенков
Комментарии (0)