Тревога! В воздухе сверхзвуковые медведи! - «ДНР и ЛНР»

  • 17:16, 18-апр-2019
  • ДНР и ЛНР
  • Христофор
  • 0

Испытания системы катапультирования для первых сверхзвуковых самолётов оказались слишком опасными. Добровольцев на роль испытателей не было. Тогда решили использовать… медведей. Как косолапые покоряли сверхзвук — сейчас расскажем.


Есть такая байка: после полёта Белки и Стрелки в космос в ООН пришло письмо от инициативной группы женщин из штата Миссисипи. В нём американки клеймили советских учёных, подвергающих собак бесчеловечным опытам. Женщины требовали срочно прекратить ужасные эксперименты.

В конце стояла приписка: если уж так требуется ради науки запускать кого-нибудь в космос, то можно использовать маленьких негритят. Благо в Миссисипи их навалом и не очень жалко.

Штурмуя сверхзвук

Это, конечно, байка. Но времена тогда и в самом деле стояли прекрасные. Уже больше десяти лет прошло, как человечество проверило на прочность звуковой барьер и осталось довольно. Летать быстрее звука получилось. Инженеры разных стран соревновались в создании более мощных и быстрых реактивных двигателей. Самолёты стали напоминать космические ракеты, и лишь выдающиеся над фюзеляжем плексигласовые фонари и сидящий внутри пилот показывали, что перед нами всё-таки самолёт.


Сверхзвуковой бомбардировщик Convair B-58 Hustler
Точно! Пилоты! Как оказалось, летать на сверхзвуковых скоростях люди уже научились, а вот спасаться в случае чего — ещё нет. Раньше было проще. Почуяв «запах жареного», лётчик открывал фонарь и переваливался кулем за борт. А там уже раскрывал парашют и приземлялся.
На сверхзвуковых скоростях всё сложнее. И фонарь не открыть, и гимнастические упражения совершать нет никакой возможности.

В 1958 году проблема спасения на сверхзвуковой скорости встала в полный рост перед пилотами первого в мире сверхзвукового бомбардировщика Convair B-58 Hustler. При попытках покинуть опытную машину на сверхзвуковой скорости в обычных катапультируемых креслах лётчики-испытатели гибли или калечились.


Спасательная капсула фирмы "Стэнли" в открытом и закрытом состоянии
Конструкторы напряглись и предложили герметизированные спасательные капсулы фирмы «Стэнли». И — почти фантастика! После активации системы спасения перед каждым из трёх членов экипажа (пилотом, штурманом и оператором оборонительных систем) захлопывались створки капсулы, после чего срабатывало катапультирование.
К слову, в версии для пилота имелся иллюминатор (у остальных его не было). Его дали лётчику для возможности продолжать пилотирование при закрытых створках устройства на случай разгерметизации. Ну, или если просто всем в самолёте вдруг стало страшновато — створки закрыли и продолжили полёт, но уже готовые катапультироваться в любую секунду.

Первому медведю приготовиться

Правда, когда встал вопрос об испытаниях этого чудо-изобретения, добровольцев почему-то не нашлось. Ветер впустую трепал объявления о наборе желающих, а лётчики обходили центр испытаний третьей дорогой.

Именно тогда кому-то из «яйцеголовых» в голову пришла идея использовать для испытаний медведя.
Натурального такого медведя, весом с лётчика американских ВВС.

Серьёзным плюсом были короткие задние конечности мишки. Дело в том, что в ограниченном объёме капсулы пилоту предписывалось практически втянуть ноги в себя, перед тем как закрыть шторки катапультируемого устройства. Сидящий же в кресле пилота медведь мог делать с ногами что хочет.

Косолапого заманивали в капсулу лакомствами, успокаивали и фиксировали в требуемом положении.


Медведь-испытатель Йоги
21 марта 1962-го состоялся первый эксперимент. Мишка по кличке Йоги на высоте более 10 000 метров и на скорости в 1400 километров в час покинул борт бомбардировщика и стал первой в истории медвечества особью, катапультировавшейся на сверхзвуковой скорости.

Через семь минут и 49 секунд капсула спасения «Стэнли» с жутко испуганным, абсолютно недовольным, но живым и здоровым медведем коснулась земли. А уже через две недели первый медвежий рекорд был побит. Собрата Йоги по кличке Большой Джон катапультировали с высоты в 13 700 метров на скорости, превышавшей 1600 километров в час. И тоже удачно.


Удачное приземление
Хватит

Дай учёным волю, они бы так и продолжили запускать несчастных медведей в воздух. Но животные оказались памятливые: при попытке посадить их в «яйцо» второй раз сражались до последнего. Заказывать новых, ещё «необлётанных» косолапых оказалось слишком дорого.

А потому опыты продолжили по старинке, на людях.

По результатам испытаний спасательные капсулы признали удачной заменой креслам для катапультирования и, несмотря на их почти космическую стоимость, установили на все В-58А, кроме учебных. Нет, ну правда, слишком дорого.
После дальнейших экспериментов оказалось, что чудо-устройства обеспечивают спасение лётчика на скоростях до 2,2 М и высотах более 20 000 метров. А вот на небольших скоростях — увы — использовать их было нельзя. Скорее всего, именно поэтому технология и не получила распространения.

Convair B-58 Hustler прослужили ещё восемь лет, после чего их сняли с эксплуатации. Единственным их боевым применением стал облёт Кубы во время Карибского кризиса. А запомнились они лишь высокой аварийностью да сверхзвуковыми медведями.

* * *
Как известно, сверхзвуковая скорость — далеко не предел. Сейчас разрабатывают летательные аппараты с гиперзвуковой скоростью. Но те, скорее всего, будут беспилотными.

Михаил Котов

Испытания системы катапультирования для первых сверхзвуковых самолётов оказались слишком опасными. Добровольцев на роль испытателей не было. Тогда решили использовать… медведей. Как косолапые покоряли сверхзвук — сейчас расскажем. Есть такая байка: после полёта Белки и Стрелки в космос в ООН пришло письмо от инициативной группы женщин из штата Миссисипи. В нём американки клеймили советских учёных, подвергающих собак бесчеловечным опытам. Женщины требовали срочно прекратить ужасные эксперименты. В конце стояла приписка: если уж так требуется ради науки запускать кого-нибудь в космос, то можно использовать маленьких негритят. Благо в Миссисипи их навалом и не очень жалко. Штурмуя сверхзвук Это, конечно, байка. Но времена тогда и в самом деле стояли прекрасные. Уже больше десяти лет прошло, как человечество проверило на прочность звуковой барьер и осталось довольно. Летать быстрее звука получилось. Инженеры разных стран соревновались в создании более мощных и быстрых реактивных двигателей. Самолёты стали напоминать космические ракеты, и лишь выдающиеся над фюзеляжем плексигласовые фонари и сидящий внутри пилот показывали, что перед нами всё-таки самолёт. Сверхзвуковой бомбардировщик Convair B-58 Hustler Точно! Пилоты! Как оказалось, летать на сверхзвуковых скоростях люди уже научились, а вот спасаться в случае чего — ещё нет. Раньше было проще. Почуяв «запах жареного», лётчик открывал фонарь и переваливался кулем за борт. А там уже раскрывал парашют и приземлялся. На сверхзвуковых скоростях всё сложнее. И фонарь не открыть, и гимнастические упражения совершать нет никакой возможности. В 1958 году проблема спасения на сверхзвуковой скорости встала в полный рост перед пилотами первого в мире сверхзвукового бомбардировщика Convair B-58 Hustler. При попытках покинуть опытную машину на сверхзвуковой скорости в обычных катапультируемых креслах лётчики-испытатели гибли или калечились. Спасательная капсула фирмы "Стэнли" в открытом и закрытом состоянии Конструкторы напряглись и предложили герметизированные спасательные капсулы фирмы «Стэнли». И — почти фантастика! После активации системы спасения перед каждым из трёх членов экипажа (пилотом, штурманом и оператором оборонительных систем) захлопывались створки капсулы, после чего срабатывало катапультирование. К слову, в версии для пилота имелся иллюминатор (у остальных его не было). Его дали лётчику для возможности продолжать пилотирование при закрытых створках устройства на случай разгерметизации. Ну, или если просто всем в самолёте вдруг стало страшновато — створки закрыли и продолжили полёт, но уже готовые катапультироваться в любую секунду. Первому медведю приготовиться Правда, когда встал вопрос об испытаниях этого чудо-изобретения, добровольцев почему-то не нашлось. Ветер впустую трепал объявления о наборе желающих, а лётчики обходили центр испытаний третьей дорогой. Именно тогда кому-то из «яйцеголовых» в голову пришла идея использовать для испытаний медведя. Натурального такого медведя, весом с лётчика американских ВВС. Серьёзным плюсом были короткие задние конечности мишки. Дело в том, что в ограниченном объёме капсулы пилоту предписывалось практически втянуть ноги в себя, перед тем как закрыть шторки катапультируемого устройства. Сидящий же в кресле пилота медведь мог делать с ногами что хочет. Косолапого заманивали в капсулу лакомствами, успокаивали и фиксировали в требуемом положении. Медведь-испытатель Йоги 21 марта 1962-го состоялся первый эксперимент. Мишка по кличке Йоги на высоте более 10 000 метров и на скорости в 1400 километров в час покинул борт бомбардировщика и стал первой в истории медвечества особью, катапультировавшейся на сверхзвуковой скорости. Через семь минут и 49 секунд капсула спасения «Стэнли» с жутко испуганным, абсолютно недовольным, но живым и здоровым медведем коснулась земли. А уже через две недели первый медвежий рекорд был побит. Собрата Йоги по кличке Большой Джон катапультировали с высоты в 13 700 метров на скорости, превышавшей 1600 километров в час. И тоже удачно. Удачное приземление Хватит Дай учёным волю, они бы так и продолжили запускать несчастных медведей в воздух. Но животные оказались памятливые: при попытке посадить их в «яйцо» второй раз сражались до последнего. Заказывать новых, ещё «необлётанных» косолапых оказалось слишком дорого. А потому опыты продолжили по старинке, на людях. По результатам испытаний спасательные капсулы признали удачной заменой креслам для катапультирования и, несмотря на их почти космическую стоимость, установили на все В-58А, кроме учебных. Нет, ну правда, слишком дорого. После дальнейших экспериментов оказалось, что чудо-устройства обеспечивают спасение лётчика на скоростях до 2,2 М и высотах более 20 000 метров. А вот на небольших скоростях — увы — использовать их было нельзя. Скорее всего, именно поэтому технология и не получила распространения. Convair B-58 Hustler прослужили ещё восемь лет, после чего их сняли с эксплуатации. Единственным их боевым применением стал облёт Кубы во время Карибского кризиса. А запомнились они лишь высокой аварийностью да сверхзвуковыми медведями. * * * Как известно, сверхзвуковая скорость — далеко не предел. Сейчас разрабатывают летательные аппараты с гиперзвуковой скоростью. Но те, скорее всего, будут беспилотными. Михаил Котов


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!